Урок окружающего мира "овощи и фрукты - самые витаминные продукты". Конспект занятия в старей группе «Овощи и фрукты — витаминные продукты

В августе сады томно изнемогают под тяжестью зреющих плодов. Мы насытились теплом и солнцем, радостью лета, нас тянет расслабиться, отдохнуть, провести вечер на природе, полюбоваться звездами, помедлить и продлить летнее настроение. Овощи, ягоды, фрукты - самые витаминные продукты - тема статьи.

0 34865

Фотогалерея: Овощи, ягоды, фрукты, самые витаминные продукты

Чем август особенный

Последний месяц лета проходит под знаком умиротворения и стабильности. Миновали волнения мая, сбылись ожидания июня, остались позади страсти июля. 1 августа отмечали некогда старинный языческий праздник сбора урожая и первого хлеба. Настроение августа - полнота жизни, изобилие без тревог и волнений. В августе надо питаться разнообразной сезонной пищей, чтобы укрепить фундамент нашего эмоционального состояния и здоровья на год вперед. Диетологи рекомендуют получать не менее половины всех калорий из сезонных фруктов и овощей - а выбор у нас велик как никогда.

Первые яблоки

Главная особенность августовских яблок - тонкая кожица, нежная и рыхлая мякоть. Ранние яблоки особо рекомендуются тем, кто обладает раздраженным желудком и плохо переносит кислое. Находящийся в яблоках антиоксидант кверцитин помогает легким поглощать кислород и дает нам дополнительную энергию. Пектин - растворимая клетчатка - выводит из организма любые токсины. Яблоки укрепят твой иммунитет и снизят аллергическую настроенность. Выбирай белый налив: чуточку перезрелые и рассыпчатые яблоки - самые щадящие и столь же ценные энергетически, как более плотные и жесткие поздние сорта.

Как отведать

Летние сорта яблок хранятся всего несколько дней - лови момент и ешь яблоки свежими. Смешай яблочное пюре с чайной ложкой сока лайма, добавь к нему творог и сахарную пудру, и ты получишь идеально сбалансированный десерт из молочных белков, витаминов и клетчатки.

Персики

Традиционно персик считается символом женского очарования. С персиками влюбленные мужчины, какие только детали женской анатомии не сравнивали - и щечки, и грудь, и животик, и попку... Персик - признанный афродизиак благодаря высокому содержанию витамина Е, полезного для гормонального фона, и чувственному сочетанию нежной бархатистой кожицы и сочной сладостной мякоти, превращающему поедание плода в эротический ритуал. Кроме того, богатый каротинами (провитаминами А) персик восстанавливает эластичность коллагеновых волокон кожи и возвращает ей свежесть, утраченную под палящими лучами солнца. Самый вкусный десертный персик благоухает, отличается беловатым цветом и «штриховым» румянцем на одном боку. Его косточка легко отделяется от мякоти.

Как отведать

Взбей в блендере два персика и 160 мл 10-процентных сливок. Пей по утрам в течение трех недель. В присутствии молочного жира каротины из персика усвоятся полностью, и он принесет твоей коже максимальную пользу.

Груша

Насыщена железом, содержит комплекс витаминов В, стимулирует интеллектуальную деятельность, укрепляет память.

Как отведать

Отличный перекус для работающей женщины - очищенная и нарезанная кубиками десертная груша, залитая столовой ложкой меда. В одной груше - 100 ккал, в столовой ложке меда -80 ккал. Запивать ее рекомендуется зеленым чаем - для бодрости.

Первый свежайший мед сезона появляется во второй половине августа. Он поддерживает наш иммунитет - как противоинфекционный, так и антиканцерогенный. Отличить настоящий мед от подделки несложно - в нем так много разных ферментов, что от него горит и пощипывает во рту. «Неземная» сладость и нежность продукта говорит о том, что он сильно разбавлен сахарным сиропом.

Как отведать

Добавляй мед вместо сахара в чай и кофе, к фруктовым салатам и к натуральному несладкому йогурту. Из сметаны, смешанной с медом, получается отличный десертный соус.

Незаслуженно забытый и очень вкусный продукт, в котором кроме 55% растительного масла и 20% белка содержатся вещества, улучшающие настроение. Наркотиком он не является и привыкания не вызывает, зато тревогу снять помогает.

Как отведать

Зерна мака надо проварить минут десять в молоке, остудить и просушить, смолоть в блендере и смешать с сахаром или с медом - пропорцию выбираем по вкусу. Маковую массу используют как соус для блинов, добавляют в овсяную или манную кашу, в несладкий йогурт, кладут во взбитые сливки или творог.

Лайм

Появление лайма в августовском топе полезных продуктов объясняется просто - он универсальный усилитель любого фруктового вкуса. Его яркая и нерезкая кислота отлично подчеркивает достоинства разных плодов и сохраняет их красоту, не дает темнеть на воздухе очищенным яблокам и грушам.

Как отведать

Немножко сока лайма добавляют к зеленым и фруктовым салатам, к яблочному и к грушевому пюре, к ягодным соусам и коктейлям.

Помидоры

Наверное, все знают, что в помидорах полно ликопена, предупреждающего чуть ли не все виды онкозаболеваний и сердечные болезни. Ликопен не так уж трудно приготовить в виде таблетки, да вот в чем подвох -активнее всего он на нас воздействует в комплексе с витамином С, фолиевой кислотой и разными каротинами, которые присутствуют только в зрелом помидоре. Особенно богаты ликопеном мясистые помидоры темно-красного цвета.

Как отведать

Ликопен усваивается в присутствии жиров. Так что готовь из помидоров салаты на растительном масле.

Сыр с голубой плесенью - рокфор и дор блю

Сезонным продуктом его не назовешь, однако он дивно хорош вместе со свежим цветочным медом и сладкими фруктами. Благородная голубая плесень повышает нашу устойчивость к кишечным инфекциям. Ты планируешь провести отпуск на юге? Турецкие ученые обнаружили, что некоторые составляющие голубой плесени накаливаются в глубоких слоях кожи и предохраняют ее от солнечных ожогов.

Как отведать

Добавляй раскрошенный сыр с голубой плесенью в салаты из рукколы, груш и кедровых орешков. За неделю до запланированной поездки к морю съедай по 20-30 г рокфора в день.

Рецепт «Клафути с персиками»

Классическое десертное блюдо французской кухни. В 1990 году 13-летняя американка Дженнифер Капиати стала самой юной победительницей открытого чемпионата Франции по теннису. Когда девочку спросили, как ей это удалось, девочка ответила, что поужинала перед решающей схваткой вкусным и легким пирогом клафути, от которого утром буквально летала по корту. Клафути похож на привычную нам шарлотку: фрукты или ягоды заливают жидким тестом и запекают в духовке. Это идеальный ужин для хорошей компании, в пятницу вечером, на даче, когда хозяйке не жалко времени для дорогих гостей, а дорогие гости смирно ждут десерта и дружно на него набрасываются. В клафути нет масла, мало муки и мало калорий, от него не впадешь в сытую дрему и не располнеешь. Берем для клафути 7 спелых персиков, 275 г сахара, 300 мл 10%-ных сливок, 2 яйца, 125 г муки, ст. л. коньяка, 1 стручок ванили (не обязательно). И форму для выпечки - керамическую или стеклянную, диаметром 20-22 см. Слегка надрезанные персики опускаем в кастрюлю с небольшим количеством воды, чтобы она едва прикрывала плоды, и засыпаем сахаром. Доводим смесь до кипения. Варим персики пять минут. Извлекаем, охлаждаем и очищаем от кожицы. Разрезаем каждый персик на четыре части, кладем на дно формы, смазанной сливочным маслом (примерно 30 г). Нагреваем сливки со стручком ванили. Вынимаем ваниль. Смешиваем яйца с сахаром и мукой. Добавляем коньяк. Помешивая, струйкой вливаем в мучную смесь сливки. Размешиваем тесто до сметанообразной консистенции. Выливаем в форму, на персики. Ставим в духовку, нагретую до 200°С, на 30-40 минут. Готовность проверяем деревянной палочкой, в центре: если на нее не налипает тесто - значит, пирог пропекся. Подаем клафути в том, в чем запекали. Он мягок и нежен, поэтому мы не стараемся перенести его на сервировочное блюдо или перевернуть, а просто и без фокусов нарезаем, как омлет, и раскладываем по тарелкам ложкой. Едим только горячим, посыпанным сахарной пудрой. Он хорош со смесью сметаны и йогурта, с мороженым. И совершенно изумителен, залитый соусом из садовой малины, взбитой в блендере с сахарной пудрой в пропорции 1:1.

Овощи и фрукты – витаминные продукты!

Веремеенко Василина, под руководством Мантаевой Зумруд Асановны, учителя начальных классов

Россия Тюменская область Ханты-Мансийский Автономный округ-Югра посёлок городского типа Фёдоровский МБОУ «Федоровская СОШ № 2 с углублённым изучением отдельных предметов» класс 4 б

Аннотация

Цель нашего исследовательского проекта состоит в том, чтобы как можно больше взрослых и детей узнали о пользе потребления витаминов.

Объект исследования: овощи и фрукты. Методы исследования: метод эксперимента, анкетирование, наблюдение, анализ полученных результатов . Гипотеза:

Выводы Гипотеза подтвердилась. Регулярное употребление овощей и фруктов, богатых полезными элементами, улучшило качество здоровья учащихся моего класса, Количество пропущенных уроков по состоянию здоровья в этом учебном году снизилось на – 60 уроков. А также: красивые продукты не всегда вкусные и полезные; овощи и фрукты, выращенные в нашей стране, полезнее, вкуснее и выгоднее; кушать как можно больше овощей и фруктов, особенно в зимний период .

Введение

Исследовательская работа «Овощи и фрукты – витаминные продукты!» направлена на изучение основ здорового образа жизни, здорового питания. Актуальность моей темы заключается в том, что мы живём в районе, где продолжительность зимы 8 месяцев. Многие испытывают воздействие зимних и весенних авитаминозов и гиповитаминозов – состояний, вызванных отсутствием или недостатком витаминов. Интересно, какая роль овощей и фруктов в питании человека, в каких овощах и фруктах можно найти витамины? Гипотеза: зная, что, овощи и фрукты - главный источник витаминов мы предполагаем, что если регулярно включать их в рацион, то число больных детей станет меньше. Цель нашего исследовательского проекта состоит в том, чтобы как можно больше взрослых и детей узнали о пользе потребления витаминов. Задачи: Узнать историю открытия витаминов Изучить влияние витаминов на здоровье человека. Выявить с помощью анкетирования и опроса, как обстоит ситуация с потреблением витаминов у младших школьников. Сделать выводы по работе

Объект исследования: овощи и фрукты.

Предмет исследования: здоровье человека.

анкетирование

наблюдение

анализ полученных результатов.

Основная часть

Каждый человек должен быть здоровым. Здоровье - это богатство, которое нельзя купить за деньги или получить в подарок. Люди сами укрепляют или разрушают то, что им дано природой. Один из важнейших элементов, от которого зависит наше здоровье - это питание. Всем хорошо известна пословица «Человек есть то, что он ест». Важно есть не только достаточно, но и правильно. Организм должен получать разнообразную пищу, насыщенную белками, жирами, углеводами, а также витаминами и минералами.

Помимо основных питательных веществ, наш организм, особенно в период роста, нуждается в витаминах . Человеку требуется около 30 разных витаминов, поддерживающих работоспособность и устойчивость к заболеваниям. Недостаток витаминов вызывает авитаминоз. Все, вероятно, знают, что витамины - это необходимая часть пищи. Часто говорят: «Эта пища полезна, в ней много витаминов». Но немногим точно известно, что такое витамины, откуда они берутся, в каких продуктах содержатся, какое значение имеют для нашего здоровья, как и когда нужно принимать витамины и в каком количестве . В моей работе я отвечу на все эти вопросы.

История возникновения витаминов.

Из энциклопедии я узнала, что слово «витамин» придумал американский ученый Казимир Функ. Он открыл, что вещество «амин», содержащееся в оболочке рисового зерна, жизненно необходимо. Соединив латинское слово vita«жизнь» с «амин», получили слово витамин. Витамины (лат. vita жизнь + амины) – низкомолекулярные органические соединения различной химической природы, абсолютно необходимые для нормальной жизнедеятельности организмов. Являются незаменимыми пищевыми веществами, т.к. они, за исключением никотиновой кислоты, не синтезируются организмом человека и поступают главным образом в составе продуктов питания. Витамины очень важны для нашего организма. В толковом словаре Ожегова сказано : витамин - органическое вещество, первоисточником которого обычно служит растение, необходимое для нормальной жизнедеятельности организма, а также препарат, содержащий такие вещества. Причины заболеваний, связанных с неполноценным питанием, открыл в 1880 году Н.И. Лунин (исследования на мышах). Потребности организма не ограничиваются белками, жирами, углеводами и солями. Организму нужны еще и витамины.

Виды витаминов.

Их очень много, но самые главные – это витамины А, В, С, D. Каждый витамин выполняет свою собственную функцию, и один витамин не может заменить другой.

Витамин А содержится в продуктах: цветная капуста, морковь, арбуз, зеленый лук. Витамин А замедляет процесс старения, способствует нормальному обмену веществ, играет важную роль в формировании костей и зубов , а также жировых отложений, необходим для роста новых клеток, замедляет процесс старения. Содержится в бобовых культурах, крупах, в печени, молочных продуктах, в мясе, рыбе, молоке, в помидорах, яблоках, картофеле, капусте, зелени.

Витамин В улучшает органы зрения, снимает усталость с глаз. Играет важную роль в обмене веществ. Витамин D содержится в молоке, яйце. Витамин D – образуется в коже при помощи ультрафиолетовых лучей. Он важен для развития костей и зубов младенцев. Содержится в апельсине, яблоках, гранатах, киви. Отсутствие этого витамина вызывает цингу, при которой окостеневают суставы, расшатываются зубы и ослабевают кости. Витамин С играет важную роль в нашем организме, усиливает иммунитет, чтобы мы не болели, и защищает от бактерий.

Витамины в пище.

Витамины необходимы для нормальной работы организма, однако организм не способен сам вырабатывать эти вещества, и поэтому должен получать их вместе с пищей. Большинство зимних проблем можно решить с помощью правильного питания. На завтрак нужно съедать хотя бы один кисломолочный продукт – кефир, простоквашу, ряженку или йогурт. В их закваске участвуют бактерии , повышающие местный иммунитет желудка и кишечника. Полезна овсянка – в ней есть витамины А, Е, В1, В2, В6. Чтобы пополнить запасы витамина С , который помогает организму восстановиться после болезней, нужно подружиться с квашеной капустой, полюбить отвар шиповника или чай с лимоном. Но иммунную систему нельзя подстегнуть одним витамином. Диетологи рекомендуют в холодное время года налегать на фрукты-овощи желтого и оранжевого цветов – апельсины, мандарины, грейпфруты, лимоны, тыкву, вареную морковь.

Зимой сильно чувствуется и недостаток витамина D – ведь он вырабатывается в организме под воздействием солнечных лучей. Очень много его содержится в печени трески и яйцах. Зимой нужны прежде всего витамины А, С, Е, группы В.. Этот набор повышает иммунитет и работоспособность. Он содержится практически в любом поливитаминном комплексе. Таким образом, рацион современного школьника должен включать в сутки 500 мл молока или кисломолочного напитка, 50 г творога, 20 г сыра, 50 г рыбы, 150 – 200 г мясных продуктов, 1 яйцо, 25 – 40 г сливочного масла, 15 – 30 г растительного масла, 15 – 20 г сметаны.

Чем грозит недостаток витаминов у детей?

Дефицит витаминов у детей, особенно в условиях повышенных нагрузок учебного года, приводит к ухудшению состояния здоровья ребенка. Повышенная утомляемость, слабость, снижение работоспособности могут быть следствием дефицита витаминов; раздражительность и беспокойство – высокая восприимчивость к инфекциям. Отсутствие витамина D в пище приводит к развитию у детей рахита (отставание в росте, деформация кости). Если в организм мало поступает витамина А , может появиться болезнь «куриная слепота». В перезимовавших овощах и фруктах витаминов остается не так уж много. К декабрю количество витамина С в картофеле уменьшается вдвое, а к марту – в 4 раза. Ликвидировать дефицит витаминов можно с помощью поливитаминных комплексов, предназначенных для детей разного возраста. Современный поливитаминный комплекс содержит полный набор витаминов. Исследования подтверждают, что поливитаминные комплексы необходимо принимать постоянно - курсами. Примером поливитаминного комплекса может служить алвитил, центрум, компливит, алфавит, витрум юниор, мультимакс, сана – сол и другие.

Практическая часть.

В своей исследовательской деятельности я обратилась с вопросами к учителям , расспросила родителей, пользовалась Интернет-ресурсами и печатными изданиями, посетила школьную и поселковую библиотеку, побывала с экскурсией в школьной столовой, с помощью родителей познакомились с рецептами приготовления овощей и фруктов, с помощью учителя провела социологический опрос, конкурс рисунков и поделок.

Чем же закончилась экскурсия в школьную столовую и на рынок. В рационе школьного питания ежедневно используются овощи и фрукты (капуста, картофель, лук, морковь, свекла, помидоры, сладкий перец, зелень, бананы, груши, яблоки, апельсины, мандарины). Повара рассказали нам о пользе местных фруктов и овощей. На рынке изучила ассортимент овощей и фруктов, узнала их цену, выяснила, какие товары пользуются спросом (все овощи, яблоки, виноград, апельсины и мандарины).


На классный час «Копилка витаминов» я принесла разные яблоки, вместе с ребятами мы наблюдали за их свойствами, пробовали на вкус. Тщательно промывали фрукты. Было отмечено, что зарубежные яблоки тяжелее вымыть, шкурка их покрыта специальным составом, который не особенно полезен для организма человека. Фрукты, выращенные в дальних странах, по своему составу сильно уступают тем, что созрели в нашей стране. Привозные фрукты обычно срывают недозрелыми, чтобы в дороге не испортились , их кожуру покрывают специальными составами, чтобы придать товарный вид. Самые полезные фрукты – только что сорванные с дерева. В них больше витаминов. Поэтому надо покупать отечественные яблоки.

Мы поставили задачу: выяснить, как родители нашего класса относятся к витаминам. Для этого провели среди родителей анкетирование. Было опрошено 48 родителей двух 4 классов. Результаты следующие: 1Покупают своему ребенку витамины все 48 родителей 100% 2Покупают витамины от случая к случаю 20% Весной (осенью) 68 % Только, когда заболел 12% 3 Дают своим детям поливитамины 37% Натуральные продукты 63% 4 Есть возможность давать витамины из натуральных продуктов 82% Из поливитаминов 18% 5 Считают, что здоровье ребенка зависит от потребления витаминов 94% Не считают 6 % Вместе с учителем провели социальный опрос учителей нашей школы: Где вы покупаете овощи и фрукты? Какие овощи и фрукты вы покупаете чаще? Вы готовите свежевыжатый сок? Из каких фруктов и овощей вы готовите сок? В опросе приняли участие 10 педагогов (полученные данные занесли в таблицу). По итогам опроса мы сделали такие выводы: 1)Фрукты и овощи покупают в основном в магазинах. 2) Покупают чаще: яблоки, виноград, груши, бананы, апельсины (овощи – все).3) Свежевыжатый сок готовят только 3 человека из опрошенных. 4) Готовят сок из апельсинов, яблок и морс из ягод.

Мною проведено тестирование «Есть ли у меня авитаминоз?». Результаты показали следующее:


Классы









Количество

учеников с

авитаминозом


5

4

4

3

Процент

22,7

16,6

16,6

15,7

Недостаток витаминов в организме учащихся может возникать по разным причинам:

– интенсивный период роста и созревания организма в этом возрасте;

кулинарная обработка пищи часто приводит к большим потерям витаминов;

– недостаток овощей и фруктов в рационе;

– при активном занятии спортом.


Также проводила наблюдение за состоянием здоровья детей нашего класса в осенний и весенний период. В это время дети принимали витамины дома каждый день. Результаты заболеваемости ОРЗ следующие



Заключение

При разнообразном и рациональном питании, включающем овощи, фрукты, организм получает необходимый набор и количество витаминов. В случае появления, особенно весной, вялости, головных болей, ухудшения аппетита, раздражительности следует подумать о том, хватает ли в пище витаминов. Я считаю, что в своей работе доказала, что организму младшего школьника необходимо принимать витамины. С моим мнением согласны родители. Это видно из анализа результатов анкеты . Для того чтобы познакомить родителей и своих одноклассников с результатами, я выступила на классном часе «Копилка витаминов» и на родительском собрании, проводила викторину. Самые интересные этапы проекта мы с ребятами решили отразить в наших рисунках. Итогом деятельности стали: презентация, буклет, фото-отчёт, выставка детских работ.

Выводы

Гипотеза подтвердилась. Регулярное употребление овощей и фруктов, богатых полезными элементами, улучшило качество здоровья учащихся моего класса, число больных детей стало меньше. Количество пропущенных уроков по состоянию здоровья в этом учебном году снизилось на – 60 уроков. А также: красивые продукты не всегда вкусные и полезные; овощи и фрукты, выращенные в нашей стране, полезнее, вкуснее и выгоднее. Кушать как можно больше овощей и фруктов, особенно в зимний период. Родители понимают важность употребления витаминов детьми. Покупают витамины посезонно. Реальная возможность в большинстве семей покупать поливитамины, у нескольких есть возможность давать детям постоянно натуральные продукты. Все родители считают, что здоровье ребёнка зависит от потребления им витаминов.

Ешьте здоровую пищу и будьте здоровы!

Список источников

Ожегов C.И, Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – Москва: Азбуковник, 1999 – 944 с.

Газета «Первое сентября» Аукцион «Правильное питание» - М., № 16, 2003.

Газета «Первое сентября» Уроки здоровья – М., № 1, 2002.

Современная мультимедия – энциклопедия «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия 2007» раздел «Мир вокруг тебя. Пища»

Интернет - ресурсы:

2/Category/admin

3. http://www.medpulse.ru/health/prophylaxis/diet/5114.html

4. http://superkok.su/diet/vitamin-c-diet.html

МБОУ «Бетькинская средняя общеобразовательная школа»

Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты.

/разработка классного часа во 2 классе/

Подготовила и провела

учитель начальных классов

Назипова Г.Ф.

Тема: Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты.

Цель:

1. Продолжить формирование у детей основ культуры питания как составляющую здорового образа жизни.

2. Учить детей отличать питание, способствующее укреплению здоровья, от питания вредного для здоровья.

Задачи:

1.Расширить представление детей о пользе овощей, фруктов, ягод, как

обязательном компоненте ежедневного рациона питания.

2. Расширить представление детей о пользе овощей, фруктов и ягод на растущий организм школьников.

3.Развивать мотивацию здорового образа жизни.

4. Продолжить формировать деловые отношения при работе в группах, артистические способности; нравственные качества: доброту, отзывчивость, взаимопонимание, сострадание…

Оборудование: презентация, рисунки с изображением овощей, ягод и фруктов, корзинки, муляжи.

Ожидаемый результат:

Полученные знания позволят детям ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирать наиболее полезные;

Дети смогут оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни;

Дети получат знания и навыки, связанные с этикетом в области питания;

Ход занятия

Актуализация темы

Звучит песня «От улыбки»

Здравствуйте, уважаемые гости. Мы рады видеть вас в своем классе. Ребята, давайте вместе поприветствуем наших гостей.

Мы вновь отправляемся в путешествие по стране Здоровейка, чтобы быть крепкими, здоровыми, сильными и выносливыми.

Возьмитесь за руки, пожелайте друг другу крепкого здоровья и улыбнитесь

Постановка учебной задачи

1. КОНЭРС – «углы»- обучающая структура, в которой ученики распределяются по разным углам в зависимости от выбранного ими варианта ответа.

Ребята, скажите, пожалуйста, что нужно делать чтобы быть здоровыми? (заниматься спортом, есть овощи и фрукты…)

А что полезнее лук или чеснок? Подумайте и выберите угол в зависимости от выбранного вами ответа.

2. -Наши мнения разделились. Я предлагаю посмотреть сценку, которую подготовили Тимур и Родион. Давайте послушаем, о чем они будут говорить.

Сценка «Лук и чеснок»

Чеснок. Привет, старший брат!

Лук. Старший брат?

Чеснок. Да, мы родственники.

Лук. Я даже не знал.

Чеснок. От тебя что-то плохо пахнет!

Лук. Ты себя-то понюхай!

Чеснок. Зато я все микробы убиваю!

Лук. И я микробы убиваю.

Чеснок. А в тебе какие витамины?

Лук. Во мне много железа, есть витамины А, В, аскорбиновая кислота.

Чеснок. Аскорбиновая кислота и во мне есть, и витамины группы В.

Лук. А я ангину лечу, раны заживляю, всего не перечесть!

Чеснок. А знаешь, какие вкусные блюда можно со мной готовить? Допустим, курочку с чесноком, салатик – чеснок с морковочкой или свеклой.

Лук. А меня вообще везде добавляют.

Чеснок. В общем, пальчики оближешь!

Лук. Значит, мы с тобой самые вкусные и самые полезные овощи на земле!

- Ребята, вы догадались, о чем мы будем говорить на занятии? (об овощах, витаминах)

Актуализация знаний.

А что же такого особенного в овощах? (В них много витаминов)

Нам всем знакомо слово «витамины» . А что оно значит?

-«Вита» в переводе с латинского значит «жизнь». А знаете ли вы, что по содержанию витаминов овощи, ягоды и фрукты занимают первое место.

А какие витамины вы знаете? В каких овощах, ягодах и фруктах они содержатся?

Открытие новых знаний

Существует более 15 видов витаминов. Сегодня мы познакомимся с витаминами группы А и С.

Витамин А

А сначала отгадайте загадки и узнаете, где же много витамина А.

Дети отгадывают загадки, а ответы высвечиваются на экране.

*Красная девица сидит в темнице, а коса на улице. (Морковь)

*Росли на грядке зеленые ветки, а на них – красные детки. (Помидор)

*Сидит барыня на грядке, вся в заплатках,

Кто ни взглянет, всяк заплачет. (Лук)

*Кто тут самый музыкальный?

У кого слух идеальный?

Ноты до-ре-ми-фа-соль

Знает каждая …(Фасоль)

*Запах разным может быть,

И, конечно, не сравнить

Запах, например, полыни

С ароматом спелой (Дыни)

*Золотая голова велика и тяжела.

Золотая голова отдохнуть прилегла.

*Голова велика, только шея тонка. (Тыква)

Витамин А нужен ребятам и всем, кто растет. Он нужен и взрослым. Витамин А – это витамин роста, он повышает устойчивость к инфекционным заболеваниям, играет большую роль для органов зрения. Этот витамин есть и во многих других овощах, ягодах и фруктах. А о каких источниках витамина А вы узнали сегодня? Перечислите. (морковь, помидор, лук, фасоль, дыня, тыква)

Витамин С

Еще одна группа витаминов – это витамин С

Витамин С – самый известный витамин. Он повышает устойчивость к инфекционным заболеваниям, снимает воспаление. Без витамина С вы можете болеть часто и продолжительно, а ваш организм не будет сопротивляться.

А где можно встретить этот витамин?

Если вы отгадаете загадки, то узнаете, где же много витамина С.

*Яркий, сладкий, налитой,

Весь в обложке золотой.

Не с конфетной фабрики

Из далекой Африки. (Апельсин)

*Красна, сочна, душиста.

Растет низко – к земле близко. (Земляника)

*Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи. (Малина)

*Вкусны- оближешь пальчики-

Оранжевые мячики.

Но только в них я не играю,

Я неизменно их съедаю. (Мандарины)

*Две сестры летом зелены,

К осени одна краснеет,

Другая чернеет. (Смородина)

*Круглое, румяное,

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые,

Любят меня детки. (Яблоко)

- Этот витамин есть и во многих других овощах, ягодах и фруктах. А о каких источниках витамина С вы узнали сегодня? Перечислите.(апельсин, земляника, малина, мандарины, смородина, яблоки)

Творческое дело в парах

- Дети в парах соединяют ладошки, поглаживая их (одни верхние, другие -нижние), дарят полезный продукт (называя его) и объясняют, для чего они его подарили. Затем меняются положением рук.

Учитель показывает пример. Пример: Катя, я дарю тебе яблоко, в нем много витаминов, не болей, будь здорова, желаю тебе хорошего настроения.

Игра «Собираем урожай»

А сейчас давайте поиграем и соберем наш урожай в корзинки.(2 корзины: витамин А и витамин С)

Рефлексия

Овощи, ягоды и фрукты надо употреблять в пищу каждый день. А в каком виде делают это в вашей семье? (салаты)

Салаты бывают разные: овощные, фруктовые

Как вы думаете, чем лучше заправлять салаты? Майонез или подсолнечное масло, йогурт или сметана?

Я предлагаю отправиться в «Витаминное кафе». А поварами вы будете сами. Послушайте задания: одна группа поработает над приготовлением салата из овощей, вторая группа – из фруктов и ягод. (Детям раздаются рисунки овощей, фруктов и ягод. Они должны выбрать неоходимые ингридиенты для салата и рассказать рецепт его приготовления.)

Чтобы быть всегда здоровым,

Бодрым, стройным и веселым,

Дать совет я вам готов,

Как прожить без докторов:

Кашу – утром, суп – в обед,

А на ужин – винегрет.

Чтоб расти и развиваться

И при этом не болеть,

Нужно правильно питаться

С самых юных лет уметь!

Итоги занятия.

Что интересного вы узнали на занятии?

Чему научились?

Помните, что большинство витаминов не образуется в организме человека и не накапливается, а поступает только с пищей. Вот почему ягоды, фрукты и овощи должны быть в рационе регулярно.

Литература:

БезрукихМ.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании: метод, пособие.- М.: ОЛМА – ПРЕСС, 2006, 80с.

Соловьева Т.А., Рогалева Е.И., Первоклассник: Адаптация к новой социальной

среде.- М.: ВАКО, 2008.- 368с.- (Педагогика, Психология. Управление)

БезрукихМ.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании: Рабочая тетрадь.- М.: ОЛМА – Медиа Групп, 2007,- 72с.

Салат «Ягоды на снегу»

Банан – 1 шт.

Яблоко – 1 шт.

Творожный сырок – 1 шт.

Сметана – 2 ст.л.

Брусника – 1 ст.л.

Банан очистить, нарезать кружочками на блюдо. Яблоко очистить от семян и кожуры, нарезать кусочками и положить на банан. Сверху покрошить творожный сырок, полить сметаной и украсить брусникой.

«Банановые сосульки»

Банан – 2 шт.

Шоколад – 100г

Орехи молотые – 2 ст.л.

Порезать два банана пополам и надеть на деревянные палочки.

Окунуть их в растопленный шоколад с орехами и положить на 1 час в морозилку.

«Медовый апельсин»

Апельсин – 2 шт.

Мед – 1 ст.л.

Вода – 1 ст.л.

Орехи – 1 ст.л.

Мед развести водой и нагреть на огне 1 минуту. Апельсины очистить, разделить на ломтики и выложить на тарелку. Дольки посыпать орехами и залить медовой массой.

«Цитрусовый мармелад»

Грейпфрут – 1 шт.

Лимон – 1 шт.

Апельсин – 1 шт.

Мед – 500г

Вода – 2.5 стакана

Фрукты вымыть, разрезать пополам, удалить зернышки и выжать сок. С кожуры снять цедру и мелко порезать. Положить кожуру, сок и воду в миску. Зернышки и цедру завернуть в марлечку и тоже положить в миску. Поставить миску в духовку на 20 минут. Затем вынуть марлечку с цедрой из миски. Разлить смесь в формы и остудить.

Цели :

  • познакомить детей с витаминами А, В, С,
  • раскрыть их значение для человека;
  • систематизировать и расширять знания об овощах и фруктах;
  • воспитывать гигиену питания и бережное отношение к своему здоровью.

Оборудование:

  • телевизор;
  • DVD проигрыватель;
  • CD диски;
  • магнитофон;
  • наглядно-демонстрационный материал;
  • муляжи овощей и фруктов;
  • образцы овощей и фруктов;
  • карточки с тестом.

Ход урока

I. Позитивный настрой учащихся на урок.

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.

II. Актуализация знаний учащихся.

Внимание, внимание! Сегодня мы отправляемся в путешествие по городу Здоровейску. В ходе нашего путешествия мы должны будем ответить на множество интересных вопросов, узнать много нового. И для этого мы будем на уроке внимательными, активными, слушать учителя и своих одноклассников. Тема нашего путешествия (показ первого слайда презентации) «Овощи и фрукты- самые витаминные продукты».

Мы будем говорить об овощах и фруктах и их пользе для человека.

III. Изучение нового материала.

А в путешествие мы с вами отправимся на таком чудесном автобусе в город «Здоровейск» (показ 2 слайда) . А наше путешествие будет проходить по станциям данного города: 1 станция- «Овощная », 2 станция –«Фруктовая », 3 станция –«Витаминная» , 4 станция –«Чистулькина» .

А скажите, как вы думаете о чем мы узнаем на каждой из этих станций?

Сейчас мы отправляемся на первую станцию, а называется она «Овощная» (показ 3 слайда).

О чем мы с вами будем говорить на этой станции?

Правильно, об овощах.

Внимательно посмотрите на доску, давайте вместе назовем эти продукты питания (помидор, огурец, лук, чеснок, редис, репа, капуста, горох).

А как их можно назвать одним словом? (овощи ).

А теперь скажите, где они растут? (в огороде, на грядках ).

Послушаем рассказы ребят о овощах.

Морковь.

В середине прошлого века морковь считалась лакомством для гномов. Существовало поверье, если вечером отнести в лес миску с пареной морковью, то утром найдешь вместо моркови слиток золота. Гномы съедали любимую еду и щедро награждали за услугу.

А теперь узнаем откуда родом некоторые овощи.

Картофель.

На нашем столе картофель появился 250 лет назад, А привезли его к нам из Южной Америки. Долгое время выращивали люди его в ботанических садах. Потребовалось 100 лет, чтобы картофель занял достойное место на нашем столе.

Помидор.

Помидор пришел к нам из Южной Америки. Их называли «золотые яблоки». Сначала плоды были маленькие, как вишенки. А сейчас встречаются весом больше 1 кг.

Капуста.

Капусту впервые попробовали в Испании. Там ее называли «ащи». Возможно, с тех пор попало в русский язык слово «щи». Римляне по форме овоща называли его «капут», что означает «голова».

Спасибо ребята, молодцы. Из ваших сообщений мы узнали об истории появления некоторых овощей на наш стол.

А теперь просмотрим инсценировку произведения Ю .Тувима «Овощи».

Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свёклу.
Ох!..
Вот овощи спор завели.

Перец:

Кто из нас, из овощей,
И вкуснее, и нужней?
Кто при всех болезнях
Будет всех полезней?

Горох :

Я такой хорошенький
Зелёненький мальчишка,
Если только захочу
Всех горошком угощу.

Свёкла:

Дай сказать хоть слово мне, Выслушай сначала
Свёклу надо для борща
И для винегрета.
Кушай сам и угощай –
Лучше свёклы нету!

Капуста :

Ты уж, свёкла помолчи!
Из капусты варят щи
А какие вкусные пироги капустные!

Редиска :

Я – румяная редиска,
Поклонюсь вам низко-низко.
А хвалить себя зачем?
Я и так известна всем!

Огурец :

Очень будете довольны,
Съев огурчик малосольный,
А уж свежий огуречик
Всем понравится, конечно!

Морковь:

Про меня рассказ недлинный.
Кто не знает витамины?
Пей всегда морковный сок
И грызи морковку –
Будешь ты тогда, дружок,
Крепким, сильным, ловким.
Помидор: Не болтай, морковка, вздор,
Помолчи немножко.
Самый вкусный и приятный
Уж, конечно, сок томатный.

Я приправа в каждом блюде.
И всегда полезен людям.
Угадали? Я - ваш друг,
Я простой зелёный лук!

Картошка :

Я, картошка, так скромна-
Слова не сказала…
Но картошка так нужна
И большим и малым.

Баклажан:

Баклажанная икра,
Так полезна, так вкусна.

Спор давно кончать пора!

Овощи:

Спорить бесполезно.

Раздаётся стук в дверь

Овощи:

Кто-то кажется стучит…
Входит доктор Айболит.

Это доктор Айболит.

Айболит:

Ну, конечно, это я!
О чём спорите друзья?

Репа:

Кто из нас из овощей,
Всех важней и всех вкусней?
Кто при всех болезнях
Будет всех полезней?

Айболит:

Чтоб здоровым, сильным быть,
Надо овощи любить,
Все без исключенья,
В этом нет сомненья!
В каждом польза есть и вкус,
И решить я не берусь:
Кто из вас вкуснее,
Кто из вас нужнее!

Действительно, все овощи полезны. В них содержатся витамины, которые необходимы для роста и развития.

Нам пора спешить на следующую станцию, её жители ждут нас, но посмотрите что говорят нам овощи (чтение с 3 слайда)

Ешьте больше овощей –
Будете вы здоровей!

Физкультминутка.

Нас ждет следующая станция, но впереди препятствие… речка!

К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились.
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс
Одной, другой – это кроль.
Все как один, плывем как дельфин.
Вышли на берег крутой
Но не отправимся домой.

Конечно, мы с вами садимся в автобус и едем дальше. Нам еще рано домой, ведь нас впереди ждут новые встречи.

(Показ 4 слайда) станция «Фруктовая ».

Внимательно посмотрите на доску. Назовем эти продукты питания (яблоко, груша, апельсин, мандарин, сливы)

Как их можно назвать одним словом? (фрукты)

Фрукты приготовили нам задание. Но сначала подумаем, как отличить фрукты от овощей? (фрукты обычно растут в саду, обычно сладкие, кроме лимона).

А вспомним, где растут овощи? (в огороде )

Игра «Угадай, фрукт это или овощ?»

Я перечисляю названия фруктов и овощей, бросаю вам мяч, а вы, возвращая его, говорите мне, фрукт это или овощ. (лук, банан, груша, свёкла, яблоко, репа, капуста, апельсин и другие).

Работа по учебнику .

В учебнике на странице 104 чтение названия фрукта или овоща и объяснение где он растет, у нас или в далеких краях.

А теперь отправляемся на станцию, где нас ждут полезные друзья, которые живут на «Витаминной» станции (показ 5 слайда). Показ витаминов на доске.

Работа по учебнику.

Учебник страница 105.

Посмотрите, в зелёной одежде нас встречает витамин А. В синей одежде витамин В, а в красной – витамин С.

Что в руках у друзей – витаминов? (корзина с овощами и фруктами).

А почему у них разные овощи и фрукты? разных овощах и фруктах содержатся разные витамины).

В каких овощах содержится витамин А? (капуста, морковь, помидоры)

Прочитайте, что говорит нам витамин А? (учебник страница 105).

Для чего нужен этот витамин? (чтобы расти хорошо, хорошо видеть, иметь крепкие зубы).

В каких овощах и фруктах есть витамин В? (свёкла, яблоко, редиска, зелень салата).

Для чего нужен этот витамин? (читают слова витамина В страница 105).

А где же мы встретим витамин С? (в черной и красной смородине, лимоне, луке).

Для чего он нужен человеку? (чтение на странице 105).

Для чего надо есть овощи и фрукты? (В них содержится витамины и полезные вещества.)

Для чего организму нужны витамины? (чтение с 5 слайда.)

Вывод : Чтобы хорошо расти, хорошо видеть, иметь крепкие зубы, чтобы быть сильным, иметь хороший аппетит и не огорчаться по пустякам, реже простужаться, быть бодрым.

Тест: «Почему нужно есть много овощей и фруктов?» (см. приложение).

Физкультминутка для глаз.

Отправляемся на следующую станцию, а называется она «Чистулькина». (показ 6 слайда).

Муравьишка выкопал морковку и понес ее домой, как вы думаете, кто может встретиться на ее пути? (Злючка – Грязючка ). Да, она любит грязь, а что должен сделать Муравьишка, чтобы она не появилась? (вымыть морковку)

Давайте прочитаем, что он нам говорит (чтение с учебника на странице 105).

Господин Чистюлькин тоже дает вам советы. (обращение к 6 слайду). Выполняя работу, на наших руках появляется множество микробов. И перед едой нужно обязательно мыть руки! Не забывайте о правилах гигиены. Овощи и фрукты нужно мыть перед употреблением.

Ребята, а какое сейчас время года? (весна)

Особенно весной организм человека нуждается в витаминах, поэтому ежедневно нужно употреблять овощи, фрукты. И с наступлением весны, люди начинают работать в садах и огородах.

А кто скажет для чего?

Правильно, начинать готовить грядки для овощей.

А какие фрукты растут в нашей местности?

А какие привозят фрукты с тёплых краев?

А овощей на наших грядках можно вырастить огромное количество. (обращение к 7 слайду ). И для этого, чтобы получить вот такой урожай, какой ежегодно получают жители города «Здоровейск», нужно много потрудиться. Помогайте своим родителям ухаживать за фруктами и овощами. И на вашем столе витамины будут круглый год. И не забывайте, что в свежих фруктах и овощах их намного больше.

И в заключении нашего путешествия, в благодарность за полезные советы жителям города «Здоровейск», мы исполним песню «Зарядка».

IV. Подведение итогов.

Наше путешествие по городу «Здоровейск» подошло к концу.

Ребята, а что полезного вы узнали сегодня и повторили?

А скажите, для чего нужно есть морковь?

Я желаю вам быть всегда здоровыми и вырасти сильными, высокими, смелыми и ловкими. И жители города «Здоровейск» угощают вас морковкой (дети получают по морковке) Ешьте на здоровье!

  • Человеку необходимо огромное количество полезных веществ, в частности, витаминов. Первый и главный их источник − пища, ведь натуральные витамины из овощей гораздо полезнее аптечных. Ниже вы узнаете, в каком количестве и какие витаминысодержатся в фруктах и овощах - таблицы, приведенные в статье, охватывают большой список продуктов.

    Витамины во фруктах

    Количество полезных веществ, которое содержит каждый плод, зависит от его вида, условий хранения, степени зрелости. Бесспорно, полезны любые овощи и фрукты, но среди них есть те, которые заметно выделяются на фоне своих «собратьев». Это можно увидеть из приведенной ниже таблицы.

    Количество
    0,2 Абрикос 1,60 Вишня

    Крыжовник

    Земляника

    0,03 Шиповник свежий/сушеный

    Рябина черноплодная

    Виноград

    0,6/1,5 Чернослив

    Банан свежий/сушеный

    Апельсин

    10,1 Яблоки

    Земляника

    Мандарин

    0,08 Земляника

    Крыжовник

    Мандарин

    10,0

    Облепиха

    Мандарин

    Черная смородина

    Сушеный шиповник

    15,0
    Чернослив

    Мандарин

    2,5

    Витамины, которыми богаты овощи

    Весной, когда фруктовое изобилие становится мечтой, приходится искать ему достойную замену в лице овощей, в частности, корнеплодов.

    Помимо витаминов, в овощах много:

    • меди;
    • цинка;
    • магния;
    • фосфора;
    • натрия;
    • марганца;
    • кальция;
    • железа.

    Каждый элемент непременно должен присутствовать в рационе любого человека, особенно - ребенка. Варка или тушение снижают пользу продуктов, потому многие из них, например зеленый лук, капусту, горошек, перец, зелень полезнее есть сырыми.

    Витамин Овощ Количество (мг/100гр)
    3,0
    Капуста

    Перец сладкий

    Кукуруза

    0,1
    Черемша

    Чечевица

    0,13

    Кольраби

    0,47
    Баклажаны 0,15

    Капуста брюссельская

    Капуста цветная

    Перец сладкий

    Томат желтый

    2,2
    Баклажан

    Капуста белокочанная

    Ростки пшеницы

    Перец зеленый сладкий

    Томат красный

    0,3 Баклажан

    Капуста белокочанная

    Кукуруза

    Ростки пшеницы

    3,5

    Как показывает таблица, во фруктах и овощах витамины одинаковые, но содержатся они в разном количестве. Например, цитрусовые, традиционно считающиеся главным источником натуральной аскорбиновой кислоты, значительно уступают некоторым овощам. Содержание витамина С в лимоне - 40 мг/100 гр, в аналогичном количестве брюссельской капусты целых 120 мг, в перце - 150 мг.

    Еще кое-что о витаминах

    В некоторых овощах и фруктах содержатся «уникальные» витамины, которых нет в других плодах: , . содержится в продуктах животного происхождения.

    В некоторых овощах содержится практически полный перечень всех существующих элементов, но, несмотря на это считать, что они более полезные, чем все остальные, нельзя.

    О вреде витаминов

    • аскорбиновая кислота вызывает аллергию;
    • токоферол (Е) провоцирует колиты и запоры;
    • участники вызывают судороги в мышцах, головокружения, расстройства стула.

    Зная о том, какие витамины в овощах и фруктах можно найти, людям, имеющим проблемы со здоровьем, легче корректировать свой рацион и составлять ежедневное меню. Например, витамин Д особенно полезен тем, кто склонен к перееданию и страдает от ожирения, но он может быть опасен при хронических воспалениях печени и почек.

    Растительная пища, насыщенная витамином А, противопоказана при аллергии и сонливости, а С вреден при ожирении и сахарном диабете. Поэтому имея серьезные проблемы со здоровьем, связанные с необходимостью отказаться от некоторых продуктов, медики рекомендуют восполнять нехватку полезных веществ с помощью лекарственных средств и БАДов.

    О хранении и приготовлении растительной пищи

    Корнеплоды способны стать достойной заменой фруктам, недоступным зимой и весной. Но никто не мешает нам заготовить тот же сладкий перец и стручковую фасоль на зиму. Сохраняются ли витамины в замороженных овощах, ягодах и фруктах? Конечно.

    Максимальной сохранности полезных свойств поспособствуют советы, касающиеся правил заморозки:

    • использовать режим «быстрая заморозка»;
    • закладывать плоды в морозильную камеру сразу после мытья и нарезки;
    • устанавливать температурный режим не ниже – 25°С;
    • разделять предназначенные к замораживанию продукты на небольшие порции, достаточные для разового использования.

    Как правильно варить овощи, чтобы сохранить витамины? Опускать их нужно только в кипящую воду, кастрюлю обязательно накрывать крышкой. После приготовления вынуть из отвара. Все это позволит сохранить максимум полезных веществ. Но варка - не самый предпочтительный вариант. Лучше приготовить овощи на пару или в микроволновке.

    Мнение диетологов

    Какими бы полезными ни были фрукты, ягоды и овощи, они не станут полноценной заменой белковой пище, и наоборот. Но знать о том, какие витамины содержатся в овощах и фруктах, все-таки нужно.

    Информация о витаминном составе фруктов и овощей пригодится людям, сидящим на диете или сознательно отказывающимся от потребления мясных продуктов. Стоит учесть, что в плодах содержится меньше витаминов группы B, чем в пище животного происхождения, и найти им достойную замену.

    Городским жителям сложно раздобыть самые свежие овощи и фрукты, а их длительное хранение приводит к частичной утрате полезных свойств. Поэтому для предотвращения , часто проявляющихся в весенний период, целесообразно прибегать к помощи поливитаминов. Но принимать их следует только после консультации с врачом.

    Статьи по теме