Четыре соглашения. Мигель Руис - «Заключи соглашение с самим собой ради собственного будущего. Дельные советы или очередное "промывание мозгов"? Пусть каждый решает сам.». Мигель Руис - Четыре Соглашения. Книга Толтекской Мудрости

Мигель Руис родился в 1952 году в Мексике, в семье целителей. Работал нейрохирургом, но опыт пережитой в 1970 году клинической смерти изменил его жизнь. После этого он обращается к мудрости своих предков-толтеков, становится шаманом и берет на себя миссию сообщить эту мудрость как можно большему количеству людей. После долгих лет преподавания и писательской деятельности в 2002 году он передал эстафету своему сыну Хосе Луису Руису. «Четыре соглашения» остаются его главной книгой.

Mассовый интерес к традиционным верованиям и обрядам американских индейцев, свойственный направлению «нью эйдж», начался с работ американского писателя, антрополога и этнографа Карлоса Кастанеды (Carlos Castaneda). В 1968 году вышла книга Кастанеды «Учение дона Хуана», получившая огромную популярность среди поколения хиппи. Спустя тридцать лет новая волна интереса к наследию индейцев возникла в связи с работами дона Мигеля Руиса (Don Miguel Ruiz). «Четыре соглашения» были впервые опубликованы в США в 1997 году. За океаном их активно продвигала в своем ток-шоу телеведущая Опра Уинфри, признанная самой влиятельной женщиной в своей стране. Книга имела шумный успех, а ее автор позаботился о том, чтобы сделать из своих «соглашений» общеизвестный бренд. Теперь книга вышла и в России.

О чем же идет речь? Смысл этих соглашений в том, чтобы разрушить ограничивающие нас предрассудки. Они развиваются в нас с детства, искажая реальность и заставляя нас страдать. В силу нашего воспитания и культурных особенностей (представлений о том, что справедливо и что неправильно, красиво и уродливо) и в силу личностных проекций («Я должен быть хорошим», «Я должен добиться успеха») мы усвоили ошибочный образ себя и окружающего мира.«Эти идеи воспроизводят принципы когнитивной терапии, согласно которым неумение отстраниться или чрезмерная страсть к обобщениям часто становятся для нас ловушками», – отмечает психиатр Франсуа Тиоли (Francois Thioly). «Какие-то идеи Мигеля Руиса созвучны христианским заповедям, что-то близко к буддизму, – рассуждает психотерапевт Екатерина Жорняк. – Неслучайно соглашений именно четыре: в буддизме четыре благородные истины, в христианстве – четыре евангелиста, а аргентинский писатель Хорхе Луис Борхес считал, что в литературе только четыре сюжета».

Почему же тогда так зачаровывает эта книга? Талант автора проявляется в том, что он может объяснить четыре соглашения простыми словами и на конкретных примерах. Не нужно быть посвященным, чтобы применять их на практике. Мигель Руис ничего нам не навязывает. Он дает понять, что если ему удалось освоить эти принципы, то и все остальные смогут это сделать.

Кто такие толтеки?

Воинственное племя толтеков жило в Латинской Америке, на территории нынешней Мексики, в 1000-1300 годах. Если судить по легендам и данным раскопок, этот народ преуспел в искусствах и архитектуре, а также достиг мудрости, ключом к которой являются знаменитые соглашения. Гордо приняв это наследие, ацтеки донесли знания и философию толтеков до наших дней.

Первое соглашение: «Пусть ваше слово будет безупречно»

«Высказывайтесь прямо и честно. Говорите только то, что действительно подразумеваете. Избегайте говорить то, что может быть использовано против вас, или сплетничать о других. Применяйте силу слова для достижения истины и любви».

«Мигель Руис напоминает о власти слова над психикой, – объясняет клинический психолог Оливье Перро (Olivier Perrot). – У каждого из нас сохранились в памяти ранящие родительские фразы». Мы часто забываем о том, что слова имеют вес: они влияют на реальность. «Скажите ребенку, что он пухленький, и он будет чувствовать себя толстым всю оставшуюся жизнь», – уверяет Оливье Перро.

«Ложь разрушает человека, он перестает понимать, кто он и кто те, кто его окружает, – говорит Екатерина Жорняк. – Ложь гибельна для отношений с близкими – под ее воздействием отношения постепенно разрушаются».

Как за это взяться? Соблюдая умеренность в речи: не говорить ни слишком много, ни слишком быстро. Согласно Мигелю Руису, все начинается с внутренней речи, обращенной к себе. Не только критика и осуждение других, но и наши беспрерывные «У меня не выйдет», «Я ни на что не гожусь», «Я плохо выгляжу» – все это негатив, засоряющий нашу ментальность. Между тем это всего лишь проекции, образы, возникающие в ответ на наши представления о том, чего другие ждут от нас. «Нужно выдержать паузу и осознать, что именно мы собираемся произнести и зачем хотим сказать именно это», – предлагает Екатерина Жорняк. Вывод: будем говорить меньше, но по-настоящему, подчеркивая лучшее – и в нас, и в других.

Второе соглашение: «Не принимайте на свой счет»

«Чужие дела вас не касаются. Все, что люди говорят или делают, – это проекция их собственной реальности. Если вы выработаете в себе иммунитет к чужим взглядам и действиям, то избежите бесполезных страданий».

В сущности, слова и действия другого нас не касаются непосредственно. «Они принадлежат другому, – подтверждает Оливье Перро, – потому что они являются выражением свойственных ему убеждений. Это представление о вас, созданное другим, а не вы сами».

Вас критикуют? Или восхваляют? «Нет смысла чрезмерно беспокоиться о том, что думают о нас другие люди, – отмечает Екатерина Жорняк. – Хотя игнорировать их переживания, делая вид, что мы тут вообще ни при чем, тоже неразумно». Точно так же события, случившиеся с нами, не всегда являются ответом на наше поведение. По мнению Мигеля Руиса, мы должны освободиться от эгоцентризма, который заставляет нас считать, что все, что происходит вокруг нас, является следствием нашей позиции. Наше «ячество» замыкает нас в наших иллюзиях. И тем самым поддерживает наши страдания.

Как за это взяться? Речь идет скорее не о стоицизме, а о том, чтобы отстраниться. Примеривание к себе того, что относится к сфере другого, неизбежно вызывает страх, гнев или грусть – это наша защитная реакция. «Если другой устал или в плохом настроении, не стоит сразу принимать это на свой счет, обижаться и хлопать дверью», – предупреждает Екатерина Жорняк. Цель этого соглашения – оставить другому всю ответственность за его слова и поступки и не вмешиваться. Часто этого достаточно, чтобы разрядить обстановку.

Третье соглашение: «Не делайте предположений»

«Найдите в себе мужество в случае непонимания задавать вопросы и выражать то, что вы действительно хотите выразить. В общении с другими добивайтесь максимальной ясности, чтобы избежать недоразумений, не расстраиваться и не страдать».

«Это распространенная слабость, – признает Оливье Перро. – Мы предполагаем, строим гипотезы и в итоге им верим». Друг не поздоровался с нами этим утром, и мы воображаем, что он на нас обижен! Мигель Руис считает это «эмоциональным ядом». Чтобы от него избавиться, он предлагает научиться вносить ясность, например высказывая свои сомнения. «Чтобы понять других, требуется умение задавать вопросы и желание услышать человека», – отмечает Екатерина Жорняк.

Как за это взяться? Нужно осознать, что наши предположения являются творениями нашей мысли. Как только гипотеза становится предметом веры («Он на меня злится»), мы начинаем «давить» на другого своим поведением («Я тоже его больше не люблю» или «Я должен заставить его полюбить меня снова»), и это становится источником нашей тревоги и стресса.

Четвертое соглашение: «Старайтесь делать все наилучшим образом»

«Ваши возможности не всегда одинаковы: одно дело, когда вы здоровы, а другое – когда больны или расстроены. При любых обстоятельствах просто прилагайте максимум усилий, и у вас не будет упреков совести, укоров в свой адрес и сожалений».

«Это правило вытекает из трех предыдущих, – констатирует Оливье Перро. – Когда вы слишком много всего делаете, то истощаете свою энергию и вредите себе». «Но если вы делаете меньше возможного, то обрекаете себя на фрустрацию, сожаления и чувство вины», – добавляет Екатерина Жорняк. Цель состоит в том, чтобы найти равновесие.

Как за это взяться? Заранее неизвестно, что применительно ко мне в каждый момент означает «наилучшим образом». По мнению Мигеля Руиса, бывают дни, когда самое лучшее – остаться в постели. В любом случае, подчеркивает Екатерина Жорняк, «худшая ловушка – это перфекционизм, когда на первый план выходит не дело, а желание сделать его безупречно и постоянное чувство, что сделано мало и плохо». Один из способов избежать этого ощущения – заменить «Я должен сделать это» на «Я могу сделать это». Как утверждает Оливье Перро, «так можно полностью присвоить себе поставленную цель и не заботиться о суждениях и ожиданиях других».

Об этом

Источник фотографий: EMMANUEL POLANCO FOR PSYCHOLOGIES FRANCE.

Эта маленькая книжка может полностью изменить вашу жизнь. Попытайтесь следовать Четырем новым Соглашениям, изменив старые соглашения, душившие вашу жизнь, - соглашения, навязанные нам Сном планеты, Сном общества, Сном семьи, - и адский сон, в котором почти все мы живем, превратится в Райский Сон.

Толтек дон Мигель Руис, Нагваль иной, чем Кастанедовская, линии, сконцентрировал в этом маленьком послании всю мудрость Толтеков, и каждый, буквально каждый из нас может без страха воспользоваться ею.

Дон Мигель Руис родился и рос в семье целителей в сельском районе Мексики; мать его была курандерой (целительницей), а дед - Нагвалем (шаманом). Семья надеялась, что Мигель освоит их древнее наследие, состоящее в обучении и лечении людей, и внесет свой вклад в эзотерическую науку Толтеков. Однако Мигеля увлекла современная жизнь, и он выбрал мединститут, чтобы стать хирургом.

Но однажды он едва не погиб, и этот случай радикальным образом изменил его жизнь. Как-то поздним вечером в начале семидесятых он уснул за рулем своего автомобиля. Проснулся в то мгновение, когда машина врезалась в бетонную стену. Дон Мигель помнит, что не чувствовал своего тела, когда вытаскивал из разбитой машины двух своих приятелей.

Это событие ошеломило его, и он начал разбираться с собственными мыслями. Мигель посвятил себя овладению древней мудростью предков, прилежно учась у матери и пройдя курс обучения у шамана в мексиканской пустыне. В сновидении он получал наставления от покойного дедушки.

Согласно толтекской традиции, Нагваль наставляет человека на путь личной свободы. Дон Мигель Руис - Нагваль по линии Орлиного Рыцаря; он полностью посвятил свою жизнь распространению учений древних Толтеков

В «Четырех Соглашениях» дон Мигель Руис раскрывает источник верований, которые отнимают у людей радость и обрекают на ненужные страдания. Основываясь на древней мудрости Толтеков, «Четыре Соглашения» предлагают правила поведения, открывающие огромные возможности быстрого изменения жизни ради того, чтобы обрести свободу, настоящее счастье и любовь. Толтеки

Тысячи лет назад Толтеки были известны во всей Южной Мексике как «люди знания». Антропологи говорят о толтеках как о нации или расе, но на самом деле они были учеными и художниками, создавшими свое сообщество для исследования и сохранения духовного знания и обычаев древних. Они собрались вместе как наставники (Нагвали) и ученики в Теотихуакане, древнем городе пирамид под Мехико, известном как «Место, где Человек становится Богом».

В течение тысячелетий Нагвалям приходилось скрывать мудрость предков и окутывать тайной ее существование. Европейские завоевания и то, что некоторые ученики откровенно злоупотребляли своими способностями, заставили оградить традиционное знание от тех, кто не были готовы мудро им распорядиться или могли преднамеренно использовать его для своей наживы.

Знание Толтеков, как и все священные эзотерические традиции во всем мире, опирается на основополагающее единство истины. Это ни в коем случае не религия, но толтекская традиция чтит всех духовных наставников, когда-либо учивших на Земле. Она тоже говорит о духе, но речь скорее идет об образе жизни, отличительной чертой которого является готовность к внутренним изменениям, ведущим к достижению счастья и любви.

20.07.2017

Четыре соглашения. Книга Толтекской мудрости

Книга «Четыре Соглашения» повествует о том, что реальность каждого из нас - это те верования и внутренние соглашения, которые определяют наше мировоззрение. Однако большинство этих соглашений - ложные, не имеющие ничего общего с нашим внутренним «я».

Мигель Руис — Об Авторе

Мигель Руис — мексиканский писатель, родился в 1952 в сельском районе Мексики. Мать Мигеля была целительницей, а дед — шаманом. Семья надеялась, что Мигель освоит их древнее наследие, состоящее в обучении и лечении людей, и внесет свой вклад в эзотерическую науку Толтеков. Дон Мигель Руис — Нагваль по линии Орлиного Рыцаря; он полностью посвятил свою жизнь распространению учений древних Толтеков. Одна из важнейших заслуг Мигеля как Нагваля — это установленная им связь между мудростью Толтеков и другими духовными традициями, в частности буддизмом и христианством.

Четыре соглашения — Обзор книги

В книге четыре соглашения Мигель Руис, рассказывает о простых инструментах, применение которых ведет к последовательной и долгосрочной личной трансформации, основанной на отмене ложных соглашений и принятии взамен своих собственных правил и законов. Четыре Соглашения, с которых автор предлагает начать, - это отличный задел для новой жизни. В нашей власти изменить свое восприятие действительности так, чтобы сделать из своего Сна рай, а не ад!

Соглашение 1. Твое слово должно быть безупречным.

Слово - это дар нам от Бога, магический инструмент, а не просто звук и набор графических символов. Быть безупречным означает действовать в согласии с собой, нести за свои действия ответственность, не винить и не осуждать себя. Быть безупречным в словах означает не обращать слово против самого себя. Безупречность и точность слова имеют прямую зависимость с любовью к себе. Чем больше внутри человека любви к себе, тем точнее и безупречнее его слова. Но если вы стремитесь быть безупречным в словах, то тем больше в вас принятия себя и любви к себе. А это основа основ счастливой жизни.

Соглашение 2. Ничего не принимайте на свой счет.

Мы часто принимаем на свой счет посторонние слова из-за нашего чувства собственной важности, а по сути - из-за эгоистического воззрения, что весь мир вертится вокруг нас. Но окружающие действуют ради себя, а не ради нас. Каждый живет в своем собственном сне, и наши сны не похожи друг на друга. Как бы близок ни был к вам человек, все его суждения о вас - результат собственных соглашений его разума. Точно так же, как то, что вы думаете о нем - это лишь ваш сон. не принимайте ничего на свой счет. Будьте осторожны даже с вашим собственным мнением о себе, оно тоже не всегда истинно. Когда разные голоса нашего разума начинают звучать одновременно, то происходит хаос (митоте). Это как базар с толпой торгующихся людей. Каждое наше соглашение может жить собственной жизнью и даже вступать в противоречие с другими, порождая внутренние конфликты. Чем больше в нас контакта с собой, со своим внутренним «Я», тем яснее наш истинный внутренний голос.
Люди веками привыкали страдать, и они поддерживают в друг друге эту приверженность.

Соглашение 3. Не делай предположений.

Мы пребываем в вечной иллюзии, что можем знать, о чем другой человек думает. Зачастую, основываясь на наших догадках и предположениях, мы делаем выводы и предъявляем обвинения. Все это оборачивается лишь огромными неприятностями.С близкими людьми все еще суровее - мы почему-то считаем, что им не надо ничего объяснять, что они должны знать, что нам нужно. А если наши ожидания не оправдываются, то мы страшно разочаровываемся. Не придумывайте себе людей. Не бойтесь их узнавать. И не пытайтесь никого менять, особенно тех, кого любите. Если вы хотите изменить любимых, то вы не любите их; вы любите какую-то свою фантазию, к которой хотите их подтянуть. Найдите того, кого не надо менять. Будьте с теми, кто принимает вас таким, какой вы есть. Зачем быть с теми, чьим представлениям мы не соответствуем? Зачем стараться быть с ними не собой?

Соглашение 4. Старайся все делать наилучшим образом.

Если вы выкладываетесь полностью, то никогда не сможете себя ни в чем упрекнуть. Вы всегда делаете все, что можете. Поэтому не будет чувства вины и самобичевания.
Лишь действие делает жизнь наполненной. Бездействие - это отрицание жизни. Действие - это самовыражение и реализация своих идей. Жизнь - это великая практика.

Четвертое Соглашение - это жизнь-действие из любви к самой жизни и действию, получение наслаждения от процесса без ожидания вознаграждения. Пусть в ваших действиях будет осознанность. Чувствуйте себя, смотрите на результаты своих действий, учитесь на ошибках и продолжайте практику. Отдайтесь тотально всему, что делаете, словно выполняя ритуал. Не стремитесь быть идеальным и совершенным, делайте максимум того, что можете, и делайте это с радостью. Если вы выкладываетесь полностью, то трансформация неизбежна. Практика делает мастера. В действии - сила.

Сделай прямо сейчас!

Выбери одно из описанных соглашений и попытайся следовать ему одну неделю!

Высказывайтесь прямо и честно. Говорите только то, что действительно подразумеваете. Избегайте говорить то, что может быть использовано против вас, или сплетничать о других. Применяйте силу слова для достижения истины и любви.

Чужие дела вас не касаются. Все, что люди говорят или делают, - это проекция их собственной реальности, их личного сна. Если вы выработаете в себе иммунитет к чужим взглядам и действиям, то избежите бесполезных страданий.

  • Не делай предположений

Найдите в себе мужество в случае непонимания задавать нужные вам вопросы и выражать то, что вы действительно хотите выразить. В общении с другими добивайтесь максимальной ясности, чтобы избежать недоразумений, не расстраиваться и не страдать. Уже одно только это соглашение может полностью изменить вашу жизнь.

Ваши возможности не всегда одинаковы: одно дело, когда вы здоровы, а другое - когда больны или расстроены. При любых обстоятельствах просто прилагайте максимум усилий, и у вас не будет упреков совести, укоров в свой адрес и сожалений.

Ну, а теперь немного подробнее про каждое соглашение…

Первое Соглашени е

Твое слово должно быть безупречным

Первое Соглашение - самое важное, и поэтому выполнить его труднее всего. Оно настолько важно, что позволяет подняться на тот уровень существования, который я называю раем на земле.

Первое Соглашение состоит в том, что: Твое слово должно быть безупречным.

Звучит очень просто, но оно невероятно могущественно.

Почему предъявляются такие требования к слову? Слово есть сила, которую вы создаете сами. Ваше слово - дар, исходящий непосредственно от Бога. О сотворении Вселенной Евангелие от Иоанна гласит: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог».

Посредством слова вы выражаете творческую энергию. Бытие всего сущего творится при участии слова.

На каком бы языке вы ни говорили, ваши намерения выражаются посредством слова. То, что вы видите во сне, чувствуете, что в действительности собой представляете - все находит свое воплощение в слове.

Слово - не просто звук или графический символ. Слово это сила, могущественная способность человека самовыражаться и общаться, думать - и, таким образом, создавать события своей жизни.

Слово - мощнейшее орудие человека; это магический инструмент. Но, подобно обоюдоострому мечу, оно может как породить удивительно красивый сон, так и уничтожить все вокруг. Одна грань - злоупотребление словом, творящее настоящий ад. Другая - выверенность слова, создающая красоту, любовь и рай на земле.

В зависимости от того, как оно используется, слово может освобождать или порабощать. Трудно представить все могущество слова.

Безупречность в словах - это правильное использование энергии. Безупречность значит использование энергии ради истины и любви к самому себе. Если вы принимаете самого себя, вас будет пронизывать истина, очищающая изнутри от эмоциональной отравы.

Но принять такое Соглашение сложно, потому что мы привычны к иному. Общаясь с другими и, что более важно, с самими собой, мы привыкли ко лжи. Мы не безупречны в словах.

Точность и безупречность вашего слова можно измерить уровнем любви к себе. Степень любви к себе и чувствования самого себя пропорциональна качеству и цельности слова. Если слово безупречно, у вас хорошее самочувствие, вы счастливы и спокойны.

Второе Соглашение

Ничего не принимай на свой счет

Следующие три Соглашения вытекают из Первого.

Второе звучит так: Ничего не принимай на свой счет.

Что бы ни происходило вокруг вас, не принимайте это на свой счет. Вспомним приводившийся пример: когда я, не зная вас, встречу вас на улице и скажу: «Да вы ужасно глупы!», то в действительности это утверждение будет касаться меня.

Вы можете принять его на свой счет разве только по той причине, что сами верите в это. Может быть, про себя вы думаете: «Откуда он знает? Ясновидящий что ли? Или моя глупость уже видна каждому?»

Вы принимаете высказывание близко к сердцу, поскольку соглашаетесь с ним. Как только это происходит, отрава проникает в вас, и вы - в ловушке адского сна. А попадаетесь из-за чувства собственной важности. Которое вместе с мнительностью суть крайние выражения эгоизма, потому что каждый из нас считает, будто все вертится вокруг его «я». Во время обучения или приручения люди привыкают все брать на себя. Нам кажется, будто мы за все в ответе. Я, я, я - всегда я!

Но окружающие действуют не ради вас. А руководствуясь собственными побуждениями. Каждый человек живет в индивидуальном сне, в собственном сознании; он находится в мире, совершенно не похожем на наш. Принимая что-то на свой счет, мы предполагаем, будто люди ориентируются в нашей реальности, и мы пробуем совместить свой мир и их.

Когда мы действительно видим других людей такими, какие они есть, ничего не принимая на свой счет, они ни словом, ни делом не смогут нас уязвить. Вам врут? Ну и ладно. Лгут, потому что боятся. Опасаются, вдруг вы обнаружите, что они несовершенны.

Снимать социальную маску больно. Когда люди говорят одно, а делают другое, то вы обманываете себя, если не замечаете их действий. Но когда вы искренни с собой, вы сможете защитить себя от эмоциональной боли. Может оказаться весьма болезненным говорить себе правду, но у вас нет необходимости привязываться к этой боли. Выздоровление не за горами: немного времени, и все наладится.

Третье Соглашение

Не делай предположений

У нас есть привычка обо всем высказывать догадки. Сложность заключается в нашей вере в то, что они истинны.

Мы могли бы поклясться, что наши предположения реальны. Высказываем их относительно того, что люди делают или думают (принимая это на свой счет), а затем обвиняем их и посылаем эмоциональную отраву. Именно поэтому всякий раз, изрекая домыслы, мы напрашиваемся на неприятности. Высказываем их, неправильно истолковываем, принимаем на свой счет и из ничего создаем огромные неприятности.

Страдание и драма вашей жизни являются результатом догадок и принятия всего на свой счет.

На минуту задумайтесь над этим суждением. Все многообразие управления связями между людьми сводится к контролю домыслов и принятия всего на свой счет. На этом основан наш адский сон.

Мы создаем огромное количество эмоциональной отравы, просто делая предположения и принимая все на свой счет, поскольку обычно начинаем еще и обсуждать свои гипотезы. Помните, сплетни - способ общения в адском сне и передачи яда друг другу. Мы боимся попросить кого-то объяснить то, что нам непонятно, а посему высказываем догадки и первые в них верим; затем отстаиваем их и доказываем чью-то неправоту.

Всегда лучше задавать вопросы, чем строить предположения, потому что они приносят нам страдания.

Чтобы удержаться от домыслов - задавайте вопросы. Пусть в общении не остается неясностей. Если не понимаете - спрашивайте. Наберитесь смелости задавать вопросы, пока все не станет на свои места, да и потом не обольщайтесь, будто все уже знаете о ситуации. Получив ответ, будете знать правду, и в догадках не возникнет необходимости.

Соберитесь с духом и спросите о том, что вас интересует. Отвечающий имеет право сказать «нет» или «да», но право спросить есть всегда. Аналогично каждый имеет право задать вопрос вам, а вы можете ответить «да» или «нет».

Если в чем-то не разобрались, лучше переспросить и все выяснить, не прибегая к домыслам. В тот день, когда вы прекратите строить предположения, общение станет чистым и ясным, лишенным эмоционального яда. В отсутствие догадок ваше слово становится безупречным.

Четвертое Соглашение

Старайся все делать наилучшим образом

Есть еще одно соглашение, оно превращает предшествующие три в устоявшиеся привычки. Четвертое Соглашение касается действия предыдущих: Старайся все делать наилучшим образом.

При любых обстоятельствах, всегда старайтесь делать все самым наилучшим образом - не больше и не меньше.

Но имейте в виду, что ваши возможности в этом отношении не постоянны. Все живое, и все изменяется во времени, и порой ваши усилия дают в результате высокое качество, а порой - не очень. Когда вы отдохнете и утром встанете со свежими силами, возможности ваши больше, чем поздним вечером, когда утомлены. Вы больше можете сделать, когда здоровы, чем когда больны; когда трезвы, чем когда пьяны. Ваш потенциал будет зависеть от того, находитесь ли вы в прекрасном и счастливом расположении духа или расстроены, злы, ревнуете.

«Делать наилучшим образом» не похоже на работу, потому что вы наслаждаетесь тем, что делаете. Когда вам нравится сам процесс и после работы не остается неприятного осадка, вы знаете, что прилагаете все усилия. Стараетесь, потому что хотите этого, а не потому, что обязаны, пытаетесь угодить Судье или окружающим.

Первые Три Соглашения будут работать только в том случае, если вы станете делать все наилучшим образом.

  • Не надейтесь, что вам сразу удастся всегда быть безупречными в словах. Ваши привычки слишком сильны и крепко засели в мыслях. Но вы можете делать все от вас зависящее.
  • Не думайте, что никогда ничего не будете принимать на свой счет; просто делайте для этого все возможное.
  • Не мечтайте, что никогда не будете делать предположения, и все же можно стараться жить именно так.

Если будете делать лучшее из того, на что способны, привычки злоупотреблять словом, принимать все на свой счет и предполагать будут слабеть и понемногу оставлять вас.

Не следует судить, чувствовать вину, наказывать себя, если не можете выполнить эти соглашения.

Делайте все, что можете, и появится чувство облегчения, даже если продолжаете строить догадки, принимать на свой счет и быть не всегда безупречным в словах.


Дон Мигель Руис
– толтек, целитель, хирург и писатель магических книг. Дон Мигель Руис родился и рос в семье целителей в сельском районе Мексики; мать его была курандерой (целительницей), а дед – Нагвалем (шаманом). Согласно толтекской традиции, Нагваль наставляет человека на путь личной свободы. Дон Мигель Руис – Нагваль по линии Орлиного Рыцаря; он полностью посвятил свою жизнь распространению учений древних Толтеков. Нужно заметить, что к Карлосу Кастанеде он не имеет никакого отношения

Mассовый интерес к традиционным верованиям и обрядам американских индейцев, свойственный направлению «нью эйдж», начался с работ американского писателя, антрополога и этнографа Карлоса Кастанеды. В 1968 году вышла книга Кастанеды «Учение дона Хуана», получившая огромную популярность среди поколения хиппи.

Спустя тридцать лет новая волна интереса к наследию индейцев возникла в связи с работами дона Мигеля Руиса. «Четыре соглашения» были впервые опубликованы в США в 1997 году. В Америке их активно продвигала в своем ток-шоу телеведущая Опра Уинфри, признанная самой влиятельной женщиной в США. Книга приобрела успех, а ее автор позаботился о том, чтобы сделать из своих «соглашений» общеизвестный бренд. Теперь книга вышла и в России.

О чем же идет речь? Смысл этих соглашений - разрушить ограничивающие предрассудки. Они развиваются с детства, искажая реальность и заставляя страдать. На наше восприятие влияет несколько факторов. Мы усваиваем ошибочный образ себя в силу воспитания, культурных особенностей, отвечающих за представления о том, что справедливо и несправледливо, красиво и уродливо. Нам могут мешать также личностные проекции: «Я должен быть хорошим», «Я должен добиться успеха».

«Эти идеи воспроизводят принципы когнитивной терапии, согласно которым неумение отстраниться или чрезмерная страсть к обобщениям часто становятся ловушками», - отмечает психиатр Франсуа Тиоли. «Какие-то идеи Мигеля Руиса созвучны христианским заповедям, что-то близко к буддизму, - рассуждает психотерапевт Екатерина Жорняк. - Неслучайно соглашений именно четыре: в буддизме четыре благородные истины, в христианстве - четыре евангелиста, а аргентинский писатель Хорхе Луис Борхес считал, что в литературе только четыре сюжета».

Чем привлекает эта книга? Талант автора в объяснении четырех соглашений простыми словами и на конкретных примерах. Не нужно быть посвященным, чтобы применять их на практике. Мигель Руис ничего не навязывает. Он говорит, что если ему удалось освоить эти принципы, то и все остальные смогут это сделать.

Кто такие толтеки?

Воинственное племя толтеков проживало в Латинской Америке, на территории нынешней Мексики, в 1000-1300 годах. На основании легенд и данных раскопок, этот народ преуспел в искусствах и архитектуре. Толтеки передали свою мудрость через четыре соглашения. Гордо приняв это наследие, ацтеки донесли знания и философию толтеков до наших дней.

Первое соглашение: «Пусть ваше слово будет безупречно»

«Высказывайтесь прямо и честно. Говорите только то, что действительно подразумеваете. Не говорите то, что может быть использовано против вас или распространять сплетни о других. Применяйте силу слова для достижения истины и любви».

«Мигель Руис напоминает о власти слова над психикой, - объясняет клинический психолог Оливье Перро. - У каждого из нас сохранились в памяти ранящие родительские фразы». Мы часто забываем о том, что слова влияют на реальность. «Скажите ребенку, что он пухленький, и он будет чувствовать себя толстым всю оставшуюся жизнь», - уверяет Оливье Перро.

«Ложь разрушает человека, он перестает понимать, кто он и кто те, кто его окружает, - говорит Екатерина Жорняк. - Ложь губительна для отношений с близкими - под ее воздействием отношения постепенно разрушаются».

Как это использовать? Соблюдайте умеренность в речи: не говорите ни слишком много, ни слишком быстро. Согласно Мигелю Руису, все начинается с внутренней речи, обращенной к себе. Не только критика и осуждение других, но и беспрерывные «У меня не выйдет», «Я ни на что не гожусь», «Я плохо выгляжу» - все это негатив, засоряющий нашу ментальность. Между тем это всего лишь проекции, образы, возникающие в ответ на представления о том, чего ждут от нас другие.

«Нужно выдержать паузу и осознать, что именно мы собираемся произнести и зачем хотим сказать именно это», - предлагает Екатерина Жорняк. Вывод: будем говорить меньше, но по-настоящему, подчеркивая лучшее - и в нас, и в других.

Второе соглашение: «Не принимайте на свой счет»

«Чужие дела вас не касаются. Все, что люди говорят или делают, - это проекция их собственной реальности. Если вы выработаете иммунитет к чужим взглядам и действиям, то сможете избежать бесполезных страданий».

Слова и действия другого не касаются нас непосредственно. «Они принадлежат другому, - подтверждает Оливье Перро, - потому что они - выражение свойственных ему убеждений. Это представление о вас, созданное другим, а не вы сами».

Вас критикуют? Или восхваляют? «Нет смысла чрезмерно беспокоиться о том, что думают другие люди, - отмечает Екатерина Жорняк. - Хотя игнорировать их переживания, делая вид, что мы тут вообще ни при чем, тоже неразумно». Точно так же события, случающиеся с нами, не всегда прямой ответ на наши поступки. По мнению Мигеля Руиса, нужно освободиться от эгоцентризма, который заставляет считать, что происходящее вокруг - следствие наших действий или мыслей. Наше «ячество» замыкает нас в иллюзиях. И тем самым поддерживает страдания.

Как это использовать? Речь идет скорее не о стоицизме, а о том, чтобы уметь отстраниться. Если мы берем ответственность за то, что к нам не относится, неизбежно возникают страх, гнев или грусть - это стандартная защитная реакция. «Если другой устал или в плохом настроении, не нужно принимать это на свой счет, обижаться и хлопать дверью», - предупреждает Екатерина Жорняк. Цель этого соглашения - оставить другому всю ответственность за его слова и поступки и не вмешиваться. Часто этого достаточно, чтобы разрядить обстановку.

Третье соглашение: «Не делайте предположений»

«Найдите в себе мужество в случае непонимания задавать вопросы и выражать то, что вы действительно хотите выразить. В общении с другими добивайтесь максимальной ясности, чтобы избежать недоразумений, не расстраиваться и не страдать».

«Это часто случается, - признает Оливье Перро. - Мы предполагаем, строим гипотезы и в итоге им верим». Друг не поздоровался с нами утром, и мы воображаем, что он на нас обижен! Мигель Руис считает это «эмоциональным ядом». Чтобы от него избавиться, он предлагает научиться прояснять, делиться сомнениями. «Чтобы понять других, требуется умение задавать вопросы и желание услышать человека», - отмечает Екатерина Жорняк.

Как это использовать? Нужно осознать, что предположение - продукт мыслей. Как только мы начинаем искренне верить в то, что было лишь гипотезой («Он на меня злится»), мы начинаем «давить» на другого своим поведением. Это становится источником тревоги и стресса.

Четвертое соглашение: «Старайтесь делать все наилучшим образом»

«Ваши возможности не всегда одинаковы: одно дело, когда вы здоровы, другое - когда больны или расстроены. При любых обстоятельствах прилагайте максимум усилий, и вы не будете чувствовать упреков совести, сожалений или укоров в свой адрес».

«Это правило следует из предыдущих, - констатирует Оливье Перро. - Когда вы берете на себя слишком много, вы истощаетесь и вредите себе». «Но если вы делаете меньше, чем можете, то обрекаете себя на фрустрацию, сожаления и чувство вины», - добавляет Екатерина Жорняк. Цель в том, чтобы найти равновесие.

Как это использовать? Неизвестно, что в данный момент означает «наилучшим образом». По мнению Мигеля Руиса, бывают дни, когда самое лучшее - остаться в постели. В любом случае, подчеркивает Екатерина Жорняк, «худшая ловушка - это перфекционизм, когда на первый план выходит не само дело, а желание сделать его безупречно и постоянное чувство, что сделано мало и плохо». Один из способов избежать это ощущение - заменить «Я должен сделать это» на «Я могу сделать это». Как утверждает Оливье Перро, «так можно присвоить себе поставленную цель и не заботиться об ожиданиях других».

Об авторе четырех соглашений

Родился в 1952 году в Мексике, в семье целителей. Работал нейрохирургом, но опыт пережитой в 1970 году клинической смерти изменил его жизнь. После этого он обращается к мудрости предков-толтеков, становится шаманом и берет на себя миссию сообщить эту мудрость как можно большему количеству людей. После долгих лет преподавания и писательской деятельности в 2002 году он передал эстафету своему сыну Хосе Луису Руису. «Четыре соглашения» остаются его главной книгой.

Статьи по теме