Когда в пост можно кагор. Можно ли в пост красное вино

Сразу после окончания Масленицы и Прощеного воскресенья все верующие встречают Великий пост. В жизни православных…

Можно ли пить вино

Соблюдать пост довольно тяжело. Придется скорректировать ежедневное меню, отказаться от любых развлечений. Продукты животного происхождения необходимо на некоторое время исключить из рациона.

По церковному уставу пить алкоголь в не запрещено. Но священнослужители имеют собственное мнение. Одни утверждают, что вино не относится к полезным напиткам. Православному человеку отказаться от него будет несложно.

Другие же представители церкви считают, что вино является символом крови Христа. Его используют во многих обрядах. Поэтому употреблять напиток не запрещено.

Читайте также

Люди, которые решили соблюдать Рождественский пост (28 ноября – 6 января) должны попробовать составить для себя…

В любом случае вино разрешено пить только в определенные дни. Не стоит нарушать церковный устав, в противном случае пост будет соблюдаться не по правилам.

Sp-force-hide { display: none;}.sp-form { display: block; background: #ffffff; padding: 15px; width: 600px; max-width: 100%; border-radius: 8px; -moz-border-radius: 8px; -webkit-border-radius: 8px; border-color: #dddddd; border-style: solid; border-width: 1px; font-family: Arial, "Helvetica Neue", sans-serif;}.sp-form input { display: inline-block; opacity: 1; visibility: visible;}.sp-form .sp-form-fields-wrapper { margin: 0 auto; width: 570px;}.sp-form .sp-form-control { background: #ffffff; border-color: #cccccc; border-style: solid; border-width: 1px; font-size: 15px; padding-left: 8.75px; padding-right: 8.75px; border-radius: 4px; -moz-border-radius: 4px; -webkit-border-radius: 4px; height: 35px; width: 100%;}.sp-form .sp-field label { color: #444444; font-size: 13px; font-style: normal; font-weight: bold;}.sp-form .sp-button { border-radius: 4px; -moz-border-radius: 4px; -webkit-border-radius: 4px; background-color: #0089bf; color: #ffffff; width: auto; font-weight: bold;}.sp-form .sp-button-container { text-align: left;}

Никакого спама 100%. Вы всегда сможете отписаться от рассылки!

Подписаться


Обратите внимание!

Священнослужители утверждают, что во время прохождения поста необходимо отказаться даже от чая, кофе. Желательно отдавать предпочтение фруктовым сокам, травяным настоям.

Когда можно пить вино

По пить вино – вопрос довольно популярный. Суббота и воскресенье являются разрешенными днями. Также употреблять напиток не запрещено в праздничные и дни памяти святых. Прежде всего, это 4 декабря – Введение во храм Святой Богородицы, 19 декабря – День святителя Николая Чудотворца, 25 декабря – День памяти святителя Спиридона Тримифунтского. Не стоит забывать и о престольных праздниках.

Как отметить Новый год верующим людям

Даты проведения Нового года и поста совпадают. Как же совместить эти события, и отметить праздники по всем правилам. Если в семье есть верующие люди, необходимо подготовить 2 стола. Каждый человек сам для себя решит, каким блюдам отдать предпочтение.

Что касается вопроса, можно ли в Рождественский пост на Новый год пить вино, однозначный ответ дать сложно. Нет ничего страшного в том, если человек попробует слабоалкогольный напиток. Главное, во всем соблюдать меру, и избегать шумных компаний.


Обратите внимание!

Что касается гуляний возле елки, катания на санках, запуска фейерверка – все это разрешено. Дети и взрослые получат массу удовольствия, а новогодний вечер превратится в сказку.

Рождественский пост является довольно строгим. Чтобы его соблюдать, необходимо придерживаться некоторых правил. Священнослужители утверждают, что каждый человек вправе сам решить, стоит ли ему соблюдать пост. То же самое касается употребления алкоголя. Если хочется выпить немного вина, в этом нет ничего плохого. Главное, соблюдать меру и помнить о правилах поведения.

Сказать спасибо за статью 1

«Вино веселит сердце человека», но скольким пострадавшим от пьянства уже не до веселья. Чего больше приносит вино в нашу жизнь: добра или зла? Может быть, христианам лучше придерживаться «сухого закона»? О том, что думает по этому вопросу Церковь, корреспондент «НС» диакон Федор КОТРЕЛЕВ беседовал с иереем Даниилом СЫСОЕВЫМ.


Брак в Кане Галилейской. Мозаика. XIV век. Церковь монастыря Хора (Кахрие-Джами), Константинополь

- Почему в Евхаристии используется именно вино? В чем священный смысл вина?

Вино для христиан является особым веществом. Это, с одной стороны, плод рук человеческих, а с другой - дар Божий. Бог дал человеку виноградную лозу, человек превратил ее в некое вещество, которое веселит его сердце.

Отцы Церкви называют состояние богообщения «духовным опьянением». Это состояние, когда человек похищается из этого мира и попадает в мир Бога, забывая обо всем существующем, пребывая в неземной радости, как апостолы после схождения на них Святого Духа в день Пятидесятницы. В некотором смысле то состояние, которое дает вино, становится метафорой состояния богообщения. Именно метафорой, образом, потому что, конечно, с помощью вина достичь Царства Божия не получится. Ведь образ - не подлинник.

Вино употреблялось людьми с начала человеческой истории. Ветхозаветная Церковь использовала вино во время жертвоприношений. А в Новозаветной Церкви таинство Евхаристии, сердцевина нашей духовной жизни, совершается на чистом виноградном вине. Вино также используется и на Всенощном бдении, и во время таинства Соборования. Освящается по церковному чину виноград и сами виноградники. Есть даже специальная молитва о благословении вина за трапезой. Нужно, чтобы Господь благословил нашу радость, которая так же Ему угодна.

В церковных лавках часто можно видеть освященное вино. Стоит ли христианам покупать и употреблять именно это вино? Важно ли, что вино освящено?

Я не думаю, что имеет принципиальное значение место, где куплено вино: в церковной лавке или простом магазине. Освящается вино потому, что, как говорит апостол Павел: «Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию» (1 Кор. 10, 31). Известно благотворное влияние чистого виноградного вина на здоровье человека: оно является кроветворным средством и хорошим лекарством, поддерживает, как говорит Церковь, «внутреннюю теплоту». А где оно куплено - это уже второй вопрос. Можно купить в любой лавке вино и освятить в церкви, не будет разницы.

С вином, особенно в нашей стране, связано много проблем. Регламентирует ли Церковь количество вина, которое можно употребить?

Количество и порядок употребления вина регламентирует церковный Устав. В Уставе говорится, что в определенные праздники употребляется вино в размере от одной до трех красовуль.

- А что такое «красовуля»?

Одна красовуля - это 125 граммов вина. Но когда определялась эта мера, виноградное вино было довольно густым и обычно его пили разбавленным, поэтому с водой получалось около 375 граммов. Такая мера предусмотрена церковным Уставом. Это немного, сейчас позволяют себе выпить и больше. Люди все разные, и потому каждый должен определить свою меру. Грех будет в том случае, если человек напьется. Священное Писание очень жестко осуждает такого человека. В своих притчах говорит царь Соломон: «У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного» (Прит. 23, 29-30). В Евангелии про злоупотребление вином четко сказано: «…пьяницы Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6, 10).

Типикон не делает разницы между видами спиртных напитков и все называет вином. Но существует не только вино, но и крепкие напитки. Как вы считаете, православные христиане могут употреблять крепкие спиртные напитки?

Ну, например, на Афоне, в месте, известном строгостью жизни, приходящему в монастырь всегда подносят рюмку водки. Так же и на Синае. Конечно, крепкие напитки не запрещены. Один мой друг, священник и врач, говорил, что водка, но не более 50-70 граммов, не страдающему алкоголизмом может быть полезна для здоровья. Но это касается только небольшого употребления крепких спиртных напитков. Напиваться нельзя! Важно, чтобы было радостно, но не должно быть помутнения рассудка. Это граница, за которую мы не имеем права переходить. Человек должен оставаться трезвомыслящим. Святой Силуан Афонский говорил: «Как определить: объелся ты или нет? Если после того, как встаешь от трапезы, хочется молиться, значит, не объелся. А если хочется заснуть, забыться и не молиться, значит, ты объелся». То же самое касается и вина.

- Можно ли пить вино и водку в пост?

Типикон не проводит никакого разделения между спиртными напитками по крепости, употребление водки регламентируется (кроме объема) теми же правилами, что и употребление вина. Но если, например, человек замерз Великим постом, я не думаю, что будет тяжким грехом, если он выпьет рюмку водки, чтобы согреться. Точно так же если у человека малокровие - не будет греха, если он выпьет бокал красного вина для укрепления сил. Но поскольку вино является знаком радости, а пост - временем печали о наших грехах, в посты, особенно в Великий, вино употребляется только в праздничные дни: субботу и воскресенье.

Не секрет, что русскому человеку меры держаться непросто. А от последствий ее нарушения страдают и сами нарушители, и их родственники. Может быть, православным вообще лучше «не употреблять»? Особенно в такие ответственные дни, как свадьба?

Были такие православные - комсомольцы их звали. Они говорили про «безалкогольные свадьбы», до сих пор помню.

- Бывают и настоящие православные «сухие» свадьбы. Я лично сам недавно на такой присутствовал.

Действительно, есть у нас такое представление, что употребление алкоголя - грех сам по себе. Утверждают, что в водке дьявол, что пиво - сатанинский напиток и так далее. И хотелось бы напомнить православным 51-е правило свв.Апостолов, которое гласит: «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, удаляется от брака и мяса и вина, не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв, что все добро зело, и что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил вместе, и таким образом клевещет на создание: или да исправится, или да будет извержен от священного чина, и отвержен от церкви. Так же и мирянин». И человек, учащий так, подлежит анафеме. Не просто прещению или наказанию, но именно отлучению от Церкви. Почему? Потому что такой человек хулит Творца Вселенной, Который дал нам эти дары. Апостол Павел в своих посланиях повелевает Тимофею пить немного вина «ради желудка твоего и частых твоих недугов» (1 Тим. 5, 23). Так что нельзя говорить, что вино - грех. Грех здесь не в вине, а в человеческой злой воле. Точно так же как не в шприце, даже не в наркотическом средстве, потому что наркотик может быть и лекарством, - а в злоупотреблении. Но, конечно, все это не касается людей, которые лечатся от алкоголизма, - им пить нельзя ничего.

Бывает такое абсолютное отвержение вина, если, например, пили родители. И человек не пьет ни при каких случаях. Это разумное решение?

В этом есть нечто справедливое. Дело в том, что у алкоголиков, не просто пьющих, а именно алкоголиков, тех людей, которым поставили этот диагноз, уже другая физиология. В восьми процентах случаев у детей, рожденных в семьях алкоголиков, фермент, расщепляющий алкоголь, не вырабатывается или вырабатывается в недостаточном количестве. Поэтому для такого человека, безусловно, принятие алкоголя крайне опасно.

- А есть люди, которые говорят: «Я настолько не принимаю алкоголь, что боюсь причащаться».

Да, была такая секта енкратитов. Церковь их осудила еще во втором веке. Вообще вокруг вина, мяса, красивых одежд существует множество суеверий, которые на самом деле являются воспроизведением древних ересей. Например, у манихеев, гностической христианской ереси, обесценивающей земную жизнь, считавшей злом весь материальный мир и его Творца, был даже обряд проклятия вина и хлеба, потому что это - плод рук Творца: «не я тебя сажал, не я тебя растил». И они проклинали всех, кто пьет вино.

Я вообще думаю, что все эти запреты на употребление вина - исключительно от врага. Потому что неслучайно даже в исламе вино запрещено, а наркотики - нет.

- Как вы объясняете и расцениваете отказ от спиртного в инославных христианских деноминациях?

У инославных христианских деноминаций некоторых направлений, например баптистов, это может быть связано с тем, что они просто не знают, чем заняться. Им неизвестна технология борьбы со страстями, поэтому они пытаются, как говорил святитель Николай Японский, заместить духовную активность активностью внешней. Превратить собрание христиан в клуб трезвенников. Их пафос в том, что вот раньше я был грешником пьяницей и наркоманом, а сейчас все бросил, ничего больше не употребляю и этим горжусь.

Второй момент: происхождение протестантизма тесно связано с манихейством, которое в средневековой Европе проявилось в религиозных движениях альбигойцев (катар), осужденных позднее католической Церковью. Альбигойцы вина не употребляли, проповедовали крайний аскетизм, притом что отвергали догмат о триединстве Бога, церковные таинства, почитание креста, икон.

Человек за рулем, летчик, шахтер, врач и люди других профессий риска после работы обычно «снимают напряжение», выпивают. Появляется привычка - прийти домой и выпить сто грамм. Эта та самая мера, чтобы восстановить равновесие, или это злоупотребление?

Снять усталость можно, но в этом есть очень большая опасность того, что эта привычка может привести к зависимости. Усталость часто вызывает депрессию, а депрессия приводит к алкоголизму. И в медицине, и в христианстве известно, что пьянство рождается от уныния. И поэтому надо очень беречься этой опасности. Тем более водителю, который, выезжая на дорогу в пьяном виде, совершает двойной грех: рискует и своей жизнью, и жизнью окружающих.

Сухое или сладкое?


Какое вино употребляется для Евхаристии? Важны ли здесь сорт винограда, марка, крепость, цвет? Насельник Данилова монастыря иеромонах ГЕРМОГЕН (Ананьев) рассказал корреспонденту «НС» Максиму ПЕТРОВУ о том, какие вина сегодня используются в Русской Православной Церкви, и в частности в Даниловом монастыре:

С древности классическим вином для Евхаристии считается сухое вино. Церковными правилами утверждено, что для Евхаристии должно использоваться красное не прокисшее вино, полученное от виноградной лозы. Насчет крепости и сладости никаких установок нет. Когда эти правила писались, красные виноградные вина были только сухими (без перегонки красное виноградное вино не может быть очень большой крепости). Были еще крепкие напитки из разряда водок, которые к винам не относились. Таким образом, крепость и сладость церковного вина принципиального значения не имеют.

Гораздо важнее цвет. Он должен быть красный, так как это вино претворяется в Кровь Христову. Возможно, именно густота цвета повлияла на то, что в России сложилась традиция в качестве церковного вина применять кагор. Это тоже вино из чистого виноградного сока, из сладких сортов винограда. В классические качественные кагоры не добавляется ни сахар, ни спирт. Его сладость достигается за счет содержащегося в винограде сахара, а не за счет сахарной добавки. Настоящий кагор при разбавлении водой (а при Евхаристии в Святую Чашу добавляется горячая вода) сохраняет цвет, вкус и аромат, чего не скажешь о сухих винах (не та концентрация). Тем более о поддельных кагорах. Большинство наших кагоров - молдавского производства. Они недорогие, и если это не поддельное вино, то весьма неплохого качества. Крымских настоящих кагоров очень мало. Но и они возможны для богослужения.

Какое именно вино покупать, зависит от желания настоятеля храма или монастыря и от их финансовых возможностей. В большинстве наших храмов покупают вина молдавские или крымские. Данилов монастырь покупает разное вино, главные критерии - это качество и приемлемая цена. Отбором вина для богослужения в монастыре занимается ризничий, как правило, вместе с келарем (в зависимости от ситуации). Сегодня нельзя доверять красивым этикеткам на бутылках и заверениям поставщика обманывают, к тому же качество вина под одной этикеткой постоянно меняется даже у одних и тех же продавцов. Поэтому перед закупкой партии вина его обязательно дегустируют.

Для Евхаристии Троице-Сергиева лавра использует домашнее вино

Троице-Сергиева лавра не покупает вино у посредников. Главному виночерпию Лавры игумену ХАРИТОНУ (Чекану) известны производители в Молдавии, изготавливающие вино домашним способом, с соблюдением всех секретов, переданных их отцами и дедами. Вот что отец Харитон рассказал нашему корреспонденту Алексею ОРДЫНСКОМУ:



- Вино, которое мы покупаем для Евхаристии, как правило, делают из сорта винограда каберне. Это лучшее молдавское вино (я родился в Молдавии и точно это знаю) и по насыщенности цвета, и по уровню качества. Поэтому «Каберне» - самое популярное вино в Молдавии. Крепость вина для Евхаристии не превышает 12 процентов. Из Молдавии вино привозится в специальной таре и уже в монастыре разливается по дубовым бочкам (200 и 500 литров). Хорошая бочка может служить до 70 лет. Монастырское вино хранится в подвале Пивной башни (не от слова «пиво», а от слова «питье») при температуре 7-9 градусов. Несмотря на то, что мы полностью доверяем нашим виноделам, перед покупкой я и два моих помощника из келарской службы обязательно дегустируем каждую партию. Для определения качества вина опытному дегустатору достаточно одного глотка.

А молдавские монастыри делают вино для Евхаристии сами. Даже если у монастыря нет своих виноградников, монахи покупают виноград. Перед началом изготовления вина в монастыре обязательно служится молебен.

Я думаю, что российская традиция использовать в качестве богослужебного вина кагор связана с проблемами доставки вина из южных окраин империи. Если сухое вино везти неделю, оно может прокиснуть, а в мороз - замерзнуть. Кагор же более устойчив к температурным колебаниям и транспортировке.

Великий пост – христианская традиция, сутью которой является воздержание от употребления верующими ряда продуктов, напитков и прочие ограничения, связанные с развлечениями, светской жизнью. Продолжительность – 7 недель (более двух месяцев).

Основная цель этого комплекса ограничений – достичь очищения на физическом и духовном уровне. Согласно традициям, пить вино в пост не запрещается, в отличие от других спиртных напитков.

Правила распития вина


Множество особенностей требуется учесть в этот период. Верующим, соблюдающим ограничения традиции, запрещается употреблять алкоголь в пост, а также пищу животного происхождения:

  • яйца;
  • молоко и молочные продукты;
  • масло;
  • шоколад и фастфуд;
  • энергетики;
  • кофе;
  • некрепкий чай;

Ограничение на употребление спиртных напитков устанавливается из-за самого назначения поста, — отречение от большинства плотских наслаждений для очищения мыслей (духа) и тела от зла. Пить алкоголь в Великий пост для увеселительных целей – противоречит изначальному замыслу этого воздержания.

Ограничение распространяется практически на все виды спиртного: водку, пиво, и прочее.

Этот отказ направлен на отрешение от наслаждений. Должен быть осознанным и добровольным. Полный запрет выпивать алкоголь в этот период не распространяется на вино и кагор.

История обычая


В рамках миссионерско-апологетерического проекта «К истине» архимандрит Шевкунов предоставляет историческую справку о том, что традиция употреблять вино в пост пришла к нам из Византии и Сирии.

Процедура причастия, проводимая во время периода воздержания, предполагает употребление кагора и хлеба. Православное таинство построено на завете Христа: «Пейте кровь мою!», — где под питательной жидкостью организма понимается вино или кагор.

В Византии и Сирии верующие понижали алкогольную крепость напитка, разбавляя его водой 1:3.

Полученный напиток не имел увеселительных качеств и служил общеукрепляющим средством, а в древние времена дополнительно обеззараживал воду. Красное сухое вино обладает оздоровительным эффектом, улучшает состояние организма человека, при умеренном употреблении.

Православные священники учитывают менталитет своих прихожан и советуют в Великий пост отказаться от употребления вина в чистом виде, не пить алкоголь, особенно в тех случаях, если верующий склонен к пьянству.

Вино в Великий пост

В вопросе о корректном, не приводящем к греху, употреблении спиртной продукции священники акцентируют внимание постящихся на правило, которое изрек Апостол Павел: «Все нам позволительно, но не все полезно».

Это высказывание задает смысл постному рациону – чувство меры должно быть постоянным и основополагающим принципом на протяжении периода, а отсутствие запрета на некоторые виды алкоголя – не повод пить. Необходимо помнить о том, что алкоголизм, как и другие виды зависимостей порицаются православной верой.

Строгие ограничения в питании и поглощении напитков установлены в первый день – необходимо воздержаться от употребления пищи, пить только воду, в том случае, если очень мучает жажда. В остальной период составлять рацион питания рекомендуется по Календарю поста.

Он помогает контролировать даты, в которые, пищу лучше употреблять в сыром виде, а в какие, тушить без масла. Календарь направлен на формирование пищевого поведения верующего, предполагающее духовную эволюцию постящегося.

Любые ограничения в питании в большей степени распространяются на взрослых. Детское меню должно составляться с учетом развития организма, не должно негативно влиять на рост ребенка, деятельность мозга.

Учитывая правило золотой середины во время воздержания и запрет на употребление алкоголя для людей, страдающих алкоголизмом, можно сформировать основной перечень правил распития вин и кагоров в Великий пост:

  • Допускается употреблять 1-2 бокала в выходные (суббота, воскресенье) в процессе скромного приема пищи.
  • В будние дни во время полиелейных (даты почитания святых) праздников.
  • Употребление вина входит в Причастие. Поскольку оно является частью религиозного ритуала, то умеренное распитие не возбраняется.

Не запрещено употребление сухих красных вин в лечебных целях, например, при анемии, при проблемах с давлением. Поскольку это носит лекарственный характер, сродни приему таблеток. То есть человек не распивает спирт и его производные в период обострения алкоголизма, и церковью не осуждается.

В подобных случаях большую роль играет восприятие ситуации самим верующим, комфортно ли ему принимать такое лекарство.

Заключение


Великий пост — религиозное явление, период воздержания от излишеств в пище и напитках, направленное на очищение духа и тела верующего от зла, на просветление. В этот более чем двухмесячный период нельзя употреблять еду животного происхождения и напиваться.

Ограничение на спиртное не распространяется на винные продукты и кагор. В ряде случаев – Причастие, дни почитания святых, выходные – не возбраняется употребить немного вина.

Запрещается и порицается церковью употребление спиртных напитков для увеселения.

Пища в пост должна быть вегетарианской и по возможности простой. С этим постулатом согласны все,и верующие принимают данное требование как аксиому. Однако здесь не обходится без тонкостей. Не нужно путать пищу, употребляемую в пост, с обычными вегетарианскими блюдами. О том, что можно есть в пост, а что в пост нельзя есть категорически, вы узнаете, прочитав это материал. Также вы получите ответ на вопрос, можно ли пить вино в пост, и узнаете, когда сложилась система пищевых ограничений.

В последнее время многие следуют самым разнообразным системам питания, от весьма сомнительных до древнейших и проверенных веками. Поговорим подробнее о постных и вегетарианских блюдах.

Когда человек научился относительно успешно добывать себе пищу, он стал вводить пищевые ограничения, которые чаще всего принимали религиозный характер. Изначально они были тесно связаны с условиями проживания, поэтому древнейшая ограничительная система питания возникла в Индии, где изобилие съедобных плодов позволяло легко обходиться без мяса, которое быстро портится в жарком и влажном климате. Потом и европейцы стали отказывать себе в некоторых продуктах. Древнегреческий философ Пифагор стал проповедовать отказ от мяса гораздо позже индуистов и джайнистов. А окончательно система пищевых ограничений сложилась в Европе только с приходом христианства. Отчасти это было реакцией на излишества «пиров Тримальхиона» Римской империи, отчасти посты зафиксировали привычки жителей Средиземноморья, где и зародилось христианство.

Особенности национального поста

Перед Великим постом все газеты и журналы, вплоть до самых что ни на есть глянцевых, публикуют рецепты постных блюд, как бы на минуточку забывая, что большая часть Великого поста по уставу православной церкви - это сухоядение, то есть пища без масла и/или не подвергавшаяся термической обработке (вода, хлеб, овощи и фрукты). Ещё одна особенность поста — церковь не приветствует никакую кулинарную изобретательность. Ещё блаженный Августин сурово отмечал, что «есть такие хранители Четыредесятницы, которые более прихотливо, нежели благочестиво, проводят её. Они более изыскивают новые удовольствия, нежели обуздывают ветхую плоть. Богатым и дорогим подбором разных плодов они хотят превзойти разнообразие самого вкусного стола. Сосудов, в которых варилось мясо, они страшатся, а не страшатся похоти чрева и гортани своей».

Пища, употребляемая во время поста

Великий пост с точки зрения отцов церкви - это не просто отказ от мяса, творога и яиц, но период, в который христианин, ограничивая себя не только в пище, через усмирение плоти возвышается духом. В обычные дни поста пища должна быть самой простой: нельзя есть мясо, рыбу, яйца, молоко, постное (растительное) масло, вино и вообще нельзя есть больше чем один раз в день. По субботам и воскресеньям можно употреблять постное масло, вино и есть два раза в день. В день святых великомучеников и средокрестную среду (в середине поста) также можно постное масло и вино, в Вербную (Лазареву) субботу можно ещё и икру, а на Благовещение (если оно не выпадает на Страстную неделю) и в Вербное воскресенье - даже рыбу. Страстная неделя - такая же строгая, как и первая, а в Страстную пятницу вообще ничего не едят.

В целом православная церковь выделяет пять ступеней поста: отказ от мяса, отказ от молочного, отказ от рыбы, отказ от масла и лишение себя пищи вообще на какие-то сроки. Разумеется, последние две ступени позволяются только абсолютно здоровым людям.

Католическая церковь относится к посту гораздо мягче. В действительности большая часть верующих в течение семи недель перед Пасхой не ест мяса по пятницам, а в другие дни старается ограничить питание одной «серьёзной» едой и парой перекусов, и этим всё ограничивается.

Многие российские рестораны в период Великого поста предлагают постные меню. При этом некоторые принципиально не предлагают, подчёркивая, что постящимся не гоже ходить по ресторанам вовсе. Но в наше время все смешалось и сместилось, и некоторые, говоря «соблюдаю пост», не претендуют на звание истинных православных, а просто вроде как приобщились к традиции ради пользы весенней диеты для здоровья.

Тем же, кто постится по-настоящему, нужно быть внимательнее и не путать постные блюда с обычными вегетарианскими. Вегетарианцы отказываются от определённых продуктов не на время, а в теории навсегда, поэтому по крайней мере молочные продукты в их диете остаются.

Определение «вегетарианское блюдо» подходит множеству - от итальянского риззото с грибами и китайской лапши с овощами до арабского хумуса и немецких картофельных и капустных рагу.

Можно ли пить вино в пост

Можно ли вино в пост – самый распространенный вопрос среде невоцерковленных людей. Вино в Великий пост разрешено в православной традиции в те же дни, когда не возбраняются и блюда с растительным маслом. И в этом есть особая мудрость, потому что овощные блюда в отсутствие жира с винами почти не сочетаются.

Что касается вегетарианской кухни, то здесь к овощам можно добавить не только растительное масло, но и, например, сыр (одно из направлений вегетарианства, веганство, запрещает и сыр, но веганы заодно и не пьют, так что вряд ли являются нашими читателями). Кроме того, очень улучшают сочетаемость с вином такие добавки, как орехи и тофу.

Самые дружелюбно настроенные к винам овощи - это все виды бобовых и баклажаны. А из блюд веселее всего экспериментировать с вегетарианскими карри - в зависимости от набора овощей и пряностей к ним отлично могут подойти и зинфандель, и пинотаж, и сухие красные из долины Дору . Ещё одно прекрасное сопровождение овощных карри - полнотелые фруктовые розовые вина.

Каждый верующий человек старается держаться поста. Но случается, что некоторые правила о моментах во время говения не совсем легко понять. Миряне, обратившиеся к Богу и желающие испытать себя, выдержав отказ от скоромной пищи и прочих удовольствий, поневоле задаются вопросом: можно ли вино в пост?

Нет позора в том, что человек имеет некоторые пробелы в знаниях, связанные с обретением веры. Во времена СССР всячески насаждался атеизм, и поколение, знавшее суть церковных догм, ушло, так и не передав потомкам свои знания. Люди растут, взрослеют и постепенно учатся чему-то. В течение жизни находят ответы на свои вопросы. Можно ли вино в пост - мы постараемся узнать именно сегодня.

Ограничение

Ограничение и подавление своих грешных помыслов, гнева, обдумывание содеянных прегрешений, порочных желаний и порывов, искоренение в своей душе всего низкого - вот главная мысль, которую несет в себе пост. Отказ от веселья и прочих благ, ставших такими привычными, а иногда даже незамечаемыми, производится с усилием. Недопущение к столу животной пищи относится к этим ограничениям. Употребление вкусной еды - это, в некоторой степени, чревоугодие. Чревоугодие - это грех. Отказ от пищи и вина в постные дни особенно строго соблюдается два дня от начала самого поста. Из соблюдения его человек всегда выходит духовно укрепленным и даже оздоровленным на физическом уровне.

Пьют ли вино в пост?

Как мы видим, с начала первой постной седмицы идут очень строгие ограничения. Со среды можно начинать вкушать вареные продукты. А в воскресенье позволено даже растительное масло. Его в скромном количестве можно добавить в свои кушанья. Конец недели, а именно воскресенье, является тем днем, когда в пост можно вино. Еще выпить этот напиток дозволено в церковные праздники.

Не стоит путать понятие "вино" и остальные алкогольные напитки. В частности, запрет на некоторое спиртосодержащее питье является нерушимым для виски, коньяка, водки, портвейна и прочих. Пиво тоже попадает под церковный запрет у христианства. Малый его градус не является причиной, по которой оно пилось бы вместо вина в пост.

По пивку?

Пиво в давние времена варили при некоторых монастырях. И этот факт многие современные постящиеся пытаются предоставить в свое оправдание, когда пьют его в конце недели в постное время. Однако не стоит закрывать глаза на свои пристрастия (в том числе на любовь к пиву) и оправдывать это деяние. Помните о самоограничении. Отказ от любимого и привычного... И если пиво варилось в монастыре, это вовсе не значит, что его позволялось употреблять в пост. И не нужно называть его "жидким хлебом", приравнивая к еде - на что только не идут ценители пива.

Когда позволено пить вино в Великий пост?

Это один из четырех постов, и он является самым строгим в исполнении. Но, несмотря на всю строгость, испить вина в субботние дни и в воскресные - позволительно. В Благовещение и дни храмовых празднеств также употребляют немного вина. Однако чтобы не нарушать устав, нужно знать не только то, когда в пост можно вино, но и как его правильно пить.

По уставу

Постящийся по всем правилам верующий должен вкушать только красные сорта вина. Самым верным выбором станет кагор. Это вино издавна используется в церкви и считается кровью Господней. Перед приемом вина в пост его нужно обязательно развести водой: кагор - одна часть, а вода - три части. Как видите, получается довольно слабенький напиток. Возможно, некоторые даже разочарованы этим фактом, но на то он и пост. Излишний градус способен вызвать веселье и идущие за ним последствия в виде чревоугодия (во всех проявлениях).

Сколько пить?

Чтобы не потерять здравого рассудка, Церковь установила негласные нормы. Примерно один бокал вина в праздничные и выходные дни. Не стоит закрывать глаза на слова: "разбавленное водой". Да, вино в вашем бокале должно уже быть разведено обычной чистой водой. Часто об этом факте постящиеся почему-то "забывают" и пьют его, как есть, со всеми градусами. Оправдывают себя тем, что один бокал вина в пост не противоречит церковным догмам.

Почему вино оказалось разрешенным напитком?

Задавшись этим вопросом, на него легко получить логичный ответ. Дело в том что обычай пить в пост вино изначально принадлежал монахам Сирии и Византии. Монахи жили в монастырях. Во время отказа от пищи необходимо было пополнять запасы воды в организме ее питьем. В условиях жары и плохого качества питьевой монастырской воды ослабленный монах имел много шансов для того, чтобы подхватить болезнь. Дабы такого не произошло, стали добавлять вино в воду, которую пьют. Оно отлично выполняло функцию по дезинфекции питьевой воды. А заодно - часто исполняло роль лекарства. В те далекие времена других лекарств практически не имелось. Священники напоминают о том, что разрешение на прием вина было написано в очень древние времена.

У современных верующих людей всегда имеется доступ к чистой воде. Впрочем, и обычные лекарственные препараты не являются чем-то редким. По этим причинам для прихожанина питье разбавленного вина вряд ли что-то необходимое и полезное. А выпив бокал неразбавленного, прихожанин обязательно станет испытывать нежелательное в пост увеселение. Один бокал может повлечь за собой второй, и в итоге, не справившись с собою, легко ступить на путь греха в нетрезвом состоянии. Чтобы такого не происходило, служители церкви настоятельно рекомендуют вовсе исключить вино из рациона на положенный срок. Зная, что пить в пост нельзя, прихожанин не будет испытывать большой соблазн и, соответственно, пройдет путь говения с достоинством.

Статьи по теме