Крещенская соль. Четверговая соль для защиты дома. Рецепт с листьями капусты

Только раз в году можно приготовить так называемую четверговую (или черную) соль, и в связи с этим многие люди интересуются, что это такое. Этот интересный пищевой продукт делают в ночь на Чистый четверг. А о том, зачем он нужен, расскажем прямо сейчас.

Для начала стоит понять, что такое четверговая соль, где ее можно взять, как приготовить в домашних условиях. Понятно, что соль называется так потому, что приготавливают ее именно в четверг (в ночь со среды). Причем не во всякий четверг, а именно в Чистый четверг. В этом году — в ночь на 5 апреля 2018 года (а 8 апреля состоится Пасха).

Согласно народным преданиям, такая соль обладает весьма полезными свойствами:

  • защищает человека от сглаза, негативных мыслей и взглядов завистников;
  • оберегает здоровье;
  • помогает сберечь свое хозяйство;
  • помогает избежать неприятных событий;
  • заряжает силой на целый год.

Интересно, что традиция приготовления продукта существует уже несколько веков. Первые из дошедших до нас упоминаний о ней датируются 16 веком. Изначально соль готовили в Подмосковье и регионах Поволжья, откуда обычай распространился по всей стране, вплоть до Сибири.

Полезные свойства порошка объясняются особой энергетикой Чистого четверга. Дело в том, что именно этот день стал последним в земной жизни Христа – уже в пятницу его предадут и распнут на кресте. Вечером Спаситель устроил трапезу с учениками, на которой они вкусили хлеб и выпили вино. А еще Иисус омыл ноги каждому апостолу, поэтому и считается, что в этот день нужно тщательно искупаться и навести идеальный порядок в доме.

Вот почему именно в такие минуты соль может приобрести особый полезный заряд. И благодаря своей чистой энергетике она защитит своего владельца от порчи и сглаза. Да и год получится удачным – главное просто настроиться на позитивную волну. А еще полезно знать, как приготовить и использовать четверговую соль.

Классический древнерусский рецепт

Итак, понятно, что такое четверговая соль и для чего она нужна. Теперь хорошо бы разобраться в том, как готовится этот продукт. На Руси долгие столетия существовал такой рецепт:

  1. Брали соль крупного помола, смачивали ее водой.
  2. Добавляли предварительно размоченный мякиш хлеба из ржаной муки (другой вариант – гуща от домашнего кваса); соотношения всех компонентов одинаковые.
  3. Все компоненты тщательно перемешивали и завязывали в мешочек из натуральной ткани.
  4. Этот мешочек клали в берестяной лапоть и ставили на самый жар в печку (можно класть в горячую золу).
  5. Запекали достаточно долго, чтобы порошок превратился в твердый кирпичик.
  6. Затем его дробили в ступке, а полученные кусочки складывали в емкость.

В итоге в течение нескольких часов соль перекаливалась, а затем становилась черной (откуда и пошло второе название целебного порошка). Интересно, что наши предки уделяли внимание каждой детали, на которую мы сегодня бы и не обратили внимания.

Например, в течение всего Великого поста хозяйка откладывала по одному полену только по воскресеньям. А затем этими воскресными дровами топили печь в Чистый четверг. И соль нужно было готовить именно на них — считалось, что такое пламя обладает очистительной, святой силой.

После получения продукта его собирали и чашечку или в мешочек и хранили в течение всего года, клали рядом с иконами в светлом уголке (его еще называют божницей).

Как использовать четверговую соль

Применять этот продукт можно по-разному: прежде всего, четверговой солью подсаливают вареные яйца во время пасхальной трапезы. А вот еще несколько оригинальных способов:

  1. Понятно, что соль можно использовать и при употреблении любых других пищевых продуктов, в том числе при засолке овощей.
  2. В Сибири долгое время четверговую соль смешивали с золой и растворяли в ведре, которым поливали грядки весной и летом.
  3. А еще в порошке черной соли протирали зерна пшеницы и других культур, которые после этого высаживали в полях.
  4. Клали целебную соль и в маленький мешочек (или во внутренний карман), который всегда носили с собой в качестве талисмана. Он оберегал от болезней, непредвиденных событий и даже использовался солдатами на войне.
  5. Если человек заболевает, можно взять маленькую щепотку соли, проглотить и запить водой.
  6. А еще можно втереть немного порошка в ту область, которая болит.
  7. Если же заболевал домашний скот, ему в поилку также подсыпали небольшую щепотку полезной соли.

Что касается дня сегодняшнего, то пользоваться четверговой солью можно как личным талисманом-оберегом. Для этого целебную соль можно приготовить по простому рецепту, описанному ниже. А затем поместить её в плотный мешочек и положить в потайной карман.

Современные рецепты

Конечно, сегодня почти ни у кого нет русской печи, но ведь приготовить четверговую соль можно и в современных условиях. Рецептов существует довольно много, воспроизведем наиболее простой:

  1. Берется каменная соль (крупного помола) и разбивается в ступке – нужно добиться того, чтобы получился однородный порошок.
  2. В ступку добавляют мелиссу, душицу, чабрец, мяту и любые другие травы, которые вам понравятся.
  3. Теперь всю эту смесь выкладываем на сильно разогретую идеально сухую сковороду или в противень и ставим в духовку (температура в духовке +220 о С).
  4. Прокаливают соль до тех пор, пока её кристаллики не приобретут отчетливый черный оттенок.

Кстати говоря, приправить такой солью суп или другое блюдо – одно удовольствие. Приятный аромат трав придаст кушанью деликатные вкусовые оттенки. А вот черноты бояться не стоит: сама соль представляет собой хлорид натрия, который даже после термической обработки не разлагается. Вот почему и перекаленная соль не утрачивает свои вкусовые качества. Просто подгорают примеси, да и травы (в этом рецепте), понятно, обугливаются и превращаются в чистый углерод – сажу.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Все работы по приготовлению проводятся до восхода солнца в Чистый четверг. То есть к началу этого дня соль должна быть полностью готова. Можно, например, заняться этим интересным делом вечером в среду.

Что такое четверговая соль с точки зрения церкви

Народные и церковные традиции живут много веков рядом друг с другом. Порой они переплетаются настолько сильно, что отделить один обычай от другого уже не получается. Да это и не нужно, если человек по-настоящему верит в позитивное развитие событий и в силу благих дел. Ведь если вдуматься, каждая религия в качестве основы учения берет веру человека. А значит, благожелательный настрой и здравый оптимизм непременно помогает каждому из нас.

Что касается четверговой соли, то существует даже специальная молитва на ее освящение. И церковь признает, что этот продукт тоже можно благословлять, как и куличи, пасхальные яйца и другую пищу. Причем сделать это можно в любой день.

Таким образом, четверговая соль – это талисман, личный оберег человека, который может стать материальным символом его веры в благоприятное развитие событий. Положив крупинки порошка в потайной карман, можно создать себе определенный психологический комфорт, который и поможет настроиться на светлые мысли.

В Интернете без труда можно найти существующие ныне рецепты ее приготовления. Наиболее распространенным можно считать следующий способ: поваренная соль (иногда с добавлением квасной гущи) пережигается в печи или духовке (отсюда еще одно название - «черная соль»). При этом говорится, что эту соль необходимо готовить один раз в год - в Великий четверг (в народе называемый Чистым четвергом).

Нужно обратить внимание, что большинство посвященных «четверговой соли» материалов находится на оккультных Интернет-сайтах и форумах, где сообщается, например, что соль эта очищает организм, лечит болезни, обладает «магической силой», защищает от сглаза и «помогает» в борьбе с недругами. Читателю предлагаются различные способы использования «четверговой соли» в магических ритуалах. Иногда рекомендуется перед таким использованием освящать «четверговую соль» в церкви вместе с куличами и яйцами.

Не секрет, конечно, что «колдуны» и «экстрасенсы» используют в своей практике церковные святыни: иконы, святую воду… И поскольку приготовление «четверговой соли» часто упоминается в одном ряду с куличами, крашеными яйцами и пасхами, может возникнуть вопрос: не относится ли «четверговая соль» к числу действительно церковных традиций, только забытых за годы советской власти?

На этот вопрос мы вынуждены ответить отрицательно. Дело в том, что убеждение в чудесной силе «четверговой соли» - одно из множества возникших в древности языческих суеверий. Об этом несложно узнать из научной (этнографической и церковно-исторической) литературы. Обратимся к ней.

Как указывал А. Топорков, в народных представлениях славян «соль - символ, используемый самостоятельно и в сочетании с хлебом главным образом в качестве оберега.

С солью, которая растворилась в пище, связана ее невидимая, но чрезвычайно значимая для вкусовых ощущений часть, как бы смысл, суть пищи - ее «соль» в переносном значении. Приписывание соли функций оберега основано на ее материальных свойствах: соль произведена человеком и принадлежит миру культуры, способствует консервации продуктов и может быть брошена в лицо вредителю (широко известны формулы-обереги типа: «Соль тебе в очи, головня тебе в зубы, горшок промеж щек»). В Вологодской губернии женщину после родов водили в баню, при этом баба-повитуха терла ей лоб солью и приговаривала: «Как эта соль не боится ни глазу, ни вару, ни опризорищей, ни оговорищей, так ты, раба Божия (имя), не боялась ни опризорищей, ни оговорищей» - и бросала соль наотмашь. В Белоруссии клали в уши новорожденного соль при крещении, чтобы охранить его от нечистой силы.

По украинскому поверью, злой дух боится соли. Во Владимирской губернии думали, что соли опасается леший и никогда не подойдет к огню, если в него бросили соль…

В обрядах, связанных с рождением ребенка, и на свадьбе соль, как правило, сочеталась с хлебом и выражала позитивные значения, охраняя хлеб и дом в целом от воздействия враждебных сил, а при угощении хлебом-солью, символизирующем установление дружеских отношений между людьми, придавала этим отношениям оттенок сердечной близости…

… Соль, как и другие виды пищи, широко применяется в любовной магии, причем по признаку «солености» сближается с человеческим потом. Например, в Новгородской губернии невеста, придя в баню, раздевалась и ложилась на полок, чтобы хорошенько вспотеть; крестная мать вытирала ее узелком с солью так, чтобы соль намокла от пота; выжимала потную влагу из соли на принесенный в баню пирог, которым кормят молодого после венчания, чтобы он любил жену, а соль сама невеста клала в горшок со щами, которыми на свадебном обеде угощают родных жениха, чтобы ее полюбила вся его родня… С другой стороны, соленое, как и горькое, противопоставлялось сладкому (вспомним сохранившийся доныне свадебный обычай требовать криками «Горько!», чтобы молодые «подсластили» спиртное).

Повседневное обращение с солью таило в себе множество опасностей и регламентировалось рядом правил и запретов. Некоторые из них до сих пор соблюдаются не только в деревенском, но и в городском быту, хотя и низведены до полушуточных примет. Если просыпется соль - быть ссоре. В этом случае нужно перебросить соль или трижды сплюнуть через левое плечо, как бы отгоняя «нечистиков». Передавая солонку другому человеку за столом, требуется рассмеяться, чтобы с ним не поссориться. Не разрешалось обмакивать хлеб в солонку, ибо так поступил Иуда на Тайной Вечере и в этот момент по руке в него вошел сатана» .

Итак, соль, по народным представлениям, способна защитить от враждебных сил и влияний . Особой силой наделялась приготовлявшаяся в Великий четверг «четверговая соль». Это не случайно: как отмечала Т. Агапкина, к Великому четвергу в народном быту было привязано совершение множества разнообразных ритуалов, призванных обеспечить благополучие в семье и хозяйстве на весь предстоящий год .

«У восточных славян Страстной четверг почти повсеместно назывался Чистым. Во многих русских губерниях в этот день хозяйка отправлялась к ближайшему источнику - реке или ручью - за водой для умывания. Идти за водой нужно было до восхода солнца, как говорили, до того момента, как ворон искупает в реке своих воронят, иначе вода утратила бы свою целебную силу. Женщина старалась не встретить никого по дороге, а если уж встречала, то сохраняла полное молчание. Дома в эту воду опускали серебряную (а если могли - то и золотую) монету или кольцо, и все домашние умывались ею, чтобы в течение года быть здоровыми и не страдать от различных кожных заболеваний (чирьев, коросты, нарывов и др.), а также чтобы жить богато. Девушки делали это в надежде, что четверговая вода придаст лицу особую белизну.

Набранной в Чистый четверг водой обычно обливались на улице, несмотря на то, что в это время года бывало еще довольно холодно, а для детей воду слегка подогревали и затем купали их в избе… В Вятской губернии на рассвете топили бани и мылись, а оставшейся от первого пара водой кропили детей…

На Русском Севере и в Сибири немало очистительных обрядов было связано и с огнем. В Страстной четверг специально ходили в лес за можжевельником, жгли его прямо в избе на печной заслонке или сковороде, и все домашние поочередно перешагивали через огонь, чтобы быть здоровыми… В Сибири кое-где добывали трением так называемый «деревянный огонь». На нем жгли лекарственные травы, а иногда и навоз, и дымом окуривали скот» .

В народе было распространено суеверное почитание «страстной» или «четверговой» свечи . Свечу, с которой стояли в церкви на службе во время чтения 12-ти Евангелий, старались принести домой горящей. Верили, что, если свеча потухнет, с человеком случится несчастье, а тот, кто донесет огонек до дома в целости, спокойно доживет до следующего года. Чтобы защитить семью и хозяйство от и нечистой силы, с «четверговой свечой» обходили дом и двор и чертили копотью от этой свечи кресты на потолочных балках, дверях и окнах. Затем «четверговую свечу» хранили дома. Ее использовали в особых случаях, например, давали в руки умирающим. Ее зажигали также во время летних гроз и бурь, считая, что так можно уберечь дом .

«Очистительные обряды Чистого четверга касались не только самого человека, но и его ближайшего окружения, прежде всего дома и утвари. На рассвете в этот день или в канун его хозяйки мыли и скребли полы, стены, потолки, столы и лавки, чистили лампады у икон, парили молочную посуду, перетряхивали солому с постелей и т. д.» .

Чистый четверг, как писал С. В. Максимов, в народных представлениях был «не просто днем Страстной недели, а каким-то особенным угодником Божиим, покровительствующим чистоте и опрятности. В этот день, по народному убеждению, даже «ворона своих воронят в луже моет». На этом же основании и бабы считают своим долгом мыть ребят, а иногда и поросят, а также чистить избы. «Если в Чистый четверг вымоешь, - говорят они, - весь год чистота в избе водиться будет»… Кроме всеобщего мытья, крестьяне стараются приурочить к Чистому четвергу и убой скота и свиней, предназначенных для праздничного стола и для заготовления впрок. Это делается на том же основании, как и мытье избы: угодник Божий Чистый четверг, сохраняет мясо от порчи, в особенности если к нему обратиться со следующей короткой молитвой: «Чистый четверг, от червей и от всякого гада сохрани и помилуй на долгое время»» .

«Среди магических действий, совершаемых в Чистый четверг, было немало и таких, которые должны были способствовать изведению домашних насекомых. В Вятской губернии хозяйка еще до восхода солнца раздевалась донага, подметала пол в доме, а затем выносила мусор во двор - непременно в один прием, чтобы избавить дом от клопов и блох. В Калужской губернии с этой же целью по полу рассыпали снег, а на Новгородчине в ночь на Чистый четверг ловили трех клопов и выносили их далеко в поле: считалось, что вся оставшаяся в доме «живность» уйдет вслед за ними» …

Немало обычаев Страстного четверга было связано с животными. Например, хозяева гадали о судьбе своей скотины, замечая в этот день до восхода солнца: если скотина лежит головой на закат, то это добрый знак; та же, которая стоит или лежит головой к воротам - может пропасть . «В Вологодской губернии хозяйка в открытую печную трубу выкликивала поочередно всю домашнюю скотину, а хозяин, стоя в это время во дворе, как бы отвечал ей, подражая голосам домашних животных. Делалось это для того, чтобы скот летом не отбивался от стада и не разбредался по лесу. В Вятской губернии женщина, раздевшись донага, бежала в огород и там опрокидывала на кол горшок или кувшин. Перевернутый горшок, висящий на колу, назывался «куриным богом» и должен был, по поверью, защитить кур от коршунов…

В этот день на Русском Севере и в Сибири заключали дом и хозяйство в магический круг. В Вятской губернии на заре хозяин обходил дом с чтением 102-го псалма Давида - «от воров». На Новгородчине хозяин «объезжал» избу верхом на помеле (причем так, чтобы его никто не видел): считалось, что после этого в течение года в доме не будет переводиться добро. В Сибири хозяин проделывал то же самое на кочерге, приговаривая потихоньку: «Господи, благослови. Стань, железный тын!»» . В Тобольской губернии хозяин, «объезжая» дом на кочерге, три раза останавливался у окна и спрашивал: «Все ли дома?», — ему отвечали: «Все дома, все» .

К Страстному четвергу было приурочено приготовление некоторых предметов и веществ, обладавших, по поверью, лечебной силой. «На рассвете Страстного четверга в некоторых областях России, Украины и Белоруссии женщины выпрядали особую шерстяную нить. Пряли ее, сидя на пороге и крутя веретено в обратную сторону. Этой нитью затем перевязывали поясницу и руки, чтобы они не болели во время жатвы. Иногда ее также вплетали в косы, чтобы не болела голова» ..

В некоторых местностях крестьяне верили, что в Великий четверг Господь невидимо благословляет тот хлеб, который в этот день подается к обеду. Поэтому крошки и куски «четвергового» хлеба считались имеющими целительную силу, их тщательно собирали и хранили, чтобы использовать во время болезни или для защиты от «порчи» или «сглаза». Кусочки «четвережного» хлеба давали и заболевшему скоту. Часто под «четверговым хлебом» имелась в виду заздравная просфора, которую крестьяне подавали в церкви в Великий четверг, и которая также считалась наделенной особыми целительными свойствами .

По народному поверью, наряду с «четверговой», целительными свойствами обладала и «благовещенская» соль. Готовилась она таким же образом, но только на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (25 марта ст. ст./7 апреля н. ст.) .

Надо ли говорить, что перечисленные выше народные обычаи с точки зрения христианского вероучения являются суеверием, нередко кощунственным? Сохранявшиеся языческие поверья во многих случаях не меняли свою сущность, хотя и связывались в сознании народа с церковными праздниками, событиями и лицами Священной истории. Так и приготовление «четверговой соли», говорит священник Алексий Макаров, не имеет ничего общего с настоящими традициями православия .

Скажем теперь о собственно церковной практике. В Требнике существует молитва на освящение соли - «Молитва над солию» . «Церковь освящает в своих молитвах и необходимейший для человека продукт земли - соль, - писал протоиерей Геннадий Нефедов. - Молитва над солию является одной из древнейших… В духовном смысле соль означает спасительное учение Христово и святую жизнь проповедников Его (Мф. 5, 13 ). Новозаветная Церковь использует соль для хлеба, приносимого в жертву бескровную и благословляемого на всенощных бдениях. Церковь благословляет соль и как важнейший продукт питания» . Но в богослужебных книгах нет указаний на необходимость освящения соли в какой-то определенный день года . В «Настольной книге для священнослужителей» С. В. Булгакова мы также не найдем предписания об освящении соли ни в Великий четверг, ни на Пасху .

Итак, народное верование в целительную силу «четверговой соли» восходит к дохристианским мифологическим представлениям и никак не связано с церковной «молитвой над солию». Но пережитки язычества бытовали в народной среде, и, как замечал протодиакон Андрей Кураев, «было бы странно, если бы взаимодействие между церковным учительством и народом шло только в одну сторону. Духовенство тоже не могло не испытывать воздействия народа (тем более что по уровню богословского образования оно зачастую от него почти не отличалось)» . В истории Церкви известны случаи, когда духовенство воспринимало языческие убеждения прихожан. Так, в начале IV века Эльвирский собор (в Испании) своим 34-м правилом запретил зажигать днем свечи на кладбище – «чтобы не беспокоить души святых». В Греческой Церкви одно время бытовал чин проклятия преступника псалмами (Псалмокатара)… «Порой даже духовенство способно идти на поводу у верований прихожан, переступая при этом евангельские и святоотеческие заповеди» . Оговоримся, однако, что такие случаи весьма редки, так как Церковь всегда резко сопротивлялась попыткам «освятить» суеверия ее авторитетом.

В отношении «четверговой соли» такие попытки уже случались. Об этом свидетельствует состоявшийся в царствование Ивана Грозного Стоглавый Собор (1551 г.): «В Великия четверток порану солому палят и кличют мертвых; некоторыи же невегласи [невежды] попы в Великий четверг соль под престол кладут и до седмаго четверга по Велице дни [Пасхе] там держат и ту соль дают на врачевание людем и скотом» .

Профессор П. В. Знаменский в «Истории Русской Церкви» в главе с характерным названием «Печальное состояние просвещения в XVI веке», писал о том времени следующее:

«Всюду, не только в простом народе, но и в высших классах и в княжеской семье господствовали многочисленные суеверия. Супруга великого князя Василия Иоанновича, несчастная Соломония, думала через знахарей избавиться от неплодия. Сам Василий, женившись на Елене Глинской, призывал к себе ведунов, чтобы они своими чарами помогли ему произвести потомство. Грозный тоже советовался с волхвами, хотя иногда жестоко казнил их. Народ прибегал к ведунам во всех случаях, где обыкновенные человеческие средства казались недостаточными. Народная медицина вся состояла из заговоров и кудеснических средств. Народные и частные бедствия, неудачи, семейные разлады и прочее постоянно приписывались ведовству, и средством к устранению их было ведовство же. Дух кудесничества проникал в само христианство народа. Заговоры получали христианскую форму, заменив в своих воззваниях имена мифических сил именами святых; с другой стороны, некоторые христианские молитвы превращались в заговоры через сообщение им в народном сознании кудеснической силы, списки их носили на шее, хранили в домах как талисманы, употребляли в колдовстве. Кудесничество пользовалось для своих целей даже священными предметами, например, просвирни наговаривали над просфорами,.. священники… клали на 6 недель в церкви на престол детский послед. Ходили по рукам разные гадальные тетради — Рафли, Аристотелевы врата, Шестокрыл. С XVI века с запада перешли к нам астрологические суеверия и гадания, помещавшиеся в Остронумеях, Зодеях, Альманахах… К болгарским, греческим и доморощенным апокрифам присоединились еще апокрифические сочинения запада… Запрещения отреченных книг (в Просветителе, Домострое, Стоглавнике) действовали плохо. Даже лучшие пастыри церкви не всегда могли отличить истинную книгу от ложной. Апокрифические сказания и ссылки на них встречаем в сочинениях митрополита Даниила, в сборниках митрополита Макария, в определениях Стоглава, даже у Максима Грека. Князь Курбский резко замечает об учителях своего времени, что они занимались не столько истинными писаниями, сколько бабьими бреднями и болгарскими баснями» .

И все же Стоглавый Собор в этих условиях проявил достаточно христианской мудрости, чтобы отвергнуть целый ряд попыток проникновения суеверий в церковную среду, и в их числе – указанный своеобразный способ получения церковной «санкции» на «четверговую соль». Постановление Собора по этому поводу гласило: «Заповедати в Великий бы четверток порану соломы не палили и мертвых не кликали, и соли бы попы под престол в Великий четверг не клали и до седмаго бы четверга по Велице дни не держали, понеже такова прелесть еллинская и хула еретическая. И который поп таковая сотворит, и тому быти по священным правилом во отлучении и в конечном извержении» .

В XIX в. зафиксированы случаи, когда священники в некоторых губерниях освящали «четверговую соль» в храмах . Но в этой практике следует видеть только уступку народным верованиям. Возможно, впрочем, что иногда священнослужители стремились таким образом придать народному поверью христианский вид. Как бы то ни было, «из того, что нечто имело место в русском прошлом, никак не следует, что это нечто историей освящено и христианизировано и что в качестве святыни православной или национальной оно должно быть восстановлено. С Традицией Церкви было переплетено немало таких местных обычаев и преданий, которые фактически чужды православию. Нередко сегодня православно-русскими традициями называются те языческие предрассудки, с которыми Церковь веками боролась» .

Так и «четверговая соль» в наши дни вновь становится популярной. При этом люди, убежденные в ее чудодейственной силе, опять стремятся привлечь на свою сторону Церковь. Это вызывает понятные недоумения у прихожан: «В нашем городе при храме есть женский монастырь. И вот в четверг на последней неделе Великого поста во время службы монахиня принесла в полиэтиленовом мешочке соль, подошел священник, почитал молитвы. Рядом стоящие прихожане тоже взяли по горстке этой соли из мешочка, за что монахиню настоятельница отругала. А когда на следующий год мы с сестрой пришли в такой же день (четверг последней недели поста) с надеждой тоже освятить соль, то ничего подобного не было. Я спросила у одной из монахинь об этом, она ответила, что первый раз слышит об освящении соли, что никогда такого не видела и ничего подобного не слышала.

Так что же такое четверговая соль, для чего это делается?», — спрашивает участница одного из православных Интернет-форумов .

Священнослужитель в ответ справедливо замечает: «Не знаю, кто эту соль возвел в ранг особой святыни (в требнике есть молитва над солью, но это не освящение чисточетверговской соли, а просто молитва, подобная молитве на благословение скота, сеяния и овощей). Сейчас этот обычай становится популярным в некоторых приходах и монастырях, однако это не более, чем самочинное нововведение. Относиться к этому можно по-разному — читать молитву над солью можно, приносить ее в определенный день для освящения — тоже. Однако приписывать ей какую-то особую целительную силу или благодатность – странно. Употребление этой соли ограничено только приготовлением пищи, так что это ничто более, как благословленная соль из храма.

Приписываемые ей целительные свойства остаются на совести распространителей этих рассказов. По вере, конечно, и от соли может быть исцеление, только вот у нас есть святая вода, другие святыни…

Таким образом, «четверговая соль», по верному определению иеромонаха Макария (Маркиша), — «языческий предрассудок» . Ее приготовление и использование – магические манипуляции, противоречащие церковному учению. Православным христианам следует помнить слова апостола Павла, предостерегавшего от следования пустому обольщению, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу (см.: Кол. 2:8 ).

Экология жизни: По православному обычаю в Великий, или Чистый четверг Страстной недели заготавливают так называемую четверговую, или черную соль

По православному обычаю в Великий, или Чистый четверг Страстной недели заготавливают так называемую четверговую, или черную соль. Костромская область - единственная, где ее рецепт в неизменном виде сохранился с древности.

Существует множество традиций - что можно и нужно делать в последнюю перед Пасхой, так называемую Страстную седмицу. Например, в понедельник надо закончить все работы по дому, во вторник постирать, погладить и отремонтировать одежду, в среду выносят из дома мусор, а в Великий четверг, его еще называют Чистым, нужно искупаться до восхода солнца (считается, что вода ранним утром обладает целебной силой). В этот же день начинают готовить пасхи, куличи и красить яйца.

В старину на Руси в Великий четверг готовили еще и так называемую черную, или четверговую, соль. В ночь со среды на четверг или же рано утром заворачивали обычную каменную соль, перемешанную с квасной гущей или ржаной мукой, капустными листьями и пряностями, в холщовую материю, помещали всё это в лапоть и ставили в печь. Соль накалялась и становилась черной. Затем ее освящали вместе с куличами. Пасхальные яйца было принято есть только с такой солью.

Считалось, что рецепты приготовления черной соли утрачены. Однако в костромской глуши нашлись те, кто хорошо знал технологию. Рецепты передавались из поколения в поколение. Сейчас соль готовится в промышленных масштабах, продается по всей России и так и называется - «Черная соль. Старинный русский продукт из Костромы».

Есть свои нюансы. Например, нужно использовать исключительно березовые дрова. И печи нужны особые. И даже способ перемешивания после обжига имеет значение. А еще обязательно соблюдать пропорции пряных трав - мяты и душицы. Соль мы делаем на основе ржаной муки. Это экологически чистый продукт, богатый микроэлементами.

Вместе с цветом соль кардинально меняет и свои свойства. Анализы черной соли показали, что в ней содержится 94% хлористого натрия, а остальное - зола от хлеба. Эта зола обогащает соль та¬кими элементами, как йод, калий, каль¬ций, медь, цинк и другие, которые в не¬больших количествах очень полезны для организма. А уровень хлора, за который соль ругают врачи, снижается. Так что из «белой смерти» соль превращается в черное лекарство.

Черная соль снимает нагрузку с печени и системы пищеварения тем, что содержит в десятки раз меньше черных металлов, приводящих к нарушениям функций почек, печени и пищеварительного тракта.

Эта соль не повышает содержание натрия в крови, поэтому рекомендуется людям с высоким кровяным давлением. Она не задерживает в организме воду. Углерод в виде мелкопористого угля является абсорбентом, следовательно, выводит из организма токсины. В медицине черная соль помогает для снятия запоров, устранения газообразования и увеличения аппетита. Также помогает снять жжение в груди, благотворно влияет на зрение и обладает омолаживающими свойствами.

Смесь двух частей натурального меда и одной части черной соли - замечательное средство от пародонтоза и кровоточивости десен. Этой смесью по утрам мы с мужем несколько минут делаем массаж десен перед чисткой зубов. Черную соль добавляю и в маски для лица и шеи.

Бархатистость и упругость коже придает смесь столовой ложки густой сметаны и половины чайной ложки соли. А если смешать 1 желток, 1 ст. л. меда, 2 ст. л. муки и 1/2 ч. л. черной соли, то получится маска с эффектом лифтинга, которая разглаживает и подтягивает кожу.

Рецепты приготовления чёрной соли.

Хлеб бородинский - 150г.
-Тертая морская соль -150г.
-Тмин 1ч.л.
-Молотый кориандр 1 ч.л
-Вода 70г.

Отрезать от буханки бородинского хлеба 3 куска, срезать с них корочку. Порезать маленькими кубиками, положить в кастрюлю, полить водой - размять и сделать однородной массой.

Растолочь примерно 150г крупной морской соли и высыпать в размоченный хлеб.

Посыпать тмином и кориандром(вообще, специи по вкусу)

Все тщательно перемешать.

Размазать в форме и поставить в духовку на 230-250С. Через 10 минут достать подсохший "хлеб" и поломать. Поставить опять в духовку пока "сухари" не станут целиком черными. Можно периодически помешивать.

Примерно через 30-40 минут, помещение наводнить смог, от горелого хлеба.

Достать подгоревший хлеб и тщательно перетереть.

Черная пряная соль готова.

Четверговая соль на основе квасной гущи.

В Великий четверг квасную гущу (после сбраживания сусла) смешать с крупной каменной солью. Вместо квасной гущи можно использовать ржаной или бородинский хлеб (на 1 кг соли - 5 кг хлеба). Размоченный хлеб смешать с солью, поместить в печь или в духовку, нагретую до 250 градусов, и готовить до тех пор, пока хлеб не почернеет. Полученную смесь измельчить и провеять через сито. Оставшуюся в сите соль высыпать в банки и использовать вместо обычной соли.

Четверговая соль с капустными листьями.

Зеленые верхние листья, снятые с кочана капусты, порубить и смешать с каменной солью, затем пережечь в печи или духовке.

Монастырский рецепт приготовления четверговой соли.

Крупную соль перемешать с овсяными хлопьями. Смесь завернуть в льняную ткань или лапоть. Готовить в русской печи на углях из семи березовых поленьев.
После того как вы поставите соль в духовку, рекомендуется трижды прочесть молитву «Отче наш».

В народе говорят, что черная соль спасает от недугов не только физических, но и от ссор и порчи, служит оберегом. Талисман делается так: в чистый холщовый мешочек каждый член семьи кладет горсть соли, сколько помещается в кулаке. Мешок завязывают и кладут в укромное местечко в доме. Считается, что он убережет дом от «черных» сил. Церковь такое использование черной соли, как и всякую другую магию, не жалует. Как продукт питания - пожалуйста, а вот приписывать ей целебные и волшебные свойства не стоит, считают священнослужители.

Черная соль относится к числу так называемых аюрведических продуктов. Аюрведа - это древняя медицинская наука, наиболее почитаемая в Индии. Считается, что черная соль содержит элементы воды и огня и поэтому способствует нормальному функционированию пищеварительной системы и ясности интеллекта.

Сегодня черная соль из обрядовой приправы к пасхальному столу перешла на повседневную кухню. Купить пакетик соли практически в любом магазине в любой день недели. Но считается, что освященная в храме соль перед православной Пасхой обладает всё же особыми свойствами.опубликовано

Присоединяйтесь к нам в



Если разобраться, у многих народных традиций есть основания, что касается и четверговой соли. Соль сама по себе продукт благодатный, она вытягивает токсины, очищает раны, убирает воспаления, а вот освященная особым чином становится просто талисманом, и перед Пасхой многие начинают задаваться вопросом: четверговая соль - где ее взять, как заготовить для своего семейства впрок на самые неожиданные случаи?

Польза соли

О соли всегда в народе отзывались весьма неоднозначно - соль могла принести радость и здоровье, она могла рассорить, ежели ее рассыпать; чтобы узнать получше человека, говорилось в народе - с ним соли пуд съесть нужно, и так далее. Многие врачи также не отрицают пользу соли во врачевании многих недугов, без не немыслима консервация, и вообще жизнь без соли пресна и невыразительна.




Конечно, все эти обряды не имеют под собой никакой христианской опоры, а являются пережитками язычества. Но в церкви тоже есть чин освящения соли, правда, он не привязан к Чистому четвергу, а просто освящается соль, как к примеру, квартира, машина, скот - специальной молитвой.




Но - в народе всегда существовали всяческие заговоры, ведуны и колдуньи не оставались без работы. А так как мы все родом из нашего древнего язычества, то конечно, многие из этих традиций забрели и в христианство, и прижились там. Многие молитвы принимаются как заговоры, их носят в ладанках, прикладывают к больным местам, хранят в виде талисманов и так далее.

В последнее время опять стала набирать популярность четверговая соли, даже некоторые священники в храмах идут людям на уступки и освящают ее в церкви, соединяя таким образом народные поверья и божественную благодать с целительными свойствами соли как таковой.
На Афоне также готовили четверговую соль таким образом: с булки хлеба черного вынимали мякиш, засыпали туда соль и ставили в печь. Хлеб выгорал, а соль черная и полезная - оставалась. Все, никакой магии - только соль, огонь, молитва и хлеб. Такая соль более полезна, при присаливании пищи ее требуется меньше, она ароматная и вкусная.
Посмотрите еще.

Четверговая соль черного цвета - это особый продукт, обладающий массой полезных свойства. Ее заготавливают в Чистый четверг, освящают в церкви, а затем используют для укрепления здоровья, привлечения любви и достатка, сохранения молодости и красоты.

Четверговая соль отличается от обычной не только своим насыщенным черным цветом. Она особенная, потому что обладает целебными и магическими свойствами. Поэтому является ингредиентом народных лечебных снадобий, атрибутом белых обрядов и ритуалов.

Заготавливают соль в Чистый четверг, а затем освящают в церкви. Желательно приготовить большой запас, чтобы хватило на целый год. Вы можете сделать это самостоятельно, а можете приобрести священную соль в церковной лавке.

Классический рецепт приготовления:

  1. Соль обжаривают на сковороде или ставят в русскую печь. Иногда добавляют немного ржаной муки
  2. Затем дожидаются, пока смесь приобретет насыщенный черный цвет
  3. После этого добавляют немного квасной гущи, выпаривают лишнюю жидкость (сушат на солнце)
  4. И, наконец, измельчают черные комки при помощи деревянной ступки

Чтобы сделать обряд освящения еще более эффективным, наберите немного соли в мешочек и сходите в церковь, прочтите молитву перед иконами. А затем храните этот мешочек дома, в укромном месте.

Посмотрите видео про четверговую соль:

Заговоры и ритуалы

Есть множество заговоров с применением четверговой соли. Расскажем о самых распространённых.

Этот заговор читается утром в Чистый четверг. Произносить слова нужно трижды. Заговоренную соль высыпьте в воду, которую затем нужно вылить в землю.

Ещё один популярный ритуал направлен на устранение негативных магических программ - порчи или приворота. Что нужно делать:

  • Приготовьте слабый соляной раствор: на литр воды - 5 г соли. Используйте только воду, взятую из природного источника, либо талую. Водопроводная не подойдёт.
  • Дайте выпить приготовленную смесь человеку, которого приворожили или «испортили». Он должен осушить ёмкость с соленой водой полностью в течение получаса.
  • Если после ритуала человека начнет тошнить, обряд нужно повторить на следующий день. Неприятный симптомы - знак того, что порча выходит из тела.

Есть очень простой заговор от алкоголизма - вы должны дождаться, пока алкоголик уснет, осыпать его тело солью и произнести волшебные слова: «Водка горька, как люди ее не солят, так и тебя она не неволит. Да будет так».

Погадайте на сегодняшний день c помощью расклада Таро "Карта дня"!

Для правильного гадания: сосредоточьтесь на подсознании и ни о чем не думайте хотябы 1-2 минуты.

Как будете готовы - тяните карту:

Статьи по теме