Конспект НОД «Выпаривание соли. Получение поваренной соли из черноморской воды и изучение её свойств

Получение поваренной соли из черноморской воды и изучение её свойств (Автор: Борисенко Александра, МОУ «Технико-экономический лицей» г. Новороссийска, Краснодарский край. Руководитель Козлова Н.П.)

С давних пор жители Кубани искали возможность получения местной соли из-за высокой стоимости привозной. Организм первобытного человека получал необходимую соль с пищей животного происхождения. Соль оказала сильное влияние на многие человеческие языки. Ещё совсем недавно соль была настолько дорога, что из-за неё устраивали войны, а иногда нехватка соли вызывала «соляные бунты». Сейчас проблема добычи соли на Кубани так и не решена, и я решила изучить способы её получения.

Цель: Получение поваренной соли (NaCl) из черноморской воды и возможности её использования для жителей Кавказского побережья.

Для достижения цели я поставила следующие задачи:

1. Изучить способы добычи и свойства поваренной соли.

2. Изучить области использования поваренной соли в жизни человека.

3. Провести эксперимент по получению хлорида натрия из воды Черного моря и определить её солёность в Цемесской бухте.

4. Оценить экономическую эффективность получения соли из морской воды.

Методы: Для проведения эксперимента я использовала комбинированный способ древних поморов последовательного вымораживания и выпаривания.

Гипотеза: Поваренная соль, полученная из воды Чёрного моря, обладает всеми свойствами и качествами соли, имеющейся в продаже.

Поваренная соль обладает слабыми антисептическими свойствами; 10–15% содержание соли предотвращает развитие гнилостных бактерий, что обуславливает её широкое применение в качестве консерванта, а в прошлом при обработке кожевенного и мехового сырья. Раньше говаривали: «Один глаз на полицу (где хлеб), другой – в солоницу (солонку)», «Без хлеба не сытно, без соли не сладко».

В природе хлорид натрия встречается в растворенной форме в морской воде и в виде минерала галита – каменной соли. Слово «галит» происходит от греческого «галос», означающего и «соль», и «море». Галит редко бывает чисто белого цвета. Чаще он буроватый или желтоватый из-за примесей соединений железа.

В современной промышленности соль добывают в основном тремя способами :

1. Открытый способ – разработка пластов соли, выходящих на поверхность (Артёмовское месторождение)

2. Шахтный способ – разработка подземных месторождений (Илецксоль, Тыретский солерудник и др.)

3. Вымораживание или выпаривание соли из солёных водоёмов (Баскунчакское месторождение, озеро Эльтон и др.)

Продаваемая в магазинах соль состоит из NaCl примерно на 97%; остальная доля приходится на различные природные примеси и специальные добавки (йодиды, карбонаты, фториды).

Ёмкость с предварительно отфильтрованной морской водой я поместила в морозильную камеру, в которой она находилась при температуре -18°С в течение 7 часов. Образовавшийся пресный лёд после вскрытия пластиковой ёмкости был удалён, а 120 г. оставшейся жидкости или рапы перелито в стальную ёмкость. Рапа выпаривалась на газовой горелке в течение 19 минут. После выпаривания по всему днищу ёмкости образовались кристаллы в виде неровной, пористой хрупкой корки белого цвета. Размер кристаллов колеблется от 0,5 до 5 мм. Практически все они не имеют регулярной формы, и только отдельные экземпляры приближаются к кубу. При попытке отделения от корки кристаллы разрушаются, превращаясь в белый порошок. Распределение примесей различных солей в морской воде может колебаться под влиянием различных факторов в широких пределах (аварийные сбросы промышленных предприятий, загрязнение пестицидами и т.д.).

Денежные затраты в эксперименте по определению солёности состоят из оплаты за расход электроэнергии на работу морозильной камеры и расхода газа. Расход электроэнергии по показаниям электросчётчика составил 4,7 кВт/ч. Из-за отсутствия газового счётчика оплата работы газовой горелки принята равной 0,7 руб. Суммарные расходы на выпаривание солей из морской воды составили 4,7х1,97+0,7=9,96 руб. Коммерческая стоимость поваренной соли в розничной сети равна 10 руб. за 1 кг.

Я изучила основные свойства, способы добычи и получения хлорида натрия и провела эксперимент, в ходе которого выяснилось:

1. Солёность морской воды в лабораторных и полевых условиях можно определять методом вымораживания и выпаривания.

2. При использовании технологии вымораживания и выпаривания из морской воды в конечном продукте получается хлорид натрия с примесями других солей в массовом объёме до 20-25%.

В разделе на вопрос Как из морской воды получить отдельно воду и соль? заданный автором Masd jhkgf лучший ответ это В колбу наливаем морскую воду, плотно закрываем крышкой с трубкой, которая ведёт в другую колбу или ёмкость через охладитель (можно воду в ёмкости) , Ставим колбу с морской водой на огонь и нагреваем. Выкипающая вода (пар) проходя через трубку превращается в дис. воду, а осадок получившийся при выкипании - это и есть соль.
Схему можно посмотреть в интернете - как сделать самогонный аппарат или строение самогонного аппарата (картинки)

Ответ от Вровень [новичек]
Этого не знаю. . Но знаю как из морской воды сделать питьевую! Берем тазик и наливаем в него морскую воду (Заливаем не полностью) . После ставим стакан (Чтоб вода не попала в стакан!! ! И поставить нужно посерединке!) , берем пленочку (Не помню как она называется) и как бы "закрываем"(Будто крышкой!) . Берем камушек (Не очень тяжелый) и опять же кладем посерединке!! ! Ставим на солнце.. . И вуаля через некоторое врема в стакане окажется питьевая вода!!!


Ответ от Rx_G [активный]
NaCl H2O↓ = NaCl(насыщ.) + 2H2O

Cтраница 1


Выпаривание раствора соли контролируют по удельному весу, кристаллизацию и центрифугирование - по качеству получаемого уксуснокислого натрия, переработку маточных растворов - по их качеству (содержание муравьинокислого натрия и восстанавливающих веществ), по содержанию уксуснокислого натрия в отходах, спускаемых в канализацию, и по их щелочности.  


Выпаривание растворов солей производится в выпарных аппаратах, обогреваемых водяным паром.  

При выпаривании раствора соли магния соляная кислота, образующаяся при гидролизе, постепенно отгоняется, а гидролиз идет все дальше и дальше.  

Так, при выпаривании раствора соли образуются небольшие кубические кристаллы твердой соли. Эти кубические кристаллы ограничены плоскими квадратными гранями.  

Нитраты получаются при выпаривании растворов солей Zr и Hf с HNOS Ока представляют собой бесцветные соединения. Все соли, кроме последних двух, гидролизуются в водных растворах, которые приобретают сильнокислую реакцию.  

На рис. 2 показана современная конструкция аппарата с погружной горелкой для выпаривания растворов солей. Для равномерного распределения дымовых газов, барботирующих в жидкости, погружная горелка оснащена решетчатым барботером и направляющим конусом, расположенным в устье сопла.  

Основными стадиями технологического процесса производства уксуснокислого натрия являются: нейтрализация уксусной кислоты, выпаривание раствора соли, кристаллизация и центрифугирование соли, переработка маточных растворов.  

Аппараты с погружной горелкой, расположенной в центральной части корпуса, применяют для выпаривания растворов солей. Йыкристаллизовавшиеся соли удаляются при помощи специального клапана, установленного в нижней части конусного днища. Парогазовая смесь отводится через установленную на крышке аппарата трубу, внутри которой размещены отбойные щитки для сепарации капель раствора. В качестве барботера в таких аппаратах применяют диски с цилиндрическими или щелевыми отверстиями. Это увеличивает поверхность контакта и интенсифицирует процессы тепло - и массообмена. Недостатком таких аппаратов является неравномерное распределение газа по сечению диска, особенно в аппаратах больших размеров, а также, отсутствие циркуляции жидкости в нижней части аппарата.  

Типовая конструкция аппарата.  

Аппараты с погружной горелкой, расположенной в центральной части сосуда, применяют для выпаривания растворов солей. Необходимый уровень раствора в аппарате / устанавливается при помощи сливной трубы 6 с передвижным патрубком. Выкристаллизовавшиеся соли удаляются через нижний штуцер конусного днища при помощи специального пульсирующего клапана. На крышке 2 аппарата установлена труба 4 для вывода парогазовой смеси. Внутри трубы размещены отбойники 5 для сепарации капель раствора, уносимых парогазовым потоком из аппарата. Погружная горелка 3 проходит через паровое пространство аппарата, поэтому следует применять горелки туннельного типа с удлиненной камерой горения.  

Улетучивания, однако, не происходит при кипячении разбавленных солянокислых растворов, содержащих олово (IV), в покрытых часовым стеклом сосудах или при выпаривании солоно-сернокислых растворов солей этого элемента до появления паров серной кислоты.  

Вынос зоны парообразования из греющих трубок является надежным способом предохранения их от инкрустаций лишь при кристаллизации солей, растворимость которых с повышением температуры увеличивается. Этой меры оказывается недостаточно при выпаривании растворов солей с обратной растворимостью, так как именно возле теплопередающей поверхности образуется пересыщенное состояние. К тому же в подъемной трубе, где раствор интенсивно вскипает и поддерживается его максимальное пересыщение, велика вероятность образования инкрустаций уже независимо от характера растворимости соли.  

Раствор соли, отделенный от механических примесей фильтрованием, подвергался действию различных реактивов. Георги указывает, что при выпаривании раствора соли образовались в нем маленькие кубические кристаллы, излишество щелочной соли в себе содержащие. Для насыщения сей излишней щелочной соли потребно было на 5 унций салярки 2 / 2 драхмы купоросной кислоты.  

При прямоточной схеме нет необходимости устанавливать промежуточные насосы для перекачивания раствора, который самотеком перетекает от первого аппарата к последнему вследствие понижения давления в каждом последующем корпусе. Однако постепенное снижение температуры раствора по мере его концентрирования (что может вызвать преждевременную кристаллизацию и забивку переточных труб при выпаривании растворов солей с прямой растворимостью) является большим недостатком прямоточной схемы и она обычно не применяется для выпаривания кристаллизующихся растворов.  

Растворение и выпаривание соли

Цель: Интеграция экспериментально – исследовательской деятельности в рамках единого образовательного пространства для освоения детьми образовательных областей. Повышение продуктивного сотрудничества педагога и детей.

Интеграция образовательных областей.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Продолжать знакомить детей со свойствами соли (запах, вкус, цвет, растворимость) ;

Развивать познавательную инициативу,

Формировать умение и навыки исследовательской деятельности;

Упражнять детей в элементарном экспериментировании с солью

Упражнять в работе с лупами,

Образовательная область «Речевое развитие»

Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей задавать вопросы и отвечать на них.

Развивать любознательность. Расширять представления детей о предметах и явлениях, не имевших места в их собственном опыте.

Образовательная область «Физическое развитие»

Продолжать знакомить детей с физическими упражнениями на укрепление систем организма (пальчиковая гимнастика для речевого развития); зрительная гимнастика – для профилактики близорукости).

Формировать правильную осанку.

Материал и оборудование:

Лупы по количеству детей, соль, контейнеры с водой, (по количеству детей, ложки, салфетки, видео слайды по изготовлению соли.

Ход занятия.

  1. - Ребята, я снова приглашаю вас в нашу лабораторию. Мы будем проводить опыт. Но вначале поиграем.

Игра «Скажи наоборот»

Игра «Логическая цепочка»

  1. - А что такое опыт? (способы, которыми пользуются ученые при изучении науки; научный эксперимент).

Опыт – это научный эксперимент. Чтобы заниматься наукой, надо быть умным, уметь думать, делать выводы. И мы хотим такими стать. Для этого проведем мозговую гимнастику.

Упражнение 1

И.п. Стоя ноги на ширине плеч. Несем плечо к бедру, а не локоть к коленке! Голова чуть-чуть поворачивается по ходу движения. Тело как будто складывается, а руки и ноги только подставляются. Рот не зажимать. Губы свободны.

Это упражнение повышает активность человека и заряжает его энергией.

Упражнение 2

Берем себя за уши – за верхнюю часть уха: большой палец сзади, указательный впереди. И мягко массируем уши, как будто немного растягивая назад и выворачивая. Массируем несколько раз сверху вниз каждую точку на кромке ушной раковины.

В голове появляется ясность, можно быстро собраться с мыслями.

Упражнение 3

Сгибаем одну руку в локте и выставляем вперед, большой палец вверх, на котором фиксируем взгляд. Большой палец руки на серединной линии тела. Мысленно перед собой представляем круг, в котором рисуем знак бесконечности – ленивую восьмерку, главное чтобы она была круглая.

Левая рука свободно свисает вдоль тела. Правой рукой спокойно и вольно рисуем: вверх по серединной линии тела, влево – вниз-вправо до серединной линии дела и по ней вверх до середины и в другую сторону: вверх-вправо-вниз-влево-сер.линия вверх.

Меняем руки. И рисуем левой рукой. Начало влево вверх.

Улучшается зрение.

3. – Пройдем в нашу лабораторию. Садитесь за столы.

Перед проведением опытов прослушайте и запомните правила лаборатории:

Отвечать друг за другом;

Не перебивать друг друга;

Выслушивать ответы товарища до конца;

Отвечать полным предложением.

Что у вас на столах? (чашечка с солью, стакан с водой).

Повторить правила техники безопасности!

Рассмотрите воду. Какая она? (жидкая, прозрачная, без запаха, не имеет формы, пресная, бесцветная).

Рассмотрите вещество в чашечке. Что это? Загадка – подсказка: Отдельно я не так вкусна, но в пище каждому нужна. (Соль.) Какая соль? Можно попробовать. (белая, кристаллы).

Соль – это единственное минеральное вещество, которое люди употребляют в чистом виде. Соль – это пищевой продукт, и мы ее знаем, как мелкие кристаллы белого цвета. На самом деле, соль природного происхождения имеет сероватый оттенок. Производится соль в разных видах: неочищенная (каменная) и очищенная (поваренная), крупная и мелкая, морская.

Где мы встречаемся с солью? (на кухне, на море).

Правильно. В море, океане вода соленая. В мире есть и озера с соленой водой, соленые озера, в них вода еще более соленая, чем в море. Посмотрите. Вот соленые озера.

4. - А теперь проводим опыт. Высыпите соль в воду. Что получилось? (соль растворилась)

Какая стала вода? (соленая)

Куда делась соль? (она растворилась)

Осталась ли соль в воде? (да, соль изменила свое состояние)

А теперь главный вопрос. Дети, а как вы думаете можно ли отделить соль от воды? Точно нельзя? Как?

(перелить в другой стакан, фильтрование. Любое предположение детей обязательно проверять на опыте)

5. Эксперимент – выпаривание соли в ложке.

Что осталось в ложке? (соль)

Ложка еще горячая, поэтому я сама попробую не вкус – действительно ли это соль? Да, дети, это соль. Значит, предположение оказалось правильным: после нагревания осталась соль.

Вероника Тапханаева
Конспект НОД «Выпаривание соли»

Конспект

В подготовительной группе :

Тема : Выпаривание соли

Выполнила : Тапханаева В. А.

Цели. Формирование представлений об испарении воды. Развитие способностей к преобразованию.

Материал. Картинка с изображением моря, реки, соляного озера; соль пробирка, спиртовка.

Методические указания

Воспитатель. Ребята, помните наш опыт с капелькой одеколона? Что произошло с этой капелькой? (Она испарилась.) Что значит - испарилась? (Исчезла.) Да, она исчезла, но не сразу. Она становилась все меньше, сначала была большая, а потом испарялась, испарялась и совсем исчезла. А что еще может испариться? (Вода. Жидкости.) Правильно, все жидкости могут испаряться : чем вода, которая течет из крана, отличается от воды в море? (вода в море соленная.) Правильно, вода в море соленная, и если попробовать ее на вкус, то мы почувствуем соль. А вот вода, которая течет из крана, - несоленая, и ее можно пить. Вода в речке тоже соленная. Но мы с вами знаем, что людям нужна соль - ее добавляют в пищу, чтобы было вкусно. Вы, наверное, замечали, что когда ваша мама готовит, то она солит суп , котлеты, пельмени и другие блюда, а иначе будет невкусно есть. Откуда же берется соль? Существуют соляные озера, вода в которых очень соленная. (показывает иллюстрацию.) Когда вода испаряется, соль, которая в была воде, остается. Посмотрите на картинку : соль лежит по берегам озера… Эту соль можно собирать и добавлять в пищу Но можно и самим получить соль. Давайте проведем опыт и получим из соленной воды соль.

У меня стакан с водой, а в банке-соль. Попробуйте ее на вкус - соленная? Я кладу соль в воду, размешиваю. Видите в стакане с водой соль? Может она исчезла – ее же не видно? Как доказать, что она никуда не делась? Да, она осталась в воде – вода стала соленная. (пробует воду на вкус, морщится.) Какая соленая! Кто хочет попробовать? Эта вода очень соленная, потому что в ней есть соль. Но мы эту соль не видим. Перед нами сложная задача : у нас вода с солью, то есть соленная вода. А можно обратно отделить соль от воды? Кто знает?

Важно стимулировать умственную активность детей и получить от них разные ответы, а затем подвести к выводу : «Воду нужно нагреть» .

Воспитатель. Хорошо. А если воду нагреть, то что получиться?

Дети. Вода улетит, а соль остается.

Воспитатель. Очень интересная идея. Давайте проверим – действительно ли, если сильно нагреть воду, удастся отделить соль отводы. Чтобы получилось из соленной воды соль, надо из соленой воды соль, надо соленую воду выпарить , т. е испарить. Вода испарится, а соль останется. Как можем испарить воду? Что надо для этого сделать?

Дети. Нагреть воду.

Воспитатель. Сейчас проведем опыт. Нагреем соленую воду и посмотрим, что будет.

Воду наливают в пробирку или столовую ложку и нагревают на пламени спиртовки. Через некоторое время вода закипает, появляется пар.

Педагог спрашивает : «Ребята, видите, вода испаряется – уже появился пар. Вода превращается в пар».

Через некоторое время на дне пробирки начинает появляется соль.

Педагог спрашивает : «Ребята, видите, что там на дне появилось белое? Что это? (соль.) Да это соль. Значит, правы были те, кто сказал, что нагреем воду и выделим соль. А куда же делась вода? Ведь сначала у нас были вода и соль, а теперь соль есть, а вода исчезла. Правильно, вода испарилась, а соль осталась.

Воду из пробирки выпаривают почти до конца , пока на стенках и на дне пробирки не будет хорошо видна осевшая соль.

Воспитатель. Воду мы нагревали и она (испарилась) . Вода превращается в (пар) . Очень хорошо!

Публикации по теме:

Конспект сюжетно-ролевой игры «Юные исследователи в лаборатории соли» КОНСПЕКТ ПО СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ: «ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ В ЛАБОРАТОРИИ СОЛИ» В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ. Воспитатель: Боровских Ольга.

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию: Рисование по соли «Олешка». Предварительная работа: просмотр мультфильма «Олешка – белые.

Конспект занятия в средней группе «Свойства сахара и соли» Ход непосредственно образовательной деятельности Дети к нам пришло письмо на электронную почту. Что же там написано? Да это же маша нам.

Актуальность. Исследовательская деятельность в детском саду - это весело и увлекательно. Ребенок по своей натуре – исследователь. Неутолимая.

Все ребята очень любят играть с песком и рисовать мелом на асфальте. Мы в нашей средней группе сделали красивую "радугу" в стаканчиках, используя.

Открытое занятие по экспериментальной деятельности в подготовительной группе в соответствии с ФГОС «Выпаривание соли» Цель: формирование представлений детей об испарении воды и кристаллизации соли и её свойствах через исследовательскую деятельность. Задачи.

Статьи по теме