Винная упаковка и окружающая среда. Алкогольный калькулятор

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. СВОЙСТВА, ТРЕБОВАНИЯ К ПЕРЕВОЗКЕ И ХРАНЕНИЮ

Вино ГОСТ 5575- 76. Виноградные вина разливают в стеклянные бутылки по ГОСТ 10117-80. При выполнении погрузочно-разгрузочных работ и транспортных операций хрупкие грузы необходимо укладывать и закреплять, избегать бросков, ударов, падений. Тара и упаковка таких грузов должны быть исправными и обеспечивать их сохранность от разрушения. Транспортируют специальным автотранспортом при температуре 8….16 градусов С в полимерных многооборотных открытых ящиках ГОСТ 51675-2000. Бутылки устанавливают в вертикальном положении. При укладке бутылок используют сухой упаковочный материал (стружку, солому и др.). Ящики располагают в пакетах для пищевых продуктов и стеклянной таре ТИПА - А ГОСТ 23285-78. Пакет формируют на деревянном плоском поддоне ГОСТ 9078-84.

2. ВЫБОР ТАРЫ

Для каждого груза, принимая во внимание его характерные особенности, выбираем тару и упаковку. Тара должна соответствовать роду и свойствам груза, условиям перевозки, иметь габаритные размеры, кратные размерам поддонов, контейнеров, кузовов. Основные размеры, прочность и другие требования к таре утверждены Государственным стандартом ГОСТ 17527-86.

Для перевозки вина в стеклянных бутылках емкостью 700 мл используют полимерные многооборотные открытые ящики ГОСТ 51675-2000 имеющие размеры:

Длина - 450мм

Ширина - 340 мм

Высота - 275мм

Ячейка - 82х82мм

Емкость 5х4 - 20 бутылок.

3. ВЫБОР ПОДДОНА

Для размещения ящиков подбирается по размерам соответствующий поддон размером 1200х1000мм из расчета (340мм х 3 = 1020мм, 450мм +450 мм=900мм)/ Масса одного поддона равна 20 кг.

4. ФОРМИРОВАНИЕ ПАКЕТА

Груз, сформированный на поддоне, не должен выступать за его пределы более чем на 20 мм с каждой стороны. Максимальные размеры пакета, сформированного на поддоне размером 1000х1200 мм, не должны превышать соответственно 1040х1240 мм по ГОСТ 24597. Высота пакетов и соответственно количество рядов транспортной тары в пакетах типа А должны быть установлены из расчета:

Максимально допустимая высота пакета - не более 1800 мм;

Максимально допустимая масса пакета - не более 1000 кг.

На одном поддоне размером 1200х1000 в одном слое умещается 6 ящиков, слоёв 6. На одном поддоне помещается 36 ящиков.

5. РАСЧЕТ МАССЫ ПАКЕТА

Масса одной бутылки с вином - 800 гр, вес стеклянной бутылки -190гр,

Вес вина - 610 гр. В одном ящике - 20 бутылок.

800 гр. х 20 бутылок = 16 кг. + масса ящика по ГОСТ 51675-2000 - 2 кг.

18 кг. - вес одного ящика с 20 бутылками вина.

36 ящиков х18 кг. = 648 кг

Масса одного пакета 668 кг = 648 кг. + 20 кг. масса поддона.

6. МАРКИРОВКА

Маркировка ГОСТ 14192-77 с нанесением манипуляционных знаков

«Хрупкое. Осторожно» «Вверх» «Ограничение температуры»

Информационные надписи должны содержать:

массы брутто и нетто грузового места в килограммах.

При перевозке грузов транспортными пакетами на каждом из них должны быть нанесены основные, дополнительные и информационные надписи. При этом вместо порядкового номера места и количества грузовых мест в партии наносят:

в числителе - общее количество пакетов в партии;

в знаменателе - количество грузовых мест в пакете, в скобках порядковый номер пакета.

7. ВЫБОР АВТОМОБИЛЯ И РАСПОЛОЖЕНИЕ ГРУЗА

Основной тягач КамАЗ - 5410 предназначен для перевозки скоропортящихся продуктов в охлажденном или замороженном состоянии. Имеет две двери: боковую одностворчатую и заднюю двустворчатую. Работа в двух режимах - охлаждение и обогрев.

Грузоподъемность ОдАЗ-9772 - 11300 кг.

Внутренние размеры кузова, мм:

Длинна - 8050

Ширина - 2210

Высота - 2000

Площадь пола - 17.8 м/кв

Объём кузова - 35.6 м/куб

Число пакетов, размещённых в полуприцепе, с учётом их размеров - 13.

7 пакетов+6пакетов = 13 пакетов

Масса груза составила - 13 пакетов х 668кг.масса одного пакета = 8684кг

8. РАСЧЕТ КОЭФФИЦИЕНТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГРУЗОПОДЪЕМНОСТИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБЪЁМА ГРУЗА

Коэффициент использования грузоподъемности

г = qфак./qном.

г = 8684/11300=0.76 2 класс

2 класс от 0.71 - 0.99

Объём кузова

8050 х 2210 = 17.8 м/кв

17.8 х 2 = 35.6 м/куб

Коэффициент использования объёма груза

7пак.х1000мм = 7м/кв

6пак.х1200мм = 7.2м/кв

8+7.2 = 14.2м/кв

14.2х1.6 = 22.72м/куб

з = Vгр./Vкуз.

з = 22.72/35.6 = 0.63

перевозка вино стеклянный бутылка

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При выполнении данной работы был изучен груз - вино в стеклянных бутылках. Для транспортировки предлагается тара - ящик полимерный многооборотный, поддон деревянный, пакет типа А для пищевых продуктов.

Определен транспорт - полуприцеп - рефрижератор ОдАЗ - 9772 для перевозки скоропортящихся продуктов.

Коэффициент использования грузоподъемности г = 0.76 2 класс

Коэффициент использования объёма груза з = 0.63

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Ковалев В.А. Организация грузовых автомобильных перевозок. Учеб. пособие. Красноярск, КГТУ, 2001. - 180 с.

2. Куликов Ю.И. Грузоведение на автомобильном транспорте: учебное пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / Ю.И. Куликов. - М. : Издательский центр «Академия». - 208 с.,

3. Савин В.И. Перевозки грузов автомобильным транспортом. Справочное пособие. - М.: «Дело и сервис», 2002 . - 544 с.

4. Сарафанова Е.В., Евсеева А.А., Копцев Б.П. Грузовые автомобильные перевозки. - Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов-н/Д: Издательский центр «МарТ», 2006. - 480с. (Серия «Учебный курс»).

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Перевозка груза - погрузочно-разгрузочные операция, хранение груза на складе и перемещение его с помощью транспортного средства. Выбор упаковки, толщина амортизационной прокладки. Размеры транспортной тары для разных грузов. Расчет транспортного пакета.

    курсовая работа , добавлен 11.01.2012

    Выбор транспортной упаковки и амортизационного материала. Определение оптимальных размеров амортизационных прокладок. Формирование транспортного пакета. Расчет нагрузок, массы брутто и нетто грузового места. Объем грузового места и маркировка тары.

    курсовая работа , добавлен 13.02.2013

    Требования, предъявляемые к упаковке, маркировке, транспортированию и хранению куриных яиц. Анализ района перевозок, матрица расстояний. Параметры склада, выбор автомобиля оптимальной грузоподъемности. Маршрут перевозки, себестоимость доставки груза.

    реферат , добавлен 17.02.2011

    Подготовка груза к перевозке грузоотправителем железнодорожным транспортом. Транспортная маркировка, договор перевозки груза. Перевозочные документы, требования к их знанию. Технология выполнения операций в товарной конторе на станции отправлений.

    курсовая работа , добавлен 26.09.2008

    Выбор и расчет технико-эксплуатационных показателей работы подвижного состава. Расчет эксплуатационных и переменных затрат на перевозку груза. Оценка капитальных вложений по сравниваемым маркам подвижного состава. Расчет выручки при перевозке груза.

    курсовая работа , добавлен 22.02.2012

    Характеристика подвижного состава, применяемого при перевозке, размещение груза в вагоне. Определение допускаемого значения продольного и поперечного смещений. Размещение действующих сил, проверка устойчивости вагона, расчет и выбор крепления груза.

    курсовая работа , добавлен 20.10.2012

    Документация при перевозке междугородних грузов. Размещение груза в транспортном средстве, его переоборудование и способы крепления. Действующая система европейских стандартов. Действие груза на автомобиль. Типовые схемы укладки груза, его пломбирование.

    презентация , добавлен 10.12.2013

    Технические характеристики автомобиля МАЗ 533632-321. Требования к габаритам, массам и осевым нагрузкам транспортного средства. Требования Правил ЕЭК ООН к наличию внешних световых приборов. Выбор варианта размещения груза в кузове транспортного средства.

    курсовая работа , добавлен 08.03.2016

    Порядок перевозки различных грузов, потери при транспортировании, маркировка и упаковка, размещение и крепление на подвижном составе, складирование и хранение. Выбор тары, способа крепления груза, определение вместимости склада, потерь при перевозке.

    курсовая работа , добавлен 28.11.2010

    Расчет удельных эксплуатационных затрат на доставку груза. Расходы на содержание и приобретение транспортной тары. Удельные расходы, вызванные потерями груза при хранении на складах. Стоимость массы груза за время транспортировки по железной дороге.

На мой взгляд не самая точная версия.

Во-первых, имперский галлон равен, не 4.5л, а 4.55л и при крупных корабельных партиях разница грубого округления до 4.5л очевидно была бы значительна и не устроила бы покупателя.

Во-вторых, имперский стандартный галлон - 4.55л был утверждён Великобританией только в 1824 году, а вино в бутылках стали производить намного ранее. Старый британский галлон был равен 3.7857л и он также не точно соответствует 5 бутылкам по 0,75л.

В-третьих, глупо предполагать, что французы - производители только из-за экспорта и только в Англию стандартизировали тару 0.75л.

На самом деле, когда вино стали разливать в бутылки, последние делались вручную и поэтому значительно отличались размерами.

С точки зрения потребителя размер сосуда/бутылки 0.3-1л вполне удобен для потребления, переноски и хранения напитков.

Поэтому на объём бутылки значительно повлияли особенности производства как вина, так и самой бутылки.

С точки зрения производства стеклянной бутылки следует отметить, что винная бутылка в отличие от пивной предполагалась в значительной степени для хранения вина в бутылках продолжительнрое время, поэтому размер бутылки желательно было сделать по-больше. Это было также продиктовано меньшей себестоимостью вина, бутелированного в крупную бутылку.

Что касается производства вина. До розлива в бутылку вино производили в деревянных бочках, в основном дубовых.

Бочки конечно были разные от 132л в Шабли до 1200л в Германии на Рейне. Но всё-таки, самый распространённый размер бочек примерно 200-250 литров. Это объясняется удобством размеров и веса бочки такого объёма вина для производства и доставки к местам реализации того времени. Исторически такую бочку, наполненную вином, в отсутствие средств механизации нормальный мужчина в одиночку мог положить на бок и катить. Вдвоем же можно было ставить бочки друг на друга, хранить, а также грузить на повозки и перевозить.

Крупные производители вина в Европе (Бордо и Риоха) исторически производят вино в бочках объёмом 225 литров - "barrique bordelaise". Если разливать такие бочки на целое число бутылок, что логично, то по 0.75л получается ровно 300 бутылок.

Максимальный объём бутылки первоначально был ограничен необходимой толщиной стенок и возможностями стеклодува, что, как пишут, в совокупности соответствует примерному объёму бутылки - 0.7-0.8л. Бутылки стали выпускаться объемом от 700 до 800 мл, как наиболее удобные для переноски и изготовления.

В начале 19 века производители нашли способ изготавливать бутылки стандартных размеров, и в разных странах выпускались бутылки такого объема, который считался наиболее подходящим для каждого конкретного вина. Выпускались бутылки объемом и 700, 750, 800 мл, и многие другие. Максимальный объем бутылки был объёмом в 2,3 л (магнум).

Вплоть до 1945 года, вина из Бургундии и Шампани часто поставлялись в бутылках по 800 мл, т.к. традиционный объём винных бочек в Бургундии и Шампани отличались от бочек Бордо (225л) - 228л и 205л соответственно. Божоле было известно тем, что разливалось в «горшки» по 500 мл.

В 1979 году США установило требования к объемам бутылок – они должны были быть 750 мл как еще один шаг к переходу на метрическую систему. Это почти столько же, сколько и одна пятая часть галлона. Примерно в это же время в Европе и во многих других странах была принята в качестве стандартной бутылка в 750 мл, так что виноделы смогли возить продукцию и в США.

Таким образом, с размером винной бутылки получлось почти как в истории с размером кирпичей, изначально определяемым размером ладони человека, впоследствии стандартизированном.

Все это вино перевозится грузовиками, поездами, самолетами, пароходами, останавливаясь по пути своего движения и перегружаясь где-то у дистрибьютеров, импортеров-экспортеров или в рознице, прежде чем они достигнут своей финальной точки путешествия - дома потребителя или подвала ресторана.

Транспортировка вина остается одним из основных источников выбросов в атмосферу вредных газов, усиливающих парниковый эффект. Неудивительно, почему экологически думающие производители вина уже давно ищут альтернативу привычным стеклянным бутылкам. Конкурентная стеклу упаковка должна быть доступна по цене, легко перерабатываться, легко утилизироваться или повторно использоваться.

Для вин, которые предназначены для скорого потребления, стекло не является оптимальным материалом. Изначально стеклянная тара предназначалась для многоразового ее наполнения, хотя сегодня стеклянные бутылки вина выкидываются после первого же их использования. Нельзя сказать, что из-за этого начали массово отказываться от стеклянной тары. Просто пошли по другому пути - всячески уменьшать вес бутылок. Но в то же время появились и альтернативные варианты упаковки - небольшие бочки наподобие пивных кегов, пластиковые пакеты внутри картонной коробки (bag-in-box), пластиковые и алюминиевые бутылки, картонная упаковка, пластиковые пакеты и другое. Правда все они имеют один общий недостаток - вино в них может находиться относительно недолго, не более одного года, после чего качество его может начать ухудшаться. Журнал Wine Spectator попытался выявить преимущества и недостатки разных видов винной упаковки. И вот что получается:

Наименование

упаковки

Возобновляемость

Переработка

Повторное

использование

Биологичекское

разложение

Вес упаковки для хранения 9 л вина

Стеклянные

бутылки

3,6 - 10,8 кг для 9-литрового ящика

Картонные коробки (bag - in - box )

450 г в эквиваленте к 9-литровому ящику

Картонные тетрапаки

Возможно

Возможно

Пластиковые пакеты (pouch)

Возможно

Около 300 г

Пластиковые бутылки

Алюминиевая упаковка

Около 500 г

Бочкообразная тара (keg )

Возможно

4,5 кг для 10-литровой емкости

Бумажная тара

Стеклянные бутылки



Стекло имеет массу плюсов, что и сказалось на его повсеместном использовании в качестве винной тары. Оно прекрасно сохраняет вино десятилетиями не давая проникнуть в него посторонним запахам, инородным частицам, кислороду. Изготавливается стекло из доступных, дешевых и имеющихся в большом количестве компонентов: песок, сода, известь, бой стекла. Стеклянные бутылки могут перерабатываться опять в тару неограниченное число раз без создания отходов и побочных продуктов.

Но, с другой стороны, стекло требует большого количества энергии на свое изготовление. У этого вида упаковки большой вес. Стандартная 750-мл бутылка весит 480-575 г. Бутылка под шампанское весит уже 900 г. Для некоторых стран стеклянная тара имеет еще один недостаток. Для защиты вина от воздействия ультра-фиолетовых лучей бутылкам придают цвет, как правило зеленый. В Британии, которая импортирует вина намного больше, чем производит сама, накапливается избыток зеленого стекла, которое очень трудно превратить в прозрачное. Например, чтобы использовать его для прохладительных напитков, которые требуют бесцветной стеклянной тары.

Современные технологии позволяют производить более легкие стеклянные бутылки (не более 300 г веса) с меньшей затратой энергии для их изготовления. На сегодня в развитых странах повторно перерабатывается 23% стеклянных бутылок, что не много.

Картонные коробки



Начавшие применяться в 1970-х герметично закрытые bag-in-box являются на сегодня наиболее серьезной альтернативной упаковкой. Емкостью от 1,5 л до 5 л для розницы (или для ресторанов) она более эффективна, занимая значительно меньше места при перевозке и хранении, чем эквивалентный объем вина в бутылках. Картонная коробка полностью подвергается переработке. Пластиковый мешок вместе с краником частично перерабатываются. Недостаток - не годится для длительного хранения вина. Уже раз открытое вино в такой упаковке надо выпить в течение 2-3 недель. А срок хранения нетронутой упаковки не более года с момента заливки вина в пластиковый мешок.

Долгое время вина в bag-in-box воспринимались потребителями как низкокачественные. Этот стереотип начал меняться в последнее время, когда в подобную упаковку стали разливать достаточно качественные вина. Для ресторанов, где вино продается разлитым по бокалам, поставляются большие пластиковые пакеты (до 10 л), вложенные уже в настоящую бочку соответствующего размера. По мере опорожнения пакета, он выбрасывается, а в ту же бочку закладывается новый.

Картонные тетрапаки



Для данного вида упаковки характерно высокое соотношение между весом вина и упаковки, куда оно залито - 96:4. Для стеклянной бутылки, например, это соотношение 60:40. Тетрапаки, как правило, выпускаются на 1 л или 500 мл. Благодаря их плоской поверхности, тетрапаки можно плотно укладывать и для того же количества вина один грузовик пустых тетрапаков равен 26 грузовикам с пустыми стеклянными бутылками. Как упаковка для вина они впервые был применены в США в 2004 году. Упаковка состоит на 70% из перерабатываемой бумаги. Слои из алюминеевой фольги и полиэтилена делают такую упаковку герметичной и препятствуют попаданию в вино воздуха, защищают его от света и загрязнений. Рекомендуется, чтобы время хранения вина в закрытом тетрапаке не более 12-18 месяцев.

Пластиковые пакеты (pouch )



Фактически, это очень плотный пластиковый мешок но без внешнего картонного ящика. В подобного вида мешки, но значительно меньшего размера, заливаются, например, майонез или кетчуп. Выпускаются различной емкости (до 3 л), с краником для предотвращения попадания в вино кислорода и без. Время хранения вина в закрытом мешке не более года. В силу того, что пластиковый мешок достаточно гибкий, прочный и быстроохлаждаемый его особенно удачно брать на пляж, в бассейн, в поход. Впервые подобная упаковка была использована в 2008 году. Главное преимущество этого вида упаковки - необыкновенная легкость. 10 таких пустых мешков занимают объем одной стеклянной бутылки.

Алюминиевая упаковка



В алюминиевые банки разливается сегодня так много напитков, так почему же их нельзя использовать и для вина? Они не бьются, быстро охлаждаются, блокируют попадание света внутрь. Алюминий, к тому же, хорошо перерабатывается. Например, в США процент переработки алюминия куда выше, чем стеклянных и пластиковых бутылок. В алюминиевых банках на 187 мл с прикрепленной к ним пластиковой соломинкой калифорнийская винодельня Френсиса Коппола выпускает игристое вино. В подобную тару чуть большего размера разливают и просекко. Рекомендуемый срок хранения - не более 6 месяцев.

Пластиковые бутылки



Их еще называют РЕТ, поскольку они сделаны из polyethylene terephthalate. На магазинной полке многие воспринимают их как обычные бутылки. Тем не менее, подобная упаковка пока имеет серьезные имиджевые проблемы, поскольку у потребителей она сразу вызывает ассоциации с обычной водой, которую в больших объемах продают в подобной упаковке.

В основе изготовления таких бутылок лежат материалы, которые не поддаются биологическому разложению, но повторно перерабатываются в те же пластиковые бутылки или покрытия для полов. Они пропускают больше воздуха, чем стекло, поэтому не являются идеальной упаковкой для защиты вина. Срок хранения вина в такой упаковке от 6 месяцев и до двух лет, прежде чем окисление вина станет заметной проблемой.

Кеги



После нескольких не совсем удачных попыток начать использовать подобную тару для вина, предпринятых в 1980-х и построенных на принципе продажи вина (даже качественного) на розлив, эта «концепция» вновь вызвала повышенный интерес в последние несколько лет. Обычно такая тара, сделанная из нержавеющей стали, вмещает объем вина сопоставимый с 26 бутылками и хорошо подходит для ресторанов, где практикуется продажа вина по бокалам или графинам. Вино получается более дешевым, исчезает проблема с утилизацией пустых бутылок. Кроме того, в такой бочке вино не подвержено окислению - под защитой инертного газа вино будет оставаться свежим в течение до двух месяцев при уже открытой и неполной бочке и до года при запечатанной. Пустую бочку возвращают производителю вина, моют, стерилизуют и наполняют снова. Срок жизни такой упаковки - до 30 лет. Экономически оправдано, чтобы пустые бочки путешествовали не более 600-700 км.

Бумага



Эта тара появилась на рынке только в конце прошлого года и по форме напоминает обычную бутылку, но сделана из плотной бумаги с тонким пластиковым слоем внутри. Эта тара очень легкая, прекрасно перерабатывается и биологически разлагается. Правда пока трудно еще говорить, насколько новые бутылки придутся винной индустрии по вкусу, насколько она их примет? С точки зрения имиджа, она пока не тянет за собой негативные ассоциации вроде «если вино в бумаге - значит низкокачественное». Опять же форма здесь предлагается близкая к классической, бутылочной.

У мировой винной индустрии сейчас огромный выбор, какую тару использовать. Каждый производитель выбирает для себя наиболее близкую и подходящую ему упаковку сообразно своим пожеланиям и представлениям. Конечно, лучшие вина левобережных шато, равно как и правобережных, вряд ли в ближайшее десятилетие откажутся от использования стеклянных бутылок. Но их владельцам, да и, скорее всего, покупателям этой продукции, наверняка в последнее время просто не приходилось самостоятельно поднимать по лестнице ящик с вином. Хотя бы на второй этаж.


О вине

Сколько вина в бутылке?

Мы привыкли покупать вино в стандартном виде - в бутылках по 0,75 литра. Вы всегда узнаете классическую бургундскую бутылку «Лефкадии Шардоне» или «Шираза» - ее можно отличить по покатым бокам. Бордосские бутылки красных вин «Долины Лефкадия» - узкие и с высокими боками. Но есть ли другие варианты? Да, и есть такие даже в нашем ассортименте. Но это далеко не единственный вариант ответа на вопрос «сколько вина в бутылке». Сегодня мы поговорим о том, какого еще объема бывает вино, как емкость влияет на вкус, а также - сколько воздуха в бутылке.

Что интересно, другие размеры винных бутылок имеют специальные названия:

  • четверть (split или piccolo) - 187,5 или 200 мл
  • половина (demi или half-bottle) - 375 мл
  • стандартная бутылка (imperial) - 750 мл
  • Магнум (Magnum) - 1,5 л
  • Двойной Магнум - 3 л
  • Иеровоам (Jeroboam) для игристых - 3 л, для тихих вин - 4,5 л
  • Ровоам (Rehoboam) - 4,5 л (только для игристых вин)
  • Мафусаил (Mathusalem) - 6 л
  • Саламанасар (Salmanazar) - 9 л
  • Балтазар (Balthazar) - 12 л
  • Навуходоносор (Nebuchadnezzar) - 15 л
  • Мельхиор (Melchior) - 18 л
  • Соломон (Solomon) - 25 л
  • Прима (Primat) - 27 л
  • Мелхиседек (Melkhisedek) - 30 л

Считается, что бутылки большего объема, названные в честь библейских персонажей, были созданы в XVIII веке во Франции для игристых вин. Производители думали, что шампанское в больших бутылках получается более качественным, так как в них остается меньше кислорода, а площадь поверхности позволяет создавать пузырьки надлежащего размера. Однако точного свидетельства этому не существует.

В 1725 году появилась первая крупная стеклянная тара объемом 3 литра для спиртного напитка, которую назвали по имени библейского персонажа Иеровоама (значение имени - «да умножится народ»). Позднее появились бутылки других объемов.

Также сохранились сведения, что некий средневековый поэт Эжен Дестуш из Шампани в своих произведениях давал подобные библейские именами игристым винам. Поэтому возможно, что идея таких названий родом из средневековья.

Существует еще одна версия происхождения таких интересных названий. В конце XIX века производители игристых вин использовали библейские имена для крупных бутылок, чтобы привлечь внимание покупателей. То есть это был всего-навсего маркетинговый ход. Имена библейских героев должны были ассоциировать процесс употребления шампанского с таинственным ритуалом, характерным для прошлых эпох. Без маркетинга не обошлось, поскольку себестоимость таких бутылок была крайне высокой. Как известно, игристое вино оказывает высокое давление на стенки сосуда, около 5 атмосфер. Соответственно, бутылка обязательно должна быть изготовлена по особой технологии из сверхпрочного стекла, способного выдержать такую нагрузку.

Появлялись также уникальные по объему бутылки, которые никогда не были допущены к массовому производству. Например, компания Pol Roger долгое время изготавливала бутылки для игристого вина объемом о,5 литра специально для сэра Уинстона Черчилля.

Вы вряд ли найдете такие бутылки в обычном супермаркете, чаще за такими коллекционными образцами приходится охотиться на аукционах или заказывать напрямую на винодельне.

В «Долине Лефкадия» тоже есть вино в нестандартной бутылке. Это наш Icewine «Саук-Дере» , ледяное вино позднего сбора из сорта Рислинг. Его вы можете найти только в бутылке объемом 375 мл. Из-за сложности технологии производства и очень малого выхода готового продукта ледяное вино достаточно дорого. Для производства 350 мл такого вина необходимо не менее 13-15 кг винограда. Из 10 тонн винограда получается всего лишь 400 литров ледяного вина. Поэтому традиционно продается такое вино в бутылках меньшего объема.

Почему в стандартной бутылке 750 мл?

Итак, объем стандартной винной бутылки составляет 750 мл - это известно всем. Такой исторически сложившийся стандарт был официально утвержден только в 1970-х годах, а по поводу его происхождения есть две основных теории. Долгое время ни размер, ни форма бутылок не были стандартизированы. В среднем их объем колебался между 700 и 800 мл, а форма же варьировалась от деревни к деревне. Вспомните только немецкий боксбойтель или итальянскую фьяску, опоясанную соломой!

Согласно первой, бутылку такого объема мог изготовить стеклодув из расплавленного стекла за один выдох (исходя из объема легких среднестатистического мужчины). Согласно второй версии, в прошлые века это считалось оптимальным объемом вина в ежедневном рационе взрослого человека.

Считается, что во времена Первой Мировой войны именно три четверти литра вина в день, презрительно называемого pinard (вино самого низкого качества), полагалось каждому европейскому солдату для поддержания его формы.

А вот такое обоснование можно найти в книге Hugh Johnson «World Atlas of Wine». Объем обычной бутылки равен шести бокалам (имеются в виду большие бокалы, налитые на одну треть, а не маленькие, наполненные до краев). За легким завтраком может хватить и одного бокала на человека, между тем как при долгом обеде и пять-шесть бокалов не покажутся чрезмерными. Для большинства людей и ситуаций золотой серединой считается половина бутылки на человека (возможно, один бокал белого и два красного), однако решающими факторами остаются характер еды и продолжительность застолья.

Влияет ли объем бутылки на вино?

Да, 750 мл появились неспроста, оказывается есть в этом еще и определенные аспекты вкуса. Вино, как живой и постоянно эволюционирующий в стекле напиток, в бутылках разных объемов и развивается по-разному.

  • Чем меньше объем бутылки, тем быстрее созревает вино, и тем меньше, соответственно, общий максимальный срок его жизни (что хорошо, только если вы планируете пить такое вино в скором времени, а не хранить долго).
  • Чем больше объем бутылки, тем медленнее идет процесс созревания вина и тем дольше его потенциал к старению и хранению, соответственно. Вот почему коллекционеры вина предпочитают покупать для закладки в погреб бутылки больших объемов.

Попробовав одно и то же вино, но из бутылок разных размеров, вы будете изрядно удивлены - вино будет разным по вкусу!

Кстати, один интересный эксперимент проводили ученые из Оксфордского университета. Они доказали, что человек, не являющийся экспертом в винной области, склонен думать, что покупает хорошее вино, если оно находится в тяжелой бутылке. В исследовании участвовали 150 человек, оценивавшие 275 вин из 5 стран. Этот эксперимент и показал, что не разбирающиеся в вине люди склонны оценивать его по весу бутылок. Винные коллекционеры и эксперты таких ошибок не допускали.

«Что касается вина, это исторически связано с тем, что в прошлом более дорогие вина хранились в более тяжелых и прочных бутылках, чтобы тара не разбилась. В наши дни, я думаю, это больше связано с маркетингом», - предполагает профессор Чарльз Спенс. «Здесь нужно быть осторожным. Временами вы видите в супермаркете людей с бутылками, которые ходят, взвешивая их в руках и решая, какая лучше. Если вы знаете о связи «вес - качество», вы вряд ли пойдете на поводу у своего подсознания», - говорит ученый.

Сколько воздуха в бутылке?

Уровень незаполненного объема бутылки вина, который на иностранный манер можно назвать ullage, - это пространство между вином и нижней частью пробки. В процессе розлива, большинство зарубежных виноделов стремиться выставить этот уровень на отметке 10 мм. Но так как пробка не полностью герметична, уровень вина постепенно может уменьшаться.

Самое лучшее было бы наливать вино под самую пробку, не оставляя воздушной камеры, но этого нельзя делать, так как вино при изменении температуры, расширяясь, выталкивает пробку из бутылки. У российских производителей нормальное расстояние между вином и пробкой для столовых вин - 2 см, а для крепких и десертных вин - 3 см.

Большинство аукционных домов и винных торговцев определяют качество вина именно по уровню незаполненного объема. Если взять коллекционное вино более чем десятилетней выдержки, то на него составляют прогноз качества в зависимости от возраста вина и «воздушного пространства».

Статьи по теме