Детские стихи про приготовление еды. Дедал и икар

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей № 29

Письменные творческие работы

как средство формирования

коммуникативной компетентности учащихся

на уроках русского языка

(из опыта работы)

Поликарпова Л.Д.

МОУ лицей №29, учитель высшей категории

В данном пособии представлен опыт работы учителя по формированию коммуникативной компетентности на уроках русского языка с помощью различных видов письменных творческих работ.

К онцепция модернизации российского образования на период до 2010 года определяет основные задачи начального общего образования как развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающим .

Требования к развитию личности ребенка, формированию его новой социальной роли определяют необходимость усиления внимания к приобретению учащимися опыта разнообразной деятельности , а значит к использованию личностно-ориентированного и компетентностного подхода к обучению.

Школьное образование можно сравнить с процессом строительства: нужны строительные материалы и умение строить. «Знаниевый» подход ориентирован на накопление строительных материалов. В результате мы получаем склад таких материалов и кладовщиков , способных отпустить нужные материалы по требованию. Компетентностный подход ориентирован на строительство дома, на развитие умения эффективно использовать строительные материалы. В результате мы получаем строителей , способных построить дом.

Компетентностный подход нацеливает учителя на то, чтобы не педагог, а сам ученик размышлял, говорил, писал, самостоятельно принимал решения и творчески их реализовывал.

Что же такое компетентность?

«Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции , определяющие современное качество содержания образования»

Концепция модернизации российского

Образования на период до 2010 года

«...формирование ключевых компетенций – готовности ».

Федеральный компонент государственного

стандарта общего образования в контексте

Модернизации российского образования

« Компетентный 1. Знающий, осведомленный... 2. Обладающий компетенцией»

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.

Толковый словарь русского языка. – М., 1993.

« Компетентность – важнейшая комплексная характеристика личности, включающая в себя целый ряд аспектов: интеллектуальный, языковой, социальный и др., которые отражают ребенка»

«Истоки». Базисная программа развития ребенка-дошкольника. Авторский

коллектив «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца.

«Под ключевыми компетенциями применительно к школьному образованию понимается способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных для них проблем...

Компетентность – это способность действовать в ситуации неопределенности»

Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании //

Школьные технологии. – 2004. - № 5. – С. 3-12.

Возникает вопрос, какие компетентности и как можно формировать в раннем школьном возрасте (и можно ли?)?

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования 2004 года также нацеливает на формирование ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач .

Этот перечень не оставляет сомнений: понятие «компетентность» тесно связано как с обучением, так и с воспитанием. Ведь основа компетентности – самостоятельность индивида – напрямую зависит от мотивов (нравственных или безнравственных, социально полезных или социально опасных), которые лежат в основе принятия и реализации решений. Т.О. компетентность определяется как важнейшая комплексная характеристика личности, включающая в себя целый ряд аспектов: интеллектуальный, языковой, социальный и др., которые отражают достижения личностного развития ребенка.

Одной из важнейших компетентностей, которая должна быть сформирована в начальной школе, является коммуникативная компетентность, предполагающая:

  1. постановку целей устной и письменной коммуникации;
  2. грамотное оформление необходимых в профессиональной и обыденной жизни документов;
  3. умение представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и публичном выступлении на основе признания многообразия позиций и уважительного отношения к ценностям (религиозным, этническим, личностным и т.п.) других людей;

Наличие этой компетентности позволяет человеку достигать поставленных целей коммуникации, получать необходимую информацию от других людей и организаций, убеждать, влиять на принятие решений и т.п.

Русский язык как учебный предмет занимает особое место в начальном обучении, так как направлен на формирование функциональной грамотности детей младшего школьного возраста. Известно, что успехи в овладении языком обучения является важнейшим условием общей успешности образования школьников, то есть владение устной и письменной речью выступает не только как специальное учебное умение, но и как важнейшее общеучебное, необходимое для изучения любого предмета начальной школы.

Анализ программы по русскому языку (

Программа и УМК по русскому языку под редакцией Н.В.Нечаевой направлены на реализацию компетентностного подхода в обучении и формирование коммуникативной компетентности. Целью всего курса русского языка в начальной школе является освоение коммуникативной функции языка, а одной из задач – развитие речи школьника (внешней – устной и письменной, и внутренней). Эта задача решается в ходе осознания учениками взаимосвязи между целью речи, ее содержанием и средствами речи - лексикой, грамматикой, звуками и буквами - в различных речевых ситуациях устного и письменного общения.

Основной способ усвоения устной и письменной речи учащихся - самостоятельная речевая деятельность ученика в различных условиях и анализ соответствия речевых средств конкретной ситуации.

Программа по русскому языку состоит из двух разделов. Первый раздел – «Развитие речевой деятельности», в котором раскрываются аспекты работы по развитию связной устной и письменной речи, освоение правил поведения и вежливого общения. Второй раздел составляет собственно система языка.

Как отмечается в программе, в УМК нового поколения под редакцией Н.В.Нечаевой на принципиально новый качественный уровень выходит работа учеников над своей и чужой письменной речью. Понимание, осмысление чужой письменной речи лежит в основе успешности обучения всем учебным предметам. В программе представлена система работы над чужим текстом, которая подводит ребенка осознанию признаков текста и умению его анализировать.

Особое значение в развитии речевой деятельности учащихся придается сочинениям. Они рассматриваются как уникальное средство развития личности, как средство усвоения содержания образования и осмысления своего социального опыта.

В программе подчеркивается, что на первых этапах особенно важно раскрыть творческую инициативу ребенка, развить интерес к самостоятельной работе над сочинениями, прежде всего на основе его собственных наблюдений и впечатлений.

Логика работы над сочинениями: от работ, написанных самостоятельно, спонтанно, без непосредственной подготовки к составлению плана, к сознательному предварительному сбору необходимого материала, к четкой дифференциации языковых средств, необходимых для сочинений разных стилей и жанров. Это движение становится возможным за счет активизации косвенных путей развития письменной речи учащихся: нацеленности всего процесса обучения на общее развитие детей, на умение работать с текстом, на их языковое развитие; сочетание сочинений на творческие и репродуктивные темы, серьезная работа над сочинением после го написания (устное обсуждение, редактирование, использование детских работ на уроках).

Развитие речевой деятельности

  1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования в контексте модернизации российского образования

http://www.school.edu.ru

  1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года
  1. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. 2004. - № 5. – С. 3-12.
  1. Сборник программ для четырехлетней начальной школы. Система Л.В.Занкова. Самара: Издательство «Учебная литература» Издательский дом Федорова. 2007.
  1. .Нечаева Н.В. «Организация литературного творчества», М., 1993.
  1. Блинов Г.И., Антохина В.А. «Сборник диктантов по орфографии и пунктуации» 5 класс. М., Просвещение, 1992.
  1. Яковлева В.И. «Сборник текстов для изложений в начальных классах», М., Просвещение, 1972.
  1. Капинос В.И. и др. «Сборник текстов для изложений с лингвистическим анализом», М., Просвещение, 1999.
  1. Журжина Ш.В., Костромина Н.В. «Дидактический материал по русскому языку» Пособие для учащихся четырехлетней начальной школы. Для 2 класса: для 4 класса, М., Просвещение, 1991.

    Какой завтрак приготовить ребенку , оправляя его в школу? С началом нового учебного года этот вопрос задают себе все заботливые родители. Мы упрощаем задачу и дарим шесть простых, полезных и вкусных рецептов для Ваших детей.

    «СОЧНАЯ ФЕЕРИЯ»: САЛАТ ИЗ ВСЕСЕЗОННЫХ ФРУКТОВ

    Утренний подъем не будет таким сложным, если встречать новый день фруктовым салатом. Активизируя выработку «гормона радости» в организме ребенка, фрукты пополнят запасы витаминов и энергии.

    Состав блюда:

    • Виноград – 4-5 ягод;
    • Апельсин – пару долек, можно заменить мандарином;
    • Киви – 1 штука средней величины;
    • Банан – 1 некрупный;
    • Нектарин или персик – половина плода.

    Приготовление блюда:

    Все фрукты тщательно вымыть, очистить. Из винограда удалить косточки, разрезать на 2 части. С долек апельсина или мандарина аккуратно снять кожицу, нарезать крупными кусочками. Персик – нарезать тонкими дольками, а потом – пополам. Добавить к остальным фруктам кружочки банана.

    Готовый салат можно украсить взбитыми сливками, слегка посыпанными сахарной пудрой. Сливки можно заменить сметаной низкой жирности, а сахарную пудру – медом. Такую вкуснятину оценит не только первоклашка, но и ребенок постарше.

    Внимание! Малышам-аллергикам салат готовим без меда, а цитрусовые заменяем разрешенными фруктами .

    ШКОЛЬНЫЙ ЗАВТРАК ДЛЯ ГУРМАНОВ: ЯИЧНИЦА «УТРО ПЕРЕПЕЛКИ»

    Для малышей, которые любят с утра изрядно подкрепиться, предлагаем рецепт яичницы для гурманов.

    Состав блюда:

    • Чайная ложка сливочного масла для жарки;
    • Отварное куриное филе или вареная колбаса – 50 г.;
    • Ломтик помидора;
    • Перепелиные яйца – 3-4 штуки;
    • Тостерный хлеб – 1 ломтик.

    Приготовление блюда:

    Из ломтика хлеба удаляем мякиш, а цельную корочку обжариваем на сливочном масле с одной стороны. Оставьте сковородку на 3 минуты, подготовив начинку для «хлебного квадратика»: мелко порежьте колбасу или мясо, а ломтик помидора – на 6-8 кусочков. Перевернув хлеб и слегка прогрев сковородку, вбейте в квадратик из хлеба яйца перепелки, а между желтками выложите начинку. Через пару минут вкуснейшая глазунья – готова!

    «АМЕРИКАНСКИЙ ДЕНДИ»: ПОЛЕЗНЫЙ ГАМБУРГЕР – ЛУЧШИЙ ЗАВТРАК ШКОЛЬНИКА

    Гамбургер может быть полезным, если приготовить его правильно.

    Состав блюда:

    • Одна бутербродная булочка с сезамом;
    • Два ломтика отварной куриной грудки или тонкая говяжья котлетка;
    • Ломтик плавленого сыра;
    • Пекинская капуста – 1 лист;
    • Домашние майонез и кетчуп;
    • Помидор – 1-2 ломтика.

    Приготовление блюда:

    Что делаем? Слегка прогреваем булочку на водяной бане, разрезаем ее пополам вдоль. Первый слой такой: на нижнюю половинку булочки наносим соус из одной ложки домашнего майонеза и одной ложки домашнего кетчупа. Не весь, а половинку порции. Второй слой простой – плавленый сыр. Затем – пекинская капуста, куриная грудка или котлетка, ломтики помидора. Поливаем свой «шедевр» оставшимся соусом, накрываем второй половинкой булочки.

    Вуаля, всего каких-то пару минут и ваш полезный гамбургер готов! Молочный коктейль, конечно, не готовьте на завтрак. Подайте к нему лучше хороший свежий чай для бодрости.

    «НЕ ГРУСТИ – ПОХРУСТИ!» ТОСТЫ С ХРУСТЯЩИМ СЫРОМ

    Как на счет того, чтобы для тостов жарить не хлеб, а сыр? Предложите своим умницам хрустящий школьный завтрак, им – понравится.

    Состав блюда:

    • 2-3 ломтика батона или белого хлеба;
    • 2-3 ломтика твердого сыра (можно взять «Гауда» или «Пошехонский»);
    • Немного сливочного масла для смазывания хлебных ломтиков;
    • Половина чайной ложки растительного масла для жарки сыра.

    Приготовление блюда:

    Мажем хлеб маслом, кладем сверху сыр и обжариваем тосты на среднем огне, положив хлеб сыром вниз, до появления золотистой корочки. В качестве начинки для тостов можно использовать ломтики слабосоленой красной рыбки или яйца. Хорошо бы подать тосты с зеленью петрушки, если, конечно, ваш ребенок есть зелень.

    «СКАЗОЧНЫЙ ЛАРЕЦ»: ЯБЛОКИ С ТВОРОГОМ

    Ваш ? Приготовьте для него это волшебное блюдо, и малыш слопает его за обе щеки!

    Состав блюда:

    • Чайная ложка сливочного масла;
    • Мягкий творог – 100-150 г;
    • Пара крупных, сладких яблок;
    • Сахар, молотая корица и ванильный сахар – по вкусу.

    Приготовление блюда:

    Удаляем сердцевину из яблок, фаршируем их творогом, добавив в начинку сахар по вкусу, туда же можно добавить немного цедры цитрусовых. Кладем сверху кусочек масла, сверху присыпаем ванильным сахаром и корицей. Готовим в микроволновой печи примерно четыре минуты при мощности в 650-700 W.

    КАБАЧКОВЫЕ ОЛАДЬИ С СЮРПРИЗОМ: СЫТНЫЙ ЗАВТРАК ШКОЛЬНИКА

    Традиционные оладьи из кабачков могут стать более сытным блюдом, если добавить к ним всего один компонент – вареную колбасу.

    Состав блюда:

    • Пара небольших кабачков;
    • Яйцо куриное – 1 шт;
    • Около 4 ст. ложек пшеничной муки;
    • Колбаса вареная – примерно 70 г;
    • Растительное масло для жарки, соль по вкусу.

    Приготовление блюда:

    Измельчаем кабачки на крупной терке, колбасу режем на восемь тонких ломтиков. К кабачкам добавляем яйцо, муку, присаливаем по вкусу. Консистенция теста должна быть, примерно, как густая сметана. Выкладываем тесто ложкой на раскаленную сковороду, обжаривая оладьи с двух сторон. На одну из них кладем ломтик колбасы.

    В оладьи можно добавлять тертый на мелкой терке лук, мелко порезанный укроп – для аромата. Сделайте креативную подачу: на каждом оладушке нарисуйте рожицу кетчупом или сметаной. Такое лакомство ваш умница обязательно испробует!

    Если вы все еще не решили, какой завтрак приготовить ребенку, то попробуйте наши простые и вкусные рецепты. Ваш школьник оценит старания любимой мамы и съест всю порцию, нахваливая таланты шеф-повара.

    ! Родительская забота – залог здорового и счастливого детства. Следите за питанием ребенка, чтобы он всегда был здоров и полон сил.

    Конспект урока сжатого изложения учителя 4 «Б» класса Лобас Г.И.

    Тип урока: развитие речи

    Тема: Сжатое изложение повествовательного характера по рассказу И. Лебедева «Как вороны Дружка перехитрили» .

    Цель: научить писать сжатое изложение на основе художественного текста, закрепить умение корректировки печатного текста с помощью ноутбука.

    Задачи:

      Повторить знания о тексте – повествовании, о сжатом изложении, умение составлять план, учить сжато пересказывать текст, формировать умение использовать языковые авторские средства;

      Обогащать словарный запас, развивать память, внимание, мышление, творческие способности; воспитывать любовь к повествовательным рассказам, развивать чувство юмора.

    Формируемые УУД:

    Познавательные : понимание информации, проведение анализа прочитанного текста с целью выделения существенной и несущественной информации, установление логической цепи в содержании микротем прочитанного текста.

    Коммуникативные : владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

    Регулятивные: понимание задания и конечного результата, понимание алгоритма работы, умение использовать приемы сжатия, умение корректировать написанное, контроль правильности выполнения задания, умение сохранять основную мысль.

    Личностные: умение уважать позицию автора, адекватно передавая её, понимание значимости приобретенных знаний и умений, использование их в учебной деятельности, умение понимать основную идею текста.

    Оборудование : интерактивная доска, ноутбуки, черновики с печатной основой.

    Карта урока

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

      Мотивация.

      Решение проблемы.

    Анализ первичного восприятия

    Пересказ текста.

    Орфографическая подготовка.

    Чтение сокращенного варианта текста.

    3.Самостоятельная работа.

    4.Домашнее задание.

    -- Ребята, в редакцию одного известного детского журнала поступила интереснейшая статья о забавном случае, произошедшем с милым, незадачливым щенком. Но вот беда! Статья была довольно объемной и не помещалась в отведенном для неё в журнале месте. Как быть? И напечатать невозможно (ведь другие материалы уже полностью подготовлены авторами к печати), и исключить описание приключений щенка жалко… Что же делать? Как бы вы поступили на месте редактора журнала и автора статьи?

    Формулировка цели исследования.

    Какие способы сокращения текста вы знаете?

    Давайте попробуем себя в роли редакторов журнала, кратко изложим текст рассказа для отправки его в редакцию.

      Текст рассказа находится на рабочем столе ваших компьютеров. Включите ноутбуки. Зайдите на рабочий стол, найдите файл с названием «Как вороны Дружка перехитрили». Откройте файл.

    Прочитайте текст.

    -- Обратите внимание на заглавие текста. Что в связи с таким названием важно в тексте? Подумайте нужны ли встречающиеся описания(первый и второй абзацы)?

    Выделите ненужный первый абзац и удалите его из текста.(левая кнопка мыши+выделить+ delete )

    Получилось?

    Объедините первый и второй абзацы.

    С чего начинается рассказ теперь? Прочитайте первый абзац.

    следили за хозяйкой.

    Прочитайте второй абзац. Исправьте ошибку в тексте.

    Одна ворона спереди, друга я сзади подкрадывается.

    Что пришлось допечатать?

    Читаем третий абзац.

    Дружок оскалил зубы, шерсть на спине зашевелилась и встала дыбом. Лапы поставил так, чтобы никто не смог украсть чашку .

    В это время одна ворона сильно ущипнула его за хвост. Он развернулся и бросился за обидчицей.

    В первых двух предложениях каким словом можно назвать состояние щенка.

    Прочитайте четвертый абзац. Здесь действия ворон повторяются. Попробуйте исключить лишние детали.

    Что произошло со второй пельмениной?

    Дружок возвратился к чашке. А ворона была уже на месте и ущипнула Дружка за хвост. И пока пес гнался за ней, вторая пельменина тоже была уже на крыше.

    Значит, вороны опять обманули щенка. История повторилась.

    Выделите второе и третье предложения и удалите их.

    Напечатайте вместо удаленных новое предложение.

    Прочитайте последний абзац. Нужно здесь что-нибудь сокращать?

    Так вороны все пельмени и перетаскали. Дружку осталась только пустая похлебка.

    Прочитайте получившийся сокращенный вариант рассказа.

    Теперь мы сможем уместить эту заметку в детский журнал.

    составление плана

      сколько частей получилось в нашей заметке?

    Прочитайте первую часть. О чем главном здесь нужно сказать?

      Как можно ее озаглавить?

    Прочитайте вторую часть. О чем нужно сказать обязательно?

    Как озаглавим вторую часть?

    Прочитайте третью часть. О чем здесь надо не забыть?

      Как озаглавим третью часть?

      Прочитайте и озаглавьте четвертую часть.

      Теперь сохраните полученный текст на рабочем столе и выключите компьютер.

      Посмотрите на доску.

    На интерактивной доске написан план:

    2. Наблюдатели.

    3. Воронья хитрость.

    4. Пустая похлёбка.

    Перескажите получившийся текст.

    Перед вами лежат листочки. Выполните задания на них.

    Вставь пропущенные буквы:

    На изгород…, к чашк…,

    Подбери однокоренные слова:

    Сидели-……………….., следили-……………., соскочили-……………, схватила-………………… , защищал-…………..,взлетела-……………..

    Разбери слова по составу:

    Похлебка, перетаскали

    Сейчас я еще раз прочитаю вам текст, после чего вы запишите его на черновики, используя опорные слова, записанные на ваших листочках.

    Однажды с Дружком произошла забавная история. Щенок готовился вкусно позавтракать. Хозяйка поставила перед ним чашку рыбных пельменей. А на изгороди сидели две вороны и внимательно следили за хозяйкой.

    Только хозяйка ушла, они мигом соскочили с изгороди и - к Дружку. Одна ворона спереди, друга я сзади подкрадывается.

    Дружок разозлился . Он защищал свою еду. В это время одна ворона сильно ущипнула его за хвост. Он бросился за обидчицей. Другая ворона только этого и ждала. Она схватила пельменину и взлетела на крышу сарая. Дружок возвратился к чашке. История повторилась сначала.

    Так воровки все пельмени и перетаскали. Дружку осталась только пустая похлебка.

      Как Дружок собирался позавтракать.

    Однажды, забавная, готовился, хозяйка поставила, сидели, следили.

      Наблюдатели.

    Соскочили, спереди, сзади, подкрадывается.

      Воронья хитрость.

    Разозлился, защищал, ущипнула, бросился, схватила, взлетела, возвратился, повторилась.

      Пустая похлёбка.

    Воровки, перетаскали, осталась.

    Записать сжатый текст в тетрадь. Найдите иллюстрации из интернета, которые можно добавить к нашей заметке.

    Регулятивные УУД

    Дети высказывают предположения.(Сократить текст)

    Личностные УУД

    Исключить лишние подробности, обобщить детали или применить оба способа.

    Дети выполняют команды.

    Читаем.

    Познавательные УУД

    Регулятивные УУД

    Нет.

    Дети выполняют задание.

    Да.

    Находят и читают.

    Регулятивные УУД

    Познавательные УУД

    Букву Я в слове другая.

    Регулятивные УУД

    Разозлился. Пытался защититься.

    То же, что и с первой.

    История повторилась сначала.

    Нет.

    Регулятивные УУД

    Четыре.

    1. Как Дружок собирался позавтракать.

    2. Наблюдатели.

    3. Воронья хитрость.

    4. Пустая похлебка.

    ВЫКЛЮЧАЮТ КОМПЬЮТЕРЫ.

    Личностные и регулятивные УУД

    Пересказывают текст.

    Выполняют задания на листочках.

    Слушают текст еще раз.

    Познавательные, регулятивные, личностные УУД.

    Записывают текст на черновик.

    Зачитывают получившийся текст.

    Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут

    (Л. Толстой).

    2. Спишите текст, вставляя пропущенные знаки препинания.

    § 30. Основные признаки текста

    Все предложения и части текста должны раскрывать его тему и основную мысль.

    Единство темы и основной мысли - это признак текста.

    191. 1. Прочитайте. Определите тему и основную мысль текста. Докажите, что все предложения раскрывают тему и основную мысль.

    ОДИНОКИЙ ЛИСТ

    Одинокий Лист кружится на ветру. Когда-то он был зел¸ный. И тогда он сидел на ветке рядом с румяной Вишенкой. Он любил е¸ всем сердцем. Ветер часто звал его побродить по свету. Но Листик не соглашался. Ведь рядом с ним была самая прекрасная Вишенка. А потом счастье его оборвалось - Вишенка вдруг пропала.

    Стояла ненастная осенняя пора. Все листья с дерева уже облетели. Только один Листик, пожелтевший от горя, оставался на своей ветке (По

    Ô. Кривину).

    2. Выпишите из текста 5 слов с безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением, и подберите провероч- ные слова.

    Предложения в тексте связываются по смыслу и грамматически.

    Связность - один из признаков текста.

    192. 1. Прочитайте. Докажите, что в каждом последующем предложении сообщаются новые сведения о предмете речи (о галках), что все предложения в тексте связаны по смыслу.

    Нет ни одного села, ни одной деревни, где бы не было галок. Больших городов галки не любят, а потому живут в деревне. В течение осени и зимы они питаются за сч¸т человека. Зато другую часть года галки усердно работают на нас. Они истребляют бесчисленное множество насекомых и гусениц. Галки приносят этим большую пользу человеку.

    2. Спишите. Объясните правописание выделенных слов.

    Â любом тексте каждое последующее предложение да¸т новую информацию для разв¸р- тывания содержания текста.

    Последовательность развития мысли - признак текста.

    193. Прочитайте. Пронумеруйте предложения. Можно ли их поменять местами, то есть нарушить последовательность предложений? Если нельзя, то почему?

    Осенью птицы пролетают стаями над лесами и полями и ищут корм. Чем больше выводков в стае, тем лучше. Зоркие глаза следят за врагом, острые клювы готовы отразить нападение.

    Вот тревога. Первая птица крикнула - другие подхватывают крик, и вся стая бросается в разные стороны.

    Если одна птица попала в беду, другие поднимают шум. Такое правило в стае (По В. Бианки).

    Небольшие тексты в основном состоят из тр¸х частей: зачина (начала), средней части, концовки. Заверш¸нным, или законченным, считается тот текст, в котором имеются эти три части.

    Заверш¸нность в раскрытии темы - признак текста.

    194. 1. Прочитайте текст. Докажите, что это группа предложений, объедин¸нных общей темой и основной мыслью, что предложения связаны друг с другом по смыслу и с помощью языковых средств. Для доказательства того, что в тексте все предложения связаны друг с другом по смыслу, проведите эксперимент: последнее предложение сделайте вторым, затем вместо третьего поставьте первое. Что полу- чится? Утратит ли текст смысл?

    ОЛЕНЬ И ВИНОГРАДНИК

    Олень спрятался от охотников в винограднике. Когда охотники миновали его, олень стал объедать виноградныеñ листья. Охотники приметили, что листья шевелятся, и думают: Не зверь ли тут под деревьями? - выстрелили и ранили оленя. Олень и говорит, умираючи: Поделом мне за то, что я хотел съесть листья, те самые, какие спасли меня!

    (Л. Толстой).

    2. Спишите текст. Расставьте знаки препинания.

    § 31. Виды связи предложений

    â тексте

    При цепной связи мысль последовательно переда¸тся от одного предложения к другому. В каждом последующем предложении сообщаются новые сведения, дополняющие преды-

    При такой связи предложения в тексте нельзя поменять местами.

    Языковые средства цепной связи: повторы слов, синонимические замены, местоимения, союзы.

    Например: 1. В старину большие быстроходные парусники звались фрегатами. Фрегатами называют также крупных морских птиц. -

    Второе предложение связано с первым с помощью повтора слова: фрегатами - фрегатами.

    2. Народные песни и пляски обычно сопровождались игрой на гуслях. Этот старинный инструмент очень любили на Руси. - Второе предложение связано с первым с помощью синонимической замены: гусли - инструмент.

    3. Новый год наши предки называли добрым

    è щедрым. Он не обходился без колядок - шумных, вес¸лых поздравлений соседей с новогодним праздником. - Второе предложение связано с первым при помощи местоимения: Новый

    4. Осенью певчие птицы улетают на юг.

    À перед дальней дорогой они всегда поют на прощанье у своих домиков. - Второе предложение связано с первым с помощью союза а.

    195. 1. Прочитайте. Определите тему и основную мысль текста. Как его можно озаглавить? Как связываются предложения в тексте? Как называется такая связь? Какие средства связи использованы в тексте?

    Дворец Тр¸х Толстяков стоял посреди огромного парка. Парк был окруж¸н глубокими каналами. Над каналами висели ч¸рные железные мосты. Мосты охранялись дворцовой стражей - гвардей-

    цами в ч¸рных шляпах с ж¸лтыми перьями. Вокруг парка до самой небесной черты находились луга, засыпанные цветами, рощи и пруды. Здесь было отличное место для прогулок (Ю. Олеша).

    2. Спишите текст. Подчеркните имена прилагательные

    è определите их число и род.

    Если каждое предложение текста связывается с первым, раскрывая и дополняя его, то такая связь предложений в тексте называется параллельной.

    Например: В зверинце шло большое представление. На деревянной сцене три толстые косматые обезьяны изображали Тр¸х Толстяков. Фокстерьер играл на мандолине. Клоун в малиновом костюме, с золотым солнцем на спине и с золотой луной на животе, в такт музыке декламировал стихи... (Ю. Олеша).

    В этом тексте четыре предложения. Первое предложение В зверинце шло большое представление. Все три последующих предложения раскрывают, дополняют первое предложение. Эти предложения можно поменять местами.

    Средства параллельной связи предложений в тексте: одинаковый порядок слов (например, подлежащее стоит перед сказуемым); однотипные грамматические формы (например, все глаголы в форме прошедшего времени); местоимения; союзы; повторы.

    196. 1. Прочитайте текст. Какая связь между предложениями в тексте? Докажите. Какие языковые средства обеспечивают связь между предложениями в тексте?

    Солнце жарко палит. В синем небе островками стоят белые облака. Цвет¸т рожь. Т¸плый ветер нес¸т с поля е¸ сладкий запах. Вс¸ молчит. Не дрожит ни один колосок, не шелестит трава. Вы лежите в тени старого дуба и жд¸те, когда спад¸т жара.

    2. Спишите, выделите личные окончания глаголов. В скобках укажите спряжение. Объясните выделенные написания.

    197. 1. Прочитайте.

    В ПОИСКАХ ЖИЛЬЯ

    Уже вечерело. Мороз становился вс¸ злее. Он забирался в пушистую шубку белочки и пробирал до самых костей. Где же спрятаться от мороза и ветра? Хлопотливая белка внимательно обследовала все ближайшие деревья, но не обнаружила ни одного старого сорочьего или вороньего гнезда.

    Начало смеркаться. Белка совсем уже приуныла, как вдруг заметила на сосне сколоченный из досок птичий домик. Отверстие в н¸м было довольно большое, так что белка могла туда свободно пролезть.

    Внутри домика оказалась подстилка от прошлогоднего гнезда. Лучшей квартиры искать было нечего. Уставший от всех дневных тревог и приключений, звер¸к свернулся в клубочек, укрылся пушистым хвостом и крепко заснул.

    Ñ этого дня белочка на всю зиму осталась жить

    â птичьем домике (По Г. Скребицкому).

    2. Подготовьтесь к изложению. Работайте в такой последовательности:

    1) прочитайте текст повторно;

    2) разделите его на части;

    3) озаглавьте каждую часть; составьте план;

    4) выпишите опорные слова каждой части текста (I часть: вечерело, мороз пробирал, белка обследовала деревья, не обнаружила старого гнезда);

    5) выпишите из текста выразительные языковые средства (I часть: пушистая шубка, хлопотливая белка, мороз пробирал до самых костей и т. д.);

    6) выпишите из каждой части слова, трудные для написания (вечерело, мороз, становился, пушистый, сорочьего, вороньего и т. д.);

    7) прочитайте текст ещ¸ раз, устно (про себя) воспроизведите его.

    3. Напишите изложение.

    § 32. Как строится текст. Описание, повествование, рассуждение

    198. Прочитайте. Определите тип речи. Выделите составные части текста. Попытайтесь определить, для чего нужна каждая часть в тексте.

    СПАСИТЕЛЬ

    Â одном дворе жил огромный сторожевой п¸с.

    Ó хозяйки дома было много маленьких цыплят. П¸с их очень любил, оберегал. Если бывало холодно, грел своим телом.

    Однажды хозяйка отлучилась из дома, и вдруг пош¸л сильный ливень. Она бросилась домой, боясь, что цыплята погибнут. Прибежала и видит: двор залит водой, а цыплят нигде нет. Проходит она мимо будки, видит: п¸с лежит по грудь

    в воде, а на н¸м копошатся ж¸лтенькие комоч- ки - цыплята.

    Хозяйка посчитала цыплят - ни один не пропал (По Н. Надеждиной).

    Типы речи - это повествование, описание, рассуждение.

    Каждый из них имеет свою композицию, схему построения. В повествовании рассказывается о событиях, которые развиваются последовательно. В н¸м всегда есть три части: начало события, его развитие, конец события.

    199. 1. Прочитайте текст. Определите его тему и основную мысль. Какое событие положено в основу текста? Разделите текст на части и определите основное содержание каждой. Озаглавьте каждую часть.

    ПЕРВЫЙ ПОЛ¨Т

    Выросли стрижата. Пришла пора покидать им родную норку, самим добывать себе пищу и строить свой дом.

    Стрижонок по имени Скрип помнит, как появился в норке вожак Белое Брюшко. Вместо того чтобы дать ему мошку, он ухватил Скрипа за шиворот и поволок из норки. Скрип упирался, пищал, но Белое Брюшко вытолкнул его наружу.

    Что было делать Скрипу? Не падать же! Он раскрыл крылья и... полетел! И тут на него набросились все стрижи, старые и молодые. Âñå-âñå! È ïî-

    гнали его от норки всей стаей навстречу ветру, навстречу ослепительному солнцу.

    Стрижи не давали Скрипу упасть. Они гоняли его кругами над водой, над берегом, над лесом.

    Потом крики стрижей остались позади. Свист крыльев и птичий гомон угасли. И тут Скрип с удивлением увидел, что он уже сам, один, летает над рекой! И от этого ему сделалось так радостно, что он взмыл высоко-высоко и крикнул оттуда всему миру: «Скрип!» - и закружился, закружился над рекой и над лесом (По В. Астафьеву).

    2. Перескажите текст.

    200. 1. Прочитайте текст. Определите его тему и основную мысль. Разделите текст на части. Составьте композиционную схему.

    ÊÀÊ ÂÎÐδ НЫ ДРУЖКА ПЕРЕХИТРИЛИ

    Дружок готовился вкусно позавтракать. Хозяйка поставила перед ним чашку рыбных пельменей. А на изгороди сидели две вороны и внимательно следили за хозяйкой.

    Только хозяйка ушла, они мигом соскочили с изгороди и - к Дружку. Одна ворона спереди, другая сзади подкрадывается.

    Дружок оскалил зубы, шерсть на спине зашевелилась и встала дыбом. Лапы поставил так, чтобы никто не смог украсть чашку. В это время одна ворона больно ущипнула его за хвост. Он развернулся и бросился за обидчицей. Другая ворона только этого и ждала. Она схватила пельменину и взлетела на крышу сарая.

    Дружок возвратился к чашке. А ворона была уже на месте и снова ущипнула Дружка за хвост. И пока п¸с гнался за ней, вторая пельменина тоже была уже на крыше.

    Так вороны все пельмени и перетаскали. Дружку осталась только пустая похл¸бка (И. Лебедев).

    2. Ответьте (устно) на вопросы: Что собирался сделать Дружок? Кто следил за Дружком? Как вороны утащили первую пельменину? До каких пор вороны повторяли свою хитрую уловку?

    201. 1. Прочитайте.

    ГРАЧ-ХРАБРЕЦ

    Но тут произошло неожиданное. Снизу навстре- чу хищнику ринулся грач-храбрец. Противники на мгновение сцепились и тотчас же разошлись, готовые к новой атаке. В воздухе закружились перья.

    Лесной пират не выдержал натиска, стал трусливо отступать.

    Солнце разорвало тучи и бросило на мокрую землю горячие лучи. Широкая луговина так и засверкала.

    Блины...

    Азалия Жуланова Ханина

    Я затеяла блины-
    Будут к ужину они.
    Мама с папою придут-
    На столе блины найдут!

    Скажут мне:-хозяйка наша,
    На столе блины и каша.
    Дочечка, ты молодец,
    Стала взрослой наконец!

    Почему сковорода
    Не печет блины тогда?
    Тесто всё я замесила,
    А как печь блины- забыла..

    Как никак мы повара!

    Александр Вихор

    Пекли пироги мы с сестричкою вместе
    Да так, что испачкали носики в тесте
    Но это же правда - совсем не беда
    Зато вышла вкусная очень еда.

    Нас мамочка с папой хвалили потом:
    "Как вкусно и много на весь хватит дом
    Не уж-то Вы сделали всё это сами?"
    "Почти- улыбаясь сказали мы маме.

    Могли бы и сами, но бабушка Галла
    Немного конечно, но нам помогала
    Она так умело, движением ловким
    Пирог достаёт из горячей духовки.

    Всё, хватит балтать, нам работать пора
    Ведь мы же с сестрой, как никак повара
    Бабуля, ну где ты, нам нужен совет
    Давай-ка на ужин нажарим котлет!"

    Какие хорошие мы повара!

    Александр Вихор

    Решили испечь пироги мы с сестрою
    Занятие это... совсем не простое
    В кастрюле поставили тесто в тепло
    Оно же взяло... и на пол утекло!

    Обратно его собирали руками
    Нельзя чтобы стыдно за нас было маме
    В кастрюлю не влезло, добавили в таз
    Волшебное видимо тесто у нас!

    И всё таки мы испекли пирожки
    Лепёшки, квадратики, звёзды, кружки
    С трудом на столе поместилась гора
    Какие хорошие мы повара!

    БылА мама рада конечно за нас
    Но только сказала:"В последний чтоб раз!"
    А наши вкусняшки на озере утки
    Едят с аппетитом четвёртые сутки!

    Настоящий мужчина!

    Александр Вихор

    Мы делали дома салат оливье
    Лук репчатый резать доверили мне
    Такая работа, как раз для мужчин
    И значит отказывать нету причин.

    Кружочками ровными режу лучёк
    Зажав что есть силы его в кулачок
    Всего вышло восемь чудесных кружков
    Без верхней макушечки и корешков.

    "Смотри, получилось-я маме кричу
    -Мне нравится резать, ещё я хочу"
    Воскликнула мама:"Какой молодчина
    Сынок у меня - настоящий мужчина!"

    Опять режу лук, только что же такое
    Слезятся глаза не найду я покоя
    И щиплются так, что хоть криком кричи
    Но я говорю:"Ты мужчина! Молчи!"

    Весь лук до конца я нарезал молчком
    И глазки пошёл умывать кулачком
    А мама всё хвалит:"Ну вот, наконец
    Помошник мне вырос...Мужчина! Боец!"

    Выбор сделан

    Алёна Раннева

    Папа в кухне. Мамы нет.
    Что же будет на обед?
    Соус, пудинг, запеканка?..
    Я согласен и на манку.

    Папа каждую минуту
    Холодильник открывает,
    Целый час он почему-то
    Книгу повара листает.

    Видит папа на страницах
    Плов и жареную птицу,
    Рыбу в тесте, винегрет,
    Сладкий маковый рулет.

    Есть пельмени. В длинном списке
    Блюд отменных целый ряд…
    Выбор сделан, и сосиски
    Громко в ковшике кипят!

    Малыш трудится. Печём пирожки

    Алёна Раннева

    Не сидим весь день на месте,
    Тесто давим, тесто жмём.
    Ручки в тесте, пальцы в тесте -
    Пирожки для всех печём!

    С маком и с малинкой,
    С вишней в серединке,
    С яблоком, с картошкой -
    Отдохнём немножко.

    Пирожок на пирожок -
    Горка выросла, дружок!
    А теперь друзей встречай -
    Пирожками угощай!

    Малыш трудится. Пирожки

    Алёна Раннева

    Пирожки для всех пеку,
    Сыплю в чашку я муку.
    Тесто - ух! Тесто - ох!
    На столе переполох:
    Расходились дрожжи -
    Не удержат вожжи!
    Тесто жму, тесто мну
    И раскатывать начну.

    Пирожков уже гора.
    Угощайся, детвора!

    Показательный ответ

    Алёна Раннева

    Мила маме помогала,
    Стол к обеду накрывала.
    Хоть помощница мала,
    Чашки с блюдцами несла.
    У порога оступилась,
    Чашка дзинь - и вдруг разбилась…
    Мама вскрикнула: «Бедняжка!
    Как же ты разбила чашку?»
    - А вот так, - сказала Мила
    И другую уронила…

    Пирожки

    Анна Вишневская

    Вместе с мамою вдвоем
    Тесто мы месили.
    Перемазались в муке,
    Пирожки слепили.

    Есть с капустой пирожок,
    С мясом и картошкой.
    Для сестренки - колобок,
    Вылеплю ладошкой.

    Я повидло положу
    В тесто, в серединку.
    И бабулю угощу
    Сладкою начинкой.

    Будем кушать всей семьей
    Пирожки на ужин.
    Скажет папа: «Молодец!
    Нам помощник нужен!»

    Испеку я торт для мамы

    Бекки Сквиррел

    Вот так масло - не сдаётся,
    Надо мной оно смеётся:
    То присядет на окошко,
    То промчится по столу,
    То погонится за кошкой,
    То поднимет пыль в углу.
    Я сердито крикнул: "Стой!"
    И метнул в него мукой.
    Есть, попал! Оно ручным
    Сразу стало. Грохот, дым -
    Переходят в наступленье
    Сливки, творог и варенье.
    Обойдусь без водомёта -
    Папу я дождусь с работы,
    И тогда мы вместе с ним
    Всё варенье победим!

    Гренки


    Василий Михайлович Пузырёв

    Кому-то нравится омлет,
    Не может кто-то без котлет
    И кто-то очень любит пенки,
    А я люблю, ребята, гренки.
    Могу, скажу вам по секрету,
    Еду я приготовить эту.
    И ничего, что мне семь лет,
    Всегда даст бабушка совет
    Что надо делать и поможет,
    Где внученька сама не сможет.
    Вот хлеб я мелко нарезаю
    И в сковородку засыпаю.
    Здесь бабушка поможет мне –
    Зажарит хлебцы на огне.
    Яички в чашке я мешаю
    И хлебцы сверху заливаю.
    Осталось только посолить,
    Газ перекрыть и остудить.
    Своя еда, уж мне поверьте,
    А не поверите – проверьте
    И согласитесь вы со мной,
    Вкусней такой же, но чужой.

    Как правильно кашу варить на обед

    Галина Анатольевна Мальцева

    На пачке с крупой есть полезный совет,
    Как правильно кашу варить на обед.
    И Маша прочла:
    «Молоко вскипятить,
    Засыпать крупу,
    Пять минут поварить».
    А дальше, подобно искусству:
    «Добавить соль, сахар по вкусу».
    У Маши был вкус избирательный очень,
    Лишь сладкого Маша настойчиво хочет.
    Соль слишком солёная,
    Соли чуть-чуть,
    А сахара можно ещё сыпануть,
    Ведь сладостью вкус не испортишь,
    А каши сильнее захочешь.
    Ещё не испортишь его курагой,
    Изюмом, сгущёнкой, халвой и нугой,
    Орехами в сахаре жжёном
    И сливочным маслом топлёным.
    Так всё, что по вкусу ей, Маша клала,
    Но каша во время готовки ушла,
    Заляпав плиту, зашкварчала…
    Придётся начать всё с начала.

    Соль и перец

    Галина Анатольевна Мальцева

    Мама будет очень рада!
    Папа будет очень рад!
    Я готовить научился,
    Приготовлю им салат,
    Поперчу и посолю.
    Я родителей люблю!
    А ещё сварю сосиски
    В маминой любимой миске.
    Жаль, что некого спросить,
    Сколько нужно их варить,
    Может час,
    А может два…
    Поперчу-ка их сперва
    И, конечно, посолю.
    Я родителей люблю!
    Перец, соль везде пригодны.
    Я уже и сам голодный!
    Чтоб родителям попить?
    Может кофе им сварить?
    Кофе может быть солёным
    И, конечно же, перчённым!
    Я перчу, перчу, перчу
    И солю, солю, солю
    Потому, что очень сильно
    Я родителей люблю!

    Я сварил вкуснейший суп

    Галина Анатольевна Мальцева

    Я сварил вкуснейший суп!
    В нём хватает
    Специй,
    Круп
    И картошки,
    И морковки,
    И петрушки,
    И сноровки…
    В нём солёный огурец!
    Ай, да повар - молодец!

    Катя маме помогала

    Галина Заславская

    Катя маме помогала,
    ПосыпАла стол мукой,
    Скалкой тесто раскатала
    И похлопала рукой,
    Густо смазала вареньем,
    В печку посадила.

    Мама после целый день
    Нашу кухню мыла…

    Вареники

    Галина Лупандина

    Тили-тили, тили-тили!
    Мы вареники лепили
    И с капустой, и с картошкой,
    И с малиною немножко.
    Мы вареники сварили,
    По тарелкам разложили.
    А в какой-то из тарелок
    Есть особенный вареник
    С маленькою пуговкой
    Красною, как клюковка.
    Вот такой у нас сюрприз.
    Кто найдёт, получит приз.
    Приз - коробочка конфет,
    Слаще и вкуснее нет!
    Тут сказал мой братец робко:
    «Я нашёл, моя коробка.»
    Очень удивился папа.
    «Вот и мне сюрприз попался!»
    Улыбнулась тётя Лиза:
    «У меня здесь три сюрприза.»
    Обо всём мы догадались
    И, конечно, рассмеялись -
    Каждый спрятал пуговку
    Красную, как клюковка!
    Мы конфеты съели вместе
    И сложили эту песню,
    К платью пуговки пришили.
    Тили-тили, тили-тили!

    Пирожки

    Евгения Урусова

    Печём мы с мамой пирожки
    И это делаем умело.
    Четыре опытных руки
    Уверенно взялись за дело.
    Не пирожки, а красота!
    Лежат на блюде, остывают.
    С капустой - папина мечта.
    Вкуснее просто не бывают!

    Без суеты

    Игорь Федорков

    Без лишних движений и без суеты
    Старается Вера с утра у плиты...
    Поставила воду, картошку взяла -
    Почистила, - режет, присев, у стола...
    Вот луковиц Вера взяла пару штук -
    Для супа пора пережаривать лук...
    Лук вышел, что надо - румян, золотист!
    Лавровый душистый забросила лист
    В кипящую воду, - карошку за ним,...
    Марковку, ведь цвет супу необходим!
    Поджарку теперь положила, и вот
    Из шкафа пакет с вермишелью берёт...
    Засыпала в суп... И минут через пять
    Его, посолив, можно будет снимать...
    Отличный суп вышел - вкус, запах и цвет,
    Ведь повару Вере одинадцать лет!

    Сюрприз для родителей


    Ирина Крупинских

    Мы сюрприз с сестрой готовим
    Маме с папой на обед
    Стол красиво мы накроем
    Кушать будем все омлет

    Яйца в чашку разбиваем
    Наливаем молоко
    Посолили, поперчили...
    До чего же всё легко

    Ложечку муки добавим
    Хорошенько размешаем...
    А потом на сковородке
    До румянца всё поджарим

    Маму с папой мы накормим
    Нам хозяйничать не лень...
    Книгу мамину рецептов
    Изучаем каждый день!

    Ай да тесто!

    Кирилл Авдеенко

    Ай да тесто, ай да тесто,
    И ему всё мало места,
    Всё растёт оно, растёт -
    Скоро всех перерастёт!
    Все скорее за работу,
    Скуку прочь и прочь дремоту,
    Образуем-ка кружок -
    Слепим вкусный пирожок!
    Слепим чашку и тарелку,
    Слепим зайчика и белку,
    Все к столу спешим-летим -
    Лепим вместе, что хотим!

    Самая вкусная каша

    Ксения Валаханович

    Наварю я вкусной каши -
    Будут сыты гости наши!

    Наварю я гречки -
    Лапочке овечке,

    Желтенькую пшенку –
    Предложу ежонку,

    Положу овсянки –
    Доброй обезьянке,

    А лисе-плутовке –
    С маслицем перловки,

    Ложку манной кашки –
    Рыжей таракашке,

    Миску геркулеса –
    Ужику из леса,

    Зайке, на дорожку –
    Каши из горошка.

    Накормлю всех
    Кашей сладкой,
    А себе возьму –
    Оладки!
    Борщ решила я сварить


    Любовь Селиванова 2

    Вновь сегодня выходной,
    Но не спится мне одной,
    Борщ решила я сварить,
    Маму с папой удивить!

    Не совсем уж я мала,
    Достаю я до стола.
    Знаю мясо где лежит
    И кастрюля где стоит!

    Я картошечку найду,
    И рецепт я соблюду!
    Ножик брать мне не велят,
    Так пусть цЕлую едят!

    Режет мама еще лук,
    Он ведь от семи недуг!
    Я же плакать не хочу,
    Без него я хлопочу!

    Знаю, как плиту включать-
    Надо кнопку нажимать!
    Подождать потом чуть-чуть
    И на борщик можно дуть!

    По тарелкам разолью,
    Маму с папой позову,
    Их борщом я удивлю,
    Я ведь очень их люблю!

    Картошка

    Людмила Некрасовская

    Я помощник лучший самый:
    Я картошку чищу с мамой.
    Это вам - не пустяки!
    Лишь одно мне непонятно -
    Просит мама: "Аккуратно
    Выковыривай глазки.
    Осторожней будь немножко,
    Не порежься, егоза!"
    Я проверил всю картошку,
    Не нашел ее глаза
    И сказал с обидой маме,
    Что картошки нет с глазами,
    А без глаз полным-полно.
    Что же маме так смешно?!

    Поварёнок

    Людмила Шмидт

    Кто плиту измазал кашей,
    Кто залил сиропом пол,
    Полку сделал замарашей,
    И украсил пастой стол?
    Что за странный поварёнок
    Нам готовил тут обед?
    Не мышонок, не котёнок
    Жарил тосты и омлет.
    Вы подумайте сначала,
    И ответ давать пора.
    Это маме помогала
    Наша Машенька с утра.

    Щи-талочка

    Марина Бородицкая

    Чищу овощи для щей.
    Сколько нужно овощей?

    Три картошки, две морковки,
    Луку полторы головки,
    Да петрушки корешок,
    Да капустный кочешок.

    Потеснись-ка ты, капуста,
    От тебя в кастрюле густо!

    Раз-два-три, огонь зажжён -
    Кочерыжка, выйди вон!

    Суп


    Михаил Придворов

    Мы вдвоём остались с братом,
    Мама срочно лечит зуб.
    Вдруг, наскучило играть нам.
    Мы решили сделать суп!

    Суп варить не всякий может,
    Суп - сплошная ловкость рук.
    Сколько соли сыпать ложек
    И картошек сколько штук?

    Сколько сахара с повидлом,
    Сколько сыра с курагой?
    Сыпь по вкусу и по виду
    И мешай его рукой.

    Можно бросить сладких вишен,
    Можно зелени пучок:
    - Что ты мне над ухом дышишь?
    В блюдах я не новичок! -

    Отольём воды излишки,
    Зажигаем спичкой газ.
    Пусть кипит теперь под крышкой…
    Выйдет вкусный суп у нас.

    Варим суп!

    Наталья Зинцова

    Варим суп, друзья, мы с вами,
    Не - с подсказками, а сами!
    Вкусный будет суп у нас!
    Приступаем мы - сейчас:

    В воду мясо положили,
    Минут сорок поварили,
    Пенку поварёшкой сняли,
    И немного помешали.

    А теперь кладём: морковь,
    Помидорку и картошку...
    Минут двадцать подождём -
    Пусть поварится немножко.

    Да, ещё добавим: лук
    И немного разных круп -
    Чтобы суп наварист был,
    И давал нам много сил!

    Не забудем посолить
    И немного поперчить...
    Больше дела, меньше слов.
    Вкусный суп - у нас готов!

    Суп мы мастерски сварили,
    По тарелкам разложили...
    Ешьте вкусный суп, друзья,
    Ведь без супа - жить нельзя!

    Знают все на белом свете -
    Суп полезен очень детям!!

    Стряпуха

    Наталья Быстрова

    Словно снег упал на кухне
    Что бы это значило?
    Это Сонечка печет
    Вкусные калачики.
    Налила водички в миску,
    И муки насеяла.
    Повторила точно так
    Все как мама делала.
    Посолила, поперчила,
    Тесто туго замесила.
    Раскатала колбасой
    И в печурку, на расстой.
    А пока ждала, зевнула,
    Не заметила, уснула.
    На столе прямо с мукой,
    И ладошка под щекой.
    Не беда, что печь не греет,
    В тесте вся посуда.
    Нашу Сонечку ругать
    Ни за что не буду.

    Повар

    Овчинникова Татьяна Сергеевна

    Папа наш - отличный повар.
    Он варить умеет суп,
    Кашу из крупы перловой
    И кулеш из разных круп.
    А вчера пожарил вкусно
    Он картошку с колбасой.
    Посмотрела мама грустно
    И сказала: «Ой-ой-ой!
    Разве этим кормят деток?
    Детки есть должны котлетки!
    Так что с завтрашнего дня
    Кашеварить буду я!»
    Замахали мы руками
    И сказали нашей маме:
    "Папа-повар - это класс!
    Папа-повар лишь у нас.
    У других же, между прочим,
    Нет... - и всем завидно очень."

    Поварята

    Ольга Алиева 3

    Мы варили маме суп
    Из картофеля и круп.
    Посолили, поперчили,
    А попробовать забыли.

    Что такое, что такое?
    Пересолили суп!

    Вот и мамочка пришла,
    В миску супа налила.
    - Что за чудо, что за чудо!
    Замечательное блюда.

    Всем спасибо за обед!
    Угостить вас, дети?
    - Нет!

    Машин суп

    Ольга Погребняк Скиф

    Маша в кастрюльке суп ложкой мешает.
    Она так гордится, она уж большая.
    Она, как и мама, суп варит для папы,-
    Все будут довольны, все будут так рады.

    Положит моркови, положит картошки
    И лука тоже добавит немножко...
    Как жаль, что нельзя Маше взять поварешку,
    Но суп настоящий, хоть и понарошку.

    Я повариха!

    Платон Андреев

    Я повариха,
    Готовлю обед!
    Суп, макароны,
    Пирог на десерт.
    Будет сегодня
    Довольна семья!
    И мамочка нежно
    Обнимет меня!

    Фантастическое блюдо

    Лидия Слуцкая

    Варится пока в кастрюле
    Суп простой из овощей,
    Сфантазировать мы можем
    Много всяческих вещей.

    Там как будто море плещет:
    Видишь, как вода кипит.
    Вот бочок цветной капусты
    Проплывает словно кит.

    А на глубине - рыбёшка,
    Водоросли там живут.
    То капуста и горошек
    Мир подводный создают.

    И диковинных кораллов
    Много - ложку приготовь:
    Мы из глубины достанем
    Ярко-красную морковь.

    Много также скал подводных
    Ты увидеть будешь рад,
    Там их сколь душе угодно -
    И картошка, и батат.

    Если мы добавим свёклу,
    Покраснеет вдруг вода.
    Так же солнце на закате
    В море падает всегда.

    Может, борщ сварить нам лучше,
    Яркий, пряный и густой?
    Но тогда уже получим
    Про него рассказ другой.

    Наша Варя

    Любовь Сердечная

    Наша Варя суп варила.
    Вот взяла кусочек мыла,
    Подорожника листочек,
    Одуванчика цветочек,
    Чуть морковки, чуть картошки,
    Мелких камешков немножко,
    И ещё головку лука…
    - Кушай, Мишка! Кушай, Кукла!

    Кулинар

    Людмила Шмидт

    Ах, как пахнет!
    Аромат
    Сладкий, как варенье.
    Есть корица, есть мускат,
    Я пеку печенье.
    И не важно, что мукой
    Мой измазан носик,
    Ты попробуй...
    Вкус Какой!
    Съешь,
    Ещё попросишь.
    Мама, гордость не тая,
    Скажет мне недаром:
    - Будет доченька моя
    Славным кулинаром.

    Мамины помощники

    Любовь Платонова-Зотова

    Мы помочь решили маме -
    Приготовим ужин сами!
    Чтобы меньше мыть посуду,
    Я варить всё вместе буду -
    Взяв большую сковородку,
    Мы варили там селёдку,
    И картошку с молоком,
    И треску, ну а потом...
    Потом кошки во дворе
    Ели рыбу и пюре...

    Винегрет

    Галина Горлова

    Мы сегодня на обед
    Приготовим винегрет:

    Свёклу красную, морковку,
    Отправляем печь в духовку,
    А картофель с кожурой
    Сварим в котелке с водой.

    Всё горячее остудим.
    Мелко овощи изрубим
    Жёлтый перец, лук зелёный
    И огурчик к ним солёный.

    Масло постное вливаем,
    Хорошо перемешаем.
    Собрались все краски лета
    В жёлтой миске с винегретом.

    Славься летняя пора!
    Угощайся! Детвора.

    Дружная работа

    Вера Баранова

    Засияли наши лица -
    Мама вновь готовит пиццу!
    Мы поможем ей во всём:
    Лук почистим, сыр натрём,
    Помидоры мы нарежем
    И укроп помоем свежий,
    Перец сладкий и цветной,
    Будто радуга весной.
    Мама тесто замесила,
    Над начинкой помудрила,
    Пицца в противень легла,
    Всё пространство заняла!
    Тут духовка подоспела,
    Нашу пиццу обогрела.
    Больше нечего сказать -
    Стали дружно пиццу ждать.
    Дело мастера боится!
    Получилась наша пицца
    Разноцветной, как жар-птица,
    Ароматна и вкусна!
    А разгадка в том одна:
    Какие вложишь ты труды,
    Такие и пожнёшь плоды!

    Непослушное тесто

    Ольга Борисова

    Мама тесто замесила,
    Проследить за ним просила,
    Чтоб оно не убежало.
    Я ж его не удержала!
    Опрокинула на стол
    И "процесс", во всю, пошёл.
    Стала мять его, катать,
    А оно меня «хватать».
    Липло к пальцам, лезло в нос
    И добралось до волос.
    Я в муке весь день была,
    Словно снег, белым - бела!

    Хозяюшка Варюша

    Рита Лященко

    Лепит Варя пирожки
    Быстро, весело, красиво.
    Мигом делает горшки.
    Варит борщ в них всем на диво.

    Свёкла там, морковь, картошка
    И капуста, жарит лук.
    Даже мяса там немножко.
    Есть зовёт друзей, подруг.

    Вкусно, ели и хвалили.
    За столом аж пять ребят.
    Жаль, что мамам не хватило.
    Варю все благодарят.

    Первый пирог

    Степанова Елена Анатольевна

    Весь день я трудился,
    Старался, как мог.
    И вот получился
    Мой первый пирог!

    И нежный, и вкусный.
    А пышный какой!
    Вишнёво-капустно-
    Творожно-мясной.
    Салат с секретом

    Степанова Елена Анатольевна

    Я долго готовил
    Чудесный салат.
    Сначала усердно
    Крошил шоколад.
    Добавил ириса,
    Затем карамель.
    Обдумывал блюдо
    Пятнадцать недель!

    Приправил всё горсткой
    Цветного драже.

    А где же салатик?!
    Он съеден уже.

    Помощники

    Тамара Второва

    Завтрак милой маме
    Мы готовим сами:
    Взяли миску, оп-ля!
    Рисовые хлопья,
    Молока по риску
    Наливаем в миску,
    Подсластим чуточек,
    Маслица кусочек,
    Размешали ложкой,
    Подождём немножко...
    Три минуты
    и готово,
    Кушай, мама!
    Будь здорова!
    Весь рецепт готовки
    Скрыт в микроволновке!

    Варим борщ

    Татьяна Лиховцова

    Мы с моей сестрёнкой Юлей
    Варим борщ в большой кастрюле
    Не жалеем овощей:
    «Ты варися поскорей!»
    До краёв воды налили,
    Соль добавить не забыли,
    В воду бросили лучок,
    Помидоры, чесночок,
    Положили и картошку,
    Правда, с кожурой немножко.
    Целиком вилок капусты,
    Будет борщ наш самый вкусный.
    Свёклу с Юлькой не нашли,
    Но к решению пришли:
    «Заменяем кабачком -
    Загружаем целиком!»
    Долго - долго всё варилось:
    Уж вода вся испарилась.
    Мы долили, не беда
    В кране есть у нас вода.
    Мы ещё раз посолили
    И к столу всех пригласили…..
    Знаем точно, подрастём
    С Юлькой в повара пойдём.

    Отличная хозяйка

    Татьяна Лаврова-Волгоград

    Я сегодня не скучаю,
    Маме стряпать помогаю.
    Ничего, что руки в тесте,
    Лепим мы пельмени вместе!
    Я лепить стараюсь ровно.
    У меня пельмень - огромный!
    Хватит маме и Серёжке,
    Папе, бабушке и кошке.
    Скажут все, что не лентяйка,
    А отличная хозяйка!

    Пирожки

    Татьяна Лаврова-Волгоград

    Мама Сонечку хвалила,
    Пирожки лепить учила:
    - Теста мягкого комочек
    Раскатай-ка, мой дружочек.
    Положи начинку
    Точно в серединку.
    Защипи края опрятно,
    Чтобы было аккуратно.
    И в духовку - запекаться.
    Дальше будем дожидаться
    Пирожков с капустой
    Очень-очень вкусных!

    Повариха

    Татьяна Лаврова-Волгоград

    Мы с сестрёнкой - поварихи!
    Приготовим супчик лихо!
    Вот морковка, вот картошка...
    Где моя большая ложка?
    Ой, какая ерунда!
    Очень сладкая вода!
    Что-то мы тут намудрили:
    Сахар в суп мы положили...
    Ничего, и так сойдёт.
    Будет к завтраку компот!

    Выучусь на повара...

    Татьяна Суханова 3

    В кафе и в ресторане
    Работать я смогу!
    Вот курица в сметане,
    Из овощей рагу!

    Вот рыба, вот салатик,
    А это антрекот!
    Надену я халатик
    и накормлю народ!

    Я повар, значит, вкусно
    Готовить должен я.
    Похвалит за искусство
    Меня моя семья!

    Ну, а пока мешаю
    Яйцо, муку, кефир...
    В духовке запекаю,
    Хочу устроить пир)

    Сказал мне папа важно:
    - Горжусь тобой, сынок!
    И надкусил отважно
    Мой первый пирожок...

    Стряпуха

    Фрида Полак

    У бабули - день рожденья.
    Испеку ей угощенье.
    Вот вода, а вот мука,
    Всё смешаю я слегка.

    Это - сахарный песок.
    Вкусным должен быть пирог!
    По краям - кайма витая,
    В центре роза золотая.

    Отнесу скорей домой -
    Принимай подарок мой!
    ... Ой, рассыпался пирог!
    Эх, сухой... морской песок!

    Повар!

    Яна Клык

    В повара пойти учится,
    я решил вчера друзья.
    И тогда мною гордиться,
    будет вся моя семья!

    Я решил готовить суп
    Вот уж мама удивится.
    Я достал побольше круп,
    будет папа мной гордится!

    Положил туда сметаны,
    и конечно майонез.
    А ещё налил приправы,
    и арбуз, он еле влез.

    Вот порезал я картошку,
    и почистил сам морковь.
    Наконец закрыл я крышку,
    думал ставить на огонь.

    Только суп мой не кипел,
    но рецепт мой был не плох.
    Просто папа подоспел
    и застал меня врасплох.

Статьи по теме