Сентябрь пахнет яблоками, октябрь — капустой. Конспект занятия «Сентябрь пахнет яблоками, а октябрь капустой
ГБОУ Детский сад Комбинированного вида №1547Конспект проведения Дня здоровья.
«Сентябрь пахнет яблоками, а октябрь капустой».
Составила и провела
Егорова Л.Д
Москва 2013 г
Цель: Закреплять знания детей об овощах, где растут, как их убирают, как употребляют в пищу, о пользе, стимулировать мыслительную и речевую активность. Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к труду.
Материал: Шапочки овощей, корзина с муляжами овощей, раздаточная доска, миска, пластмассовый ножик, фартук, косынка.
Ход проведения дня здоровья
Дети входят в группу после того, как отгадают загадку про овощи. Здесь их встречает Петрушка.
Ребята, здравствуйте, я пришел на ваш праздник овощей, но ничего не умею делать, не знаю ничего про овощи. Я пришел к вам за помощью. Помогите мне разобраться, где какие овощи и для чего они нужны.
Дети по очереди надевают шапочки овощей и называют себя;
В огород мы все идем
Урожай там соберем
Грядки проверяем
Змейкой мы шагаем.
Проведение утренней гимнастики:
Есть у нас огород
Там морковка растет
Вот такой вышины
Вот такой ширины
Вот такой ужины
Ты морковка, поспеши
С нами вместе попляши.
Петрушка хвалит детей и просит показать, что можно приготовить из овощей.
Игра инсценировка стихотворения Ю.Тувима «Овощи».
Хозяйка с базара домой принесла:
Хозяйка – Достает из корзины овощи, кладет на поднос, приговаривая:
Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свеклу, охххх!
Что лучше, вкусней и нужней на земле:
Картошка- Я картошка здесь важней!
Без меня не сваришь щей,
Не поешь окрошки.
Капуста - Нет, я –важней!
Про меня вы знаете загадки:
Сто одежек надеваю я.
В огороде в них сижу на грядке,
Щи и борщ не сваришь без меня.
Помидор -Самый важный здесь синьор,
Это я – помидор!
Лук-Нет, Всего нужней лучок,
Я лучок-старичок.
Но я полезен очень-вот так штука,
Нет от простуды средства лучше лука!
Морковь - Я морковка, иль морковь,
Из меня салат готовь!
Положи и в борщ и в суп
Из гороха и из круп.
Горох - Распустил усы горох
Шел в стручке переполох
Целый выводок горошин
Друг на дружку не похожи.
И ножиком этим крошить начала;
Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свеклу.
(Хозяйка выполняет действие режет овощи).
Дети встают вокруг стола (Это кастрюля).
(Дети под веселую музыку танцуют) картошка, капуста, морковка, горох, петрушка и свекла, Охххх!
Дети хором: И суп овощной получился неплох.
Без нас не суп, не винегрет
Урожай нам принесла
Спасибо дружно говорим
Зимой запасы все съедим!
Петрушка- Спасибо, ребята! Сегодня я узнал много интересного и многому научился:
Стал я поваром сегодня,
Могу сварить я вкусных щей
И котлет из овощей
Мои друзья будут довольны
До свидания!
Татьяна Радиванюк
Интеграция образовательных областей : развитие речи, моделирование.
Цель : Развитие речевого и художественного творчества детей.
Задачи :
Образовательные : -упражнять детей в согласовании слов в предложении;
Совершенствовать умение образовывать имена прилагательные в сравнительной степени.
Развивающие : -обогащать природоведческий словарь детей;
Развивать мелкую моторику
Развивать интерес к самостоятельной конструктивно -модельной творческой деятельности.
Воспитательные : воспитывать у детей -чувство юмора,
Интонационную выразительность речи,
Доброжелательные отношения в детском коллективе.
Оборудование :
Кочан белокочанной капусты ,
Картинки -капусты разных сортов
Кушаний из капусты
Грядки и поля с капустой
Шляпа деду и маска зайца для подвижной игры.
Для каждого ребенка :
Газетный лист (А-4, половинка листа (А-4) зеленой бумаги, картонный трафарет круга (D 3-4 см, клей, кисточка, клеенка, салфетка.
Подготовительная работа :
Рассматривание выставки «Такая разная капуста » .
Разучивание подвижной игры «Дедушка и капуста » .
План деятельности :
Дети стоят на ковре.
1. Отгадывание загадки.
Сидит баба на грядке,
Сама вся в заплатках. (Капуста .)
2. Какая бывает капуста ?
Ответы детей с опорой на картинки, передавая кочан капусты по кругу .
Бывает жареная капуста . (Тушеная, свежая, квашеная, молодая, отварная, пересоленная, недосоленная, вкусная, невкусная, испорченная, морская, пекинская, цветная, брюссельская, белокочанная, краснокочанная, декоративная и др.)
3. Где растет капуста ?
Ответы детей с опорой на картинки :
Капуста растет в огороде . (На грядке, на поле, на даче.)
4. А где капуста не растет ?
Ответы детей :
Капуста не растет на болоте . (В саду, в горах, на лугу, в пещерах, в лесу, в горшке на подоконнике, на дереве и др.)
5. Речевая игра «Дразнилки» .
Воспитатель : Я люблю грибной суп, он такой ароматный.
Дети : Грибной суп ароматный а, щи ароматнее.
Воспитатель : Я люблю пироги с яблоками , они такие сытные.
Дети : Пироги с яблоками сытные , а пироги с капустой сытнее .
Воспитатель : Я люблю салат из огурцов, он такой вкусный.
Дети : Салат из огурцов вкусный, а салат из капусты вкуснее .
Воспитатель : Я люблю апельсиновый сок, он такой полезный.
Дети : Апельсиновый сок полезный, а капустный сок полезнее .
Воспитатель : Я люблю кабачковые оладьи, они такие сочные.
Дети : Кабачковые оладьи сочные, а капустные оладьи сочнее .
6. Игра малой подвижности «Дедушка и капуста » .
Дети стоят в кругу (это кочаны капусты , считалкой выбираются «дедушка» и «зайчик» . Все вместе, и «капуста » , и «дедушка» , и «зайчик» идут по кругу и поют :
Разрослась на грядке в огороде густо
Белая, большая, сочная капуста .
Дети присаживаются на корточки, а «дедушка» идет по кругу, поглаживая каждого ребенка по голове.
Дедушка капусту часто поливает ,
Каждую головку хорошо узнает.
Воспитатель : Устал дедушка, ушел, уснул. («Дедушка» отходит в сторону, садится на стульчик спиной к детям, закрывает глаза)
Зайка – побегайка в огороде был
И кочан капусты с грядки утащил .
(«Зайка» прячет один «кочанчик» за ширму или в другое укромное место.)
Воспитатель : Кого нет? Угадай!
Бывает, что водящему не удается припомнить, кого же спрятал «зайчик» . Можно спросить у него, нужна ли ему помощь? Если согласен на помощь, попросить ребят : «Подскажите «дедушке» , какой был «кочанчик» : девочка или мальчик?» Если и это не помогает, то спросить у ребят : «Какая первая буква в имени «кочанчика» ?» После такой подсказки «дедушка» , как правило, уже угадывает наверняка. «Дедушку» можно заменить «бабушкой» .
7. Продуктивная деятельность. Моделирование кочана белокочанной капусты .
Смять газетный лист и скатать из него шарик;
Смять лист зеленой бумаги как можно сильнее, расправить;
Нарвать из мятой зеленой бумаги куски округлой формы (можно с использованием картонного трафаретного круга, диаметром 3-4 см,должно хватить 10 деталек);
На газетный шарик наклеить кусок зеленой бумаги;
Нижнюю часть кочешка закрыть намазанным по центру кусочком зеленой бумаги;
Высушить кочешок.
8. Почему в народе говорят : Сентябрь пахнет яблоками , а октябрь капустой .
Ответы детей :
Капусту убирают в октябре самой последней из овощей. В октябре начинают заготавливать капусту на зиму . Когда капусты много , из нее готовят разные блюда, и пахнет капустой .
Публикации по теме:
Согласно Программе развития Леушинской школы-интерната на 2013-2017 годы, с целью воспитания мотивации, развития творческого потенциала,.
Календарно-тематическое планирование в первой младшей группе на октябрь месяц Тема недели: «Домашние животные» Понедельник - 05.10.15г. Утро: Утренняя гимнастика комплекс № 1 Цель: Знакомить с новым комплексом..
Конспект интегрированного занятия в средней группе на тему: «Любим мы в России пирожки с капустой!»(познавательное, коммуникативное, музыкальное).
Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной к школе группе «Там русский дух, там Русью пахнет» Тема: «Там русский дух, там Русью пахнет…» Задачи: Познакомить детей с первыми историческими фактами образования Руси, дать представления.
Светлана Колыванова
Интегрированное занятие «Сентябрь пахнет яблоками, а октябрь капустой». Подготовительная группа
Интегрированное занятие для детей подготовительной группы
«Сентябрь пахнет яблоками , а октябрь капустой »
Цели : дать детям представление о характерных для октября явлениях природы , народных обычаях и праздниках (Сергиев день, продолжить знакомство с предметами обихода-деревянным корытцем, сечкой; через песни, игры, попевки приобщать детей к фольклору; воспитывать любознательность, продолжить приобщение детей к русской национальной культуре.
Материал : сечка, корытце, вилок капусты , тесто, столы, доски, вода, салфетки.
Предварительная работа : знакомство детей с традициями праздника «Сергиев день» , разучивание игры «Колышки» и «Завивание капустки » , пословиц об осени, знакомство с техникой лепки капусты из теста .
Ход занятия:
Муз. Рук. Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далёкий птицы улетели,
Если небо хмурится, если дождик льётся,
Это время года осенью зовётся.
Дети. Осень, осень, осень,
Просим недель восемь.
С громами сильными,
С дождями сильными.
Лей – кА, дождик, с неба –
Больше будет хлеба!
Муз. Рук. А какой сейчас осенний месяц? Как он называется?
Дети : Октябрь .
Муз. Рук. А как этот месяц в народе называют? Почему?
Дети : Октябрь – грязник , потому что в октябре часто идут дожди , холодно и грязно.
Муз. Рук. Правильно. «Октябрь – грязник ни колеса , ни полоза не любит» . А какие пословицы вы об осени ещё знаете?
Дети : «Плачет октябрь холодными слезами » , «Сентябрь пахнет яблоками , а октябрь капустой ».
Муз. Рук. В октябре месяце отмечают Сергиев день. Что это значит? Раньше на Руси в этот день принято было солить капусту на зиму . Девушки собирались вместе, ходили из дома в дом и рубили капусту . Так они помогали друг другу. В этом принимали участие и дети. Даже поговорки есть про капусту «Для чего огород городить, коли капусту не садить » . Вы любите капусту ?
Дети : да, любим.
Муз. Рук. Я тоже люблю капусту , кроме того она очень полезная. Я решила тоже приготовиться к зиме. Сейчас буду солить капусту . А для работы мне нужны сечка и корытце. Вот корытце, оно деревянное, а вот это сечка, она сделана из металла.
Показать детям сечку и корытце.
Этой сечкой рубят капусту . Сечка очень острая, поэтому с ней нужно обращаться осторожно. Посмотрите, как я буду это делать.
Музыкальный руководитель показывает.
А что это вы сидите без дела? Помогайте мне.
Игра пальчиковая «Солим капусту » .
Мы капусту рубим , рубим.
Мы морковку трем, трем.
Мы капусту солим , солим,
Мы капусту жмем , жмем.
Муз. Рк. А теперь перемешаем и попробуем. Покажите мимикой, вкусная капуста или пересолённая , а я отгадаю. Молодцы! Никто не пересолил капусту ?
На капустинских посиделках всегда водили хоровод «Завивание капустки » . И сейчас мы с девочками покажем вам, как это делали.
Игра «Завивание капустки » .
(Девочки встают в ряд, берутся за руки. Самая высокая девочка – Кочерыжка. Девочки вьются вокруг неё и поют : вью, вью я капустыньку , завивайся, вилок - кочешок. Когда хоровод плотно обовьёт Кочерыжку, она топает ногой и все поднимают руки воротиками. Кочерыжка проходит под руками наружу, выводя за собой цепочку играющих, которая не должна разорваться)
Все (поют) Вью, вью я капустыньку ,
Завивайся, вилок – кочешок,
Вью, вью я капустыньку ,
Не женись ты, милой женишок.
Если женишься – покаешься,
Со мной, девицей, расстанешься…
Молодцы, спасибо девочки. А кто знает загадки о капусте ?
Дети : не книжка, а с листьями. Сто одёжек и все без застёжек.
Муз. Рук. Конечно. У капусты много листочков , которые сидят все на одной кочерыжке. Вот посмотрите. А сейчас мы пойдём с вами собирать урожай.
(Воспитатель приглашает детей к столам, где дети под русскую народную музыку лепят из теста вилки капусты , воспитатель помогает детям).
Муз. Рук. Какие вы молодцы. Спасибо, большое. Хороший урожай. Делу время, потехе час! После работы начинались капустные вечерки с веселыми играми и прибаутками. Я предлагаю сыграть в русскую народную игру «Колышки» .
Сначала надо выбрать водящего – покупателя.
Считалкой выбрать покупателя. Мальчики – «колышки» , садятся лицом в круг на корточки. Девочки – покупатели – за ними.
Покупатель кума, кума, продай колышек.
Хозяйка. Купи.
Покупатель. А чего стоит.
Хозяйка. Кочан капусты да веник , да рубль денег.
Покупатель. Вот тебе кочан капусты , да веник, да рубль денег.
Хозяйка. Ну, по рукам да в баню.
(Ударяют по рукам и бегут вокруг колышков навстречу друг другу. Кто первый добежит до одинокого колышка, тот его хозяин. Опоздавший водит, торгует другой колышек).
Муз. Рук. «Без капусты щи не живут » так говорили в народе. Будут у нас и щи густые, будет, и что засолить, будет, чем детишкам полакомиться. Я вас хочу угостить пирожками с сочной да сладкой белокочанной капустой .
Угощает пирожками. Дети под музыку выходят из зала.
Как и на каждый месяц года, на октябрь в народе существует множество самых разнообразных примет. Народные приметы – это своеобразный “прогноз погоды” наших предков. Так, по погоде октября судят о будущей зиме, узнают подходящие дни для хозяйственных дел. И, надо сказать, не редко приметы о погоде оказываются куда более точными и верными, чем прогнозы современных метеорологов.
Народные приметы на октябрь
В октябре уже отчетливее, чем в предыдущем месяце, проступают признаки приближающейся зимы и иногда наступают сильные холода. Октябрь имеет очень непостоянный характер. Но для крестьян это месяц сытый, разгульный, время относительного отдыха от летних трудов, перехода с осеннего положения на зимнее, для скота - такой же переход с подножного корма на зимний.
В природе происходит постепенное воцарение зимы, с замерзанием рек, с выпадением снега, с установкою зимнего пути, но в то же время порой позднее тепло возвращается. Это еще зима не настоящая, а только ее преддверие, причем в народе бытует множество признаков, характеризующих ее наступление.
Народные примете на октябрь
На Руси октябрь называли «листопадом» - от осеннего падения листьев, «листобоем», «золотой осенью», «подзимником», «зазимьем», «паздерником» - от слова «паздер» - кострика, так как в этом месяце начинали мять лен и коноплю. Еще этот месяц называют октоврием, потому что у римлян он по счету был восьмым (octo - восемь).
Ныне простой народ зовет месяц октябрь по-своему - «грязником», от осенних дождей, причиняющих ненастье и грязь, или «свадебником» - от свадеб, которые активно справляют в это время.
В народе говорят, что в октябрьское ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, кружит, мутит, ревет, сверху льет, снизу метет.
- Октябрь непостоянен: то плачет, то смеется.
- В октябре землю прикроет где листком, где снежком.
- В октябре на одном часу и дождь, и снег.
- Октябрь, что март, непостоянен.
- Мни и топчи лен с половины грязника.
- Если в октябре лист с березы и дуба опадает нечисто - жди суровой зимы, а если чисто - к легкому году.
- Дождь мелко сеет, да долго тянется - проглянет и красный день.
- В октябре с солнцем прощайся, ближе к печке подбирайся.
- Если лист, падая с дерева, ложится лицом кверху - к недороду на другой год, а ложится изнанкой - к урожаю.
- В октябре ни на колесах, ни на санях.
- В октябре и изба с дровами, и мужик в лаптях, а спорыни (в работе) нет.
- Гром в октябре - зима бесснежная.
- Месяц ненастья - начало семейного счастья.
- Октябрь - время свадеб, свадебных засидок прях.
- Быстро тает октябрьский день - не при-вяжешь за плетень.
- В октябре зима со бела гнезда снимается, к мужику в гости наряжается: «Дай-ка я на Руси погощу, деревни-села навещу, пирогов поем».
- В октябре мужик живет с оглядкою.
- Октябрь на пегой кобыле ездит: ни колеса, ни полоза не любит.
- В октябре тетерев помешался (масть переменил).
- Знать осень в октябре по грязи.
- Октябрь венчает белый снег с великой грязью.
- Октябрь завершает сборы к зиме.
- Октябрь - грудень, на дорогах груды замерзшей грязи.
- Октябрь - месяц полных кладовых (норы, дупла, гнезда).
- Октябрь часто плачет в платок зари красной.
- Плачет октябрь холодными слезами.
- После октября летом не пахнет.
- Сентябрь пахнет яблоком, октябрь - капустой.
- Снежным хмелем октябрь крышу завалит.
Приметы и традиции на каждый день октября
1 октября . В народе этот день называли первое зазимье, или отлет журавлей. Примечали, что если журавли и гуси не спешат покинуть родные места – стужа наступит не скоро, а зима будет мягкой и короткой.
- Журавли полетят – через две недели надо ждать первого мороза: если их не видно на Арину – зима через месяц наступит, не ударить ни одному морозу раньше 2 ноября.
- На Арину (1 октября) бывает первое зазимье (первый снег и заморозки).
- Также день называют Арина-шиповница: начинают собирать плоды шиповника и сушить.
- Если бурьяны выросли очень высокие - будет много снега.
2 октября . К этому времени начинаются пчелиные засидки: пчелы перестают вылетать из ульев за нектаром, залепляют летки воском – прячутся на зиму. Отсюда и одно из названий этого дня – «пчелиная девятина», что означает поминки по пчелам, которых уже не увидеть до следующей весны.
- Гуще сыплет лист – велит улья с пасеки убирать.
- В пчелиную девятину девять дней кряду и нищий ложку меда съест.
- Улья в погреб ставь – праздник меда правь
3 октября. День Астафия. С этого дня начинали дуть сильные ветры, и в этот же день отмечался праздник мельников – единственных людей, способных обуздать страшные вихри и заставить их крутить мельничные крылья.
- Северные астафьевские ветры – к стуже, южные – к теплу, западные – к мокроте (дождю), восточные – к ведру.
- Если туманно и тепло, а по проулкам летит длинная белая паутина – осень будет благоприятная и снег не скоро выпадет.
- Если на Евстафия ветер с юга – к хорошему урожаю озимого хлеба.
- На Астафья северяк (северный ветер) нагонит стужу.
- Не все ненастья не Астафья – проглянет и ясный день.
- В октябре в одном часу и дождь, и снег.
- В октябре луна в круге – лето будет сухое.
- После октября летом и не пахнет.
- Сентябрь пахнет яблоком, а октябрь – капустой.
- Какая погода на Кондрата с Игнатием, такая и весь месяц простоит.
- На Кондрата ясно при резком северо-восточном ветре – на холодную зиму.
- Коли холода усилились – с хорошей погодой распрощайся.
- Погода этого дня продержится без изменения еще четыре недели.
- Если много орехов, а грибов нет – зима будет снежная и суровая.
- Если днем становится прохладнее, а ночью теплеет – будет ненастье.
- Холод всех людей к печи погнал, а все тепло на небо ушло (в это время становится по-настоящему холодно).
- Если с березы лист не опал, снег ляжет поздно.
- На Иону нельзя было есть рыбу: вспоминают о пребывании пророка Ионы в брюхе кита.
- При неурожае на шишки кедра, ели и сосны зима лютой не бывает.
- Хорьки и куницы до срока меняют летний мех на зимний – к ранней зиме.
- Много желудей на дубе - к теплой зиме и плодородному (хлебному) лету.
- Заревницы малинят (окрашивают в красное) стекла изб.
- Гром в этот день предвещает бесснежную, короткую и мягкую зиму.
- Если в октябре солнце взошло быстро и светит ярко - погода переменится.
- Коли к этому дню лист с березы не опал, снег ляжет поздно.
- Ветер с севера - к холодной зиме, с юга - к теплой, с запада - к снежной.
- Если с дерева лист не чисто опадет, будет строгая зима.
- Закат желтый, золотистый или розовый - к хорошей погоде.
- Звезды яркие - к хорошей погоде, тусклые - к дождю или снегу.
- Облака плывут в октябре с севера на юг – к солнечной погоде, с юга на север – к ненастной.
- Яблоньку за яблоки любят, пчелку - за мед.
11 октября . Харитонов день. По народным приметам этот день считался очень опасным - могли сглазить, навести порчу, и, чтобы не навлечь на себя и хозяйство беды, полагалось сидеть дома и заниматься домашней работой. Ни в коем случае нельзя было сор из избы выметать, потому что по выброшенному мусору можно было напустить беду в дом.
- Харитон - в избе урон.
- Феофан накинул на солнце кафтан.
- На Феофана много звезд - к сухой осени.
- Если поздно вечером или ночью появится туман - заморозков не будет.
- Если появится поздний грибок - будет и поздний снежок.
- Первый мороз наступит поздно - к мягкой зиме с переменчивой погодой.
- Если снег упадет - зима не скоро настанет.
- Журавли уже отлетели -на раннюю и холодную зиму.
- Если белка чисто вылиняла -зима будет хорошая.
- Первый сухой снег обещает хорошее лето.
- Откуда на Покров ветер, оттуда и холода придут.
- Не покрыл Покров, не покроет и Рождество (зима будет малоснежной).
- Дождливый Покров пчелам благодать несет.
- На Покров до обеда - осень, после обеда - матушка-зима!
- Ясное небо – к морозу.
- Низкие темные облака предвещают холод, а возможно, и снегопад.
- Галки собираются стаями и кричат – будет ясная погода.
- Воробьи перелетают стайками с места на место – ждите ненастья.
- Если мыши копают норы на южную сторону – зима будет холодной.
- С Ерофея холода сильнее
- Как ни ярись мужик Ерофей, а с Ерофея и зима шубу надевает
- На Ерофеев день один “ерофеич” кровь греет!
- Если снег не упадет – зима не скоро настанет.
- На березах и дубах листья остаются – к суровой зиме.
- Щелканье и треск деревьев осенью – к хорошей погоде.
- Туман, исчезающий после восхода солнца, предвещает хорошую погоду.
- Птицы дружно улетают на юг – к суровой зиме.
- Снег осенний полезен для ржицы, если на землю сырую ложится.
- Пришли Денисы позимские
- Надевай теплое платье с Фомы
- Фома- ломит закрома, все бери задарма
- Фома - большая корма
- На безлюдье и Фома дворянин
- Говорят про Ерему, а он про Фому. Били Фому за Еремину вину
- Первый снег сухой – обещает хорошее лето.
- В этот день вначале кормят скотину и только после этого завтракают сами.
- Печь растапливает младший член семьи, тогда зимой в доме не будет зябко.
- Женщины в этот день надевают новые платки. Существует примета: кто на Сергия новым платком голову покроет, у того весь год голова не будет болеть.
- Беременные женщины молили Бога, чтобы не родить в Сергиев день, потому что роды в этот день бывают тяжелые.
- Если выпадет снег, когда деревья еще листву не сбросили, он скоро растает.
- Cергий инеем травы бьет, а Матрена (22 ноября) зиме повернуть не дает.
- Если хорошая погода, то стоять ей три недели (до 10 ноября).
- Готовь шубу - зима забредет
- Трифон шубу чинит, Пелагея рукавички шьет барановы
- Стужа да нужа - нет их хуже
- Белый снег на Якова – благо.
- Первый снег выпадает – сорок дней до зимы.
- Готовь теплую одежку – зима забредает.
- С Якова студеного холод крыльями машет.
- Не тот снег, что метет, а тот, что сверху идет.
- Если на Якова выпадет первый снег, то до зимы еще сорок дней.
- Евлампий лучину отщепляет, огонь вздувает, потемь стращает.
- Последние дни кучевых облаков.
- Луна на Филиппа в тусклой дымке - к ненастью (снегопаду).
- Ясная луна - предвестник мороза.
- Ветер подул с северной стороны - к большим холодам.
- Поздний листопад - к суровой и продолжительной зиме.
Народные приметы говорят, что в этот день нельзя стирать, белить, перины выбивать, квас ставить, свечи церковные для дома приобретать, ссориться с людьми, пинать животных, гадать на картах.
- Кто в этот день родился, тот много горя хлебнет.
- Не обижай никого на Прова – не будет самому счастья никакого. Это звучит как совет: не ссорьтесь, не мстите, чтобы и с вами не было ничего худого.
- В этот день на стук в дверь не спрашивают «Кто там?», чтобы болезнь и беда в дом не пожаловали.
Петух запел раньше девяти часов вечера – к дождю.
По народной примете, беременной женщине нельзя было расчесывать волосы в этот день, опасаясь прогневать святую и лишиться ее помощи во время родов.
- Ненастная осень - дождливая весна.
- Параскева-пятница - бабья заступница, крестьянок защитница.
- Параскева-пятница - женской зимней работы покровительница.
- Если солнце всходит, а над ним облако - хорошей погоды не жди.
- Хорошая погода сохранится, если у неба ясный, чисто-голубой цвет.
- Если луна на Лонгина мутновата и бледна – возможны мороз и снег.
- Солнце бредет в облаках, как в тумане, – к ненастью.
- Осий-грязник: ни колеса, ни полоза не любит и все-таки
- На пророка Осию колесо прощается с осью - телегу в сарай ставят, сани на свет вытаскивают - зима идет!
- По скрипу тележных колес на день Осия гадали об урожае.
- Кукушка кукует на сухом дереве – к морозу.
Покуда лист с вишни чисто не опадет – сколько снег ни падай, все будет таять.