Фуцзяньский улун Те Гуань Инь (Железная Богиня Милосердия). Богиня милосердия гуань инь

13 июля или 19 числа 6-го месяца по китайскому календарю празднуется самый важный из трех праздников, посвященных Гуаньинь. После традиционного поста люди отправляются в храм на молитву. До революции, в китайском пантеоне богиня Гуаньинь почиталась в каждом доме. Ее имя означает смотрящая на страдания мира.

Согласно буддизму, совершенствуя свое сердце, можно достичь уровня божества. Это называется просветлением. Когда Гуаньинь жила на Земле, она достигла просветления после многих страданий и испытаний.

В этот момент, видя страдания на Земле, она отказалась от своего трона, чтобы посвятить себя людям. Она стала Бодхисатвой Гуаньинь. В буддийской иерархии Бодхисатва находится по уровню ниже Будды. У Будды есть свое царство, где живут его достойные ученики. Бодхисатва отказывается от своего рая, чтобы прийти на помощь людям.

Рассказывают, что Бодхисатва была молодой добродетельной принцессой по имени Мяо Шань. Ее отец, король Суматры, хотел выдать ее замуж. Не желая подобной жизни, она ушла в монастырь. Когда отец узнал об этом, он потребовал у монахинь, чтобы они давали ей самую тяжелую работу. Это ее не поколебало. Тогда он поджег монастырь, но она потушила его. Вне себя от ярости, отец ее убил. На радуге она поднялась в божественный мир. По другой версии, она приняла форму света, излучаемого глазами Будды Амитабы.

Для тибетцев ее земное присутствие олицетворяет Далай Лама. Ее статуи, символизирующие милосердие, сострадание и великодушие, богато украшены. Ее изображают в качестве стража храма, и тогда она имеет тысячу глаз и рук. В известном храме Пунин Сы в Китае она изображена стоя. Статуя высотой 23,5 метров весит 110 тонн. У нее 21 пара рук и 43 глаза.

Танец Тысячерукая Гуаньинь исполняет группа из двадцати глухонемых девушек под руководством глухонемой солистки Тай Лихуа, ученицы знаменитой танцовщицы Ян Липин. Грациозный танец множества рук, кажущихся неправдоподобно длинными из-за накладных ногтей, олицетворяет буддийскую тысячерукую богиню милосердия Гуаньинь.

В номере принимают участие 20 танцовщиц. Репетициями руководила глухонемая девушка по имени Тай Лихуа - исполнительница знаменитого танца «Душа павлина» и единственная китайская танцовщица, выступавшая в Карнеги-центре в Нью-Йорке и в Ла Скала в Милане.

Групповой танец требует скоординированных движений - как этого добиться, если все члены труппы глухонемые? По четырем углам сцены были поставлены специалисты, владеющие навыками сурдоперевода, которые специальными жестами помогали девушкам поддерживать ритм танца.

Исполненный на церемонии закрытия афинской Олимпиады танец Тысячерукая Гуаньинь потряс зрителей во всем мире. Во время подготовки к новогоднему гала-концерту девушки репетировали с раннего утра до глубокой ночи на протяжении целого месяца.

Ведущая солистка танца «Тысячерукая Гуаньинь» Тай Лихуа родом из Ичана провинции Хубэй. В двухлетнем возрасте она потеряла слух после уколов стрептомицина. С 7 лет она посещала школу для глухонемых детей, в которой преподавали дисциплину Чувство ритма. На уроках по этому предмету учитель выбивал ритм на барабане, установленном на полу, а ученики чувствовали ритм ступнями ног. С того времени музыка, которую маленькая Лихуа могла только «слышать ногами», стала для глухонемой девочки средством передачи чувств и образов в танце.

В 15-летнем возрасте Тай Лихуа приступила к полноценным хореографическим занятиям. В 1994 году она поступила на факультет оформительского мастерства и дизайна Хубэйского художественного института, по окончании которого получила степень бакалавра. Её дипломный проект - упаковка для алкогольных напитков - заслужила провинциальную премию Хубэя.

Тай Лихуа посетила с гастролями уже более 30 стран. В 2006 году она вышла замуж за инженера-программиста, молодая семья живет счастливой жизнью. Тай Лихуа говорит: Потерять слух - это, конечно, тяжело. Но искусство помогает мне продолжать полноценно общаться с миром посредством танца.

Согласно китайскому буддийскому преданию, существует ботхисатва, у которого тысяча глаз и тысяча рук.

Он смотрит на весь мир тысячью глазами, а тысячью руками принимает бедствия человечества и раздает ему добрые пожелания.

Это не кто иной, как тысячерукая и тысячеглазая Богиня Гуаньинь.

Она воспринимается китайцами как Богиня милосердия. Если вам предоставится возможность побывать в Китае, вы во многих храмах и монастырях увидите статую тысячерукой и тысячеглазой богини Гуаньинь.

Бог дал ей не только приятную внешность, но и доброе сердце.

Статуя богини Гуаньинь в Китае

Гигантская статуя богини Гуаньинь, высотой 108 метров, возвышается на острове Хайнань в Китае. Величественная трехликая белая статуя направляет свои взоры и внутрь острова, и в Южно-Китайское море, даруя свою защиту и покровительство. Один ее лик держит в руках четки, второй - складывает пальцы в особый жест - магическую мудру, а третий - напоминает лотос. С каждой стороны виден только один из ее ликов.

Гуаньинь является древней богиней китайской, корейской и японской мифологии, которая оберегает людей от всевозможных бедствий, охраняет дом, семейный очаг, дарует детей, борется со злом. Это богиня милосердия и сострадания, ее образ невероятно почитаем, и в пантеоне богов она занимает особое место.

Согласно легенде, Гуаньинь имела земное воплощение - она была принцессой одного из соседним с Китаем государств, дочерью грозного и воинственного владыки. За свою праведную жизнь она совершила бесчисленное множество добрых дел и получила прозвище спасающая от мук, милосердная. В буддийской традиции ее рассматривают как реально жившую фигуру, исповедовавшую буддизм, одну из просветленных, или боддхисатв, то есть учеников и последователей великого Будды.

Другие мифы гласят о том, что Гуаньинь не могла вынести того, что так много людей до сих пор мучаются перерождениями в бесконечном колесе Сансары. Она хотела протянуть руки каждому страдающему, чтобы помочь освободиться от череды перерождений и у нее выросли несколько пар рук. От того, что Гуаньинь старалась постичь нужды такого количества страждущих, голова ее раскололась на несколько частей. И поэтому у нее появилось несколько ликов.

Строительство этой нарядной и величественной статуи началось в 1999 голу и продолжалось 6 лет. Для строительства фигуры специально был сделан искусственный остров, на который можно попасть по изящно оформленной дорожке в виде моста.

Сегодня это четвертая по высоте статуя буддистского мира. Ежедневно поклониться статуе Гуаньинь приходят толпы паломников. Основная просьба, о которой молящиеся уповают к богине - о детях. Перед статуей ставят три ароматические палочки, выполняющие функцию православных свечей, загадывают желание и мысленно взывают к Великой Гуаньинь. Фигура богини располагается в туристической зоне Наньшань неподалеку от города Санья.

Храмовый комплекс Wat Bang Riang - яркий образец современной религиозной архитектуры Таиланда, масштабной и впечатляющей. Включает в себя три отдельных сооружения: Чеди Rat Uppatham и две гигантские статуи, Будды и китайской богини милосердия* Гуаньинь.

Соседство храмовых сооружений тайского и китайского буддизма, конфессий с догматически точки зрения сильно отличающихся друг от друга, может показаться странным, но это странно только на первый взгляд. Во-первых, буддизм одна из самых веротерпимых религий и разные направления буддизма легко уживаются друг с другом. Во-вторых, 15% населения Таиланда являются потомками китайских эмигрантов, и их национальная религия широко распространена на всей территории Таиланда.

* Богиня милосердия - сильно упрощённый титул китайского божества; подробнее о том, что представляет собой богиня Гуаньинь, написано ниже.

Wat Bang Riang расположен на границе трёх соседних провинций, Краби. Панг Нга и Сурат Тани, и находится на приблизительно одинаковом расстоянии как от Пхукета, так и от Краби и Као Лака. Соответственно, посетить храмовый комплекс можно из всех трёх основных зон отдыха южного Таиланда.

Статуя богини Гуаньинь

Статуя богини Гуаньинь в Санья — статуя высотой 108 метров, изображающая бодхисаттву Гуаньинь. Находится вблизи храма Наньшань в городе Санья на острове Хайнань в одноименной провинции, Китай. Статуя была завершена в 2005 году.

Статуя имеет три аспекта: лицо одной направлено внутрь острова, а лица двух других в Южно-Китайское море, чтобы представить благословение и защиту со стороны Гуаньинь из Китая и всего мира. Один из аспектов изображает Гуаньинь, которая прижимает сутру в левой руке и жестом мудра правой; второй — с ладони на ногу, держа четки; а третий — в позе лотоса. В настоящее время статуя является четвертой по высоте в мире и самая высокая статуя Гуаньинь в мире.

Строительство заняло шесть лет и было завершено 24 апреля 2005 года. Открытие произошло с участием 108 главных монахов из различных буддийских групп в Тайване, Гонконге, Макао и континентального Китая, а также десятков тысяч паломников. В составе делегации также были монахи из тхеравады и ваджраяны.

Кольцо Достопримечательности Азия полна грандиозных сооружений! Статуя богини Гуаньинь в Китае является одной из самых высоких в мире.

Источники: www.epochtimes.com.ua, lingvoforum.net, wiki-turizm.ru, amazingasia.ru, ru.esosedi.org

Бог Египта Атум. День вне времени

Бог Атум у древних Египтян ассоциировался с сотворением мира, и первое, что он сделал - создал себя... День...

Гуань Инь – это богиня милосердия и сострадания. Она широко известна и почитается не только в Китае, но и в Японии, Малайзии, Корее и среди многочисленных последователей буддизма по всему миру.

Легенда о Гуань Инь

Согласно одной из легенд Гуань Инь (изначально Мяо Шань) была дочерью очень жесткого и жестокого правителя, который хотел выдать дочь замуж за богатого, но нелюбимого ей человека. Гуань Инь же хотела посвятить жизнь религии и просила отца отпустить ее в монахини. Отец разозлился, но в конце концов отпустил дочь в храм.

Монахи по приказу правителя давали Мяо Шань самые тяжелые поручения, она работала днем и ночью, но не сдавалась, оставалась такой же доброй и милосердной. Это выводило правителя из себя, и однажды он поджег храм. Мяо Шань с легкостью потушила огонь и вскоре была приговорена собственным отцом к смерти.

Не сумев казнить девушку ни стрелами, ни мечом, ни топором, палач задушил ее голыми руками.

Душа Мяо Шань попала в ад. Увидев, сколько горя и страданий испытывают другие души, Мяо Шань стала помогать им, и ад превратился в рай. Не желая окончательного уничтожения своего царства, владыка загробного мира вернул девушку обратно на Землю, на Гору Благоухания.

Однажды правитель тяжело заболел, и ни один врач не мог его вылечить. Мяо Шань помогла правителю, так как знала, что вылечить болезнь можно с помощью зелья из рук и глаз человека, который никогда не знал гнева.

Поправившись, правитель пришел на Гору Благоухания поблагодарить человека, спасшего его жизнь, и узнал, что благодетелем стала его дочь. Отец попросил прощения у дочери.

Так Мяо Шань превратилась в тысячеокую и тысячерукую Гуань Инь. На Горе Благоухания был построен храм в ее честь. А сама Гуань Инь поклялась, что не покинет Землю, пока не прекратятся людские страдания.

Изображения Гуань Инь

Богиню Гуань Инь обычно изображают с одной или несколькими парами рук, она может сидеть в позе лотоса или стоять на драконе, держать кувшин, ветку ивы, лотос, книгу, посох и др.

Можно встретить изображения, на которых Гуань Инь стоит рядом с детьми. Согласно легендам это ее ученики: Лун Ну – девочка с жемчужиной, внучка короля-дракона и Шань Цзай – мальчик, который с помощью Гуань Инь излечился от болезни.


Иногда рядом с Гуань Инь изображают попугая, который держит в клюве жемчужину или бусину – он тоже был учеником богини, символизирует уважение и почтительность.

Еще Гуань Инь могут изображать над морем или с рыбой и иногда ее называют покровительницей моряков и рыбаков. А все потому, что она помогала им: спасала водные судна и усмиряла море, когда это было необходимо.

Талисман Гуань Инь: где поставить

  • Чтобы определить лучшее место для талисмана обратите внимание на его цвет и материал, из которого талисман сделан. Например, белая статуэтка прекрасно подойдет для западного сектора, так как белый цвет считается выражением элемента Металла в фен-шуй.
  • Гуань Инь отлично нейтрализует негативные энергии летящих звезд и служит защитным средством.
  • Можно поместить Гуань Инь рядом с входной дверью, лицом к входу. Так талисман защищает жилище от отрицательных энергий.
  • Не рекомендуется ставить Гуань Инь на пол, в ванной/туалете и кухне.

Гуань Инь – универсальный талисман. Его можно использовать в любом секторе.

Буддизм . Имя этой прекрасной Богини сострадания и милосердия означает «та, которая слышит все молитвы». Гуань Инь — бодхисаттва (просветленное существо) милосердия, сострадательная спасительница, возлюбленная мать и божественная посредница, близкая к повседневным делам людей. Гуань Инь — это буддистская Мадонна, чья роль на Востоке сравнима с ролью, которую Мать Мария играет на Западе. Согласно легенде, Гуань Инь собиралась войти в царство небесное, но остановилась на пороге, услышав плач мира и осталась служить Земле, пока все существа на планете не достигнут просветления.. «Будучи едиными со всей жизнью, мы понимаем [нужды] всего живого – от высочайшего его проявления до низшего. Это – часть идеала бодхисаттвы, которому следуют те, кто остался служить человечеству », — говорит Богиня. Обращайтесь к Гуань Инь, если хотите постичь тайны бессмертия, а также высочайшее искусство сострадания и преданного служения. Богине также известны искусство врачевания человеческих тел и душ. Гуань Инь является защитницей женщин и детей; покровительницей моряков, торговцев и всех преследуемых.

Мантра Богини: “Ом Мани Падмэ Хум ” – “Привет тебе, драгоценность в лотосе” .

Легенды о Гуань Инь

Легенды и повести о Гуань-Инь рисуют ее утешающей, умиротворяющей и освобождающей несметное число живых существ от несчастья, алчности, бедности и гнева. В одной современной повести рассказывается, каким образом Гуань-Инь смогла одновременно пребывать в двух местах. Вскоре после того, как воплотились десять тысяч существ, Гуань-Инь получила задание указать им Путь. Сначала все шло хорошо. Звери и крылатые твари были счастливы и хорошо ладили. Однако, как только Гуань-Инь была отозвана обратно в Небесные Чертоги, на земле вспыхнули гнев и алчность, начались убийства. Гуань-Инь услышала крики жертв и бегом вернулась назад. Она еще раз привела все вокруг в порядок, но стоило ей уйти, как опять началось побоище. И так происходило несколько раз, пока она не созвала большое собрание всех существ и не потребовала объяснить, почему они начинают поедать друг друга, едва она отвернется. «Все замечательно, когда ты с нами, — сказал кролик. — Нам не страшно, поэтому никто не жадничает, не дерется и не ест другого. Но когда ты уходишь, мы пугаемся, и все начинается сначала». Гуань-Инь на мгновение задумалась, затем указала на скромную серую птицу, стоявшую подле нее. Внезапно птица преобразилась в роскошного павлина — с сотней глаз на хвосте, подобных сотне стихов Оракула Богини. «Через эти глаза я будут следить и помогать вам, — сказала она. — Так что я всегда буду рядом с вами».

В загадочной сяншаньской рукописи есть рассказ о последнем воплощении Гуань-Инь в облике женщины под именем Мяо Шань. Он начинается с того, что вероломный узурпатор, Мяо Чжун, захватил власть в царстве Син-Линь — там, где находился монастырь. Этот узурпатор и был отцом Мяо Шань, которой предстояло стать Гуань-Инь Милосердной. Так как Мяо Чжун запятнал себя кровопролитием, у них с женой не было сына, а только три дочери. Мяо Шань была самой младшей, и ее рождение сопровождалось знамениями — землетрясениями и чудесным благоуханием. Она была необычайно прекрасна и появилась из утробы матери, окутанная облаками.

Родители Мяо Шань хотели выдать всех своих дочерей за влиятельных полководцев. Мяо Шань, которая выросла скромной, благочестивой девушкой, отказалась выходить замуж. Она желала одного: стать монахиней, отречься от мира, полного алчности и вероломства. По ее словам, она могла бы изменить свое решение, если бы отец смог показать, как ее замужество поможет миру освободиться от трех великих бед: старости, болезней и смерти. «Мое единственное желание — исцелить мир, — сказала она. — Я хочу вылечить его от холода зимой, от жары летом, от похоти, старости и недугов. Я хочу сделать всех людей равными, будь то богатые или бедные, и разделить между ними блага земной жизни». Стоит ли говорить, что отец Мяо Шань разгневался. Он сделал ее прислужницей во дворце, с чего и начались все беды. Видя, что тяжкий труд и оскорбления не могут сломить девушку, он в конце концов отослал ее в монастырь на Сяншань, но настоял, чтобы ей поручили самую тяжелую работу — пусть излечится от своих фантазий о монашеской жизни! Это увидел Верховный Владыка Хуан-ди. Он приказал Полярной звезде прислать на помощь Мяо Шань пять духов гор, восемь министров-драконов и местных богов земли. Морской дракон копал для нее колодец, тигры носили хворост, птицы собирали плоды, а земные божества прислуживали на кухне. Отец Мяо Шань, узнав об этом, разгневался еще сильней и отрядил пять тысяч отборных воинов сжечь монастырь и перебить монахинь. Как только огонь занялся, Мяо Шань воззвала к Будде, проколола себе нёбо и кровью плюнула на пламя. Брызги крови превратились в дождевые тучи, и огонь залило дождем. Войска отступили, но жестокий царь приказал схватить Мяо Шань и доставить на место казни, чтобы обезглавить поутру. Хуан-ди велел земному божеству вмешаться. Когда Мяо Шань связали и поставили на колени перед плахой, ее окутал сверкающий свет. Палач, выхватив свой меч, только и увидел, как он рассыпается на куски. В конце концов ему пришлось удавить бедную девушку. Земное божество тут же унесло ее тело в ближайший лес, дало ей пилюлю бессмертия и воскресило ее душу.

После этого Мяо Шань прошла через восемнадцать преисподних, и каждая была переполнена истязаемыми душами. Ее сострадание к страждущим превратило адские миры в рай и принесло спасение каждой душе. Царь ада горько сетовал. Мяо Шань была вызволена из адских миров, получила вторую пилюлю бессмертия и провела девять лет в сяншаньском монастыре, совершенствуясь в своих добродетелях. Здесь она обратилась к Будде и попросила себе двух спутников — отрока, творящего чудеса, и добродетельную девушку. Молодой человек Шань Цай, монах, «освобожденный от тела», стал спутником Мяо Шань — Золотым отроком. Добродетельной девушкой была Лун Нюй, дочь третьего Царя драконов. Мяо Шань, ставшая теперь Гуань-Инь, спасла его сына, когда он попался в сети рыбака в облике гигантского карпа. В награду за ее милосердие Царь драконов подарил ей Великую Жемчужину Морей — светящуюся драгоценность величиной с полную луну, отражающуюся в воде. Лун Нюй принесла жемчужину Богине и так была тронута ее милосердием, что осталась с ней навсегда.

Между тем царь Мяо Чжун заболел. Накопившиеся злодеяния, которые он совершил, вылились в тяжелую лихорадку с язвами по всему телу. Он все время мучился и не знал ни сна, ни отдыха. Один монах сказал, что исцелить царя сможет только лекарство, приготовленное «из руки и глаза той, что не знает зла». Такая женщина живет в монастыре Сяншань, куда немедленно отрядили гонца. Гуань-Инь вышла навстречу ему и сурово осудила злодеяния царя. Затем она вырвала свои глаза, отрубила руки и приказала посланцу доставить их больному царю. Он исцелился, потому что ее чрезвычайное милосердие разорвало сковывающую его цепь гнева. Когда царь с царицей явились в монастырь выразить свою благодарность, они встретились лицом к лицу со своей искалеченной дочерью и были совершенно раздавлены. Они молили о прощении, которое Гуань-Инь им охотно даровала. «Теперь, — сказала она, — у меня алмазные глаза и золотые руки», — и явилась в облике тысячерукой и тысячеглазой Богини. Горы задрожали, небо покрылось радужными облаками, и невыразимое благоухание разлилось в воздухе. Она, лучезарная Бодхисаттва, вознеслась в облака, подобная осенней полной луне. Родители предали огню ее земное тело, стали добродетельными буддистами и правили справедливо в течение многих лет.

Как Звезда морей, Гуань-Инь окружена легендами о спасении и избавлении от великой опасности. Самый большой храм, посвященный ей, находится в ста километрах от порта Нинпо, на острове Путо, расположенном на главных торговых путях в Японию и Корею. В Гуань-Инь слились все местные морские богини, такие, как Ама, покровительница Макао, святилища которой полны принесенными по обету корабликами и якорями, знаками любви и признательности. Гуань-Инь может изменять течение рек и движение морей так же, как и укрощать бурный поток судьбы и желаний. Легенда об отступивших водах реки, что течет в провинции Фуцзянь, и мосте, построенном по обету, показывает, как Гуань-Инь совершает чудеса, используя все, что есть под рукой. Мост, о котором идет речь, находится на реке Ло, одной из самых быстрых и бурных рек Китая. При всем своем буйном нраве река была важным, оживленным торговым путем: вниз по течению двигались баржи, груженные продовольствием, корабли везли товары, а против течения судна тянули бечевой. Много людей погибло в этой реке, но никто не мог построить на ней мост.

Наша история начинается с тайфуна, который поднял громадные волны, грозившие затопить все судна на реке и всех, кто был на них. Одна беременная женщина плыла в маленькой лодочке, и в момент крайней опасности воззвала к Гуань-Инь. Белая Гуань-Инь явилась и мгновенно утишила бурю. Ветры улеглись, облака рассеялись. Она обратилась к перепуганной молодой женщине: «Не бойся! Твой сын будет жить, чтобы построить мост через эту реку!» Сын женщины вырос прилежным, добрым и очень умным юношей. Он прошел через все ступени экзаменов и, когда подошло время, стал первым министром при дворе самого императора, но никогда не забывал о своем предназначении. Он хотел вернуться домой, чтобы построить мост, как того требовало его предназначение, но император не желал его отпускать. Как-то раз он размышлял в саду над своим затруднением, глядя, как вереница деловитых муравьев перебирается через листик, и его осенило. Он пошел в императорский сад и на большом листе медом начертал несколько иероглифов. Вскоре появились муравьи и прогрызли лист в тех местах, где было намазано медом. Когда император вышел на прогулку, он был поражен, когда прочел послание вслух: «Цай Син, немедленно возвращайся домой и исполни свой долг!» Поскольку слово императора — закон, вскоре Цай Син уже был в пути. Сначала работа закипела, но скоро перед Цай Сином возникли препятствия. Ему нужно было запрудить реку, чтобы уложить основания для больших столбов, которые будут поддерживать мост. Поэтому он написал письмо к Царю драконов, который правил в этой реке. Простой работник отнес письмо в подводный дворец. Случилось чудо, Дракон дал свое согласие, но только на три дня. Работу надлежало выполнить за три дня. В назначенный день воды реки отхлынули, обнажив илистое русло реки. Работы начались. Цай Син вскоре понял, что ему не хватает рабочих, а денег, чтобы нанять еще людей, тоже нет. Без дополнительных рабочих рук такая драгоценная возможность будет упущена, и разлившаяся вода снесет начатый мост. В отчаянии он воззвал к Гуань-Инь. Тут показалась лодочка, плывущая вниз по течению, а на носу сидела Гуань-Инь, прекрасная, как солнце и луна. Чтобы посмотреть на нее, со всей округи сбежались толпы людей. Ее слова изливались на них, будто чистые ручьи или ветерок в листве деревьев. Все мужчины сразу же влюбились в нее. Тогда Гуань-Инь сказала: «Я выйду замуж за того, кто бросит золотую или серебряную монету и попадет мне в подол. Град золота и серебра обрушился на нее. Лодочка скоро наполнилась выше бортов, но ни одна монета не попала Богине в подол. Она отдала деньги Цай Сину, который нанял пять тысяч рабочих за двойную плату. Основания столбов были полностью готовы за час до того, как воды бурной реки вернулись в свое русло.

Рассказов о чудесах и исцелениях Гуань-Инь существует несметное количество, и каждый день приносит новые чудеса. В каждом святилище есть множество принесенных по обету предметов в память о ее милосердии и могуществе, позволяющих разорвать цепь страданий. Гуань-Инь может изменить и вашу судьбу. Согласно этой традиции, судьба не является суровым предначертанием, высеченным на камне. Это сложное сочетание возможностей, вероятностей и ограничений, из которых складывается путь личности. Судьба определяет, родитесь ли вы богатым или бедным, мужчиной или женщиной, сильным или слабым, но не дает указаний, что вы станете со всем этим делать. Она наделяет характером, который символизирует мифическое животное. Уже предопределены ключевые встречи и события. Все это является продуктом кармы, поступков, чувств и ощущений из прошлых жизней, способных сформировать будущие события. Однако можно разорвать цепь кармы или изменить ее конфигурацию в любой момент. Изменения в вашем сердце или в сознании изменят и судьбу к лучшему или к худшему. Источником таких изменений является воздействие доброты, сострадания, интуитивного прозрения. Зачастую его вызывает вмешательство великих защитников, которые передают свою духовную силу и заслуги.

В одном из рассказов о чуде говорится, что некий монах увидел знаки смерти, явственно начертанные на челе юноши, который пришел к нему спросить, надо ли ему отправляться в долгий путь, чтобы навестить родителей. Монах посоветовал ему ехать, полагая, что юноша счастливо умрет на руках у своих родных. Но тот вернулся назад, а знаки на его лице полностью изменились. Теперь они гласили, что юноша проживет долгую и счастливую жизнь. Что же произошло? На пути домой юноша переправлялся через разлившуюся реку и, повинуясь душевному порыву, спас муравьев, окруженных водой. Благодаря его состраданию к участи великого множества живых существ, изменилась и его собственная судьба.

В другой современной истории рассказывается о богатом и могущественном человеке, который отрекся от своих идеалов в погоне за наживой. И вот однажды по его вине произошла авария. Два человека погибли, а сам он остался полностью парализованным — живым, но заключенным в неподвижное тело. Осознав свое глупое и алчное поведение, он воззвал к Гуань-Инь Милосердной. Она явилась ему, окутала белым светом и, подобно Асклепию в греческих храмах, коснулась его лица, шеи, рук и груди, а затем исчезла. Он потянулся ей вслед, пытаясь удержать, и тут внезапно понял, что может двигаться!

В еще одном современном рассказе молодой человек совершал восхождение в горах. Его сердце теснила и наполняла гневом мысль о страшном предательстве. Он двигался по опасной стене — узкому выступу в скале, вдоль которого на уровне груди был натянут трос. Начался дождь. Камень стал скользким. Внезапно выступ обвалился, и молодому человеку предстояло долгое падение и верная смерть на скалах внизу. Он воззвал к Гуань-Инь, и время остановилось с ее появлением. Одной рукой она крепко взяла его руку и положила ее на трос. Другой рукой коснулась его сердца. Проливая слезы благодарности, он прошел по стене, спасенный от смерти и постоянного чувства горечи.

Благодаря Гуань-Инь появилась также волшебная история о Царе обезьян (Сунь Укуне) — роман «Путешествие на Запад». В нем рассказывается о путешествии монаха Сюань Цзана (596-664) в Индию за увезенными из Китая священными текстами. Самым активным соратником монаха и был Сунь Укун. Роман был написан У Чэнъэнем в XVI в., в эпоху Мин, его основой послужил солидный массив исторических повествований, легенд и театральных пьес.

Гуань Инь (богиня милосердия)

Гуань Инь (кит. 観音, Гуань-инь, Гуаньинь, кит. 觀世音, Гуаньшиинь; Гуаньцзыцзай) - персонаж корейской, японской и китайской мифологии, божество, выступающее преимущественно в женском обличье, спасающая людей от всевозможных бедствий; подательница детей, родовспомогательница, покровительница женской половины дома. Почитается представителями практически всех конфессий Китая, в частности, у буддистов Гуань Инь ассоциируется с бодхисаттвой Авалокитешварой. Образ Гуаньинь проник и в страны, соседствующие с Китаем, в частности, в корейской мифологии известна богиня милосердия Кваным (Квансеым), в японской - Каннон, помощница будды Амитабхи.

Гуань Инь в буддийской традиции


В Буддизме Гуань Инь почитают как сострадательную спасительницу, бодхисаттву милосердия.

Основным источником информации о формах Гуань-Инь является «Саддхмапундарика-сутра», в которой описываются 32 основных облика этой бодхисаттвы. В Китае в текстах проповедей чаще всего фигурируют брахман и воитель (цзиньган). В буддийской традиции бодхисаттва Гуаньшиинь занимает одно из центральных мест. Её имя обычно переводится как «Рассматривающая звуки мира». Канон изображает бодхисаттву в женском обличии (эта традиция возникает не раньше XIV века), что является наследием добуддийских представлений о Гуаньинь, но согласно традиции бодхисаттвы не имеют пола. Существует легенда о Мяошань, дочери царя одного из южнокитайских государств, которая за свою праведную жизнь получила титул «да цы да бэй цзю ку цзю нань на мо лин гань Гуань ши инь пуса», то есть: «премилосердный, спасающий от мук и бедствий, прибежище прибегающих, чудотворный владыка мира Бодхисаттв». В китайском буддизме существуют две основных школы, практика которых тесно связана с именем бодхисаттвы Гуань Ши Инь - школа Тяньтай и школа Цзинту (чистая земля).

Наиболее часто Гуаньинь изображают с четырьмя руками, восемью руками и одиннадцатью ликами, тысячерукой, хотя канонами предусматриваются и более сложные изображения, вплоть до 84000-рукого и 84000-ликого (они практически не встречаются).

Обычные атрибуты: кувшин с веткой ивы, верёвка (символ спасения от бед), книга («Праджняпарамита»), чётки, посох, трезубец, юбка из тигровой шкуры (символ бесстрашия). У тысячерукого изображения на каждой ладони есть глаз: ими бодисаттва видит одновременно всех находящихся в беде в бесчисленных мирах Вселенной, этими руками она их спасает.

Гуань Инь часто выступает под именем Гуань-цзы-цзай, как в милостивом, так и в грозном обличье. В облике борца со злом, в мифах и легендах, Гуань Инь нередко появляется в паре с Эрланшэнем.

Гуань Инь – возлюбленная мать и божественная посредница, близкая к повседневным делам своих приверженцев, является буддистской Мадонной, чья роль на Востоке сравнима с ролью, которую Мать Мария играет на Западе. По всему Дальнему Востоку почитающие ее люди стремятся обрести ее помощь и руководство в каждой сфере жизни. Алтари, посвященные Гуань Инь, можно найти в храмах, домах и придорожных капищах.

Имя Гуань Ше Инь, как ее часто называют, означает «та, кто наблюдает за миром, или прислушивается к звукам мира». Согласно легенде, Гуань Инь собиралась войти в царство небесное, но остановилась на пороге, услышав плач мира.

Гуань Инь почитают как покровительницу женщин, моряков, торговцев, ремесленников, тех, кто подвергается уголовному преследованию, а также желающих иметь потомство. [В сердцах людей] живет непоколебимая вера в спасительную благодать и целительные силы Гуань Инь. Многие полагают, что даже простое повторение имени Гуань Инь мгновенно привлечет ее присутствие. Кристаллический Розарий Гуань Инь содержит ее мантры и является мощным средством для привлечения ее заступничества.

Для буддизма Махаяны Гуань Инь на протяжении многих столетий является олицетворением идеала бодхисаттвы. Слово «бодхисаттва» буквально означает «существо бодхи», «просветленное существо», существо, которому предопределено стать Буддой, но кто отказался войти в блаженство Нирваны, дав обет спасти всех детей Бога. Гуань Инь принесла обет бодхисаттвы работать с эволюциями этой планеты и этой солнечной системы, показывая им путь учений Вознесенных Владык.

В традиции буддизма Гуань Инь представляет собой китайский эквивалент в женской форме Бога Милосердия и Сострадания Авалокитешвары, которого почитали в Индии и Тибете до проникновения буддизма Махаяны в Китай в пятом веке. Приверженцы призывают силу и милосердное заступничество бодхисаттвы, произнося мантру «Ом Мани Падмэ Хум» – «Привет тебе, драгоценность в лотосе», или, как часто переводится, «Привет тебе, Авалокитешвара, кто является драгоценностью в лотоса сердца верующего»!
Широко распространено мнение, что Гуань Инь воплощалась третьей дочерью Мяо Чуан Венга из династии Шу, правителя северного китайского царства, жившего примерно за 700 лет до н. э. Согласно легенде, девушка исполнилась решимости посвятить себя религиозной жизни и, вопреки повелению отца и просьбам друзей, отказалась от замужества. В конце концов, ей было позволено поступить в женский монастырь Белой Птицы в Лангшу Хсьен. Здесь по приказу своего отца она была поставлена на самые грязные работы, что никак не охладило ее пылкую любовь к Богу.

Разгневанный ее набожностью, император приказал казнить свою дочь, но когда меч коснулся ее, то разбился на тысячу частей. Тогда отец повелел повесить ее, но когда ее душа оставила тело и сошла в ад, то превратила его в рай. Перенесенная на цветке лотоса на остров Путо, возле Нимпо, она прожила девять лет, исцеляя больных и спасая моряков от кораблекрушения.

Говорят, что однажды, когда до нее дошел слух о болезни отца, она срезала плоть со своих рук и использовала как лекарство для спасения его жизни. В благодарность он приказал создать в ее честь статую, поручив скульптору изобразить ее с «совершенной формы руками и глазами». Однако скульптор понял неверно, и по сей день Гуань Инь подчас изображают «тысячерукой и тысячеокой», способной, таким образом, видеть множество людей и помогать им.

Служение Гуань Инь очень реально и старо как мир. Данный бодхисаттвой обет остаться вместе с человечеством, является священным призванием. Однако Гуань Инь предостерегает нас от принесения этого обета, если мы не вполне понимаем служение этих преданных: «Будучи едиными со всей жизнью, мы понимаем [нужды] всего живого – от высочайшего его проявления до низшего. Это – часть идеала бодхисаттвы, которому следуют те, кто остался служить человечеству.

Гуань Инь представляет качества милосердия и сострадания для эволюций Земли.

«Милосердие – это величайшая сила во вселенной, – говорит Гуань Инь, – это сила Божьей воли… Сила милосердия – в интенсивной любви, которая растворит весь страх, все сомнение, непокорность и мятеж в народе… Милосердие Закона подчас очень сурово, но всегда терпеливо, всегда терпимо, и оно помогает пламени внутри сердца подниматься, подниматься и подниматься, чтобы встретить Христа».

Гуань Инь напоминает нам: «Когда вы ощущаете необходимость в большей силе, большем просветлении, большей чистоте и исцелении, помните, что все эти качества вы получаете из сердца Бога благодаря действию самого пламени милосердия. Ведь через прощение приходит обновленная возможность исполнить Закон, а без прощения успехи будут весьма незначительны».

Поэтому, чтобы снова обрести связь с Богом, нам необходимо прощение.

Гуань Инь напоминает нам еще об одной грани пламени милосердия, когда говорит: «За многих из вас я молила Владык Кармы, просила дать вам возможность воплотиться, быть здоровыми, не иметь увечий и врожденной слепоты, проявляющейся на физическом плане как следствие тяжелой кармы, которую некоторые из вас наработали. Я вступалась за вас, неся пламя милосердия, чтобы, обладая свободой здорового ума и тела, вы могли искать свет Закона. Некоторые, кому Владыки Кармы отказали в этом милосердии, пребывают сегодня в учреждениях для душевнобольных; им было назначено пройти это, чтобы они испытали агонию отсутствия разума Христа и познали, что значит осквернить этот разум, дабы, вернувшись в следующей жизни, они высоко ценили дар рассудка, возможность использовать Святое Слово Воплощенное благодаря силе Логоса.

Бодхисаттва Гуань Инь известна как Богиня Милосердия, поскольку она одушевляет Бого-качества милосердия, сострадания и прощения
. Она служит в Кармическом Правлении в качестве представителя Седьмого (фиолетового)луча. Она также в течение двух тысяч лет занимала пост Чохана Седьмого луча, пока Сен-Жермен не получил эту должность в конце восемнадцатого века.

Гуань Инь вознеслась тысячи лет назад и дала обет бодхисаттвы служить планете Земля, пока все ее эволюции не станут свободными. В своей эфирной обители, Храме Милосердия над Пекином (Китай), она служит душам человечества, обучая их, как сбалансировать карму и исполнить божественный план через любовное служение жизни и использование фиолетового пламени.

Пламя Гуань Инь того же цвета, что орхидеи – розовый цвет божественной любви, смешанный с голубым цветом воли Бога
. Ее цветок – розово-фиолетовый лотос, сердцевина которого, будучи розовой, подобно пламени милосердия, становится все более и более насыщенно фиолетовой на периферии

Терпсихора (Τερψιχόρᾱ) является музой танца .
Свое имя Терпсихора получила благодаря наслаждению зрителей. Терпсихора - дочь Мнемосины и Зевса, является покровительницей хорового пения и танцев. Эта муза изображается в виде улыбающейся молодой женщины, которая сидит и играет на лире, иногда может изображаться танцующей. Характерный атрибут Терпсихоры – венок на голове, в одной руке она держит спектр, а в другой – лиру.

Терпсихора - мать сирен. Зачастую эту музу связывают с богом Дионисом, приписывая ей плющ (атрибут Диониса). Даже имя музы несет отпечаток гармонии и ритма. Танец и муза - результат созерцания природы. Чтобы погрузиться в настоящий танец, достаточно сосредоточиться на шелесте листвы или вслушаться в шум прибоя, сидя на берегу моря…

Богиня Ирида всегда олицетворяла радугу .

Ирида была дочерью Тавманта и Электры (океаниды), а также сестрой Гарпий и Арки. Ирида исполняла роль крылатой вестницы Зевса и Геры. Главная роль Ириды заключалась в быстром оповещении богов, а также информировании о божественных поручениях, которые она молниеносно разносила по всей земле, в преисподнюю и в глубины океана.

Ирида была близка к морским божествам, поскольку радуга появляется после дождя или в брызгах воды. Ирида выполняла поручения Геры, аналогично роли Гермеса у Зевса. Радуга является мостом между небом и землей. Поэтому Ирида считается посредницей между небесными и земными жителями.

Изображали Ириду в виде крылатой девушки, которая держит чашу в руках. Можно встретить изображения Ириды, держащей в руках кувшин с дождевой водой. Согласно мифам Ирида родила от бога западного ветра (Зефира) сына, которого нарекли Эросом.
Веста – богиня солнца

Веста – покровительница семейного очага, а также жертвенного огня . -
В древности в ее честь постоянно горел жертвенный огонь, который поддерживали вестали-девственницы. Тогда считалось, что дух Весты есть в каждой частице огня.

Весталки избирались из девочек 6-10-летнего возраста. Эти жрицы должны были хранить девственность как минимум 30 лет. Если весталка нарушала такое условие, то ее замуровывали живьем. Жрицы поддерживали священный огонь как основу порядка, устойчивости государства, они также принимали участие в обрядах, изготовляли разные смеси из муки, пепла жертвенных животных и соли.

В первый день нового года огонь Весты всегда гасили, а затем снова разжигали путем трения друг о друга частей священного дерева.

Вход в дом также посвящался Весте, отсюда и название «вестибул». Весту также отождествляли с висящим в космосе земным шаром, который заключает в себе огонь. Веста считалась богиней огня как чистейшего элемента.

Изображалась Веста с лицом, закрытым покрывалом, держащая в руках скипетр, чашу, факел или палладий.

Веста наряду с Гелиосом (бог солнца) считается эмблемой солнца. Веста зажигает священный огонь внутри претендентов на духовность, используя солнечные лучи, содержащие ее дух. Веста появляется на колеснице в компании Апполона. Они каждый вечер проезжают на колеснице по звездному небу, проникая внутрь живущих духом. Веста защищает и благословляет, дарует магические способности и качества.

Фрейя (“Госпожа”) – богиня Любви и Войны, Жизни и Смерти, покровительница материального благополучия, плодородия, эроса, природных циклов . Она управляет миром природы и миром чувств, эмоций, и является богиней Магии наряду с Одином. Это самая активная и деятельная богиня.

В ипостаси богини войны Фрейя собирает на полях сражений половину павших воинов, как и Один. Фрейя считается предводительницей валькирий – дев-воительниц, дочерей Одина, которые участвуют в битвах и отдают победу тому или иному воину. Как предводительница валькирий Фрейя покровительствует воинственным, активным, смелым, самостоятельным женщинам. Она помогает самостоятельным женщинам в бизнесе и в любви, в нахождении подходящего сексуального партнера и партнера для бизнеса.

В ипостаси богини Магии Фрейя покровительствует магии сейд – шаманским путешествиям по мирам Древа Иггдрасиль и пророчествам в трансовом состоянии.
Сейд - это познание путем непосредственного проживания эмоциональных, телесных ощущений без участия интеллекта.
Фрейя покровительствует сексуальной магии, любовным песням, динамическим медитациям, работе с природными энергиями. Она помогает человеку максимально раскрепостить свои чувства, эмоции, желания и направить освобожденную энергию на получение желаемого. Она дарует радость и веселье, умение получать удовольствие от жизни.

Третья ипостась Фрейи – богиня плодородия, материального благополучия . Фрейя – богиня из рода ванов, богов природы, материального мира и мира чувств. Ей принадлежит власть над всеми природными циклами, символом которых является ее янтарное ожерелье Брисменхамен. Фрейя поможет достичь успеха в бизнесе, увеличить доходы, найти новый источник заработка, получить материальную отдачу от творчества. Вместе с Фригг и богинями-дисами, Фрейя присутствует и помогает при родах. Она считается предводительницей не только валькирий, но и дис - богинь домашнего очага, богинь-хранительниц каждой семьи.

Тотемные животные Фрейи: кошка, свинья.
Фрейя ездит на колеснице, запряженной двумя черными котами (другой вариант – белыми или серыми).

Магические орудия:

Накидка из соколиного оперенья. Эта накидка дает Фрейе способность летать – путешествовать на тонкие планы.

Рукавицы из кошачьего меха.

Ожерелье. Янтарное ожерелье Фрейи Брисменхамен символизирует природные циклы, дает власть над стихиями. Фрейя получила его, проведя ночь с четырьмя карликами, что символизирует овладение силой всех четырех стихий: огня, воды, воздуха, земли, уравновешивание энергий стихий в себе.

Колесница. Фрейя ездит на колеснице, запряженной двумя котами.

Цвета Фрейи: золотой, зеленый, белый.

Стихии: Вода, Земля, Огонь.

Направления: Запад.

Планеты: Луна (плодородие, женское начало, деторождение), Венера (любовь, секс, материальное благополучие, женщина-воительница), Солнце (творчество, самостоятельность).

Палаты в Асгарде: Девять чертогов Фрейи называются Фолькванг – “Поле Войска”. Соответствует знаку Близнецов (по Фрейе Асвинн).

В человеке Фрейя: эмоции, любовь, эрос, женская сексуальность, экстаз, творческая энергия, свобода чувств, способность испытывать удовольствия.

Как работать с богиней Фрейей?

Несколько клочков кошачьей шерсти или выпавший ус. Используйте только естественно вычесанную при уходе за животным шерсть, ни в коем случае не выщипывайте шерсть и усы у животного. Запомните главное правило - никому не причинять вреда. Если хотите добиться конкретного результата, обращайтесь с кошками нежно, ласково. Признайте их партнерами и друзьями, оказывая точно такое же уважение, как коллегам по работе.
Золотая свеча (в честь Фрейи)
Розовая свеча или цвета морской волны (в честь пятницы)
Подсвечники
Ладан с запахом амбры
Ладанка
Столик, полочка для свечей
Зажигалка, спички
Карты таро или руны (вырезанные на дереве буквы древнего скандинавского алфавита) по вашему усмотрению

УКАЗАНИЯ

Подожгите ладан, слегка разгоните по комнате дым. Сядьте на пол, сосредоточьтесь, зажгите свечу - золотистую, розовую или цвета морской волны. Повторите следующее заклинание, потом взгляните на карты или руны.

Красавица Фрейя, владычица кошек,
услышь мою мольбу,
Летя в колеснице по синему или черному небу.
Золотая свеча зажжена для тебя, а розовая -
в честь пятничного дня.
Покажи, что стоит на пути у меня.
Нынешней волшебной ночью надели меня силой чуткой,
Прозрением, мудростью, здесь, сейчас,
в ту же минутку.

Рассмотрите карты таро или руны. Можете попросить, чтоб ответ на вопросы явился во сне. Или просто сидите, стараясь ни о чем не думать, ожидая отклика Фрейи. В завершение поблагодарите богиню.

Переставьте свечи и ладанку в безопасное место и дайте догореть до конца.

Богиня Кали как энергия текущей эпохи

Как величайшая сила времени энергия Кали создает различные Юги или эры существования мира, которые человечество проходит в процессе длинных циклов космической эволюции.

Кали – Богиня вечности, наблюдающая за всеми нашими изменениями и способствующая тем, кто помогает нашему духовному росту.

Говоря конкретнее, Кали – это Юга-Шакти или та энергия, сила времени, которая переносит человечество из одной мировой эпохи в другую. Она занята тем, что поддерживает духовную энергию планеты как в светлые, так и в темные эпохи.

Темная Богиня – это не просто индуистское божество, это универсальная, мировая форма Матери, которая является истинным управляющим этого мира. Пробуждение и обращение к Богине, которое происходит сегодня на глобальном уровне, это, говоря с точки зрения йоги, пробуждение энергии Кали.

Богиня-Мать как темная, мистическая и трансцендентная Деви (богиня – пер. с санскрита) держит ключ к истинной силе и настоящему мироздания во всех своих проявлениях. Кали снова входит в человеческую среду и в сферу Земли, чтобы творить магию и вызывать чувство страха и почтения.

Богиня вызывает все изменения на планете, пробуждая Шакти (энергию) планеты и стимулируя не только индивидуальное, но более глобальное общепланетное сознание. Современные природные и иные катастрофы, которые в настоящее время случаются повсюду на планете, являются проявлением, указанием на изменяющую все силу Кали, подталкивающую человечество к тому, чтобы порвать с вызывающими рознь верованиями и покончить с нашей разрушительной деятельностью, которая уже угрожает всему живому на планете.

Пока мы не совершим эти имеющие решающее значение внутренние изменения и не покончим с нашими разрушительными отношениями и поступками, мы будем сталкиваться с всемирным гневом Кали на глобальном уровне, а угроза вселенской катастрофы с течением времени будет только нарастать, до тех пор мы будем стоять перед выбором: или радикально изменить свою жизнь, или исчезнуть с лица земли как вид. Чтобы принять вызов Матери Кали, мы должны внутренне измениться и оставить свои попытки контролировать внешний мир, направив свои усилия, в первую очередь, на понимание самих себя.

В настоящее время наша цивилизация не оказывает должного почтения Деватам, космическим силам Богов и Богинь, олицетворяющим священные силы природы, от которых зависит благополучие нашего существования. Интеллектуалы и ученые принижают значение Божеств, по милости которых мы способны функционировать, и подменяют их значение заблуждениями философии, политики или антропологии, которые по сути являются лишь отражением обычного человеческого поведения, не несущего ничего священного. Религии, прикрываясь именем Господа, отдаются политике и стремятся утвердить свое вероучение в качестве доминирующего в мире, вместо того, чтобы распространять послание, знание о любви, единстве, о милости Матери, а также о возможности самореализации.

Между тем, даже основная масса тех, кто пытается практиковать Тантру, принизили ее статус до чего-то чуть большего, чем черная магия, и используют духовный мир для достижения своих собственных материальных целей и целей своей клиентуры, которая платит за это. Такое впечатление, что эксплуатация в коммерческих целях и само-продвижение «обложили» саму суть йогической традиции по всем фронтам.

Истинная Дхарма, естественные и универсальные принципы, лишь в незначительной степени присутствуют и в тех, кто пытаются спасать планету. Мы видим большое число раздраженных «сердитых» активистов, которые ищут возможность возложить вину за мировые проблемы на кого-нибудь еще, орущих и проклинающих других, вместо того, чтобы стать по-настоящему любящими мир помощниками, цель которых – объединить нас для достижения большего блага для всех.

Мы продолжаем разделять человечество во имя религии и политики, борясь друг с другом, в то время как повсеместно мы продолжаем опустошать планету, разграбляя ее ресурсы и загрязняя ее земли, воду и воздух.

Для того чтобы перевести нашу планету в новую, духовную эру, в новую мировую эпоху сознания более высокого уровня мы должны обрести Шакти или способность сделать это. Нам необходима сила, знание, искренность и милость высших сил. Мы не можем самостоятельно подняться над нашими человеческими, социальными и психологическими проблемами, потому что наше поведение и состояние сознания существуют только в этих пределах. Для того чтобы это случилось, мы должны смиренно искать милости Матери, особенно в таком ее аспекте как Кали, Матери как управляющей всем временем и изменениями.

Нам необходима новая энергия, Шакти, чтобы совершить необходимые глобальные изменения, новый посыл, импульс духовной силы от Богини-Матери. Для того чтобы это произошло мы должны, прежде всего, принять Шакти в самих себя, в наши собственные умы и сердца, и научиться жить в согласии с ее ритмами и трансформирующими вибрациями, позволяя ей очищать и изменять нашу собственную, в первую очередь, психологическую природу.

Сила Божественной женственности необходима также для того, чтобы способствовать новому рождению более высокого сознания в мире, на уровне не только отдельных индивидуумов, но и всей планеты. Мы должны признать Богиню во всех ее формах, из которых ее изменчивое проявление как Матери Кали, возможно, является важнейшим. Милость женского начала, мягкость и доброта необходимы нам, чтобы облегчить боль и гнев, сжигающие нас изнутри, огонь которых на протяжении многих поколений поддерживается жадностью, тщеславием и невежеством.

Нам необходимо подняться над превратностями человеческих страстей и потребностей, открыв наши сердца животворной силе Шакти Кали. Мать Кали стремится к тому, чтобы мы смогли в полной мере пережить и прочувствовать ее энергию, так как это сделает наши жизни значимыми для прогресса наших душ. Мы можем почувствовать ее мистическую силу, снова в полной мере проявляющуюся в эту неустроенную, переходную эпоху. Она терпеливо ищет тех, кто может нести ее милостивую волю.

Для того чтобы истинное обновление пришло, все старое должно уйти. Это и есть работа энергии Кали или силы времени. Но это не просто какой-то внешний фактор разрушения зла в людях посредством добра. В настоящее время мы преимущественно живем в «серой зоне», где чистота сердца практически не встречается, не существует. Между тем, ни одна душа по своей сути не является злом; добрая суть может быть воскрешена в ней, если мы сделаем это в правильное время при подходящих обстоятельствах. Мы должны избавиться от слабости, осуждений, жалости и ограниченности внутри нас самих.

Негативные силы (Асуры, демоны) в настоящее время имеют преимущество, но часто самое темное время ночи наступает как раз перед рассветом, а все негативное должно проявиться внешне прежде, чем можно будет избавиться от него полностью. Не существует такой небожественной силы или власти, которой бы Мать Кали не смогла найти противовес, не смогла бы поглотить и растворить в высшем мире.

В наше время хаоса и раздоров высшая божественная сила должна почитаться. Мы должны в своем видении подняться над уровнем нашего текущего исторического положения на уровень космических сил. Неотвратимые экологические изменения, которые уже имеют место, предназначены для того, чтобы мы могли найти прибежище у этих благожелательных и всесильных космических форм, чтобы заставить нас признать собственную зависимость от высшей вселенной и ее божественной сущности. Присутствие Деваты, высшей божественной силы, будет снова проявлено как всплеск милостивых энергий, которые принесут человечеству и всей Земле мирное существование.

Мать Кали - это высшее проявление силы, которое стоит за всеми духовными и йогическими движениями. Махадеви Кали это Юга Шакти, энергия этой эпохи, которая провозглашает новое йога-движение, пробуждающее силу Шакти. Ее роль уже была явлена ранее в эту эру великими пророками и учителями. Такими, как Рамакришна, Йогананда, Ауробиндо, Анандамайи Ма и многими другими, которые совершали свои деяния благодаря силе Богини-Матери.

Существует острая потребность в новых аватарах и формах энергии Кали, в возрождении поклонения ей и в новом, еще большем потоке ее милости. Кали держит ключ от нашего будущего как вида и от судеб наших душ. Мать Кали обладает властью поднять человечество на новый уровень развития, но для начала мы должны открыть ее как Всемирную Мать, покоящуюся в огне духовного сердца внутри нас.

Нам следует принять очищающий огонь Кали, чтобы она могла поднять нас на новый уровень просвещенности, который только и поможет решить наши личные и глобальные проблемы. Те, кто могут вынести испытание огнем Кали и нести его, могут принести новое знание в мир. Они откроют видение будущего, которое заключается в гармонии с вечной истиной и вселенской гармонии.

Перевод с английского:
Шанти Натхини (Мария Николаева)

Чай Те Гуань Инь (встречаются также варианты написания Тигуанинь, Те Гуаньинь и аббревиатуры ТГИ или ТГ) представляет собой улун слабой ферментации, выращенный и приготовленный в уезде Аньси южной китайской провинции Фуцзянь. В России это, пожалуй, один из самых популярных сортов китайского чая. Его история насчитывает несколько столетий. Те Гуань Инь культивировали монахи еще в VII–IX веках, в эпоху династии Тан.

Чай Те Гуань Инь – это целая палитра различных улунов, которые имеют общее происхождение. При грубом сравнении между ними есть безусловное сходство по вкусу и аромату, а также по внешнему виду. Но тонкий ценитель легко обнаружит разницу.

В сухом виде улун Те Гуань Инь выглядит как множество зеленых шарообразных комочков. Цвет и размер шариков может различаться в зависимости от сорта Те Гуань Инь. Они могут быть мельче или крупнее, бледно-зелеными или выразительно яркими. Это особым образом скрученные чайные листья, которые при заваривании раскрываются и, набухая, увеличиваются в объеме.

Сухой чай обладает ярко выраженным цветочно-травяным ароматом, напоминающим чем-то сирень. При заваривании аромат раскрывается в полную силу.

Китайский чай Те Гуань Инь дает насыщенный настой желтовато-зеленого цвета с голубоватым отливом. По мере заваривания он становится темнее, но когда сила листа иссякнет, настой начнет терять цвет.

Вкус улуна неповторим, вы чувствуете цветочную свежесть с легкими сладковатыми нотками. А затем чай подарит вам долгое послевкусие медовой сладости.

Название улуна переводится на русский язык по-разному: «Железный Будда», «Улун Железной Богини», «Чай Железной Бодхисаттвы». Более точным будет перевод «Железная Богиня Милосердия».

Легенда о происхождении

Как любой знаменитый чай, Те Гуань Инь имеет свою легенду происхождения.

Давным-давно в самом сердце Фуцзяньского уезда Аньси был заброшенный храм, в котором стояла железная статуя Гуаньинь, Богини Милосердия. Неподалеку от храма жил бедный фермер по имени Вэй, который занимался выращиванием чая. Каждый день по дороге к своему полю Вэй видел, что храм ветшает. И однажды он сказал себе, что с этим надо что-то делать.

К сожалению, Вэй не имел денег, чтобы провести в храме ремонт. Он просто прихватил с собой веник и благовония. Дочиста вымел пол, убрал пыль и паутину и зажег ароматическую палочку в знак подношения Гуаньинь. «Наконец я хоть что-то сделал», - подумал про себя Вэй. С этого дня он начал навещать храм регулярно, дважды в месяц наводя чистоту и зажигая благовония.

В этой пещере Вэй нашел чайный росток. Он посадил его на своем поле, и вскоре из побега вырос куст, из листьев которого получился восхитительный напиток. Он раздал веточки редкого растения всем своим соседям и начал продавать этот чай под именем Те Гуань Инь – Железная Богиня Милосердия.

Со временем Вэй и его соседи разбогатели и провели в храм с железной статуей Гуаньинь основательный ремонт. Теперь это место стало гордостью региона. А господин Вэй каждый день проходил мимо величественного здания, испытывая радость и благодарность. Вот так начал путь чай Те Гуань Инь.

Особенности производства

Сырье для чая Те Гуань Инь собирают только ручным способом 4–5 раз в году. Особенно ценится осенний сбор, а вот зимний Те Гуань Инь относится к низшей категории улуна, хотя и у него находятся свои ценители.

Поскольку Те Гуань Инь принадлежит к сорту крупнолистовых чаев, то для его производства требуются более зрелые листья, которые вобрали в себя максимум полезных веществ. Такое сырье придает чаю более выразительный вкус и аромат.

Плантация чая Те Гуань Инь в уезде Аньси в Китае

Производство чая ТГИ включает в себя следующие этапы:

  1. Сбор чая. Традиционно фермеры выходят на чайный сбор утром, когда выпала роса, и от каждого куста снимают лишь четыре только что распустившихся верхних листика.
  2. Подвяливание. На этой стадии собранное сырье выставляют на солнце. Процесс продолжается несколько часов. Для получения однородного материала сырье периодически ворошат.
  3. Ферментирование. Для Те Гуань Инь процесс ферментации имеет исключительную важность. Подвяленный лист толстым слоем помещают в корзины и ставят в тень. Но каждый час листья нужно разминать и перемешивать, но при этом сохранять его форму. При такой обработке ферментация затрагивает края листьев, а сердцевина остается зеленой. Чем дольше идет процесс, тем сильнее ферментирован чай.
  4. Прерывание ферментации. Достигается путем прокаливания сырья при температуре 250–300 градусов в течении нескольких минут.
  5. Скручивание. В прежние времена на этой стадии использовался ручной труд. Сейчас людей заменили механизмы. С помощью специальных тисков мешок с чайным сырьем сжимают и перекручивают. В результате улун из листа превращается в шарообразные комочки, которые лучше сберегают свежесть чайного листа.
  6. Финальная сушка. Стадия имеет целью окончательное закрепление формы чая и удаление остаточной влаги.
  7. Сортировка. На этом этапе готовый улун очищают от корешков листа и добиваются однородности чайной массы.
  8. Фасовка. Чтобы сохранить уникальный аромат Те Гуань Инь, его фасуют в вакуумную упаковку из фольги. Такие пакеты могут содержать 50, 100 или 250 граммов улуна. Но более правильной считается фасовка в небольших пакетиках по 8 граммов. Очень часто продавцы предлагают железную банку, внутри которой лежит 30 вакуумных пакетиков ТГИ общим весом 240 граммов.

Виды и сорта Те Гуань Инь

Под маркой Те Гуань Инь в Китае продается множество сортов и разновидностей чая. Приобретая чая в интернет-магазинах, стоит внимательнее читать описание. Уважающий себя продавец обязательно уточнит, о какой разновидности знаменитого улуна идет речь:

  • Самый качественный ТГИ называется Те Гуань Инь Ван. Это чай-Владыка, чай-король, самый качественный среди своих собратьев.
  • Те Гуань Инь Мао Ча – это черновой, до конца не отсортированный чай. Идет в продажу вместе с черенками листьев, зато богат эфирными маслами.
  • Лао Тегуаньинь – так называемый «состаренный» чай. По методам приготовления чем-то схож с пуэрами. Его сильнее ферментируют, а после готовности в течение трех лет выдерживают в определенных условиях.
  • Те Гуань Инь Нун Сян – улун очень сильной ферментации с бурыми кромками листа. Дает очень крепкий настой и считается мужским чаем. Для его изготовления собирают осенние листья.
  • Те Гуань Инь Цин Сян – противоположность предыдущего сорта, женский чай. Лист слабо ферментирован, поэтому сохранил изначальный зеленый цвет. Чай имеет очень мягкий вкус и собирается весной.

Чай весеннего сбора

Существует также сорта ТГИ, которые берут имя от места произрастания.

Аньси Те Гуань Инь выращивают в уезде Аньси. Его можно назвать классическим Те Гуань Инь. В состав Аньси входит 13 поселков и 11 волостей, и каждый регион изготавливает свой собственный улун.

Назовем лишь два более прославленных сорта:

  • Сипин Те Гуань Инь растет в поселке Сипин. Тут сохранились материнские кусты, а чай делают по тайной древней технологии. Улун из Сипина более темный, с более плотным маслянистым вкусом.
  • Чэнсян Те Гуань Инь – родом из поселка Чэнсян. Здесь улун слегка поджаривают и коптят на углях. Его называют черный Те Гуань Инь либо Тегуаньинь Черный Дракон.

Полезные свойства

Те Гуань Инь не только подарит радость вашему восприятию своим тонким ароматом, непревзойденным вкусом и бодрящим эффектом, но и окажет положительное воздействие на ваше самочувствие благодаря своим полезным свойствам.

Улун Те Гуань Инь имеет комплексное влияние на организм человека:

  • Его психологический эффект универсален. Все зависит от количества выпитых чашек и времени чаепития. Небольшая вечерняя порция улуна поможет расслабиться и успокоить ум. Чай, выпитый утром, напротив, взбодрит и придаст дополнительные силы.
  • Среди свойств чая Те Гуань Инь следует отметить способность очищать сосуды от жировых бляшек. А поскольку чай имеет свойство расщеплять жиры, то он помогает сбросить лишний вес и омолаживает организм.
  • Употребление улуна позитивно влияет на кровяное давление, приводя его в норму.
  • Ученые утверждают, что чай содержит мощный антиоксидант галлат эпигаллокатехина, благодаря которому подавляется рост раковых клеток.
  • Улун также полезен для поддержания здоровья зубов и десен.

Как правильно заваривать Те Гуань Инь

Высококачественный Те Гуань Инь не любит кипящей воды. Для его заваривания рекомендуется использовать воду 85–90 градусов. Термометр совершенно не обязателен. Достаточно выключить кипящий чайник и подождать 5–7 минут.

В процессе заваривания Те Гуань Инь очень сильно увеличивается в объеме, поэтому лучше использовать меньше заварки, чем при приготовлении других сортов чая.

  1. Заваривать Те Гуань Инь лучше в фарфоровой гайвани. Предварительно ее следует прогреть, обдав кипятком. На 200 мл объема достаточно 3–7 граммов улуна. Некоторые рекомендуют 8–12 граммов, но это явный перебор. Заварка будет слишком крепкой.
  2. Первый раз сухой чай заливают горячей водой для того, чтобы смыть с него пыли и дать ему «проснуться».
  3. Воду тут же сливают, а освеженному чаю дают подышать.
  4. Вторую заварку, которую выдерживают 30–60 секунд, уже можно пить. Если вы пьете из маленьких пиал не более 60 мл, то уместно воспользоваться чахаем – Чашей Справедливости, чтобы настой в каждой пиале был одинаковой крепости.
  5. Правильно заваривать чай Те Гуань Инь рекомендуется с увеличением времени каждого заваривания на 30 секунд. Улун высокого качества способен давать ароматный вкусный настой до 9 раз.

Одно важное замечание, которое касается всех качественных чаев, и улуна Те Гуань Инь в особенности. Чтобы по достоинству оценить вкус и аромат, надо пить чай не во время еды и не после трапезы. Чаепитию надо посвятить отдельное время.

Статьи по теме