Сентябрь пахнет яблоками, октябрь — капустой. Конспект занятия «Сентябрь пахнет яблоками, а октябрь капустой

ГБОУ Детский сад Комбинированного вида №1547

Конспект проведения Дня здоровья.

«Сентябрь пахнет яблоками, а октябрь капустой».

Составила и провела

Егорова Л.Д

Москва 2013 г

Цель: Закреплять знания детей об овощах, где растут, как их убирают, как употребляют в пищу, о пользе, стимулировать мыслительную и речевую активность. Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к труду.

Материал: Шапочки овощей, корзина с муляжами овощей, раздаточная доска, миска, пластмассовый ножик, фартук, косынка.

Ход проведения дня здоровья

Дети входят в группу после того, как отгадают загадку про овощи. Здесь их встречает Петрушка.

Ребята, здравствуйте, я пришел на ваш праздник овощей, но ничего не умею делать, не знаю ничего про овощи. Я пришел к вам за помощью. Помогите мне разобраться, где какие овощи и для чего они нужны.

Дети по очереди надевают шапочки овощей и называют себя;

В огород мы все идем

Урожай там соберем

Грядки проверяем

Змейкой мы шагаем.

Проведение утренней гимнастики:

Есть у нас огород

Там морковка растет

Вот такой вышины

Вот такой ширины

Вот такой ужины

Ты морковка, поспеши

С нами вместе попляши.

Петрушка хвалит детей и просит показать, что можно приготовить из овощей.

Игра инсценировка стихотворения Ю.Тувима «Овощи».

Хозяйка с базара домой принесла:

Хозяйка – Достает из корзины овощи, кладет на поднос, приговаривая:

Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свеклу, охххх!

Что лучше, вкусней и нужней на земле:

Картошка- Я картошка здесь важней!

Без меня не сваришь щей,

Не поешь окрошки.

Капуста - Нет, я –важней!

Про меня вы знаете загадки:

Сто одежек надеваю я.

В огороде в них сижу на грядке,

Щи и борщ не сваришь без меня.

Помидор -Самый важный здесь синьор,

Это я – помидор!

Лук-Нет, Всего нужней лучок,

Я лучок-старичок.

Но я полезен очень-вот так штука,

Нет от простуды средства лучше лука!

Морковь - Я морковка, иль морковь,

Из меня салат готовь!

Положи и в борщ и в суп

Из гороха и из круп.

Горох - Распустил усы горох

Шел в стручке переполох

Целый выводок горошин

Друг на дружку не похожи.

И ножиком этим крошить начала;

Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свеклу.

(Хозяйка выполняет действие режет овощи).

Дети встают вокруг стола (Это кастрюля).

(Дети под веселую музыку танцуют) картошка, капуста, морковка, горох, петрушка и свекла, Охххх!

Дети хором: И суп овощной получился неплох.

Без нас не суп, не винегрет

Урожай нам принесла

Спасибо дружно говорим

Зимой запасы все съедим!

Петрушка- Спасибо, ребята! Сегодня я узнал много интересного и многому научился:

Стал я поваром сегодня,

Могу сварить я вкусных щей

И котлет из овощей

Мои друзья будут довольны

До свидания!

Татьяна Радиванюк

Интеграция образовательных областей : развитие речи, моделирование.

Цель : Развитие речевого и художественного творчества детей.

Задачи :

Образовательные : -упражнять детей в согласовании слов в предложении;

Совершенствовать умение образовывать имена прилагательные в сравнительной степени.

Развивающие : -обогащать природоведческий словарь детей;

Развивать мелкую моторику

Развивать интерес к самостоятельной конструктивно -модельной творческой деятельности.

Воспитательные : воспитывать у детей -чувство юмора,

Интонационную выразительность речи,

Доброжелательные отношения в детском коллективе.

Оборудование :

Кочан белокочанной капусты ,

Картинки -капусты разных сортов

Кушаний из капусты

Грядки и поля с капустой

Шляпа деду и маска зайца для подвижной игры.

Для каждого ребенка :

Газетный лист (А-4, половинка листа (А-4) зеленой бумаги, картонный трафарет круга (D 3-4 см, клей, кисточка, клеенка, салфетка.

Подготовительная работа :

Рассматривание выставки «Такая разная капуста » .

Разучивание подвижной игры «Дедушка и капуста » .

План деятельности :

Дети стоят на ковре.

1. Отгадывание загадки.

Сидит баба на грядке,

Сама вся в заплатках. (Капуста .)

2. Какая бывает капуста ?

Ответы детей с опорой на картинки, передавая кочан капусты по кругу .

Бывает жареная капуста . (Тушеная, свежая, квашеная, молодая, отварная, пересоленная, недосоленная, вкусная, невкусная, испорченная, морская, пекинская, цветная, брюссельская, белокочанная, краснокочанная, декоративная и др.)

3. Где растет капуста ?

Ответы детей с опорой на картинки :

Капуста растет в огороде . (На грядке, на поле, на даче.)

4. А где капуста не растет ?

Ответы детей :

Капуста не растет на болоте . (В саду, в горах, на лугу, в пещерах, в лесу, в горшке на подоконнике, на дереве и др.)

5. Речевая игра «Дразнилки» .

Воспитатель : Я люблю грибной суп, он такой ароматный.

Дети : Грибной суп ароматный а, щи ароматнее.

Воспитатель : Я люблю пироги с яблоками , они такие сытные.

Дети : Пироги с яблоками сытные , а пироги с капустой сытнее .

Воспитатель : Я люблю салат из огурцов, он такой вкусный.

Дети : Салат из огурцов вкусный, а салат из капусты вкуснее .

Воспитатель : Я люблю апельсиновый сок, он такой полезный.

Дети : Апельсиновый сок полезный, а капустный сок полезнее .

Воспитатель : Я люблю кабачковые оладьи, они такие сочные.

Дети : Кабачковые оладьи сочные, а капустные оладьи сочнее .

6. Игра малой подвижности «Дедушка и капуста » .

Дети стоят в кругу (это кочаны капусты , считалкой выбираются «дедушка» и «зайчик» . Все вместе, и «капуста » , и «дедушка» , и «зайчик» идут по кругу и поют :

Разрослась на грядке в огороде густо

Белая, большая, сочная капуста .

Дети присаживаются на корточки, а «дедушка» идет по кругу, поглаживая каждого ребенка по голове.

Дедушка капусту часто поливает ,

Каждую головку хорошо узнает.

Воспитатель : Устал дедушка, ушел, уснул. («Дедушка» отходит в сторону, садится на стульчик спиной к детям, закрывает глаза)

Зайка – побегайка в огороде был

И кочан капусты с грядки утащил .

(«Зайка» прячет один «кочанчик» за ширму или в другое укромное место.)

Воспитатель : Кого нет? Угадай!

Бывает, что водящему не удается припомнить, кого же спрятал «зайчик» . Можно спросить у него, нужна ли ему помощь? Если согласен на помощь, попросить ребят : «Подскажите «дедушке» , какой был «кочанчик» : девочка или мальчик?» Если и это не помогает, то спросить у ребят : «Какая первая буква в имени «кочанчика» ?» После такой подсказки «дедушка» , как правило, уже угадывает наверняка. «Дедушку» можно заменить «бабушкой» .

7. Продуктивная деятельность. Моделирование кочана белокочанной капусты .

Смять газетный лист и скатать из него шарик;

Смять лист зеленой бумаги как можно сильнее, расправить;

Нарвать из мятой зеленой бумаги куски округлой формы (можно с использованием картонного трафаретного круга, диаметром 3-4 см,должно хватить 10 деталек);

На газетный шарик наклеить кусок зеленой бумаги;

Нижнюю часть кочешка закрыть намазанным по центру кусочком зеленой бумаги;

Высушить кочешок.

8. Почему в народе говорят : Сентябрь пахнет яблоками , а октябрь капустой .

Ответы детей :

Капусту убирают в октябре самой последней из овощей. В октябре начинают заготавливать капусту на зиму . Когда капусты много , из нее готовят разные блюда, и пахнет капустой .

Публикации по теме:

Согласно Программе развития Леушинской школы-интерната на 2013-2017 годы, с целью воспитания мотивации, развития творческого потенциала,.

Календарно-тематическое планирование в первой младшей группе на октябрь месяц Тема недели: «Домашние животные» Понедельник - 05.10.15г. Утро: Утренняя гимнастика комплекс № 1 Цель: Знакомить с новым комплексом..

Конспект интегрированного занятия в средней группе на тему: «Любим мы в России пирожки с капустой!»(познавательное, коммуникативное, музыкальное).

Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной к школе группе «Там русский дух, там Русью пахнет» Тема: «Там русский дух, там Русью пахнет…» Задачи: Познакомить детей с первыми историческими фактами образования Руси, дать представления.

Светлана Колыванова
Интегрированное занятие «Сентябрь пахнет яблоками, а октябрь капустой». Подготовительная группа

Интегрированное занятие для детей подготовительной группы

«Сентябрь пахнет яблоками , а октябрь капустой »

Цели : дать детям представление о характерных для октября явлениях природы , народных обычаях и праздниках (Сергиев день, продолжить знакомство с предметами обихода-деревянным корытцем, сечкой; через песни, игры, попевки приобщать детей к фольклору; воспитывать любознательность, продолжить приобщение детей к русской национальной культуре.

Материал : сечка, корытце, вилок капусты , тесто, столы, доски, вода, салфетки.

Предварительная работа : знакомство детей с традициями праздника «Сергиев день» , разучивание игры «Колышки» и «Завивание капустки » , пословиц об осени, знакомство с техникой лепки капусты из теста .

Ход занятия:

Муз. Рук. Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далёкий птицы улетели,

Если небо хмурится, если дождик льётся,

Это время года осенью зовётся.

Дети. Осень, осень, осень,

Просим недель восемь.

С громами сильными,

С дождями сильными.

Лей – кА, дождик, с неба –

Больше будет хлеба!

Муз. Рук. А какой сейчас осенний месяц? Как он называется?

Дети : Октябрь .

Муз. Рук. А как этот месяц в народе называют? Почему?

Дети : Октябрь – грязник , потому что в октябре часто идут дожди , холодно и грязно.

Муз. Рук. Правильно. «Октябрь – грязник ни колеса , ни полоза не любит» . А какие пословицы вы об осени ещё знаете?

Дети : «Плачет октябрь холодными слезами » , «Сентябрь пахнет яблоками , а октябрь капустой ».

Муз. Рук. В октябре месяце отмечают Сергиев день. Что это значит? Раньше на Руси в этот день принято было солить капусту на зиму . Девушки собирались вместе, ходили из дома в дом и рубили капусту . Так они помогали друг другу. В этом принимали участие и дети. Даже поговорки есть про капусту «Для чего огород городить, коли капусту не садить » . Вы любите капусту ?

Дети : да, любим.

Муз. Рук. Я тоже люблю капусту , кроме того она очень полезная. Я решила тоже приготовиться к зиме. Сейчас буду солить капусту . А для работы мне нужны сечка и корытце. Вот корытце, оно деревянное, а вот это сечка, она сделана из металла.

Показать детям сечку и корытце.

Этой сечкой рубят капусту . Сечка очень острая, поэтому с ней нужно обращаться осторожно. Посмотрите, как я буду это делать.

Музыкальный руководитель показывает.

А что это вы сидите без дела? Помогайте мне.

Игра пальчиковая «Солим капусту » .

Мы капусту рубим , рубим.

Мы морковку трем, трем.

Мы капусту солим , солим,

Мы капусту жмем , жмем.

Муз. Рк. А теперь перемешаем и попробуем. Покажите мимикой, вкусная капуста или пересолённая , а я отгадаю. Молодцы! Никто не пересолил капусту ?

На капустинских посиделках всегда водили хоровод «Завивание капустки » . И сейчас мы с девочками покажем вам, как это делали.

Игра «Завивание капустки » .

(Девочки встают в ряд, берутся за руки. Самая высокая девочка – Кочерыжка. Девочки вьются вокруг неё и поют : вью, вью я капустыньку , завивайся, вилок - кочешок. Когда хоровод плотно обовьёт Кочерыжку, она топает ногой и все поднимают руки воротиками. Кочерыжка проходит под руками наружу, выводя за собой цепочку играющих, которая не должна разорваться)

Все (поют) Вью, вью я капустыньку ,

Завивайся, вилок – кочешок,

Вью, вью я капустыньку ,

Не женись ты, милой женишок.

Если женишься – покаешься,

Со мной, девицей, расстанешься…

Молодцы, спасибо девочки. А кто знает загадки о капусте ?

Дети : не книжка, а с листьями. Сто одёжек и все без застёжек.

Муз. Рук. Конечно. У капусты много листочков , которые сидят все на одной кочерыжке. Вот посмотрите. А сейчас мы пойдём с вами собирать урожай.

(Воспитатель приглашает детей к столам, где дети под русскую народную музыку лепят из теста вилки капусты , воспитатель помогает детям).

Муз. Рук. Какие вы молодцы. Спасибо, большое. Хороший урожай. Делу время, потехе час! После работы начинались капустные вечерки с веселыми играми и прибаутками. Я предлагаю сыграть в русскую народную игру «Колышки» .

Сначала надо выбрать водящего – покупателя.

Считалкой выбрать покупателя. Мальчики – «колышки» , садятся лицом в круг на корточки. Девочки – покупатели – за ними.

Покупатель кума, кума, продай колышек.

Хозяйка. Купи.

Покупатель. А чего стоит.

Хозяйка. Кочан капусты да веник , да рубль денег.

Покупатель. Вот тебе кочан капусты , да веник, да рубль денег.

Хозяйка. Ну, по рукам да в баню.

(Ударяют по рукам и бегут вокруг колышков навстречу друг другу. Кто первый добежит до одинокого колышка, тот его хозяин. Опоздавший водит, торгует другой колышек).

Муз. Рук. «Без капусты щи не живут » так говорили в народе. Будут у нас и щи густые, будет, и что засолить, будет, чем детишкам полакомиться. Я вас хочу угостить пирожками с сочной да сладкой белокочанной капустой .

Угощает пирожками. Дети под музыку выходят из зала.

Как и на каждый месяц года, на октябрь в народе существует множество самых разнообразных примет. Народные приметы – это своеобразный “прогноз погоды” наших предков. Так, по погоде октября судят о будущей зиме, узнают подходящие дни для хозяйственных дел. И, надо сказать, не редко приметы о погоде оказываются куда более точными и верными, чем прогнозы современных метеорологов.

Народные приметы на октябрь

В октябре уже отчетливее, чем в предыдущем месяце, проступают признаки приближающейся зимы и иногда наступают сильные холода. Октябрь имеет очень непостоянный характер. Но для крестьян это месяц сытый, разгульный, время относительного отдыха от летних трудов, перехода с осеннего положения на зимнее, для скота - такой же переход с подножного корма на зимний.

В природе происходит постепенное воцарение зимы, с замерзанием рек, с выпадением снега, с установкою зимнего пути, но в то же время порой позднее тепло возвращается. Это еще зима не настоящая, а только ее преддверие, причем в народе бытует множество признаков, характеризующих ее наступление.

Народные примете на октябрь

На Руси октябрь называли «листопадом» - от осеннего падения листьев, «листобоем», «золотой осенью», «подзимником», «зазимьем», «паздерником» - от слова «паздер» - кострика, так как в этом месяце начинали мять лен и коноплю. Еще этот месяц называют октоврием, потому что у римлян он по счету был восьмым (octo - восемь).

Ныне простой народ зовет месяц октябрь по-своему - «грязником», от осенних дождей, причиняющих ненастье и грязь, или «свадебником» - от свадеб, которые активно справляют в это время.

В народе говорят, что в октябрьское ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, кружит, мутит, ревет, сверху льет, снизу метет.

  • Октябрь непостоянен: то плачет, то смеется.
  • В октябре землю прикроет где листком, где снежком.
  • В октябре на одном часу и дождь, и снег.
  • Октябрь, что март, непостоянен.
  • Мни и топчи лен с половины грязника.
  • Если в октябре лист с березы и дуба опадает нечисто - жди суровой зимы, а если чисто - к легкому году.
  • Дождь мелко сеет, да долго тянется - проглянет и красный день.
  • В октябре с солнцем прощайся, ближе к печке подбирайся.
  • Если лист, падая с дерева, ложится лицом кверху - к недороду на другой год, а ложится изнанкой - к урожаю.
  • В октябре ни на колесах, ни на санях.
  • В октябре и изба с дровами, и мужик в лаптях, а спорыни (в работе) нет.
  • Гром в октябре - зима бесснежная.
  • Месяц ненастья - начало семейного счастья.
  • Октябрь - время свадеб, свадебных засидок прях.
  • Быстро тает октябрьский день - не при-вяжешь за плетень.
  • В октябре зима со бела гнезда снимается, к мужику в гости наряжается: «Дай-ка я на Руси погощу, деревни-села навещу, пирогов поем».
  • В октябре мужик живет с оглядкою.
  • Октябрь на пегой кобыле ездит: ни колеса, ни полоза не любит.
  • В октябре тетерев помешался (масть переменил).
  • Знать осень в октябре по грязи.
  • Октябрь венчает белый снег с великой грязью.
  • Октябрь завершает сборы к зиме.
  • Октябрь - грудень, на дорогах груды замерзшей грязи.
  • Октябрь - месяц полных кладовых (норы, дупла, гнезда).
  • Октябрь часто плачет в платок зари красной.
  • Плачет октябрь холодными слезами.
  • После октября летом не пахнет.
  • Сентябрь пахнет яблоком, октябрь - капустой.
  • Снежным хмелем октябрь крышу завалит.

Приметы и традиции на каждый день октября

1 октября . В народе этот день называли первое зазимье, или отлет журавлей. Примечали, что если журавли и гуси не спешат покинуть родные места – стужа наступит не скоро, а зима будет мягкой и короткой.

  • Журавли полетят – через две недели надо ждать первого мороза: если их не видно на Арину – зима через месяц наступит, не ударить ни одному морозу раньше 2 ноября.
  • На Арину (1 октября) бывает первое зазимье (первый снег и заморозки).
  • Также день называют Арина-шиповница: начинают собирать плоды шиповника и сушить.
  • Если бурьяны выросли очень высокие - будет много снега.

2 октября . К этому времени начинаются пчелиные засидки: пчелы перестают вылетать из ульев за нектаром, залепляют летки воском – прячутся на зиму. Отсюда и одно из названий этого дня – «пчелиная девятина», что означает поминки по пчелам, которых уже не увидеть до следующей весны.

  • Гуще сыплет лист – велит улья с пасеки убирать.
  • В пчелиную девятину девять дней кряду и нищий ложку меда съест.
  • Улья в погреб ставь – праздник меда правь

3 октября. День Астафия. С этого дня начинали дуть сильные ветры, и в этот же день отмечался праздник мельников – единственных людей, способных обуздать страшные вихри и заставить их крутить мельничные крылья.

  • Северные астафьевские ветры – к стуже, южные – к теплу, западные – к мокроте (дождю), восточные – к ведру.
  • Если туманно и тепло, а по проулкам летит длинная белая паутина – осень будет благоприятная и снег не скоро выпадет.
  • Если на Евстафия ветер с юга – к хорошему урожаю озимого хлеба.
  • На Астафья северяк (северный ветер) нагонит стужу.
  • Не все ненастья не Астафья – проглянет и ясный день.
  • В октябре в одном часу и дождь, и снег.
  • В октябре луна в круге – лето будет сухое.
  • После октября летом и не пахнет.
  • Сентябрь пахнет яблоком, а октябрь – капустой.

  • Какая погода на Кондрата с Игнатием, такая и весь месяц простоит.
  • На Кондрата ясно при резком северо-восточном ветре – на холодную зиму.
  • Коли холода усилились – с хорошей погодой распрощайся.
  • Погода этого дня продержится без изменения еще четыре недели.
  • Если много орехов, а грибов нет – зима будет снежная и суровая.
  • Если днем становится прохладнее, а ночью теплеет – будет ненастье.
  • Холод всех людей к печи погнал, а все тепло на небо ушло (в это время становится по-настоящему холодно).
  • Если с березы лист не опал, снег ляжет поздно.
  • На Иону нельзя было есть рыбу: вспоминают о пребывании пророка Ионы в брюхе кита.
  • При неурожае на шишки кедра, ели и сосны зима лютой не бывает.
  • Хорьки и куницы до срока меняют летний мех на зимний – к ранней зиме.
  • Много желудей на дубе - к теплой зиме и плодородному (хлебному) лету.
  • Заревницы малинят (окрашивают в красное) стекла изб.
  • Гром в этот день предвещает бесснежную, короткую и мягкую зиму.
  • Если в октябре солнце взошло быстро и светит ярко - погода переменится.

  • Коли к этому дню лист с березы не опал, снег ляжет поздно.
  • Ветер с севера - к холодной зиме, с юга - к теплой, с запада - к снежной.
  • Если с дерева лист не чисто опадет, будет строгая зима.
  • Закат желтый, золотистый или розовый - к хорошей погоде.
  • Звезды яркие - к хорошей погоде, тусклые - к дождю или снегу.
  • Облака плывут в октябре с севера на юг – к солнечной погоде, с юга на север – к ненастной.
  • Яблоньку за яблоки любят, пчелку - за мед.

11 октября . Харитонов день. По народным приметам этот день считался очень опасным - могли сглазить, навести порчу, и, чтобы не навлечь на себя и хозяйство беды, полагалось сидеть дома и заниматься домашней работой. Ни в коем случае нельзя было сор из избы выметать, потому что по выброшенному мусору можно было напустить беду в дом.

  • Харитон - в избе урон.
  • Феофан накинул на солнце кафтан.
  • На Феофана много звезд - к сухой осени.
  • Если поздно вечером или ночью появится туман - заморозков не будет.
  • Если появится поздний грибок - будет и поздний снежок.
  • Первый мороз наступит поздно - к мягкой зиме с переменчивой погодой.
  • Если снег упадет - зима не скоро настанет.
  • Журавли уже отлетели -на раннюю и холодную зиму.
  • Если белка чисто вылиняла -зима будет хорошая.
  • Первый сухой снег обещает хорошее лето.

  • Откуда на Покров ветер, оттуда и холода придут.
  • Не покрыл Покров, не покроет и Рождество (зима будет малоснежной).
  • Дождливый Покров пчелам благодать несет.
  • На Покров до обеда - осень, после обеда - матушка-зима!
  • Ясное небо – к морозу.
  • Низкие темные облака предвещают холод, а возможно, и снегопад.
  • Галки собираются стаями и кричат – будет ясная погода.
  • Воробьи перелетают стайками с места на место – ждите ненастья.
  • Если мыши копают норы на южную сторону – зима будет холодной.
  • С Ерофея холода сильнее
  • Как ни ярись мужик Ерофей, а с Ерофея и зима шубу надевает
  • На Ерофеев день один “ерофеич” кровь греет!

  • Если снег не упадет – зима не скоро настанет.
  • На березах и дубах листья остаются – к суровой зиме.
  • Щелканье и треск деревьев осенью – к хорошей погоде.
  • Туман, исчезающий после восхода солнца, предвещает хорошую погоду.
  • Птицы дружно улетают на юг – к суровой зиме.
  • Снег осенний полезен для ржицы, если на землю сырую ложится.
  • Пришли Денисы позимские
  • Надевай теплое платье с Фомы
  • Фома- ломит закрома, все бери задарма
  • Фома - большая корма
  • На безлюдье и Фома дворянин
  • Говорят про Ерему, а он про Фому. Били Фому за Еремину вину
  • Первый снег сухой – обещает хорошее лето.
  • В этот день вначале кормят скотину и только после этого завтракают сами.
  • Печь растапливает младший член семьи, тогда зимой в доме не будет зябко.
  • Женщины в этот день надевают новые платки. Существует примета: кто на Сергия новым платком голову покроет, у того весь год голова не будет болеть.
  • Беременные женщины молили Бога, чтобы не родить в Сергиев день, потому что роды в этот день бывают тяжелые.
  • Если выпадет снег, когда деревья еще листву не сбросили, он скоро растает.
  • Cергий инеем травы бьет, а Матрена (22 ноября) зиме повернуть не дает.
  • Если хорошая погода, то стоять ей три недели (до 10 ноября).

  • Готовь шубу - зима забредет
  • Трифон шубу чинит, Пелагея рукавички шьет барановы
  • Стужа да нужа - нет их хуже
  • Белый снег на Якова – благо.
  • Первый снег выпадает – сорок дней до зимы.
  • Готовь теплую одежку – зима забредает.
  • С Якова студеного холод крыльями машет.
  • Не тот снег, что метет, а тот, что сверху идет.
  • Если на Якова выпадет первый снег, то до зимы еще сорок дней.
  • Евлампий лучину отщепляет, огонь вздувает, потемь стращает.
  • Последние дни кучевых облаков.
  • Луна на Филиппа в тусклой дымке - к ненастью (снегопаду).
  • Ясная луна - предвестник мороза.
  • Ветер подул с северной стороны - к большим холодам.
  • Поздний листопад - к суровой и продолжительной зиме.

Народные приметы говорят, что в этот день нельзя стирать, белить, перины выбивать, квас ставить, свечи церковные для дома приобретать, ссориться с людьми, пинать животных, гадать на картах.

  • Кто в этот день родился, тот много горя хлебнет.
  • Не обижай никого на Прова – не будет самому счастья никакого. Это звучит как совет: не ссорьтесь, не мстите, чтобы и с вами не было ничего худого.
  • В этот день на стук в дверь не спрашивают «Кто там?», чтобы болезнь и беда в дом не пожаловали.

Петух запел раньше девяти часов вечера – к дождю.

По народной примете, беременной женщине нельзя было расчесывать волосы в этот день, опасаясь прогневать святую и лишиться ее помощи во время родов.

  • Ненастная осень - дождливая весна.
  • Параскева-пятница - бабья заступница, крестьянок защитница.
  • Параскева-пятница - женской зимней работы покровительница.
  • Если солнце всходит, а над ним облако - хорошей погоды не жди.
  • Хорошая погода сохранится, если у неба ясный, чисто-голубой цвет.
  • Если луна на Лонгина мутновата и бледна – возможны мороз и снег.
  • Солнце бредет в облаках, как в тумане, – к ненастью.
  • Осий-грязник: ни колеса, ни полоза не любит и все-таки
  • На пророка Осию колесо прощается с осью - телегу в сарай ставят, сани на свет вытаскивают - зима идет!
  • По скрипу тележных колес на день Осия гадали об урожае.
  • Кукушка кукует на сухом дереве – к морозу.

Покуда лист с вишни чисто не опадет – сколько снег ни падай, все будет таять.

Статьи по теме