Шаурма чья национальная еда. Откуда к нам пришла шаурма, ее польза и вред

Сегодня, чтобы все успеть, приходится вертеться как белка в колесе: бежать на работу, заехать в магазин, заплатить за квартиру и т. д. Учитывая такой ритм жизни, мало кто позволит себе полноценное питание строго по расписанию, поэтому турецкие закуски (шаурма или шаверма) в данном случае - отличный вариант полезного и вкусного перекуса, благодаря которому можно получить новые силы и необходимую энергию.

В современных русских словарях легко найти определение шаурмы, а вот шаверма для многих остается под вопросом. Попробуем разобраться, в чем разница между этими двумя блюдами.

Шаурма - ближневосточное блюдо из лаваша, начиненное приготовленным на гриле рубленым мясом, соусом, свежими овощами и специями. В мусульманских странах для начинки такого блюда используют мясо баранины, курятины, телятины и индюшки, а в немусульманских наиболее часто - свинину.

Шаурма не требует при ее употреблении использования столовых приборов и готовится по специальной технологии. Мясо поджаривается в предназначенных для жарки вертикальных грилях и в процессе приготовления по мере готовности обрезается длинным ножом, а тонкие сочные кусочки, в свою очередь, служат основной начинкой традиционного блюда, в которое также для вкуса добавляют мелко нарезанные овощи (капусту, огурец, помидор и др.) и красный томатный или белый чесночный соус. Все ингредиенты для начинки перемешиваются и заворачиваются в лаваш; блюдо готово.

Каковы отличия между шавермой и шаурмой, с трудом ответит даже турок. И все же закуски в лаваше стали настолько популярны во всем мире, что сегодня разные названия могут подразумевать одно и то же.

Шаурма, шаверма, донер-кебаб, дюнер, дюрюм - все это одно блюдо из жареного мяса с овощами в лепешке или лаваше, которое в разных регионах называется по-разному:

  • в Азербайджане - денер-кебаб или денер;
  • в Армении - карси-хоровац;
  • в Алжире - денер;
  • в Болгарии - дюнер;
  • в Бельгии - пита-дюрюм или дюрюм;
  • в Великобритании - кебаб;
  • в Германии - денер-кеба, денер или дюрюм;
  • в Греции - гирос пита;
  • в Израиле - шаварма, шварма или шуарма;
  • в Иране - турецкий кебаб;
  • в Казахстане - донер-кебаб или шаурма (на каз. шауырма);
  • в Ливии - кубба;
  • в России - шаурма или шаверма;
  • в Узбекистане - турк-кабоб.

Этот восточный фастфуд покорил почти весь мир и составил достойную конкуренцию гамбургеру и картофелю фри. В России он также в зависимости от регионов называется по-разному. К примеру, в Санкт-Петербурге чаще всего употребляется слово «шаверма», в Москве «шаурма», а в Твери и вовсе «шаварма», при этом стоит отметить, что вкусовые качества блюд совершенно одинаковые.

Маркетинговый ход

Также причиной существования такого количества названий одного блюда послужил своего рода маркетинговый ход, когда возникла конкуренция между компаниями, изготавливающими данный фастфуд. Чтобы привлечь покупателей, бизнесменам приходилось постоянно придумывать впечатляющие восточные названия и делать рекламные акции на товар. Представители малоизвестных компаний и частных фирм давали поставляемой продукции новые названия, меняя в содержимом предлагаемого блюда один-два ингредиента (соус, овощи или специи). Например, вместо томата стали добавлять сладкий перец, а вместо чесночного соуса - майонез.

И когда появилась первая мода на шашлык в лаваше, а количество потребителей сократилось, нужно было срочно искать альтернативу рынку. И она нашлась: появились мини-кафе и бесчисленные киоски на рынках, в которых предлагалось попробовать донер-кебаб или дюрюм . Суть от этого никак не изменилась, но интерес покупателя принес неплохой результат.

История создания шаурмы

Создал шаурму Кадыр Нурман. По происхождению он турок, но проживал в то время Берлине. В 1972 году Кадыр начал свой небольшой бизнес и придумал продавать мясо, завернутое в лаваш. Это блюдо он приготовил по мотивам турецкого кебаба, который был адаптирован для вечно спешащих жителей так называемого Старого Света. К концу ХХ века блюдо маленького бизнесмена завоевало огромную популярность. В каждом европейском городе имелись ларьки, в которых на вертикальных вертелах поджаривали мясо и продавали прохожим.

Выходцы из южных государств научились ловко заворачивать мясо в лепешки, добавлять разные овощи и щедро поливать соусом. Фастфуд с Востока полюбился многим европейцам за сытность, свежесть и быстроту приготовления. Казалось бы, изобретение Кадыра должно было стать золотым дном для него, но из-за того, что рецепт был не запатентован, идейный создатель шаурмы не смог разбогатеть. Но несмотря на это, он остался доволен, ведь понимал, что благодаря ему соотечественники смогли хорошо заработать в Европе. Вклад Кадыра Нурмана на официальном уровне оценили в популярности турецкого кебаба в 2011 году, за 2 года до его смерти.

Как приготовить шаурму

Как приготовить всем известное лакомое блюдо знает даже школьник, ведь его рецепт постоянно передается из уст в уста.

Понадобится:

  • 400−500 грамм мяса (филе курицы, мясо свинины или баранины);
  • 150 грамм зеленого салата;
  • 4 листа свежего лаваша;
  • 1- 2 огурца (можно использовать маринованные огурцы);
  • спелый помидор;
  • 1 луковица;
  • 150 мл растительного масла;
  • 1 головка чеснока;
  • по вкусу: карри, перец, соль, кориандр.

Приготовление начинки

Начинку нужно готовить в три этапа:

  1. Замариновать овощи.
  2. Пожарить мясо.
  3. Приготовить соус.

Для приготовления соуса дополнительно потребуется:

  • 5 ст. ложек ряженки;
  • 6 ст. ложек майонеза;
  • смесь перцев или несколько видов перцев;
  • 2 зубчика раздавленного чеснока.

Приготовление шаурмы

Подготовленные овощи промываем, сушим и мелко нарезаем. Мясо - главная составляющая блюда, поэтому вкус шаурмы всегда зависит от его правильного приготовления. Чтобы придать мясу жирности и приготовить максимально приближенную его копию восточного кебаба в домашних условиях, нужно раскалить в глубокой сковородке растительное масло и поджарить в нем сначала крупно порезанный или раздавленный чеснок, а затем тонко порезанные продолговатые кусочки мяса. После чего добавить смесь приготовленных специй и жарить начинку до золотистой корочки , помешивая, чтобы специи не пригорали, иначе вкус блюда в дальнейшем не порадует.

Когда начинка для основного блюда будет готова, можно приступать к приготовлению соуса. Для этого нужно соединить чеснок и ряженку и хорошо эту смесь перемешать. После чего оставить ее на 1 час 30 мин в теплом месте, за это время сок чеснока (его пряный вкус) сможет раскрыться именно в ряженке, затем добавить в соус специи и майонез, перемешать и оставить для добавления к начинке.

Начинаем формировать шаурму. На листы лаваша необходимо сначала положить вымытые сухие листочки зеленого салата, затем овощную начинку, а на нее хорошо прожаренные сочные мясные кусочки. После чего получившуюся горку приправляем соусом, здесь важно не переборщить, иначе можно получить в результате мокрый рулет. После этого заворачиваем лаваш в произвольном порядке. Шаурма готова.

Видео

Из этого видео вы узнаете, чем же отличается шаверма от шаурмы.

Не получили ответ на свой вопрос? Предложите авторам тему.

Описание

Шаурма, которую в разных странах называют еще шавермой, шуармой или донер-кебаб, является ближневосточным блюдом (вероятней всего, турецкого происхождения) из лаваша или питы, начиненных рубленым обжаренным мясом с добавлением соусов, разных специй и салата из свежих овощей.

Для приготовления этого быстрого блюда подходит почти любое мясо: в него кладут баранину, свинину, говядину, индейку или куриное филе. Хотя в некоторых странах согласно национальным кулинарным традициям в шаурму добавляют определенный вид мяса: например, в Ливии, Турции и других мусульманских государствах - баранину или верблюжье мясо, а в Израиле - индейку или цыпленка.

Мясо для шаурмы обжаривают на специальном оборудовании и по особой технологии. Мясная вырезка, предварительно замаринованная в специальном соусе, нанизывается на вертикальный вращающийся вертел, вдоль которого расположены беспламенные газовые горелки. В процессе обжаривания с мяса длинным ножом срезают тонкие кусочки, которые и составляют основу начинки шаурмы.

Донер-кебаб - блюдо вариативное: только в Украине и России насчитывается пару десятков рецептов его приготовления. Вместо лепешки питы некоторые используют тонкий лаваш, а свежие овощи для шаурмы можно подобрать, руководствуясь личными гастрономическими предпочтениями. Так, зимой зачастую добавляют корейскую морковь и капусту, а летом в ход идут свежие помидоры и огурцы. Что касается специй, то их в шаурме не бывает слишком много. Ее приправляют красным и черным перцем, куркумой, зирой - считается, что вкус этого блюда должен быть огненно острым. Кроме специй, шаурма богата и зеленью: по рецепту в ней должно быть много петрушки, укропа и кинзы, а некоторые добавляют еще чеснок и зеленый лук.

В настоящей шаурме не должно быть ни майонеза, ни кетчупа - идея использовать в рецептуре эти ингредиенты пришла на ум предпринимательным местным торговцам, которые решили сэкономить на более дорогостоящем сырье. Донер-кебаб должен наполняться сметанным или кефирным соусом с зеленью и чесноком.

В Украине предлагают также вегетарианскую версию шаурмы. А некоторые даже умудряются готовить это блюдо с рыбными консервами или мясными полуфабрикатами (сардельками, сосисками и др.).

Донер-кебаб подается в основном в пите или лаваше, но существует и «тарелочный» вариант этой еды: мясную и овощную начинку выкладывают на тарелку и подают вместе с хлебом или подогретой лепешкой.

Состав и полезные свойства шаурмы

Современные диетологи «приклеили» шаурме ярлык фаст-фуда, и в этом вопросе есть одно «но». Правильно приготовленный в домашних условиях донер-кебаб является вполне нормальной, а вовсе не вредной едой. Делать его нужно исключительно из полезных продуктов. Так, из мяса предпочтение стоит отдать телятине, курице или индейке - ведь это наиболее диетические его виды. В их мясе почти нет холестерина, зато оно богато белками, витаминами А, Е, группы В и многими минералами (железом, калием, йодом, марганцем, фосфором и др.).

В «правильной» шаурме калорийный и вредный майонез нужно заменить кефирным либо сметанным соусом с чесноком, а кетчуп - свежеприготовленной томатной пастой. В состав этого блюда также входят свежие овощи, многие из которых обладают антиоксидантными свойствами, и содержат большое количество витаминов и других полезных организму веществ. Специи, которыми приправляют донер-кебаб, являются натуральными антибиотиками, но важно не переусердствовать с ними. А если к блюду добавить побольше свежей зелени, то из него получится весьма питательный и полезный продукт, который усилит иммунитет и пополнит организм белком и недостающими микроэлементами и витаминами.

Вред

Угрозу здоровью для каждого человека составляет шаурма, приобретенная на улице в ларьке. Ученые установили, что одна порция этого блюда равнозначна выпитому стакану растопленного кулинарного жира. Но ожирение - далеко не единственное неприятное последствие фаст-фуда: в одном ряду с ним стоят диабет, различные болезни сердца и печени, инфекционные заболевания ЖКТ, несварение и просто расстройство желудка. Учеными также установлена связь между регулярным употреблением фаст-фуда (включая и шаурму) и возникновением депрессии, болезни Альгеймера и даже шизофрении.

Существуют ограничения и в употреблении домашней шаурмы. Ее не рекомендуют тем, кого беспокоят любые проблемы с ЖКТ и склонность к ожирению. Из-за большого количества специй и чеснока шаурма противопоказана людям с больной печенью, кормящим матерям и детям.

çevirme ), в некоторых странах называемое дёнер-кеба́б , дёнер-кебаб , Донер-кебаб (тур. döner kebab ) - ближневосточное блюдо арабского происхождения из питы или лаваша , начинённого приготовленым на гриле, а затем рубленым мясом (баранина , курятина , реже телятина , индюшатина) с добавлением специй , соусов и салата из свежих овощей . В немусульманских странах может встречаться и свинина . Употребляется без приборов . Относительная быстрота приготовления делает шаурму одним из блюд фаст-фуда .

Приготовление

Для шаурмы выбирается мясо - баранина , индюшатина , говядина , курятина , иногда свинина (например, на Средном рынке в Нижнем Новгороде – у армян). Мясо поджаривается по специальной технологии в предназначенных для этого вертикальных грилях . Куски нанизываются на вертикально расположенный вертел, вращающийся вокруг своей оси и относительно нагревательных элементов, расположенных вдоль вертела. По мере поджаривания мяса его срезают при помощи длинного ножа (или специальным электрическим дисковым ножом) тонкими кусочками, которые падают в поддон. Эти кусочки затем дополнительно измельчаются.

Вместе с мясом в начинку лаваша или питы добавляют соус (белый чесночный и красный томатный) и овощи (томаты, капусту и огурцы).

Названия в различных регионах

Страны в алфавитном порядке:

  • В Азербайджане шавермой называют блюдо с белым кисло-сладким соусом и в лаваше, в то время как традиционная шаверма называется дёнер-кеба́б или просто «дёнер» (азерб. dönər ) .
  • В Алжире шаверма называется дене́р .
  • В Армении это блюдо называется карси-хоровац (шашлык по-карски). Шашлык по-карски представляет собой большой кусок мяса на вертеле, с которого постепенно срезают кусочки по мере приготовления и заворачивают их в псацах (тонкий пресный листовой «лаваш»).
  • В Бельгии используется название пита-дюрюм (фр. pita durum ), или просто durum (от турецкого dürüm - завёрнутый), если начинка завёрнута в тонкий лаваш, или просто пита (фр. pita ), если начинка кладётся в половинку питы .
  • В Болгарии используется название дюнер .
  • В Великобритании называют сокращенно «кебаб» от турецкого - Döner kebab .
  • В Германии используется название дёнер-кеба́б (нем. Döner kebab ), или просто Döner . Также используется название дю́рюм (от турецкого dürüm - завёрнутый), если начинка завёрнута в тонкий лаваш. Встречается и название турецкая пицца (нем. Türkische Pizza ) .
  • В Греции и на Крите мясо, приготовленное на вертикальном вертеле, называется гирос , а начинённая этим мясом пита - гирос пита .
  • В Израиле для того же блюда используется название шава́рма , но из-за отсутствия огласовок в обычном написании на иврите (שווארמה) широко распространено прочтение «шва́рма» ; арабы, живущие в Израиле, произносят его как шуа́рма . Подается в лепёшке-пите , или в тонком лаваше - лафе. Коренные иерусалимцы называют лафу «эштану́р». Любимые приправы - хумус , сезамный соус , «амба» (жидкая приправа из маринованного манго), острый схуг . В израильской шаурме полностью отсутствуют молочные составляющие в любом виде из соображений кашрута .
  • В Иране блюдо называют «турецким кебабом» (перс. کباب ترکی ‎ kabāb-e torki).
  • В Казахстане продаётся и шаверма, и различные донеры (донер-кебаб, донер-дурум).
  • Ливанское название для шавермы - кубба́ .
  • В Литве блюдо называется просто кеба́бас (лит. kebabas ).
  • В Польше используется название ке́баб (от нем. Dönerkebab ) с поправкой на польское ударение (всегда на предпоследний слог).
  • В России:
    • На Дальнем Востоке (Хабаровск , Южно-Сахалинск), принято название - шаурма. В Благовещенске - изначально - шаверма. Сейчас встречаются также названия шаурма и донар.
    • В Центральной Сибири приняты названия - шаурма и дёнер .
    • В Москве употребляется как шаурмá , а в Санкт-Петербурге и Белгороде употребляется слово шаве́рма (см. Различия в речи москвичей и петербуржцев). В находящейся же между Санкт-Петербургом и Москвой Твери используется слово шава́рма . В Калининграде - шаверма , реже - шаурма . При этом московская шаурма и питерская шаверма имеют разный размер (московская меньше) и разный состав ингредиентов (в Москве часто добавляется капуста и малосольные огурцы, в Санкт-Петербурге - только свежие огурцы, помидоры и лук). В Санкт-Петербурге существует вариант блюда "шаверма на тарелке", представляющий собой практически классическое второе блюдо. В состав этого варианта блюда входят мясо, овощи, приправы и жареный картофель. В 2016 году там можно наблюдать и вывески "шаурма".
    • На Урале (Екатеринбург , Пермь) приняты оба названия - шаурма для блюда, где начинка заворачивается в псацах, а шаверма - когда берётся половинка питы и наполняется начинкой.
    • В ЮФО (Ростов-на-Дону , Краснодар , Волгоград) принято название шаурма .
    • В Пятигорске, а также в других частях СКФО блюдо в кармашке лепешки (пите) называется (по-гречески) гиро . Для его приготовления мясом фаршируют кармашек лепешки, которую слегка обжаривают с двух сторон и добавляют рубленые овощи, жареную картошку, немного зелени, салата и соус.
      • В Северной Осетии шавермой называют начинённый говядиной (реже свининой или бараниной) лаваш, а курицей - таук ("курица" по-тюркски).
  • В Румынии употребляется название шаорма или шоорма .
  • В Таджикистане в основном употребляется название шаурма .
  • В Туркменистане употребляются названия шаурма , турк кебаби и донер кебаб .
  • В Узбекистане распространено название турк-кабоб . Однако, завернутый в лаваш, называется часто просто «лаваш», а «турк-кабоб» означает приготовленный в тонком хлебце, как пита. «Донар» подается как отдельное второе блюдо с гарниром.
  • Во Франции это блюдо называется кебаб (le kebab) или chawarma.
  • В Чехии для этого блюда используется название ги́рос - греческого происхождения .

См. также

  • Бешбармак - крошеное мясо с лапшой
  • Кебабы

Напишите отзыв о статье "Шаурма"

Примечания

Ссылки

  • - по материалам The guardian

Отрывок, характеризующий Шаурма

Алпатыч вышел. Князь подошел опять к бюро, заглянув в него, потрогал рукою свои бумаги, опять запер и сел к столу писать письмо губернатору.
Уже было поздно, когда он встал, запечатав письмо. Ему хотелось спать, но он знал, что не заснет и что самые дурные мысли приходят ему в постели. Он кликнул Тихона и пошел с ним по комнатам, чтобы сказать ему, где стлать постель на нынешнюю ночь. Он ходил, примеривая каждый уголок.
Везде ему казалось нехорошо, но хуже всего был привычный диван в кабинете. Диван этот был страшен ему, вероятно по тяжелым мыслям, которые он передумал, лежа на нем. Нигде не было хорошо, но все таки лучше всех был уголок в диванной за фортепиано: он никогда еще не спал тут.
Тихон принес с официантом постель и стал уставлять.
– Не так, не так! – закричал князь и сам подвинул на четверть подальше от угла, и потом опять поближе.
«Ну, наконец все переделал, теперь отдохну», – подумал князь и предоставил Тихону раздевать себя.
Досадливо морщась от усилий, которые нужно было делать, чтобы снять кафтан и панталоны, князь разделся, тяжело опустился на кровать и как будто задумался, презрительно глядя на свои желтые, иссохшие ноги. Он не задумался, а он медлил перед предстоявшим ему трудом поднять эти ноги и передвинуться на кровати. «Ох, как тяжело! Ох, хоть бы поскорее, поскорее кончились эти труды, и вы бы отпустили меня! – думал он. Он сделал, поджав губы, в двадцатый раз это усилие и лег. Но едва он лег, как вдруг вся постель равномерно заходила под ним вперед и назад, как будто тяжело дыша и толкаясь. Это бывало с ним почти каждую ночь. Он открыл закрывшиеся было глаза.
– Нет спокоя, проклятые! – проворчал он с гневом на кого то. «Да, да, еще что то важное было, очень что то важное я приберег себе на ночь в постели. Задвижки? Нет, про это сказал. Нет, что то такое, что то в гостиной было. Княжна Марья что то врала. Десаль что то – дурак этот – говорил. В кармане что то – не вспомню».
– Тишка! Об чем за обедом говорили?
– Об князе, Михайле…
– Молчи, молчи. – Князь захлопал рукой по столу. – Да! Знаю, письмо князя Андрея. Княжна Марья читала. Десаль что то про Витебск говорил. Теперь прочту.
Он велел достать письмо из кармана и придвинуть к кровати столик с лимонадом и витушкой – восковой свечкой и, надев очки, стал читать. Тут только в тишине ночи, при слабом свете из под зеленого колпака, он, прочтя письмо, в первый раз на мгновение понял его значение.
«Французы в Витебске, через четыре перехода они могут быть у Смоленска; может, они уже там».
– Тишка! – Тихон вскочил. – Нет, не надо, не надо! – прокричал он.
Он спрятал письмо под подсвечник и закрыл глаза. И ему представился Дунай, светлый полдень, камыши, русский лагерь, и он входит, он, молодой генерал, без одной морщины на лице, бодрый, веселый, румяный, в расписной шатер Потемкина, и жгучее чувство зависти к любимцу, столь же сильное, как и тогда, волнует его. И он вспоминает все те слова, которые сказаны были тогда при первом Свидании с Потемкиным. И ему представляется с желтизною в жирном лице невысокая, толстая женщина – матушка императрица, ее улыбки, слова, когда она в первый раз, обласкав, приняла его, и вспоминается ее же лицо на катафалке и то столкновение с Зубовым, которое было тогда при ее гробе за право подходить к ее руке.
«Ах, скорее, скорее вернуться к тому времени, и чтобы теперешнее все кончилось поскорее, поскорее, чтобы оставили они меня в покое!»

Лысые Горы, именье князя Николая Андреича Болконского, находились в шестидесяти верстах от Смоленска, позади его, и в трех верстах от Московской дороги.
В тот же вечер, как князь отдавал приказания Алпатычу, Десаль, потребовав у княжны Марьи свидания, сообщил ей, что так как князь не совсем здоров и не принимает никаких мер для своей безопасности, а по письму князя Андрея видно, что пребывание в Лысых Горах небезопасно, то он почтительно советует ей самой написать с Алпатычем письмо к начальнику губернии в Смоленск с просьбой уведомить ее о положении дел и о мере опасности, которой подвергаются Лысые Горы. Десаль написал для княжны Марьи письмо к губернатору, которое она подписала, и письмо это было отдано Алпатычу с приказанием подать его губернатору и, в случае опасности, возвратиться как можно скорее.
Получив все приказания, Алпатыч, провожаемый домашними, в белой пуховой шляпе (княжеский подарок), с палкой, так же как князь, вышел садиться в кожаную кибиточку, заложенную тройкой сытых саврасых.
Колокольчик был подвязан, и бубенчики заложены бумажками. Князь никому не позволял в Лысых Горах ездить с колокольчиком. Но Алпатыч любил колокольчики и бубенчики в дальней дороге. Придворные Алпатыча, земский, конторщик, кухарка – черная, белая, две старухи, мальчик казачок, кучера и разные дворовые провожали его.
Дочь укладывала за спину и под него ситцевые пуховые подушки. Свояченица старушка тайком сунула узелок. Один из кучеров подсадил его под руку.
– Ну, ну, бабьи сборы! Бабы, бабы! – пыхтя, проговорил скороговоркой Алпатыч точно так, как говорил князь, и сел в кибиточку. Отдав последние приказания о работах земскому и в этом уж не подражая князю, Алпатыч снял с лысой головы шляпу и перекрестился троекратно.
– Вы, ежели что… вы вернитесь, Яков Алпатыч; ради Христа, нас пожалей, – прокричала ему жена, намекавшая на слухи о войне и неприятеле.
– Бабы, бабы, бабьи сборы, – проговорил Алпатыч про себя и поехал, оглядывая вокруг себя поля, где с пожелтевшей рожью, где с густым, еще зеленым овсом, где еще черные, которые только начинали двоить. Алпатыч ехал, любуясь на редкостный урожай ярового в нынешнем году, приглядываясь к полоскам ржаных пелей, на которых кое где начинали зажинать, и делал свои хозяйственные соображения о посеве и уборке и о том, не забыто ли какое княжеское приказание.
Два раза покормив дорогой, к вечеру 4 го августа Алпатыч приехал в город.
По дороге Алпатыч встречал и обгонял обозы и войска. Подъезжая к Смоленску, он слышал дальние выстрелы, но звуки эти не поразили его. Сильнее всего поразило его то, что, приближаясь к Смоленску, он видел прекрасное поле овса, которое какие то солдаты косили, очевидно, на корм и по которому стояли лагерем; это обстоятельство поразило Алпатыча, но он скоро забыл его, думая о своем деле.
Все интересы жизни Алпатыча уже более тридцати лет были ограничены одной волей князя, и он никогда не выходил из этого круга. Все, что не касалось до исполнения приказаний князя, не только не интересовало его, но не существовало для Алпатыча.
Алпатыч, приехав вечером 4 го августа в Смоленск, остановился за Днепром, в Гаченском предместье, на постоялом дворе, у дворника Ферапонтова, у которого он уже тридцать лет имел привычку останавливаться. Ферапонтов двенадцать лет тому назад, с легкой руки Алпатыча, купив рощу у князя, начал торговать и теперь имел дом, постоялый двор и мучную лавку в губернии. Ферапонтов был толстый, черный, красный сорокалетний мужик, с толстыми губами, с толстой шишкой носом, такими же шишками над черными, нахмуренными бровями и толстым брюхом.
Ферапонтов, в жилете, в ситцевой рубахе, стоял у лавки, выходившей на улицу. Увидав Алпатыча, он подошел к нему.
– Добро пожаловать, Яков Алпатыч. Народ из города, а ты в город, – сказал хозяин.
– Что ж так, из города? – сказал Алпатыч.
– И я говорю, – народ глуп. Всё француза боятся.
– Бабьи толки, бабьи толки! – проговорил Алпатыч.
– Так то и я сужу, Яков Алпатыч. Я говорю, приказ есть, что не пустят его, – значит, верно. Да и мужики по три рубля с подводы просят – креста на них нет!

Сегодня во всей России вы вряд ли сможете найти город, в котором не продавалась бы шаурма. Это блюдо, пришедшее к нам с Ближнего Востока, практически мгновенно завоевало популярность у всех поколений россиян, от школьников и студентов до пенсионеров. И в этом нет ничего удивительного. Стоимость шаурмы не превышает пары сотен рублей, зато насыщает она так же, как и полноценный обед из трех блюд. А компактный размер позволяет съесть блюдо прямо на ходу — по дороге на работу, в школу или в университет, во время обеденного перерыва или вечерней прогулки.

Родина шаурмы

Все, кто когда-либо пробовал шаурму , знают, что блюдо это восточное, а вот откуда оно родом , многие так и не догадываются. Одни считают, что родиной мяса, завернутого в лаваш, является Кавказ, Армения или Грузия. Другие же полагают, что шаурма пришла к нам из Азербайджана или Таджикистана. На самом же деле никто из этих людей не прав. Первая шаурма была приготовлена в арабских странах (возможно также — в Турции), и представляла собой адаптированную версию национального блюда кебаб.

Ранее восточное кушанье готовилось только из двух ингредиентов — мяса и питы или лаваша. Позднее рецепт усовершенствовался, в него стали добавлять овощи (помидоры, капусту, огурцы, иногда морковь, в том числе и приготовленную по корейскому рецепту), различные соусы и прочие приправы.

Мясо для шаурмы

Традиционно блюдо готовится с применением мяса птицы, а также баранины или телятины. Чем обусловлен именно такой выбор? Все достаточно просто — если мы чуть глубже вникнем в религиозные обычаи стран Ближнего Востока, то узнаем, что свинина в подавляющем большинстве здешних государств запрещена.

А из какого мяса делают шаурму в немусульманских странах? Здесь выбор более обширный, что связано с отсутствием строгих запретов на употребление в пищу той же свинины, а также говядины, конины (исключение составляют периоды различных постов, но это, как мы знаем, остается на личное усмотрение).

Настоящая шаурма готовится следующим образом: сначала мясо отделяют от кости и поджаривают на вертикальном гриле. Затем куски насаживают на вертикальный вертел, оснащенный нагревательными деталями. Мясо вращается вокруг своей оси, постепенно поджаривается и срезается дисковым ножом в специальный поддон. После этого остается еще раз измельчить срезанные куски и сложить их в лаваш или питу.

Соус для шаурмы


Чтобы блюдо не было чрезмерно сухим (а это вполне возможно при использовании курицы или индюшатины), в начинку дополнительно добавляют различные соусы. Самые простые — это кетчуп и майонез, но и вкусовые качества такого кулинарного «произведения» весьма далеки от идеальных.

Выбирая соус в шаурме, отдайте предпочтение тому же, какой используют на родине данного блюда. Это белый соус с добавлением чеснока и красная паста, приготовленная из вяленых или сушеных томатов. Допускаются различного рода эксперименты: жидкие приправы из смеси острого перца, чеснока и томатов, густая кунжутная паста с добавлением зелени. Будет лучше, если все эти соусы производитель шаурмы готовит самостоятельно, а не закупает через различные магазины.

Отличие шаурмы от шавермы, или Трудности правильного наименования

Достаточно много споров вызывает у почитателей блюда его правильное название. Одни называют восточный деликатес шаурмой, другие утверждают, что верное его название — шаверма. Так кто же прав? На самом деле единственно приемлемого ответа тут нет, а связана вся путаница с особенностями перевода на русский и прочие языки мира. Исходное наименование его — çevirme (в переводе с турецкого — мясо на гриле), отсюда и сложности с названием.

Зависит наименование и от региона. Например, в Питере или Калининграде считается, что правильно говорить «шаверма» , тогда как в Москве , на Урале, в Поволжье и многих районах, расположенных к востоку от российской столицы, прижилось именно слово «шаурма» . Иногда блюдо и вовсе величают не иначе как донер-кебабом, ведь именно так оно сейчас называется в Турции, откуда и распространилось по миру. А вот технология приготовления, как утверждают многие знатоки, тут совершенно ни при чем.

Статья подготовлена службой

Отвечает Есения Павлоцки, лингвист-морфолог, эксперт института филологии, массовой информации и психологии Новосибирского государственного педагогического университета.

Блюдо из лаваша, начинённого мясом, одни носители русского языка называют шаурмой , а другие шавермой .

И многие убеждены, что верным может быть только один из вариантов. Два очень похожих, но всё же отличающихся слова, обозначающих один и тот же предмет — это «как-то странно», думаем мы. Есть такое представление: если искажение незначительное, то оно является следствием ошибки.

А если ни одно из этих слов не ошибка, то их сходство наверняка должно чем-то объясняться. Однако при этом сходстве шаурма и шаверма вроде как не являются синонимами, потому что у синонимов похожее значение (а не одно и то же); и паронимами они тоже не являются, потому что у паронимов при таком сходстве разное лексическое значение.

Действительно, шаурма и шаверма обозначают один предмет, имеют одно значение, хотя воспринимаются чуть ли не как разные слова. (Есть носители языка, которые считают шаверму каким-то другим блюдом или шуточным искажением слова шаурма .)

В науке есть понятие денотативного значения . Например, денотатом слова материк являются Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида, Австралия . Так, шаурма, шаверма, дёнер-кебаб, донер-кебаб , просто дёнер , а также шаварма, шаорма, шуарма — один объект действительности. Да, речь идет не о синонимах, но об абсолютных синонимах.

Слова шаурма и шаверма являются дуплетами, то есть полностью замещают друг друга (хотя и это на сегодня вопрос не такой уж и однозначный, но об этом позже).

Дело в том, что при заимствовании этих слов произошли определенные процессы — те же, что подарили нашему языку матрас и матрац , шпаклевку и шпатлевку , а также комфорку и конфорку . В общем, абсолютные синонимы, которые выглядят как паронимы, — не новое явление для нашей языковой системы.

Так бывает в том числе и потому, что слово может существовать в нескольких языках одновременно еще до заимствования. И как только в чьей-то культуре, бытовой сфере появляется новый объект другой культуры, этот объект может «подтянуть» к себе сразу несколько слов из языковой практики разных народов. Часто это хорошо отслеживается по именам: например, Ангелина и Анжела успешно сосуществуют в русском языке уже много лет.

Так, из всего этого разнообразия «осели» в русском языке только два известных варианташаурма и шаверма .

После каждое из слов получило территориальное закрепление: теперь чем дальше от Северной столицы, тем меньше шавермы и больше шаурмы в речевой практике носителей языка. Объясняют это по-разному, но чаще тем, что в Москве оказалось больше носителей того языка, в котором блюдо называется именно шаурма , а в Питере — больше тех, кто говорит на родном языке шаверма .

То есть оба слова сегодня стоят в том же ряду, что и парадная / подъезд и файл / мультифора . Разумеется, ни одно из них не является ошибочным.

В последнее время наблюдаются два процесса, связанных с этими словами:

  1. Они обретают автономность, поскольку распространилась практика готовить отличающиеся по рецепту блюда и называть один вид шаурмой, а другой шавермой;
  2. У слов начали появляться (естественные для такого географического расслоения) коннотации , то есть сопутствующие значения. Например, сибиряки очень часто произносят слово шаверма с иронией, намеренно выделяя его как чужое (с парадной то же самое).

При этом на сегодня унифицировано только слово шаурма . Шавермы в авторитетных нормативных словарях пока еще нет. Лингвисты утверждают, что это временно, поскольку слово шаверма не противоречит признакам нормы и, кстати, фонетически удобнее — русский язык старательно избегает стечения двух гласных.

Сегодня строгая норма предписывает нам в определённых стилях речи и в определённых контекстах использовать только слово шаурма , но тенденция к изменениям в этом случае очень сильна.

Статьи по теме