Поставщики Императорского двора. Чайный стол

Деятельность немецких оружейных мастеров Шафов в Санкт-Петербурге

Одним из самых известных династий оружейников в Златоусте, а затем и в Санкт-Петербурге, была семья мастера-оружейника Вильгельма Николаса Шафа, приехавшая в Россию в 1814 году. В первые годы В. Н. Шаф занимался позолотой клинков, его сын Людвиг Шаф - художественной и объёмной протравкой рисунков на клинках, а младшие сыновья - Иоганн и Фридрих являлись их помощниками и специализировались на лакировке кожаных ножен для холодного оружия.

Оружейный магазин украшенного оружия Шафов располагался на первом этаже дома №7 по Невскому проспекту. Фотограф Булла 1900 г.

По контракту немецкие мастера Шафы должны были обучать русских учеников художественному оформлению изготовляемого холодного оружия. Однако спустя некоторое время Шафы обнаружили, что им самим приходится учиться у своих учеников композиционному художественному изображению рисунка на изготавливаемом ими оружии, которому ранее они научились у своих заводских художников. И хотя В. Н. Шаф по-прежнему возглавлял отделение украшенного оружия на Златоустовской оружейной фабрике, с начала 1818 года он практически уступил своё руководство художественным оформлением оружия бывшему ученику Ивану Бушуеву.
Добросовестно выполнив все принятые на себя обязательства по контракту с руководством Златоустовского завода, В. Н. Шаф принял решение об увольнении с завода и переезде для дальнейшей работы в Санкт-Петербург. По Высочайшему соизволению Вильгельму Николасу Шафу разрешили открыть в Санкт-Петербурге свою фабрику украшенного оружия. 26 августа 1823 г. немецкий оружейный мастер Вильгельм Николас Шаф со своей семьёй покинули город Златоуст.
После нескольких неудачных попыток аренды помещений в различных местах Санкт-Петербурга в марте 1824 г. семья Шафов наконец нашла подходящее место для создания оружейной мастерской. Таким местом стал дом № 3/3 на 14-й линии Васильевского острова.
Во дворе этого дома располагалась одноэтажная пристройка, которую Шафы приспособили под оружейную мастерскую. В созданной оружейной мастерской сначала работало 13 специалистов, а несколько позднее, когда пристройку расширили, количество работающих увеличилось до 17 человек.

Для проживания семьи В. Н. Шаф избрал дом в центре Петербурга на улице Гороховой № 31. А в сентябре 1824 г. в нём же был открыт и магазин для продажи оружейной продукции мастерской

Для проживания семьи В. Н. Шаф избрал дом в центре Петербурга на улице Гороховой № 31 (владелец Яковлев). А 12 сентября 1824 г. в квартире № 3 этого дома был создан и магазин для продажи оружейной продукции мастерской.
Создавая высококачественную оружейную продукцию, отец трёх сыновей Вильгельм Николас Шаф надеялся стать мастером Двора Его Императорского Величества и иметь на входной двери мастерской изображение российского государственного герба (двуглавого орла). И вот 19 августа 1824 г. долгожданная мечта сбылась - семья Шафов получила Высочайшее разрешение занять в С. - Петербурге должность оружейных мастеров Императорского двора. Они стали оружейными мастерами Двора Его Императорского Величества. Однако неоднократные последующие просьбы В. Н. Шафа о разрешении поместить на входной двери оружейной мастерской государственный герб России оставались без ответа.
Вильгельм Николас Шаф вынужден был обратиться к министру финансов России Е. Ф. Канкрину с просьбой помочь ему в получении разрешения размещать на входной двери оружейной фабрики изображение российского герба. Е. Ф. Канкрин направил своё ходатайство в Департамент, откуда вскоре пришло сообщение, которое Егор Францевич Канкрин переслал Шафам: «Департамент „Мануфактур и внутренней торговли“ 1 сент. 1824 г. сообщает правила тем, кому дозволено или кто хочет иметь на своих изделиях и вывесках изображение Государственного герба России:
1. Надписи на изделиях своих фирм необходимо изображать российскими, а не иностранными литерами.
2. Ежегодно доставлять в Департамент „Мануфактур и внутренней торговли“ через местное Губернское начальство ведомость по установленной форме о действии своей фабрики.
3. Департамент „Мануфактур и внутренней торговли“ считает необходимым оповестить о таковом распоряжении господина Шафа В. Н».

Дальнейших решений опять не последовало. Лишь 3 сентября 1827 г. в семью Шафов пришло радостное известие. Из царских апортаментов поступило долгожданное сообщение о том, что император Николай I разрешил оружейному мастеру Двора Его Императорского Величества Н. Шафу заменить старую вывеску на входе в оружейную мастерскую новой с изображением российского государственного герба.

Клыч офицерский Лейб-гвардии Уральского Казачьего полка российского Императора Николая II. Мастерская «Шафъ сыновья». Начало XX века

В первой четверти ХIХ в. использовался герб с опущенными крыльями, а со второй четверти ХIХ в. стали изображать орлов с поднятыми крыльями. При этом на крыльях орла наносились изображения щитов с титульными гербами княжеств России. Третья разновидность государственного герба Российской империи была утверждена в 1895 году.
Производство оружия в мастерской Шафов постепенно разрасталось. В 1849 г. Василием Васильевичем Шафом (будучи немецкими подданными, в России Шафы называли себя русский манер) на Большой Мещанской улице в доме № 44, (ныне Большой проспект Петроградской стороны № 44) была основана фабрика металлических изделий.
В этот же период времени были созданы и оружейные магазины Шафов: в Спасском переулке дома № 3 и в Новом переулке дома № 7.
19 августа 1867 года решением императора петербургской оружейной фирме «Шафъ и сыновья» было присвоено новое звание «Поставщик Двора Его Императорского Величества». В этом же году были построены новые оружейные цеха Шафов, которые находились в Нарвской части Петербурга (в расположении 10 и 11 рот Измайловского полка).
Кроме того, в период 1889–1903 гг. успешно функционировал оружейный магазин Шафов, расположенный на Невском проспекте в доме № 7.
Однако на этом организационно-строительная деятельность Шафов в Санкт-Петербурге не завершилась. В 1899 году на набережной канала Грибоедова в доме № 69 была размещена их велосипедная фабрика «Мастеровой».
Создание украшенных образцов холодного оружия в Петербургской мастерской Шафов шло весьма успешно. Существенно увеличивалось и количество заказчиков холодного оружия. Высокий профессионализм Шафов и их добросовестное отношение к делу способствовали созданию высокохудожественных образцов украшенного оружия, что существенно повышало деловой авторитет изготовителей.

Шафовская велосипедная фабрика и оружейный магазин, созданные в 1899 г. размещались на набережной канала Грибоедова в доме № 69

Сабля драгунская офицерская обр. 1841 г. с надписью «За храбрость» и знаком ордена Св. Георгия (Золотое оружие). Мастерская «Шафъ сыновья» 1857 г.

Вскоре у руководства мастерской появилось желание расширить площадь мастерской и оснастить её цеховое оборудование более современной техникой. С этой целью Шафы обратились к петербургскому архитектору В. Ф. Розинскому с предложением разработать проект здания для мастерской с увеличенной площадью и более удобным размещением цехов. В 1898–1899 годах по этому проекту (на старом месте Большого проспекта Васильевского острова на 14 линии в доме № 3/3) был построен новый пятиэтажный дом с эффектным угловым эркером и оригинальным шатровым украшением в верхней части здания. Организационные меры, предпринятые руководством мастерской, позволили не только улучшить бытовые условия, но и активизировать производство украшенного оружия.
С 1910 года Шафы стали использовать в своих целях и «Доходный дом», расположенный на 3 линии Васильевского острова в доме № 6.
Несколько позднее изменилось и месторасположение оружейного магазина шафовской мастерской. Вместо прежнего магазина на Невском проспекте в доме № 7 с 1903 до 1915 г. он располагался на Большой Конюшенной улице в первом этаже дома № 25.
9 января 1905 г. в оружейной мастерской Шафов произошел непредвиденный случай. После разгона массового шествия группы демонстрантов под предводительством студента университета Л. Д. Давыдова в мастерскую «Шаф и сыновья» ворвались бунтовщики и разгромили её. Из неё была изъята значительная часть холодного оружия, которую бунтари стали применять в стычках с полицейскими. Это принесло Шафам не только существенные убытки, но и большие неприятности.
После Вильгельма Николаса Шафа руководителями оружейной художественной мастерской в Петербурге до 1915 года были его дети, внуки и правнуки. К своему глубокому сожалению, авторы статьи не сумели отыскать архивные документы, которые бы позволили им точно расставить по очерёдности и годам владельцев оружейной мастерской Шафов. На базе найденных архивных материалов удалось составить лишь примерную схему сменяемости руководителей оружейной мастерской.

Владельцы оружейной мастерской «Шаф и сыновья» в петербургский период (1823–1915 гг.).
1. Вильгельм Николас Шаф (с 1823 до 1825 г.),
2. Людвиг Вильгельм (с 1825 до 1834 г.)
3. Иоган Вильгельм (с 1834 до 1840 г.)
4. Иоган Вильгельм, Фридрих Вильгельм (с 1840 до 1870 г.)
5. Густав Фердинанд (с 1870 до 1887 г.)
6. Вильгельм Густавович и Густав Густавович (с 1887 до 1910 г.)
7. Густав Густавович и Фердинанд Густавович (с 1912 до 1915 г.)

В связи с началом Первой мировой войны в России усилились антинемецкие настроения. В 1915 г. на Совете монархических съездов председатель фракции правых в Государственной Думе профессор Левашов С. В. выступил с заявлением о немецком засилии. Многие немцы-промышленники продавали свои производства и покидали Россию. В справочнике «Весь Петербург» о Шафах упоминается только до первых месяцев 1915 года. Семья Шафов переселилась в Болгарию, где они проработали до 1931 года и вернулись в Германию.

В статье использованы изображения предметов из книги И. П. Суханова «Шедевры клинкового оружия».

Дата и время начала: СБ 27 октября, 13:00

К ак конкурировали купцы и промышленники Первопрестольной, расскажут в рамках проекта «Биржа торгов». Узнать прошлое столицы через призму экономики смогут участники проекта «Поставщики Москвы: история в лицах». Об этом сообщил заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов.

«Рынок закупок не существует и никогда не существовал сам по себе. В структуре экономики государства или отдельно взятого региона ему отведена особая роль. Необходимость в поставках товаров и оказании услуг была задолго до принятия Федерального закона № 94 и создания контрактной системы. Историки считают, что такое явление, как государственные закупки существуют на протяжении более трёхсот лет. Знать их историю необходимо, чтобы понимать, как развивалась экономика столицы и кто был её движущей силой. Цикл исторических лекций, который пройдёт в пространстве «Биржа торгов», будет представлять интерес для широкой аудитории – от школьников и студентов до сегодняшних предпринимателей», - сказал Владимир Ефимов.

К участию в проекте в качестве лекторов он пригласил москвоведов и всех, кто интересуется историей столицы и готов делиться своими знаниями. В числе первых на приглашение откликнулись москвоведы объединения «Я покажу тебе Москву», сообщил руководитель Департамента города Москвы по конкурентной политике Геннадий Дёгтев.

«Проект является открытым, поэтому в качестве лектора может выступить любой москвовед, чьё выступление соответствует теме проекта и будет представлять интерес для широкой аудитории. Идею взглянуть на прошлое столицы через призму экономики уже поддержали представители объединения «Я покажу тебе Москву». На первой лекции проекта «Поставщики Москвы: история в лицах» можно будет узнать, какой была конкуренция в дореволюционной столице, как на неё можно было влиять, каким был наивысший знак качества и что необходимо было для того, чтобы стать его почётным обладателем» , - сказал Геннадий Дёгтев.

  • как возникло почетное звание Поставщика Двора Его Императорского Величества;
  • кто самые известные поставщики продуктов к императорскому столу;
  • какие знаменитые кондитерские фабрики Москвы поставляли шоколад на завтрак императору;
  • кто придумал сайки с изюмом.

Участие бесплатное , первую лекцию провела Руководитель проекта Светлана Зубакина (Пиховкина) , сайт проекта - http://mos-tender.com/historical

Величества - почётное звание ряда торговых марок в Российской империи.

Часы петербургской фабрики Павла Буре

Характеристика



В купцы, постоянно поставлявшие товары ко двору, получают право именоваться «Поставщик Двора Его Императорского Величества».

С 1862 года разрешается употребление государственного герба на вывесках и изделиях фабрикантам, художникам и ремесленникам, которые поставляли приготовленные ими предметы к Высочайшему Двору или исполняли заказы для Двора в продолжение 8-10-ти лет .

Всего на начало XX века насчитывалось 30-40 компаний, имевших такое звание. Производитель коньяков Шустов Н. Л. добивался этого статуса в общей сложности 38 лет. Другими известными поставщиками двора был прародитель марки Smirnoff , Смирнов П. А. , производитель шоколада Теодор Эйнем, основатель фабрики «Эйнем» (см. кондитерская фабрика «Красный Октябрь» ), кондитерское заведение Абрикосова (см. кондитерская фабрика Бабаева ), производитель швейных машин «Зингер », производители автомобилей Руссо-Балт и «Мерседес», ювелирный дом Фаберже, гастроном Елисеевский, производители часов Павел Буре, Tissot и Breguet.

После прихода к власти большевиков бывшие поставщики императорского двора подверглись национализации, многие производства остановились. «Зингер» возобновил работу в 1923 году под маркой «Госшвеймашина», затем - «Подольский механический завод». Основатель марки «Смирнов» эмигрировал во Францию, после чего распространилось французское написание бренда («Smirnoff»), а производство автомобилей «Руссо-Балт» прекратилось.

Знак

В 1901 году было утверждено новое изображение знака Поставщика. Под щитом размещалась лента, на которой указывался статус Поставщика («Высочайшего Двора» - «Поставщика Двора Его ИМПЕРАТОРСКОГО Величества», «Императрицы Марии Федоровны», «Императрицы Александры Федоровны» или Великих князей и княгинь ). Указывался год присвоения звания, выдавалось и специальное удостоверение из Канцелярии Министерства Императорского Двора, с цветным изображением знака .

Список

Указанный год - время получения звания.

А

Б

  • Предприятие по производству стекла и хрусталя - завод Бахметьевых
  • Беккер, Якоб - «Фабрика роялей Якоб Беккер» (с 1867)
  • Блум, Юхан - ювелир
  • Бок, Карл Иванович - Торговый дом мастера-ювелира К. Бока
  • Борман, Григорий Николаевич - кондитер, «Жорж Борман ». См. Харьковская кондитерская фабрика , совр. Бисквит-Шоколад .
  • М. П. Бородина и комп. - торговый дом; канцелярские принадлежности; владельцы: Россет Феликс Феликсович и жена его Россет Елизавета Павловна (с 1905)
  • Буре, Павел Карлович - часы
  • Генрих Брокар - Товарищество парфюмерного производства «Брокар и К.»

В

Г

Д

Е

З

И

К

Л

  • Ламанова, Надежда Петровна - модельер
  • Лагидзе, Митрофан Варламович - минеральные воды. Совр. Тихвинский лимонадный завод .
  • Товарищество скоропечатня А. А. Левенсон (с 1896)

М

Н

О

П

Р

С

Т

Р

  • «А. Ралле и Ко» - парфюмерия

Ф

Ц

  • Циммерман, Юлий Генрихович - музыкальные инструменты

Ш

Щ

  • А. Щербаков, И. Ф. Ятес - бумага. См. Успенская бумажная фабрика (упр. 1994)

Э

Я

  • Иисакки Ярвенпяя (Iisakki Järvenpää) - ножи-пуукко , с 1888
  • Яковлев П.Д. - экипажи

B

C

L

T

Напишите отзыв о статье "Поставщик Двора Его Императорского Величества"

Ссылки

  • - попытка возобновления при администрации президента РФ

Литература

  • В. В. Скурлов и А. Н. Иванов «Поставщики Высочайшего Двора». СПб, 2002

Примечания

Отрывок, характеризующий Поставщик Двора Его Императорского Величества

– Я думаю, никто так не был courtisee [предметом ухаживанья], как она, – говорила Вера; – но никогда, до самого последнего времени никто серьезно ей не нравился. Вот вы знаете, граф, – обратилась она к Пьеру, – даже наш милый cousin Борис, который был, entre nous [между нами], очень и очень dans le pays du tendre… [в стране нежностей…]
Князь Андрей нахмурившись молчал.
– Вы ведь дружны с Борисом? – сказала ему Вера.
– Да, я его знаю…
– Он верно вам говорил про свою детскую любовь к Наташе?
– А была детская любовь? – вдруг неожиданно покраснев, спросил князь Андрей.
– Да. Vous savez entre cousin et cousine cette intimite mene quelquefois a l"amour: le cousinage est un dangereux voisinage, N"est ce pas? [Знаете, между двоюродным братом и сестрой эта близость приводит иногда к любви. Такое родство – опасное соседство. Не правда ли?]
– О, без сомнения, – сказал князь Андрей, и вдруг, неестественно оживившись, он стал шутить с Пьером о том, как он должен быть осторожным в своем обращении с своими 50 ти летними московскими кузинами, и в середине шутливого разговора встал и, взяв под руку Пьера, отвел его в сторону.
– Ну что? – сказал Пьер, с удивлением смотревший на странное оживление своего друга и заметивший взгляд, который он вставая бросил на Наташу.
– Мне надо, мне надо поговорить с тобой, – сказал князь Андрей. – Ты знаешь наши женские перчатки (он говорил о тех масонских перчатках, которые давались вновь избранному брату для вручения любимой женщине). – Я… Но нет, я после поговорю с тобой… – И с странным блеском в глазах и беспокойством в движениях князь Андрей подошел к Наташе и сел подле нее. Пьер видел, как князь Андрей что то спросил у нее, и она вспыхнув отвечала ему.
Но в это время Берг подошел к Пьеру, настоятельно упрашивая его принять участие в споре между генералом и полковником об испанских делах.
Берг был доволен и счастлив. Улыбка радости не сходила с его лица. Вечер был очень хорош и совершенно такой, как и другие вечера, которые он видел. Всё было похоже. И дамские, тонкие разговоры, и карты, и за картами генерал, возвышающий голос, и самовар, и печенье; но одного еще недоставало, того, что он всегда видел на вечерах, которым он желал подражать.
Недоставало громкого разговора между мужчинами и спора о чем нибудь важном и умном. Генерал начал этот разговор и к нему то Берг привлек Пьера.

На другой день князь Андрей поехал к Ростовым обедать, так как его звал граф Илья Андреич, и провел у них целый день.
Все в доме чувствовали для кого ездил князь Андрей, и он, не скрывая, целый день старался быть с Наташей. Не только в душе Наташи испуганной, но счастливой и восторженной, но во всем доме чувствовался страх перед чем то важным, имеющим совершиться. Графиня печальными и серьезно строгими глазами смотрела на князя Андрея, когда он говорил с Наташей, и робко и притворно начинала какой нибудь ничтожный разговор, как скоро он оглядывался на нее. Соня боялась уйти от Наташи и боялась быть помехой, когда она была с ними. Наташа бледнела от страха ожидания, когда она на минуты оставалась с ним с глазу на глаз. Князь Андрей поражал ее своей робостью. Она чувствовала, что ему нужно было сказать ей что то, но что он не мог на это решиться.
Когда вечером князь Андрей уехал, графиня подошла к Наташе и шопотом сказала:
– Ну что?
– Мама, ради Бога ничего не спрашивайте у меня теперь. Это нельзя говорить, – сказала Наташа.
Но несмотря на то, в этот вечер Наташа, то взволнованная, то испуганная, с останавливающимися глазами лежала долго в постели матери. То она рассказывала ей, как он хвалил ее, то как он говорил, что поедет за границу, то, что он спрашивал, где они будут жить это лето, то как он спрашивал ее про Бориса.
– Но такого, такого… со мной никогда не бывало! – говорила она. – Только мне страшно при нем, мне всегда страшно при нем, что это значит? Значит, что это настоящее, да? Мама, вы спите?
– Нет, душа моя, мне самой страшно, – отвечала мать. – Иди.
– Все равно я не буду спать. Что за глупости спать? Maмаша, мамаша, такого со мной никогда не бывало! – говорила она с удивлением и испугом перед тем чувством, которое она сознавала в себе. – И могли ли мы думать!…
Наташе казалось, что еще когда она в первый раз увидала князя Андрея в Отрадном, она влюбилась в него. Ее как будто пугало это странное, неожиданное счастье, что тот, кого она выбрала еще тогда (она твердо была уверена в этом), что тот самый теперь опять встретился ей, и, как кажется, неравнодушен к ней. «И надо было ему нарочно теперь, когда мы здесь, приехать в Петербург. И надо было нам встретиться на этом бале. Всё это судьба. Ясно, что это судьба, что всё это велось к этому. Еще тогда, как только я увидала его, я почувствовала что то особенное».
– Что ж он тебе еще говорил? Какие стихи то эти? Прочти… – задумчиво сказала мать, спрашивая про стихи, которые князь Андрей написал в альбом Наташе.
– Мама, это не стыдно, что он вдовец?
– Полно, Наташа. Молись Богу. Les Marieiages se font dans les cieux. [Браки заключаются в небесах.]
– Голубушка, мамаша, как я вас люблю, как мне хорошо! – крикнула Наташа, плача слезами счастья и волнения и обнимая мать.
В это же самое время князь Андрей сидел у Пьера и говорил ему о своей любви к Наташе и о твердо взятом намерении жениться на ней.

В этот день у графини Елены Васильевны был раут, был французский посланник, был принц, сделавшийся с недавнего времени частым посетителем дома графини, и много блестящих дам и мужчин. Пьер был внизу, прошелся по залам, и поразил всех гостей своим сосредоточенно рассеянным и мрачным видом.
Пьер со времени бала чувствовал в себе приближение припадков ипохондрии и с отчаянным усилием старался бороться против них. Со времени сближения принца с его женою, Пьер неожиданно был пожалован в камергеры, и с этого времени он стал чувствовать тяжесть и стыд в большом обществе, и чаще ему стали приходить прежние мрачные мысли о тщете всего человеческого. В это же время замеченное им чувство между покровительствуемой им Наташей и князем Андреем, своей противуположностью между его положением и положением его друга, еще усиливало это мрачное настроение. Он одинаково старался избегать мыслей о своей жене и о Наташе и князе Андрее. Опять всё ему казалось ничтожно в сравнении с вечностью, опять представлялся вопрос: «к чему?». И он дни и ночи заставлял себя трудиться над масонскими работами, надеясь отогнать приближение злого духа. Пьер в 12 м часу, выйдя из покоев графини, сидел у себя наверху в накуренной, низкой комнате, в затасканном халате перед столом и переписывал подлинные шотландские акты, когда кто то вошел к нему в комнату. Это был князь Андрей.
– А, это вы, – сказал Пьер с рассеянным и недовольным видом. – А я вот работаю, – сказал он, указывая на тетрадь с тем видом спасения от невзгод жизни, с которым смотрят несчастливые люди на свою работу.
Князь Андрей с сияющим, восторженным и обновленным к жизни лицом остановился перед Пьером и, не замечая его печального лица, с эгоизмом счастия улыбнулся ему.
– Ну, душа моя, – сказал он, – я вчера хотел сказать тебе и нынче за этим приехал к тебе. Никогда не испытывал ничего подобного. Я влюблен, мой друг.
Пьер вдруг тяжело вздохнул и повалился своим тяжелым телом на диван, подле князя Андрея.
– В Наташу Ростову, да? – сказал он.
– Да, да, в кого же? Никогда не поверил бы, но это чувство сильнее меня. Вчера я мучился, страдал, но и мученья этого я не отдам ни за что в мире. Я не жил прежде. Теперь только я живу, но я не могу жить без нее. Но может ли она любить меня?… Я стар для нее… Что ты не говоришь?…
– Я? Я? Что я говорил вам, – вдруг сказал Пьер, вставая и начиная ходить по комнате. – Я всегда это думал… Эта девушка такое сокровище, такое… Это редкая девушка… Милый друг, я вас прошу, вы не умствуйте, не сомневайтесь, женитесь, женитесь и женитесь… И я уверен, что счастливее вас не будет человека.
– Но она!
– Она любит вас.
– Не говори вздору… – сказал князь Андрей, улыбаясь и глядя в глаза Пьеру.
– Любит, я знаю, – сердито закричал Пьер.
– Нет, слушай, – сказал князь Андрей, останавливая его за руку. – Ты знаешь ли, в каком я положении? Мне нужно сказать все кому нибудь.
– Ну, ну, говорите, я очень рад, – говорил Пьер, и действительно лицо его изменилось, морщина разгладилась, и он радостно слушал князя Андрея. Князь Андрей казался и был совсем другим, новым человеком. Где была его тоска, его презрение к жизни, его разочарованность? Пьер был единственный человек, перед которым он решался высказаться; но зато он ему высказывал всё, что у него было на душе. То он легко и смело делал планы на продолжительное будущее, говорил о том, как он не может пожертвовать своим счастьем для каприза своего отца, как он заставит отца согласиться на этот брак и полюбить ее или обойдется без его согласия, то он удивлялся, как на что то странное, чуждое, от него независящее, на то чувство, которое владело им.
– Я бы не поверил тому, кто бы мне сказал, что я могу так любить, – говорил князь Андрей. – Это совсем не то чувство, которое было у меня прежде. Весь мир разделен для меня на две половины: одна – она и там всё счастье надежды, свет; другая половина – всё, где ее нет, там всё уныние и темнота…
– Темнота и мрак, – повторил Пьер, – да, да, я понимаю это.
– Я не могу не любить света, я не виноват в этом. И я очень счастлив. Ты понимаешь меня? Я знаю, что ты рад за меня.
– Да, да, – подтверждал Пьер, умиленными и грустными глазами глядя на своего друга. Чем светлее представлялась ему судьба князя Андрея, тем мрачнее представлялась своя собственная.

Для женитьбы нужно было согласие отца, и для этого на другой день князь Андрей уехал к отцу.
Отец с наружным спокойствием, но внутренней злобой принял сообщение сына. Он не мог понять того, чтобы кто нибудь хотел изменять жизнь, вносить в нее что нибудь новое, когда жизнь для него уже кончалась. – «Дали бы только дожить так, как я хочу, а потом бы делали, что хотели», говорил себе старик. С сыном однако он употребил ту дипломацию, которую он употреблял в важных случаях. Приняв спокойный тон, он обсудил всё дело.
Во первых, женитьба была не блестящая в отношении родства, богатства и знатности. Во вторых, князь Андрей был не первой молодости и слаб здоровьем (старик особенно налегал на это), а она была очень молода. В третьих, был сын, которого жалко было отдать девчонке. В четвертых, наконец, – сказал отец, насмешливо глядя на сына, – я тебя прошу, отложи дело на год, съезди за границу, полечись, сыщи, как ты и хочешь, немца, для князя Николая, и потом, ежели уж любовь, страсть, упрямство, что хочешь, так велики, тогда женись.
– И это последнее мое слово, знай, последнее… – кончил князь таким тоном, которым показывал, что ничто не заставит его изменить свое решение.

В Центральном Доме Художника на Крымском валу с 28 марта по 05 апреля 2015 года проходит XXXVIII Антикварный салон в рамках которого, создана небольшая экспозиция с изделиями поставщиков Двора Его Императорского Величества.
В 1856 году Александр II вводит почётное звание «Поставщика Высочайшего Двора и Великокняжеских Дворов», утверждает регламент и вид знака. С 1862 года разрешается употребление государственного герба на вывесках и изделиях фабрикантам, художникам и ремесленникам, которые поставляли приготовленные ими предметы к Высочайшему Двору или исполняли заказы для Двора в продолжение 8-10-ти лет. Для получения такого звания, которое само по себе означало серьёзную рекламу, требовалось соблюдение ряда условий: добросовестно поставлять двору «по сравнительно малым ценам» товары или работы собственного производства в течение 8 — 10 лет, участвовать в промышленных выставках, не иметь рекламаций от потребителей и т. д. Звание Поставщика Двора присваивалось не предприятию, а владельцу лично, в случае смены владельца новому владельцу либо наследнику требовалось получать звание заново.

Скульптура «Медный всадник». Россия, С-Петербурга. Мастерская Дипнера. 1840-1850 гг.


Впервые технику под названием «русская мозаика» русские мастера Петергофской шлифовальной фабрики с успехом применили при декорировании интерьеров "Агатовых комнат" в Царском Селе, созданных по проекту Ч. Камерона (1780-ые годы). Большие вазы, которые изготавливали по рисункам архитекторов русского классицизма (ныне экспонируются в петербургском Эрмитаже), также облицованы в технике "русской мозаики" пластинками малахита и лазурита. Сложнейшую работу на криволинейных поверхностях мастера довели до совершенства, благодаря чему облицовка воспринимается как монолитный объем.

Фрагмент. Скульптура «Медный всадник». Россия, С-Петербурга. Мастерская Дипнера. 1840-1850 гг.
Бронза, литье, патинирование, малахит «Русская мозаика». Частная коллекция.


Технология представляла собой следующий процесс: форму, выполненную предварительно из камня, меди или другого материала, покрывали горячей мастикой из канифоли и воска, на которую наклеивали малахитовые пластинки толщиной в несколько миллиметров, с почти незаметными, тщательно подогнанными швами, что давало впечатление цельного камня. Если между пластинками образовывались щели - швы, их затирали мастикой, смешанной с малахитовым порошком. Затем предмет шлифовали и полировали.

Одна из парных ваз с морской тематикой. Россия, С-Петербург. ИФЗ. Н-I, 1837 г. Исполнитель Столетов.
Фарфор, надглазурная роспись, золочение. Частная коллекция.

Фрагмент. Вазы парные с морской тематикой. Россия, С-Петербург. ИФЗ. Н-I, 1837 г.


Императорский фарфоровый завод — одно из старейших в Европе, первое и одно из крупнейших в России предприятий по производству художественных фарфоровых изделий. Расположен в Санкт-Петербурге, основан в 1744 году. Подробнее об этом замечательном предприятии и его изделиях мы писали, когда освещали выставку в Царицыно (Подробнее читать ).

Вазы парные с морской тематикой. Россия, С-Петербург. ИФЗ. Н-I, 1837 г.
Исполнитель Столетов. Фарфор, надглазурная роспись, золочение. Частная коллекция.


Чайный сервиз. Россия, Москва. Фирма К. Фаберже. 1896 г. Серебро, кость, эмаль, золочение.
Высота сахарницы -9,5 см.
Коллекция салона «На Кутузовском, 24».


В 1882 году на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве изделия фирмы Карла Фаберже привлекли внимание императора Александра III. Петер Карл получил покровительство царской семьи и звание «ювелира Его Императорского Величества и ювелира Императорского Эрмитажа». В 1900 году в Париже Фаберже получил звание «мастера Парижской гильдии ювелиров», а также его наградили орденом Почётного легиона.

Чайно-кофейный сервиз. Россия, Москва. Фирма И. Хлебникова. 1891 г.
Серебро, гравировка, золочение. Коллекция салона «На Кутузовском, 24».


Владелец фирмы Хлебников Иван Петрович до 1867 г. работал в Петербурге, в 1870-1871 гг. основал фирму в Москве. В художественной культуре второй половины ХIХ - начала ХХ.века фирма сыграла выдающуюся роль и внесла огромный вклад в ювелирное искусство. Её мастера неоднократно удостаивались чести выполнять заказы для императорской семьи благодаря сочетанию высокого профессионализма, оригинальности замыслов и знанию национальных традиций - фирма удостоена звания "Поставщик Двора Его Императорского Величества". 24 июня 1917 г. фабрика закрылась. В 1918 г. основное предприятие было преобразовано в Московский платиновый завод.

Туника от-кутюр. Россия, Москва. 1906-1910 г. Дом моды Н.П. Ламановой. Тюль, пайетки, бисер, стеклярус.
Атласная вставка расшита жемчугом, стразами, шелком и металлической нитью. Частная коллекция Татьяны Абрамовой.


Надежда Петровна Ламанова (14 декабря 1861, Шутилово, Российская Империя — 14 октября 1941, Москва, РСФСР) — российский и советский модельер, художник театрального костюма. В 1900 году она была удостоена чести быть поставщицей двора Ея Императорского Величества. Также Н. Ламанова являлась главным модельером Художественного театра.


Спектакли МХТ шли только в её костюмах. Платье Раневской из «Вишневого сада», в котором имела успех Ольга Книппер‑Чехова, сделала она. Дягилевские сезоны с работами Ламановой имели оглушительный успех в Париже. Спектакли Театра Вахтангова «Турандот», «Зойкина квартира» выходят в её костюмах. Мы видим её костюмы во многих советских фильмах: «Аэлита», «Поколение победителей», «Цирк», «Александр Невский».

Фрагмент. Туника от-кутюр. Россия, Москва. 1906-1910 г. Дом моды Н.П. Ламановой.

Лансере Е.А. Верховой араб в богатом национальном костюме (Арабский шейх).
Модель 1878 г. Россия, Санкт-Петербург.
Отливка фабрики художественной бронзы Ф.Ю. Шопена. 1878-1888 г. Бронза, литье, чеканка, монтировка 48,5х50х23 см. На поземе в литье в воспроизведение подписи скульптора: «Е: ЛАНСЕРЕ:», клейом отливщика: «ОТЛИ. ШОПЕНЪ. И БЕРТО», круглый штамп Министерства финансов «ОТЪ: М.Ф. /1878/ НА 10: ЛЕТЪ:». Из коллекции К.В. Журомского.


Евгений Александрович Лансере (24 августа 1848, Моршанск — 4 апреля 1886, Нескучное, Харьковская область) — русский скульптор-анималист, Почетный вольный общник Академии художеств (1876). В 1883 году побывал в Алжире. В 1869 году получил от Императорской Академии Художеств звание классного художника 2-й степени. В 1872 году за свои работы получает от Академии художеств звание классного художника 1-й степени. С 1879 года являлся членом Московского общества любителей художеств.

Лансере Е.А. Фрагмент. Верховой араб в богатом национальном костюме (Арабский шейх). Модель 1878 г.


1777 год считается датой основания Потемкинского, а затем (после смерти его хозяина перешел в ведение казны) - с 1792 г. Императорского Стеклянного завода. Завод сам стал художественной достопримечательностью Петербурга, его включали в первые путеводители по столице и рекомендовали ознакомиться всем гостям.

Стакан кавалерский. ИСЗ. 1840-1850 гг. Бесцветный хрусталь, полировка.
Частная коллекция. Михаил и Екатерина Гаджикасимовы.


С этим предприятием связана слава русского стеклоделия. В XVIII веке отечественные мастера достигли настоящего совершенства в изготовлении эффектных изделий, украшенных пышным гравированным или резным декором. Императорский завод практически не пускал свои работы в продажу - он обеспечивал предметами роскоши императорский двор и высшую аристократию. Имея прекрасные возможности проводить дорогостоящие исследования, мастера завода выпускали стекло прекрасного качества, способное успешно конкурировать с самыми знаменитыми предприятиями Европы. Подробнее прочитать про продукцию стеклянных заводов России можно .
Вот такие шедевры представлены в экспозиции на XXXVIII Антикварном салоне в ЦДХ. Здесь можно увидеть предметы высочайшего мастерства, признанные современниками. Ведь знак поставщика Двора Его Императорского Величества являлся гарантией качества и получить его желали многие промышленники.

Антикварный салон продлится с 28 марта по 05 апреля 2015 года.

Адрес: Крымский Вал 10, Центральный Дом Художника. Проезд до ст. метро Парк Культуры, Октябрьская.
Время работы: вторник—воскресенье с 11:00 до 20:00. Кассы с 11:00 до 19:00.
Выходной день понедельник.
Цена билета: взрослый — 500 руб. Подробнее .

ПОСТАВЩИКИ ИМПЕРАТОРСКОГО ДВОРА
ЧАЙНЫЙ СТОЛ

Ю.А. Кусташева,
младший научный сотрудник,

хранитель музейной коллекции предметов
из драгоценных металлов и драгоценных камней

В 1856 г. было введено звание поставщика Двора Его Императорского Величества . По установленному порядку звание присваивалось главе предприятия, осуществлявшего поставку товаров или услуг по контракту через Министерство Императорского двора, неукоснительно и беспрерывно на протяжении 8-10 лет. При выборе поставщиков Министерство руководствовалось ценой и качеством предлагаемых товаров .

Среди поставщиков были предприниматели и торговцы, которые «обеспечивали» чайный стол при Высочайшем дворе, поставляя колониальные товары, кондитерские и хлебобулочные изделия.

При Дворе последнего российского императора на завтрак было принято подавать на выбор чай или кофе, ветчину, яйца, масло, шоколад и «московские» горячие калачи, любимые императрицей Александрой Федоровной . В ставке Николай II, как правило, после завтрака и обеда пил кофе . Традиция пятичасового чая при Дворе закрепилась со второй четверти XIX в. Анна Вырубова, фрейлина и подруга Александры Федоровны, вспоминала: «В кабинет ее величества вносили круглый стол, и я как сейчас вижу перед прибором государя тарелку с горячим калачом и длинной витой булкой, покрытые салфеткой тарелку с маслом и серебряный подстаканник. Перед ее величеством ставили спиртовую машинку, серебряный же чайник и несколько тарелочек с печеньем. В первую и последнюю неделю поста масла не подавалось, а стояла тарелка с баранками и сайкой и две вазочки очищенных орехов. Садясь за чайный стол, государь брал кусочек калача с маслом и медленно выпивал стакан чая с молоком (сливок государь никогда не пил)» .

Среди колониальных товаров одно из первых мест занимал чай. Существует несколько гипотез о том, как чай попал в Россию. По одной из них, он был завезен двумя казачьими атаманами, Петровым и Ялышевым, побывавшими в Китае в 1567 г. По другой - преподнесен Михаилу Федоровичу в Москве в 1638 г. как дипломатический подарок от монгольского хана Кучкуна . Первоначально чай использовали как лекарственное средство, и лишь в XVIII в. он вошел в обиход в том качестве, в каком мы знаем его сегодня . До второй половины XIX в. чай поступал из Китая караванным путем в цибиках или ящиках, позже его стали доставлять из Индии и Цейлона морем и железными дорогами. Как правило, чай доставлялся на фабрики в опломбированных на границе ящиках, где его распределяли по фирменным бумажным упаковкам, металлическим или стеклянным чайницам, а затем опечатывали казенной бандеролью, которая служила знаком качества продукции .

В России (за исключением Дальнего Востока) предпочтение отдавалось черному чаю. Культура его употребления была привнесена с Запада, где появилась и специальная посуда (чайницы, заварочные чайники, чашки с блюдцами, бульотки, сахарницы, сливочники, молочники), столовое серебро (чайные ложки, щипцы для сахара, ситечки), а также свои методы приготовления напитка.

Торговля колониальными товарами была всегда прибыльным делом, которое передавали по наследству, создавая целые династии чаеторговцев. Одними из самых известных фирм на рубеже XIX-XX вв. были: Товарищества «Братья К. и С. Поповы», «Василий Перлов с сыновьями», «Петра Боткина сыновья», Торговый дом «Д. А. и Г. Дементьевы, П. В. Васильев и К°», компания И. И. Калашникова.

Торговый дом «Братья К. и С. Поповы» был основан купцами, братьями Константином и Семеном Поповыми в 1849 г. с отделениями в Москве и Санкт-Петербурге . В 1883 г. компания была преобразована в паевое Товарищество «Братья К. и С. Поповы» с капиталом 1 500 000 руб. С 1883 г. по 1898 г. годовой оборот составлял от 8 до 9 млн руб. Склады и магазины фирмы располагались в России, Китае и Англии .

Товарищество являлось поставщиком многих европейских дворов: «с 1894 г. - короля Румынского, с 1895 г. - Греческого и Бельгийского королей, с 1897 г. - короля Швеции и Норвегии, с 1899 г. - императора Австрийского, с 1903 г. - Персидского шаха, с 1906 г. - короля Италии» . Несмотря на непрерывную с 1867 г. поставку чая ко двору цесаревича, будущего императора Александра III, Товарищество «Братья К. и С. Поповы» получило звание поставщика Двора Его Императорского Величества только в 1898 г., хотя К. С. Попов подавал прошение еще в 1881-м. Тогда он получил отказ, причиной которому послужила небольшая сумма поставок: за 12 лет она едва достигла 3 995 руб. 80 коп.

Основателем дела чаеторговцев Перловых был купец А. Перлов, открывший в 1787 г. торговлю в Верхне-овощном ряду в Москве. После его смерти дело было разделено между сыновьями: В. Перлов основал Товарищество «Василий Перлов с сыновьями», из состава которого позже «вышел» младший брат Сергей, создавший свою компанию «Сергей Васильевич Перлов и К°» . В 1882 г. глава Товарищества «Василий Перлов с сыновьями» подал прошение министру Императорского двора графу И. И. Воронцову-Дашкову о получении звания поставщика Высочайшего двора, но просьба была отклонена, невзирая на многолетние поставки чая, кофе и сахара, по причине отсутствия поставок на тот момент . Тем не менее, заслуги Перловых были вознаграждены возведением в потомственные дворяне с фамильным гербом, на котором был указан девиз: «Честь и труд» . В 1899 г. Н. С. Перлов, один из сыновей С. В. Перлова, продолживших дело, получил звание поставщика Двора Его Императорского Величества с правом изображения на вывеске и продукции государственного герба .

Торговый дом «Д. А. и Г. Дементьевы, П. В. Васильев и К°», основанный в 1890 г. и имевший 33 отделения в 15 городах России, поставлял товары ко Двору императора Александра III и Николая II. Статус поставщика Двора компания получила в 1904 г., причем по традиции звание даровалось предприятию на срок «пока во главе фирмы будет стоять одесский 1-й гильдии купец Дмитрий Филимонов Дементьев», являвшийся учредителем и главным распорядителем Торгового дома . Компания была известна поставками для заготовления подарков императрицей Александрой Федоровной для действующей армии в 1904 г. Тогда фирме удалось поставить на склад Зимнего дворца 5 000 фунтов китайского чая, 75 000 пудов плиточного чая, а также 8 000 пудов пиленого сахара «с их распределением и развескою на 310 000 пакетов… и 12 000 тюков» . Сложность выполнения данной поставки в срок заключалась в невозможности, «вследствие войны и путевых трудностей, найти в Европейской России надлежащее количество плиточного чая в момент подряда» , поэтому Торговым домом были предприняты меры по доставке необходимого товара из Сибири. За успешно проведенные работы фирме была выражена благодарность «от Его Высокопревосходительства Господина Министра Императорского Двора чрез Ея представителя Н. В. Александрова во время Высочайшего посещения 27 Апреля Ея Величества Государыней Императрицей помянутого склада в Зимнем Дворце» .

Товарищество «Петра Боткина сыновья» управлялось Дмитрием, Петром и Михаилом Боткиными, преобразовавшими в 1854 г. в Торговый дом предприятие отца П. К. Боткина, основавшего дело в Москве 1801 г. Товарищество вело торговлю чаем, кофе, сахаром, осуществляло первоначальные поставки чая из г. Кяхты ; позже чай стали приобретать в Китае, Лондоне, на Цейлоне. С начала 1880-х гг., когда в Курской губернии были приобретены сахарный завод и земли для устройства на них свекловичных плантаций, Боткины занялись выработкой сахара .

Чаеторговец И. И. Калашников в санкт-петербургском купечестве состоял с 1855 г. Начиная с 1876 г. Калашников ежегодно поставлял ко Двору развешанные по пакетам чай, кофе и сахар на сумму 100 рублей, которые заказывались камер-фрау М. П. Флотовой (фон Флотов) для раздачи бедным императрицей Марией Федоровной . С 1888 г. Калашников осуществлял поставки чая и сахара в Гатчинское Дворцовое управление; к 1898 г. сумма поставок достигла 7 251 руб. 51 коп. В 1899 г. купец был удостоен звания поставщика Двора Его Императорского Величества.

На рубеже XIX-XX вв. в Российской Империи стремительно развивалось кондитерское производство. Конкурентная борьба способствовала расширению ассортимента продукции, повышению качества товаров, созданию интересной и яркой рекламы, которой часто являлась сама упаковка продукта. Кондитерские фабрики заказывали жестяные коробочки для различного рода сластей на таких специальных производствах, как: «В. В. Бонакер», «А. Жако и К°», Торговый дом «Жестянка», «Товарищество Н. С. Растеряев».

Среди кондитеров, пользовавшихся популярностью, одно из первых мест занимал А. И. Абрикосов. Товарищество «А. И. Абрикосова Сыновей» было оформлено в 1883 г., хотя само кондитерское производство появилось значительно раньше: А. И. Абрикосов, основатель предприятия, являлся последователем дела своего отца и деда, владевших кондитерской фабрикой (разорилась в 1838 г.). Кроме А. И. Абрикосова, в управлении Товариществом участвовали его сыновья Иван, Владимир и Георгий, которые в разное время были директорами Товарищества «Братья К. и С. Поповы», поскольку одним из компаньонов этой фирмы был их отец . Компания владела кондитерскими мастерскими и магазинами в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, Ростове-на-Дону. Магазин на Невском пр., 40 в Санкт-Петербурге выделялся своей отделкой, выполненной с использованием китайских мотивов. Московская фабрика состояла из различных корпусов, в которых размещались фруктовое, мармеладное, бисквитное, холодильное и сушильное отделения, шоколадную мастерскую .

Ассортимент продукции Товарищества «А. И. Абрикосова Сыновей» был довольно широк. В него входили шоколад «Ваниль», карамель «Народная» и «Царская». Существовали также серии шоколада, упакованные в художественно оформленные обертки («Зоологический» и «Для детей»).

Следует отметить, что цесаревич Алексей любил и покупал «на свои» деньги карамель кондитерской фабрики Абрикосова, а также шоколад и леденцы конкурирующих с ней фирм «Жорж Борман» и «Балле» .

Кондитерская фабрика «Жорж Борман» была основана Г. Н. Борманом. В 1862 г. он открыл на Невском пр. магазин, в котором продавались шоколадные изделия, изготовленные на ручной машине. К моменту преобразования предприятия в товарищество в 1895 г., учредителем которого по уставу значился основатель, петербургский купец 2-й гильдии Г. Н. Борман , фабрика была отмечена бронзовой медалью на Всероссийской выставке 1870 г., золотой медалью на Всемирной выставке в Париже в 1878 г., а с 1876 г. имела право размещать на своей продукции и вывеске знак поставщика Двора Его Императорского Величества . В конце XIX в. модернизированная паровая фабрика была способна ежегодно перерабатывать до 85 000 пудов сахара, 24 000 пудов какао, 4 500 пудов миндаля, 1 500 пудов фруктов и 100 пудов ванили, выпуская в год в общей сложности до 150 000 пудов своих изделий (при 280 человек подмастерьев и рабочих) . В их число входил шоколад, мармелад, пастила, карамель, монпансье, леденцы, а также какао, который рекомендовали принимать людям, «страдающим желудком». По популярности этот напиток мог соперничать с кофе . Мармелад и пастилу изготовляли с использованием яблок, собранных осенью в Курской и Могилевской губерниях .

Лучшие магазины кондитерской фабрики находились на Невском пр., 21 и 30, Английском пр., 16. Капитал Товарищества «Жорж Борман» во много раз превышал прибыль фабрики Товарищества «Эйнем»: к 1913 г. он составил более 5 млн. руб. Большую роль в успехе компании сыграло роскошное оформление витрин магазинов и яркое художественное решение оберточных изделий, поражавших разнообразием (печенье «Мария», «Альберт», «Жорж»; шоколад «Миньон», «Грибочки», «Пажеский», «Парадный», «Двенадцатый год», «Русское войско», «Триумф»; конфеты «Лобби-Тоби») . Большой торговый оборот кондитерской фабрики «Жорж Борман» способствовал организации сторонних учреждений и мастерских, занимавшихся изготовлением упаковочных материалов для Товарищества. Ящики, этикеты, жестяные коробки - все это закупалось в России, исключение делалось только для хромолитографированных картинок, приобретаемых в основном во Франции .

История кондитерской фабрики «Эйнем» начинается с 1851 г., когда Т. фон Эйнем основал небольшое производство шоколадных изделий в Москве. Позднее, совместно с Ю. Ф. Гейсом, были открыты магазин на Театральной пл. и фабрика на Софийской наб. В 1867 г. производство было преобразовано в паевое «Товарищество паровой фабрики шоколада, конфет и чайных печений "Эйнем"», в правление которого также входили В. Ю. и Ю. Ю. Гейсы.

В 1900 г. компания получила Grand Prix на Всемирной выставке в Париже, а через 13 лет - право называться поставщиком Двора Его Императорского Величества. Тогда же годовой оборот Товарищества составил 1,5 млн руб.

Фабрика «Эйнем» выпускала специальные серии шоколада в красочных обертках: «1812 год» (12 картин), «К Трехсотлетию царствования Дома Романовых» (12 картин) , «Типы народов Земного шара» (14 картин), «Охота в России» (12 картин) .

В 1848 г. петербургский купец 1-й гильдии Г. Ландрин основал свою мастерскую по производству леденцов, среди которых особой популярностью пользовались монпансье. Компания «Георг Ландрин» была отмечена бронзовой медалью на Всемирной выставке в Париже в 1869 г. и получила положительные отзывы «за весьма хорошее устройство фабрики и попечение о рабочих» на Всероссийской мануфактурной выставке 1870 г.

Звание поставщика Двора Его Императорского Величества в 1870 г. было даровано коллежскому асессору князю А. Н. Еникееву из Пензы. Следует отметить, что почетный статус князь получил благодаря ходатайству своей родственницы гофмейстерины - графини Протасовой. Поводом для данной просьбы послужило посещение императрицей Марией Александровной Мануфактурной выставки 13 мая 1870 г., где князь Еникеев, являвшийся одним из экспонентов, «поднес Ея Величеству корзину с приготовленными в его имении сухими ягодными конфектами, которые были найдены необыкновенно вкусными» . После этого императрица, желая поощрить производство князя Еникеева, повелела действительному статскому советнику П. А. Морицу обратиться в Министерство Императорского двора для испрошения соизволения императора на дарование князю знания поставщика Двора Его Величества. Это был один из исключительных случаев, когда высокая привилегия даровалась без соблюдения принятых правил.

Одно из лучших кондитерских заведений в Москве имел французский подданный, купец 2-й гильдии А. Крафт, поставлявший конфеты и другие сладкие изделия к Высочайшему двору с 1862 г. Через восемь лет непрерывных поставок Крафт получил звание поставщика, хотя первая попытка двумя годами ранее была безуспешной .

Кондитерская фирма М. А. Михайлова, основанная в 1832 г., на рубеже столетий - с 1896 по 1909 г. - управлялась петербургским купцом 1-й гильдии В. А. Корниловым, человеком «с безукоризненной репутацией честности, кавалером многих русских орденов» . При нем фирма была удостоена звания поставщика Двора Его Императорского Величества (1904). Компания имела несколько магазинов: на Гороховой ул. и на Большой Садовой при фабрике, на которой трудилось до 350 рабочих. Кондитерская выпускала русские лакомства, пряники, пастилу, леденцы, конфеты и макароны. Поставляла продукцию на «Высочайшие елки» в Гатчину с начала 1890-х гг. и вела внутрироссийскую торговлю с различными губерниями.

С момента появления традиции чаепития одними из самых употребляемых продуктов были разного рода калачи, бисквиты, булки, сухари, в том числе и за царским столом, к которому выпечка заказывалась как у иностранных пекарей, так и у отечественных.

Основателем одной из самых знаменитых пекарен был М. Филиппов, прибывший в Москву из деревни Кобелево Калужской губернии в 1806 г. Он изготовлял пироги с разного рода начинками, калачи и продавал их в торговых рядах. Его сыну И. М. Филиппову удалось стать московским купцом 2-й гильдии и развить дело отца, открыв пекарни в Пятницкой, Тверской и Сретенской частях Москвы. В 1855 г. Иван Максимович был удостоен звания поставщика Двора Его Императорского Величества и спустя девять лет, в 1864 г., открыл пекарню в Санкт-Петербурге, из-за чего пришлось испросить разрешение на использование государственного герба на вывеске нового калачного заведения, так как в удостоверении, полученном ранее, речь шла о московских отделениях его предприятия . После смерти И. М. Филиппова хлебопекарное производство перешло под управление вдовы и сыновей Дмитрия, Ивана и Николая. Но уже к концу 1890-х гг., вследствие смерти двух братьев, управление компанией сосредоточилось в руках Дмитрия, который вел дела фирмы довольно успешно и даже поставлял калачи ко Двору, в частности, на Высочайший бал, проходивший в Зимнем дворце 14 января 1890 г. Однако в начале 1900-х гг. Д. И. Филиппов был вынужден объявить компанию банкротом . Несмотря на внутренние конфликты в руководстве компании, администрации удалось увеличить число пекарен. Помимо москвичей и петербуржцев возможность попробовать знаменитые калачи появилась у жителей Царского Села, Гатчины, а также Ростова-на-Дону и Тулы. После революции 1917 г. хлебопекарное предприятие Филипповых было национализировано .

Не менее знаменитые «выборгские крендели» и разного рода хлеба поставлял более 8 лет ко Двору Его Императорского Величества К. И. Иванов, за что был удостоен в апреле 1855 г. звания поставщика Высочайшего двора . Но в 1869 г. мастер булочного цеха, продолжатель дела отца и деда, В. К. Иванов не смог подтвердить высокий статус поставщика, так как вышеуказанная продукция закупалась у него только до 1863 г. После чего предпочтение при заключении поставок на подобный вид кренделей было отдано выборгскому уроженцу мастеру Неволайме по причине их «лучшего качества» .

Московский купец П. И. Найденов получил звание придворного пекаря и поставщика с правом иметь на вывеске своего заведения государственный герб в 1867 г. После его смерти дело перешло вдове А. П. Найденовой и сыновьям - Дмитрию и Василию, а позже - племянникам П. Найденова - Михаилу и Павлу. После смерти Михаила в 1902 г. П. С. Найденов подтвердил звание поставщика для себя, своего второго брата Василия и детей Михаила, находившихся на их попечении. Из прошения П. С. Найденова в Министерство Императорского двора также известно, что он проживал в Москве на Старо-Триумфальной площади в доме Ржаницыной .

Чаепитие при Императорском дворе в XIX в. стало традицией. Продукты для чайного стола поставлялись одними и теми же фирмами на протяжении многих десятилетий. Некоторые из этих фирм продолжают существовать и сегодня, выпуская продукцию, которая, как и прежде, радует своих покупателей широким ассортиментом и высоким качеством.

РГИА. Ф. 472. Оп. 38 (411/1931). Д. 6. Л. 87.Товарищество «Братья К. и С. Поповы» поставляло чай для Царскосельского Дворцового ведомства на сумму 1 739 руб. 69 коп. с 1889 г. и для Петергофского Дворцового ведомства на сумму 756 руб. с 1892 г. (РГИА. Ф. 472. Оп. 43 (471/2420). Д. 16. Л. 141).

Статьи по теме