Конвергентное и дивергентное мышление что. Дивергентное и конвергентное мышление

Здравствуйте уважаемые читатели!

Я хотел бы поблагодарить всех читателей, оставивших комментарий к предыдущей . Не стесняйтесь, пишите, задавайте вопросы, обсуждайте.

Продолжим нашу тему «Мышление» .

Думаю, что читателям знаком такой старый анекдот:
Висит банан, выпустили обезьяну, попрыгала — не достать, потрясла пальму – не падает, взяла палку – сбила банан и съела.
Предложили решить эту задачу (дальше можно подставить студенту, школьнику…). Прыгает, прыгает – не достать, ему говорят — ты подумай,… подумал – стал трясти, не падает. Ему- еще подумай. Он думал-думал и говорит «А что тут думать, трясти надо».

В какой-то степени этот пример показывает, как работает конвергентное и дивергентное мышление .

Конвергентное мышление

Конвергентное мышление (от лат. соnvergere — сходиться) использует предварительно усвоенные алгоритмы решения определенной задачи. Предполагает точное следование инструкции или последовательности действий по решению задачи.

Конвергентное мышление – это линейное мышление, логическое мышление, предполагающее одно единственно правильное решение задачи.

Обычно ассоциируется с тестами IQ и свойственно классическому типу преподавания.

Люди с конвергентным мышлением, считают, что существует только единственно правильное решение. Они пытаются использовать имеющиеся знания и логические рассуждения, чтобы найти это решение.

Не секрет, что почти все наше обучение направлено на формирование конвергентного мышления. И как результат этого обучения – поиск единственно правильного ответа по типу экзамена ЕГЭ. Экзамен построен на знании фактов, но факты – это еще не все.

Такой вопрос – впадает ли Волга в Каспийское море? Ответ вроде бы очевиден.

Но миллионы лет назад она впадала в Азовское, а не Каспийское море. А сейчас она скорее впадает в реку Кама и уже далее в Каспийское море. Но кого это интересует? Хотя это такая интересная тема для развития кругозора и мышления в том числе. Но нам нужна только галочка в нужном ответе (единственно верном). А начнешь рассуждать – не сдашь экзамен.

Вот так со временем развивается наиболее значительный недостаток человеческого интеллекта – цепляться за собственные убеждения и игнорировать все что им противоречит.

Человек ищет в поступающей информации именно ту, которая подтверждает правильность его выводов и игнорирует ту, которая их опровергает. Не замечали? Попробуйте обратить на это внимание.

Небольшое отступление в сторону :
Ведь вы уверены в том, что гипотеза — человек произошел от обезьяны, принадлежит Ч. Дарвину.
Однако Дарвин никогда не утверждал, что человек эволюционировал от обезьяны: он говорил, что у обезьяны и человека есть общий предок. Но миллионы людей до сих пор повторяют то, о чем услышали, но не изучили более внимательно, хотя бы прочитав его «Происхождение видов».

Хороший пример , конвергентного мышления: человек зашел в комнату, увидел юридический справочник и принял «единственно верное решение»: хозяин – юрист.

Ну а кто же еще? Вот примерно так мы судим и о многом другом.

Дивергентное мышление

Дивергентное мышление (от лат. divergere – расходиться) - метод творческого мышления, заключающийся в поиске множества решений одной и той же задачи. В отличии от линейного конвергентного, этот тип мышления иногда называют параллельным.

Дивергентные способности проявляются в умении выдвигать большое количество интересных и необычных идей, в отказе от стереотипов. Хороший пример дивергентного мышления — мозговые штурмы.

Характеристики дивергентного мышления:
1. Беглость восприятия (способность генерации множества идей).
2. Гибкость (способность переходить с одной точки зрения на другую).
3. Оригинальность (способность выдвигать нетривиальные идеи).

Впервые в науку понятие “дивергентное мышление” ввел Дж. Гилфорд (1967).

Джой Пол Гилфорд (1897—1987), — американский психолог. Известен как создатель модели структуры интеллекта. Занимался исследованиями интеллекта в части памяти, мышления, внимания, творчества и темперамента.

Он указал на принципиальное различие между двумя мыслительными операциями: конвергенцией и дивергенцией. Дивергентное мышление – это «тип мышления, ищущий в различных направлениях ».

Именно оно рождает множество оригинальных идей и предполагает, что на один вопрос может быть несколько ответов. А ведь именно это является условием самовыражения личности.

Добавлю, что дивергентность рассматривается в психологии как базовая черта личности , обеспечивающая самостоятельность мышления и последующих действий.

Обращу ваше внимание на такой важный момент.
Если рассмотреть полный цикл продуктивного мыслительного процесса, то он включает:
1. формулирование проблемы,
2. формулирование мыслительной задачи,
3. поиск решения и его обоснование.

И вот что важно: этап формулирования проблемы рассматривается как наиболее важный в творческом процессе мышления.

Замечу : в бизнесе наиболее важным является способность руководителя найти и сформулировать проблему. Этой способности как раз и не хватает, и об этом часто упоминается.
Вся система образования (от ВУЗа до МBА) строится на обучении решать проблемы, но в меньшей мере – выявлять их.

Аналогично, при чтении. Если у человека возникают вопросы – он ищет ответы на них, в книгах и других источниках. Если вопросов нет – то и искать незачем, что собственно и происходит.

Так что обратите на это внимание: вопросы, проблемы (кто не любит это слово – пусть будет задачи) способствуют вашему развитию, поиску решений, самостоятельному поиску. И дивергентное мышление будет только в помощь таким поискам.

*****
Но как увязать дивергентное мышление, предполагающее множество ответов на один вопрос и нашу современную школу – школу «правильного ответа » и «точного решения ».

Вы уже понимаете, что такая одномерность мышления (только конвергентное) вряд ли способствует адекватному пониманию ситуации, восприятию других людей и событий.

В то же время дивергентное мышление развивает исследовательский интерес и способность оценивать, сравнивать, анализировать и классифицировать, строить гипотезы.

Наша система взглядов задает для нас рамки, и мы воспринимаем мир через эти рамки. Но мы должны быть готовы к признанию того, что наша точка зрения лишь одна из многих, и мы можем ее пересмотреть по мере поступления новой информации.

Можно предполагать, что должен быть переход к формированию дивергентного мышления. Об этом мы будем говорить в следующих статьях блога.

А пока я бы не хотел, чтобы у вас сложилось неверное представление, что конвергентное мышление это плохо.
Конечно нет, иначе любое действие мы бы подвергали сомнению и анализу.

Важны оба мыслительных процесса. Конвергентное мышлении дает нам возможность использовать имеющиеся знания для изучения новых концепций и не отказываться сразу от всего нового, что не соответствует нашим текущим знаниям и убеждениям.

В процедуре мозгового штурма есть два этапа: этап конвергентного мышления – задающего рамки проведения этого мероприятия, и есть этап дивергентного мышления , когда идет генерация идей.

Хороший пример синергии двух видов мышления: композитор, сочиняя произведение, сначала использует дивергентное мышление – сочиняя оригинальную мелодию. Но затем он начинают использовать конвергентное мышление, которое позволяет ему оформить музыкальный фрагмент в соответствии с правилами гармонии.

Пример с определением профессии юриста, приведенный выше, когда рассматривалось конвергентное мышление можно видоизменить для случая дивергентного мышления.

Человек входит в ту же комнату и смотрит по сторонам. Что он замечает: картины на стенах, цвет ковра, на полке юридическую литературу, семейную фотографию и кошку, спящую в уголке и тд. Это параллельное мышление (дивергентное). Если бы ему необходимо было определить профессию хозяина комнаты, то, скорее всего он бы определил, что хозяин –юрист. Но этот вывод он сделал бы по нескольким признакам, сопоставив множество факторов. Ведь не факт, что хозяин — юрист.

Еще пример:

Вы подошли к своей квартире и не можете найти ключей. Действует конвергентное мышление – достаете ключи – открываете – входите. Но если ключи потеряны. Конвергенция не поможет, процедура нарушена.

Вы начинаете перебирать варианты: забыли ключи в машине, можно вызвать слесаря или специальную службу, можно дождаться другого члена семьи, у которого есть ключи. Можно было бы задействовать и стратегическое мышление, но чуть раньше – оставив запасной комплект ключей у рядом живущих родственников. Вот примерно так работает дивергентное мышление в простой житейской ситуации.

Оба типа мышления одинаково важны. Ни один не лучше и не хуже другого. Важно уметь применять в соответствующих ситуациях оба этих метода мышления.

Резюмируя сказанное, сведем результаты в таблицу:

Надеюсь, что общее представление о типах мыслительных процессов вы получили.

Вы узнали, что использование одного типа мышления – ограничивает наши возможности, делает нас упертыми в своей правоте. Хотя мы же понимаем, что наши знания всегда будут неполными, а следовательно возможны и другие мнения, основанный на новой, пока неизвестной нам информации.

Действовать по принципу «если есть А, то значит будет B » не всегда верный путь, возможно и C и D и тд. Логика важна, но мир слишком многообразен, чтобы существовали только однозначные решения.

Безусловно, развития требует и логическое, а не только творческое мышление. Об этом в следующих статьях на блоге.

Пишите, какие возникли вопросы, мнения, пожелания. Всегда буду рад вашим комментариям.

С уважением, Медведев Николай.

Что такое впервые озвучил амерканский психолог Джой Пол Гилфорд в своем знаменитом труде «Природа человеческого интеллекта». Там он подробно рассказал о том, что такое дивергентное и конвергентное мышление, откуда оно берется и как его развить.

Конвергентное мышление

Конвергентное мышление – это привычное нам мышление, которому нас учат с детства. Любую задачу надо выполнять поэтапно на основе известных алгоритмов. Закончив один этап, переходить к другому. Сам термин, конвергентное мышление, происходит от английского слова «сходиться». Кстати, на его основе и проводятся тесты на уровень интеллекта.

Конвергентное мышление – это основа нашей педагогической системы. В любой задаче точно известен ответ и путь, который к нему приводит. Работу ученика оценивают по скорости и аккуратности выполнения задания. С этими заданиями хорошо справляются люди последовательные. А вот творческим людям такой подход даже противопоказан. Именно по этому существует масса случаев, когда ученики, которые показывали плохую успеваемость, в итоге после школы оказывались гениями. Вся проблема была не в их умственных способностях, а в подходе к обучению, который им не подходил.


Что же происходит с людьми, когда их заставляют мыслить по указанному алгоритму? Даже если человек не гений, а просто творческий человек, ему приходится отказываться от своих идей, заглушать их. Это неизбежно приведет их к внутреннему конфликту. В то же время огромная масса энциклопедических, классических знаний – не гарантия решения любой задачи. Поэтому наряду дивергентное и конвергентное мышление следует развивать параллельно.

Дивергентное мышление

Дивергентное мышление – это то, что принято называть творческим мышлением. Понятие происходит от латинского термина «расходиться». Расхождение идет от проблемы к ее решению через множество различных путей ее решения. Все мы знаем о прочности связей между следствием и причиной, поэтому можно найти множество их комбинаций. В этом и проявляет свою суть дивергентное мышление.

Ученые считают, что дивергентное мышление помогает генерировать необычные идеи, использовать в достижении целей нетипичные формы решения, побуждает исследовательский интерес. Это ведет к лучшему и более глубокому мышлению и анализу.

Дивергентное мышление имеет ряд признаков:

Образность – человек постоянно работает с образами, ассоциациями, символами.
Чувствительность – человек легко находит противоречия, переключается с одного объекта на другой, видит необычное в простом.
Оригинальность – умение поступать и мыслить нешаблонно, вне правил и стереотипов.
Беглость – количество идей, которые человек способен генерировать за определенное количество времени.

Такое мышление не поддается никаким оценкам, поэтому школьники с низким IQ могут быть незаслуженно высмеяны. От этого часто страдает их самооценка, возникают различные комплексы. Есть несколько видов творческих тестов, которые могут определить наличие, но не степень такого мышления.

Но чтобы добиться максимальных результатов в познании, необходимо использовать дивергентное и конвергентное мышление одновременно.

Решайте проблемы методом мозгового штурма. Это способ напластования идей. Одна идея порождает другую, которая порождает еще одну идею, и так до тех пор, пока список случайных идей не приобретет творческий и неорганизованный вид. Если вы практикуете этот метод в группе людей, то разрешите всем говорить свободно. Не ищите практического решения. Вместо этого начните собирать идеи, которые имеют хоть малейшее отношение к проблеме.

  • Все идеи записываются и не критикуются.
  • После того как перечень идей будет составлен, можно вернуться и пересмотреть их ценность.

Ведите дневник. Используя дневник, вы сможете немедленно записывать спонтанные идеи, которые обычно приходят в голову в необычных местах и в необычное время. Такие идеи может записывать один из участников коллективного мозгового штурма. Позднее ваш дневник или журнал может стать сборником идей, которые можно дополнительно организовать и развить.

Свободное письмо. Сосредоточьтесь на одной конкретной теме и пишите о ней в течение непродолжительного периода времени. Записывайте все, что приходит вам в голову, если это касается данной темы. Не обращайте внимание на правописание и пунктуацию. Просто пишите. Позже вы сможете организовать, исправить и пересмотреть свой текст. Задача в том, чтобы взять конкретную тему и развить несколько разных мыслей за короткий период времени.

  • Создайте наглядное представление темы или схему связей. Представьте идеи вашего мозгового штурма в виде наглядной карты или рисунка. Не забудьте указать связи между идеями. Например, можно выбрать тему “Как начать собственный бизнес”.

    • Напишите "Как начать бизнес" по центру листа бумаги и обведите в кружок.
    • Допустим, что вы определились с четырьмя категориями, к которым относятся: товары/услуги, финансирование, рынок и сотрудники.
    • Итак, нужно прочертить четыре линии для каждой категории от круга с главной темой. Сейчас ваша схема будет похожа на детское изображение солнца.
    • На концах каждой из четырех линий нарисуйте круг и впишите в них все четыре категории (товары/услуги, финансирование, рынок и сотрудники).
    • Предположим, что каждую категорию вы разделили еще на два подпункта. Например, категория "товары/услуги" будет включать "одежду" и "обувь", а категория "финансирование" будет состоять из "займов" и "сбережений".
    • Теперь начертите по две линии от каждого круга категории, чтобы получились маленькие солнца с двумя лучами.
    • На концах каждой из линий (или "лучей") нарисуйте меньший круг и впишите в них ваши подпункты. Например, для категории "товары/услуги" впишите "одежда" в круг первого подпункта и "обувь" – в круг второго. Для категории "финансирование" впишите "заем" в круг первого подпункта и "сбережения" – в круг второго.
    • После завершения такую карту можно использовать для дальнейшего развития темы. Этот шаблон сочетает дивергентное и конвергентное мышление.
  • Мышление – это объект внимания всех психологов, изучающих интеллект, существует теория Гилфорда, которая детально описывает конвергентное и дивергентное мышление.

    Суть мышления

    В течении изучения окружающего мира люди суммируют приобретённый опыт, определяя взаимосвязь между предметами, тем самым устанавливая общее свойство вещей. Таким образом, человек решает конкретные познавательные задачи. Однако не на все вопросы мы способны дать ответ, именно в таких ситуация, приходиться обращаться к мышлению. Оно позволяет людям ориентироваться в любых ситуациях. Знание связей и законов объективной действительности разрешает определить разумную деятельность человека. Дивергентное и конвергентное мышление – это поиск стремления к осмыслению всевозможных ответов, оно активизирует различные виды умственной деятельности, к примеру, любознательность и воспоминания, внимание и наблюдение, суждение и воображение.

    Суть интеллекта

    Когда мы характеризуем человека с точки зрения психологии, то используем широко известное слово «интеллект». До сих пор ученые всего мира, не могут дать конкретное определение, этому понятию. Но многие специалисты утверждают, что интеллект, это способность, которая присуща каждому человеку для познания мира в целом.

    Конвергентное мышление

    Сперва дадим определение, конвергентное мышление – это способность интеллекта адаптироваться в заданных условиях той или иной деятельности. Конвергентное мышление определяется тремя свойствами:

    Комбинаторность – умение сочетать элементарные задачи с имеющимся багажом знаний, выявление взаимосвязей, закономерностей и различных соотношений.
    Уровневость – концентрация внимания, скорость восприятия, сенсорное различение, словарный запас и т.д.
    Процессуальность – стратегия трансформирования приобретённых сведений, методы интеллектуальной деятельности.

    Эти свойства характеризуют конвергентное мышление в полном объеме.

    Дивергентное мышление

    Дадим определение, дивергентное мышление – это креативность, умение выдвигать наиболее необычные и интересные идеи в условиях деятельности, за исключением регламента. , имеет отличительную особенность, а именно готовность озвучивать большое количество равноценных идей по правильности применительных друг к другу или к одному объекту. Другими словами, креативность – это способность не следовать стереотипам. Дивергентное мышление представлено в нескольких критериях:

    Беглость – число идей, которые рождаются в конкретный временной промежуток.
    Оригинальность – умение отойти от шаблонов и стереотипов, высказывание идей отличительных от типовых.
    Чувствительность – это умение воспринимать необычные жизненные ситуации во всех деталях, видеть противоречия или неопределенность, а также способность быстро переключаться от одной идеи к следующей.
    Образность – предпочтение выражать свои мысли при помощи символов и ассоциаций, работать в придуманном контексте, способность находить сложное на первый взгляд, в абсолютно простых вещах.

    Ярким примером дивергентного мышления могут служить интеллектуальные карты и мозговой штурм. А конвергентное мышление (логическое или линейное), является основой тестов на и классических методик преподавания. Конвергентное и дивергентное мышление нужно и можно развивать, если понимать его особенность, то можно добиться потрясающих результатов.

    Формирование дивергентного мышления старших школьников на уроках обществознания

    Волкова Т.И .

    учитель истории и

    обществознания

    СОШ № 24 г. Абакана

    Существенные изменения во всех сферах социальной и духовной жизнедеятельности общества отражаются на состоянии современного образования, содержании, организации и результатах образовательного процесса в школе. Прочно утверждается личностно ориентированная модель образования, которая принципиально меняет роль учителя на уроке. Возникновение новых для нашего общества экономических процессов, связанных с переходом на конкурентную основу производства, требует от выпускника школы быстрой социальной и психологической адаптации. Будущее поколение должно уметь «добывать» знания и приобретать навыки, необходимые для развития общества. Это требует от учителя не передачи готовых знаний ученикам, а развитие у них способностей находить эти знания, что в дальнейшем облегчит успешность принятия ими самостоятельных решений в постоянно меняющихся социальных условиях.

    Но ученик в настоящее время зачастую не может осуществить правильное решение той или иной проблемы из-за линейного (одномерного, конвергентного) стиля мышления, предполагающего жёстко определённый ход мысли, однозначную связь между явлениями. Ярко выраженная одномерность мышления препятствуют адекватному пониманию ситуации, восприятию других людей и затрудняет межличностное общение. В средней школе в большинстве случаев на уроках в средних и старших классах формируется именно конвергентное мышление, которое, безусловно, необходимо, но как начальная ступень в формировании интеллектуальных процессов; обязательно должен осуществляться переход от формирования конвергентного мышления к формирования дивергентного. Для него характерно отсутствие жёсткой связи между явлениями, причинами и следствиями. Дивергентное мышление – расходящееся мышление, предполагает несколько или множество ответов на один вопрос. Человек, обладающий дивергентным мышлением, не только может генерировать большое количество ответов на какой-либо вопрос, но и становится способным к толерантности.

    В исследованиях Е. Торранса, Д.Гилфорда, К.Тейлора, Г. Груббера подчеркивается, что целью дивергентного мышления является развитие исследовательского интереса, ориентированность на поиск новых форм деятельности. Кроме того, дивергентность активизирует способность оценивать, сравнивать, строить гипотезы, анализировать и классифицировать полученный материал.

    Формированию данного типа мышления может способствовать курс «Обществознание», ведь главная задача курса – умение самостоятельно мыслить о мире и о самом себе на основе понимания множественности смыслов одного и того же понятия, позиции, теории. Одно из главных достоинств обществознания – плюрализм мнений, теорий, подходов и т.д. Именно обществознание позволяет сосуществовать различным точкам зрения на одну и ту же проблему.

    На уроках обществознания предоставляется возможность превратить аудиторию в «сообщество исследователей», где в качестве одного из средств формирования дивергентного мышления можно использовать диалог. В ходе диалога учащимся предоставляется возможность свободно интерпретировать учебный материал, возвращать его собеседникам в преломленном, обогащенном виде. Именно посредством интерпретации рождается множество точек зрения на тот или иной феномен.

    Диалог предполагает уникальность каждого партнера и их принципиальное равенство; различие и оригинальность их точек зрения; ориентацию каждого на понимание и на активную интерпретацию точек зрения партнеров; ожидание ответа и его предвосхищение в собственном высказывании.

    Какие же требования предъявляются к построению диалога и что должен помнить учитель, организуя диалог на уроке обществознания?

      Нормативное требование избыточности : чем больше учащихся выступает с собственными суждениями, тем больше шансов на результативность.

      Нормативное требование отстраненности : диалог пойдет успешно лишь тогда, когда его участники умеют встать выше собственного мнения и способны посмотреть на него со стороны.

      Нормативное требование критицизма : при развитии учебного познавательного диалога возникает необходимость отбора мнений за счет сокращения числа суждений, их группировки, выделения перспективных направлений поиска и отбрасывания явно неэффективных мнений.

      Нормативное требование сотрудничества : развитие диалога идет путём соревнований идей. Здесь проявляется главная черта диалога, связанная с общностью стремлений к достижению истины. Чем более партнеры способны отказаться от своей предубежденности, личных склонностей, чем более они объективны, тем успешнее и результативнее диалог. Задача учителя заключается в том, чтобы гибко стимулировать те идеи, которые обладают наибольшей обоснованностью.

    О дивергентном мышлении

    Впервые в науке «дивергентное мышление» ввел Дж. Гилфорд (1967). Он указал на принципиальное различие между двумя мыслительными операциями: конвергенцией и дивергенцией . Это мышление допускает варьирование путей решения проблемы, приводит к неожиданным выводам и результатам. Фактически дивергентное мышление позволяет порождать множество разнообразных оригинальных идей в нерегламентированных условиях действительности.

    Для исследования дивергентного мышления существенное значение имеют теоретические положения академика А.М. Матюшкина, который считает, что полная структура продуктивного мыслительного акта включает в себя порождение проблемы и формулирование мыслительной задачи. А также поиск решения и его обоснование. Причем звено порождения проблемы рассматривается как наиболее специфическая характеристика творческого мышления .

    Исследования дивергентного мышления (И. Хайн, А.Б. Шнедер, Д.Роджерс) доказывают, что важнейшей его характеристикой является становление таких психических новообразований, которые выступают как исследовательская активность . Следует выделить несколько важных оттенков, характеризующих дивергенцию:

      Расхождение как дискретность признаков (свойств);

      Расхождение как снижение связности и возрастание дифференцированности признаков (свойств).

      Расхождение как существование и функционирование признаков (свойств) в параллельном, альтернативном и взаимодополняющем или (взаимоисключающем) режиме.

      Расхождение, приводящее к росту неопределенности и многообразия.

    Характеризуя дивергентное мышление, Л.Я. Дорфман прибегает к следующему сравнению: « Метафизически дивергентные идеи можно уподобить энциклопедии: в ней много статей, каждая – на отдельную тему, статьи непосредственно не связаны между собой, а в совокупности они образуют мощный интеллектуальный ресурсный потенциал» . Дивергентные идеи в совокупности – это когнитивный «рынок» идей с присущим ему разнообразием, многообразием и возможностью выбора.

    Приступая к работе по формированию дивергентного мышления учащихся, учитель должен сам овладеть приемами этого типа мышления и знать его позитивное влияние на профессиональную педагогическую деятельность.

    Основные

    характеристики

    дивергентного

    мышления

    Творческая составляющая

    Практико –ориентированная составляющая

    Целостность

    системность

    Способность создать целостный образ профессиональной деятельности в конкретной модели образования

    Способность системно осуществлять педагогическую деятельность

    Рефлективность

    Осознание уровня личной профессиональной

    компетентности на основе информации о различных моделях образования

    Способность корректировать свою педагогическую деятельность в зависимости от возникающей ситуации

    Инновационность

    Владение информацией о системной перестройке деятельности образовательных учреждений и педагогов, ориентированных на инновационные процессы в образовании

    Потребность поиска новых подходов в воспитании и обучении

    Критичность

    Владение информацией о различных моделях образования как условие объективного анализа феноменов образования

    Умение использовать образцы деятельности как ориентиры в самооценке свое профессиональной компетентности и оценке педагогического опыта учителей. Обнаружение разного рода рассогласований, ошибок.

    Способность к самоопределению в ситуации неопределенности

    Владение информацией, позволяющей ориентироваться в потоке новых идей и образовательных технологий

    Способность к быстрой ориентации в ситуации образования, адаптации к культурной среде образовательных учреждений

    Гибкость

    Знания о системной перестройке мышления и педагогической деятельности в вариативном образовании

    Способность к системной перестройке мышления и педагогических действий в ситуации вариативного образования

    Продуктивность

    Способность генерировать новые идеи

    Творческая активность в исследовательской и профессионально-педагогической деятельности


    Курс «обществознание» как инструмент формирования

    дивергентного мышления

    Обучение на уроках обществознания должно строиться на принципах развивающей среды. Обозначим их.

    Личностно – ориентированные принципы

      Принцип адаптивности означает стремление к максимальной адаптации на изменения окружающей среды и одновременное приспособление к индивидуальным особенностям учащихся. Система образования должна быть предельно гибкой.

      Принцип развития предполагает целостное развитие личности и формирования у неё готовности к дальнейшему саморазвитию. Развивающее образование ориентировано на создание обучающемуся условий для реализации личности. По выражению А.Маслоу «образование в демократическом обществе не может быть ничем иным как помощь каждой личности» .

      Принцип психологической комфортности . Сюда относится, прежде всего, снятие всех стрессообразующих факторов и создание в учебном процессе раскованной, стимулирующей творческую активность атмосферы.

      Принцип универсальности стартовых возможностей и создания дидактических и психологических условий для успешного личностного развития учеников.

      Принцип безусловного приятия личности, уважительного отношения к ней.

      Принцип рефлексивного управления, т.е. регулирования деятельностью обучаемых с точки зрения самих обучаемых, основанного на отображении картины внутреннего мира каждого, понимании их ожидания установок, интересов.

    Культурно-ориентированные принципы

      Принцип целостности содержания образования. Содержание образования должно быть единым по своей сути. В основе структуры содержания образования должны лежать не отдельные дисциплины, а образовательные области.

      Принцип системности. С самого начала образование должно быть едино и системно, соответствовать закономерностям личностного и интеллектуального развития субъекта учения, входить в общую систему непрерывного образования. Непрерывность и системность обучения требуют различной группировки содержания, вычленения в нем инварианта и вариативного компонентов.

      Принцип овладения культурой. В самом первом приближении культура – это способность человека ориентироваться в мире и действовать в соответствии с и ожиданиями других людей, социальных групп, общества в целом.

    Деятельностно-ориентированные принципы

      Принцип активно – деятельностного развития личности. Этот принцип требует четкой ориентации всего образования на развитие дивергентного стиля мышления, широкой научной эрудиции, высокой профессиональной компетентности учителя. Такая целевая установка должна быть доминирующей при разработке учебных планов, программ, элективных курсов; при отборе учебного материала, выборе методов и средств учебной деятельности.

    2. Проблемно - креативный принцип требует обучения в динамике, на высоком уровне познавательной активности; развития диалоговых форм занятий; использования активных методов обучения; научного прогнозирования со стороны учителей и учеников, поиска новых путей решения традиционных и нетрадиционных проблем.

    3. Принцип «выращивания» новых форм мышления, общения, делового сотрудничества в ходе образовательного процесса. В процессе обучения применяются такие формы обучения, как

    лекция – дискуссия, семинар- дискуссия, практическое занятие, так как в их основу положен диалог – один из основных методов развития дивергентного мышления.

    Методы и приемы развития дивергентного мышления

    Развитие дивергентного мышления осуществляется в ходе выполнения таких учебных заданий, которые связаны с обсуждением собственных вариантов определений тех или иных общественных категорий. При выполнении заданий ученики находятся в равных условиях по освоению новой для них информации и новых форм учебной деятельности, что позволяет им преодолеть страх и неуверенность в себе. Это обеспечивается простотой заданий, возможностью успешного их выполнения, четкостью поставленных учебных целей. Рассмотрим некоторые методы и приемы.

    Написание эссе – метод, используемый для развития в первую очередь системности и целостности дивергентного мышления, а также критичности.

    Возможно, написание эссе на свободную или строго заданную тему:

    Сформулирована проблема - необходимо предложить её различными

    способами;

    Дано высказывание - необходимо его опровергнуть и поддержать,

    представив аргументы;

    Поставлен вопрос – на него нужно всеобъемлюще ответить;

    Предлагается текст – нужно самостоятельно вычленить проблему и

    предложить несколько её решений.

    Данная работа является этапом подготовки учащихся к Единому Государственному экзамену, последним заданием которого и является написание эссе на одну из заданных тем. В условии четко сформулирована задача – высказать собственную точку зрения по проблеме и объяснить её. Для эссе характерны ярко выраженная авторская позиция, искренность, эмоциональность. Жанр дает право на субъективное изложение заявленной проблемы и свободную композицию. Эссе дает возможность увидеть личность автора, своеобразие его позиции, стиля мышления, речи, отношения к миру. Структура эссе определяется предъявляемыми к нему требованиями. Мысли автора эссе по проблематике излагаются в форме кратких тезисов (Т ). Мысль автора должна быть подкреплена доказательствами – поэтому за тезисом следуют аргументы (А ). Аргументы – это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнения ученых и др. Таким образом, эссе приобретает кольцевую структуру: вступление – тезис, аргументы – тезис, аргументы – заключение. При этом, вступление и заключение фокусируют внимание на проблеме (во вступлении она ставится, а в заключении – резюмируется мнение автора) . Опыт работы показывает, что при написании эссе и при его оценивании возникает известное противоречие между формой и содержанием. Форма дает простор субъективности, формальной неопределенности, парадоксальности, незавершенности, открытости, образности, художественной изобретательности. Содержание ориентирует автора на демонстрацию высокого уровня овладения терминами, понятия, умениями, навыками, формируемыми в процессе изучения обществоведческого курса. Как же решать эту проблему?

    При оценивании эссе необходимо выделить следующие элементы:

      1. Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы;

        Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и обоснованиях) и на бытовом уровнях, с коррективным использованием или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа;

        Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.

    М.Ю. Брандт обращает внимание на решающее значение содержательной стороны – владению обществоведческой терминологией и умению видеть проблему в соответствующем контексте . Однако необходимо делать акцент на изложение и обоснование собственной позиции учащегося, которая является характеристикой дивергентного мышления.

    Интерпретаци я – метод для развития рефлективности и гибкости мышления. Учащиеся осуществляют интерпретацию либо текстов, либо устных высказываний. Среди требований к уровню подготовки выпускников школы есть и умения осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд), извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (философских, научных, научно-популярных, художественных) знания по заданным темам, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию. Метод интерпретации способствует формированию дивергентного мышления школьников, что позволит им в дальнейшем быстро ориентироваться в потоке большого количества информации: газет, телевидения, Интернета. Чтобы не утонуть в ней, не запутаться, не стать жертвой манипуляций и дезинформации, чтобы использовать практически значимую для себя информацию, нужно уверенно ориентироваться в ней.

    Сегодня этот тип заданий также включен в ЕГЭ, часть «С». Какие требования предъявляет метод интерпретации к умениям учащихся?

    Владение лексикой, соответствующей той содержательной линии, которую представляет задание.

    Интерпретация и анализ информации, заключенной в тексте.

    Использование обществоведческих понятий и терминов при анализе и интерпретации текста.

    Определение логической связи в тексте.

    Видение подтекста, умение связывать авторские идеи друг с другом и с содержанием текста в целом.

    Соотнесение содержания документа с реалиями современности.

    Определение личного отношения к идеям, содержащимся в документе.

    Работа с документом, как считают специалисты по источниковедению, включает два аспекта – интерпретацию и анализ.

    Интерпретация направлена на установление того смысла, который вкладывал в произведение автор. Учитывая, что в курсе обществознания используются тексты, авторы которых принадлежат к различным культурам (например, дореволюционной российской или советской, западной или восточной и т.п.), необходимо соотнесение источника с соответствующим типом культуры. Важно понимать и психологические аспекты авторской позиции (например, позиции философов, высланных из советской России). Наконец, обращаясь, в частности, к произведениям писателей, нужно учитывать особенности художественного творчества конкретного автора.

    Ученые – исследователи на этапе интерпретации находятся как бы в потоке сознания автора произведения, стремятся понять ситуацию, в которой он находился, авторский замысел, и, опираясь на это понимание, осознать смысл текста. Без этого трудно ответить на вопросы: что хотел сказать автор этого текста? Какой смысл он вкладывал в сказанное?

    Анализ содержания документа позволяет взглянуть на источник с позиции нашего времени, в контексте проблем, стоящих перед нашим обществом. Здесь преобладает логические суждения и доказательства, сопоставление различных данных, анализ их согласованности друг с другом. На этом пути раскрывается вся полнота социальной информации источника.

    Исследование структуры и содержания источника позволяет синтезировать выводы, полученные в процессе интерпретации и анализа его отдельных сторон, отдельных компонентов структуры и содержания.

    Интерпретация и анализ документа – это творческий процесс, предполагающий самостоятельность и многовариантности мышления, что является главным признаком дивергентного мышления.

    1. Прежде чем отвечать на вопросы и выполнять задания, внимательно прочитайте текст. Помните: прямые ответы на многие вопросы или подсказки для формулировки ответов содержаться в текстах.

    2. Соотнесите предложенный текст с изученным курсом и определите, с какой содержательной линией связан данный текст («Общество», «Человек», «Познание», «Духовная жизнь общества», «Социальные отношения», «Политика», « Право»). Это поможет опереться на изученный материал при выполнении заданий к тексту.

    3. Дайте ответ на вопрос: О чем данный текст? – и определите основную идею.

    4. Отвечать на предложенные вопросы старайтесь по порядку, так как они чаще всего предъявляются по принципу «от простого к сложному». Ответ на первый вопрос может послужить основой для выполнения следующего задания.

    5. Вопросы к документам читайте вдумчиво, стремясь уяснить задание полностью.

    6. Отвечайте точно на поставленный вопрос.

    7. Не упустите из виду, на что требует опираться при ответе: текст,

    личный опыт, материал, изученный в курсе.

    8. Старайтесь давать логически связанный ответ, содержащий

    четкие и ясные формулировки.

    9. Не останавливайтесь на какой – либо части задания, избегайте

    неполных ответов.

    10. Не прибегайте к излишним обобщениям и интерпретации авторского текста там, где это требует задание.

    11. Сформулировав ответ. Проверьте его правильность. Для этого вернитесь к тексту и найдите в нем ключевые слова и фразы, которые подтверждают ваши выводы.

    Дискуссия. Среди современных поисков формирования дивергентного мышления, дискуссии принадлежит одно из важных мест. Она диалогична по своей сути – и как форма организации обучения, и как способ работы с содержанием учебного материала. Её применение помогает развитию критического мышления, приобщению юных граждан к культуре демократического общества. Чрезвычайно значим « сопутствующий результат» учебной дискуссии – формирование коммуникативной и дискуссионной культуры.

    Дискуссию не следует превращать в псевдопоиск решений, которые заранее известны учителю и могли бы излагаться обычным способом. В ряде случаев, однако, дискуссия служит способом формулирования тех идей, которые заведомо знакомы учителю и предусматривались им – по крайней мере, в качестве возможных результатов обсуждения. И все же проблемность дискуссии является неизменным дидактическим ориентиром всех методических разработок.

    Дискуссия ориентирована на развитие творческого мышления и предполагает давать учащимся возможность самим принимать решения, самим анализировать возникающие у них идеи и подходы, строить действия в соответствии со своими решениями. Однако традиционный урок строиться в ином духе. Каким же образом совершить переход от обычного урока к живому творческому обсуждению темы, видению заложенных в ней проблем?

    Один из вариантов такого перехода – распространенная в практике разновидность дискуссии, которая в некоторых дидактических разработках получила название эволюционирующей, то есть перерастающей из более традиционных видов учебной работы. Такая дискуссия возникает как бы сама собой, естественно. Однако, для того чтобы она возникла, необходимы соответствующие условия. Это значит, что сам учитель должен быть настроен на возможность такого обсуждения, заинтересованно относиться к высказываниям детей.

    Обобщение материалов, характеризующих опыт учебных дискуссий, позволяет выстроить следующую последовательность развития, наращивания степени инициативности участников:

    Дискуссия с преподавателем в роли ведущего («эволюционирующая»);

    Дискуссия с учащимся в роли ведущего;

    Дискуссия без ведущего (самоорганизующаяся).

    Формы дискуссии. В мировом педагогическом опыте получил распространение ряд приемов организации обмена мнениями, которые представляют собой свернутые формы дискуссий. К их числу относятся:

      «круглый стол» - беседа, в которой на равных участвует небольшая группа учащихся (обычно около пяти человек), во время которой происходит обмен мнениями как между ними, так и с «аудиторией» (остальной частью класса);

      «заседание экспертной группы» («панельная дискуссия») (обычно четыре – шесть учеников, с заранее назначенным председателем), на котором намеченная проблема вначале обсуждается всеми участниками группы, а затем излагают свои позиции всему классу. При этом каждый участник выступает с сообщением, которое, впрочем, не должно перерастать в долгую речь;

      «форум» - обсуждение, сходное с «заседанием экспертной группы», в ходе которого эта группа вступает в обмен мнениями с классом;

      наиболее формализованными дискуссиями являются «дебаты», «симпозиум», так как они построены на основе заранее фиксированных выступлений участников, представляющих противоположные точки зрения.

    По ходу дискуссии от учителя требуется, чтобы его участие не сводилось к директивным репликам или высказыванию собственных суждений. В содержательном плане основное средство в руках учителя – это вопросы. Обратим внимание на характер вопросов. Многолетняя практика показывает высокую эффективность вопросов открытого типа, стимулирующих мышление, - «дивергентных» либо «оценочных» по своему содержательному характеру. «Открытые» вопросы, в отличие от «закрытых», не предполагают краткого однозначного ответа (обычно это вопросы типа «как?», «почему?», «при каких условиях?», «что может произойти, если…?» и т.д.) « Дивергентные» вопросы (в отличие от «конвергентных») не предполагают единственно правильного ответа, они побуждают к поиску, творческому мышлению. Эти вопросы, по мнению М.И. Махмутова « вызывают интеллектуальные затруднения у обучаемых, поскольку ответ на них содержится не в прежних знаниях субъекта, но в предъявляемой преподавателем информации» .

    « Оценочные» вопросы связаны с выработкой учеником собственной оценки того или иного явления, собственного суждения.

    Продуктивность генерации идей повышается, когда учитель дает время, чтобы ученики могли обдумать ответы; избегать неопределенных, двусмысленных вопросов; обращает внимание на каждый ответ;

    изменяет ход рассуждений ученика – расширяет мысль или меняет её направленность (например, задает вопрос типа: « Какие ещё сведения можно использовать?», «Какие ещё факторы могут оказывать влияние?», «Какие здесь возможны альтернативы?»);

    уточняет, проясняет высказывания детей, задавая уточняющие вопросы («Ты сказал, что здесь есть сходство; сходство в чем?», « Что ты имеешь в виду, когда говоришь..?» и т.д.); предостерегает от чрезмерных обобщений (например: « На основании каких данных можно доказать, что это справедливо при любых условиях?», « Когда, при каких условиях это утверждение будет верно?»);

    побуждает учащихся к углублению мысли(«Итак, у тебя есть ответ; как ты к нему пришел? Как можно показать, что это верно?»)

    К проведению дискуссий учителю следует быть профессионально готовым как по социальным причинам, так и по собственно педагогическим основаниям. Современная общественная обстановка дает множество дискуссионных вопросов, которые могут быть вынесены на обсуждение. Тем не менее, каждый учитель должен помнить, что решение спорного вопроса как такового не является дидактической целью, она связана с развитием дивергентного мышления и коммуникативных умений учащихся.

    Моделирование – ещё один необходимый метод для развития системности и целостности мышления, а также способности самоопределяться в ситуации неопределенности. Результатом моделирования могут стать проекты, сценарии, описывающие варианты будущих состояний социальных процессов.

    Рефлексия в обучении дивергентному мышлению. Традиционная педагогика не требует осмысления происходящего ни от учителя, ни от учеников. Учителю предлагается набор готовых средств для организации процесса усвоения знаний на каждом этапе. В ходе обучению учащихся приемам дивергентного мышления, рефлексии отводится важное место.

    Рефлексия помогает ученикам сформулировать полученные результаты, предопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь. Рефлексия подразумевает исследование уже осуществленной деятельности с целью фиксации её результатов и повышения её эффективности в дальнейшем. По итогам рефлексии можно не просто обдумывать будущую деятельность, но выстраивать её реалистичную структурную основу, напрямую вытекающую из особенностей деятельности предыдущей.

    Проблема, с которой приходится сталкиваться при введении элементов рефлексии в традиционный учебный процесс, состоит в том, что ученики часто не испытывают потребности в осознании своего развития или приращения, не обнаруживают причин своих проблем, затрудняются сказать, что именно происходит в ходе их деятельности. Привыкнув к учительским объяснениям и необходимости последующего воспроизведения услышанного, многие дети считают свою учебу неотделимой от преподавания: «Если материал не объясняется учителем, то нет и учебы». Поэтому обучению рефлексии необходимо проводить на каждом уроке. Способы для этого применяются разные: устное обсуждение, письменное, анкетирование, графическое изображение изменений, происходящих с учеником в течение урока, дня, недели.

    В результате применения вышеперечисленных методов формирования дивергентного мышления, изменяются и роли учителя. Он выполняет роль помощника, строит содержательные противовесы радикальным точкам зрения, организует ситуации постановки учащимися вопросов к случаю и проблеме в целом, удерживает логическую линию урока.

    Предполагаемые результаты. В результате овладения дивергентным стилем мышления, у учащихся сформируется определенная система умений, направленных на осуществление эффективной самостоятельной деятельности. К ним отнесены следующие умения:

      1. отбирать необходимую информацию, анализировать и структурировать её;

        мотивировать собственную деятельность и определять конечные результаты;

        планировать деятельность и предвидеть результаты работы;

        организовывать деятельность в соответствии с целями;

        осуществлять самоконтроль и самодиагностику;

        регулировать и корректировать деятельность.

    Литература

      Боголюбов Л.Н. Задания к документам на экзамене по обществознанию// История и обществознание в школе, 2003.№ 10

      Киприянова Е.В.Как научиться писать эссе на «отлично»?// История и обществознание в школе 2003,№ 9, с. 45

      Боголюбов Л.Н. Задания к документам на экзамене по обществознанию// история и обществознание в школе, 2003, № 10, с.40

    Статьи по теме