Проектная работа " Волшебство цветов". Использование краснокочанной капусты в качестве индикатора

Осень — пора сбора урожая. Вот мы привыкли в садик нести поделки из природных материалов и все такое, а я предлагаю немного поэкспериментировать с очаровательным украшением капустной грядки.

Для экспериментов было решено использовать краснокочанную капусту. У детей была идея изучить подробнее «Почему мы плачем от лука», но мама Галя не согласилась. Поэтому проведем яркий опыт по изменению цвета капустного сока.

Это не первый эксперимент с такой капустой. Мы как-то окрашивали яичницу в зеленый цвет с помощью капустного сока. Не будем много писать, а приступим к делу.

Как добыть капустный сок для исследований?

Вероятно специалисты смогут предложить много различных вариантов. Мы использовали самый простой.

  1. Натерли капусту на терке
  2. Залили горячей водой на 30 минут
  3. Отжали

Хочу сделать небольшое замечание. Жмых от капусты имеет не очень приятный запах, поэтому, если вы не используете его в пирожки))) то перед тем, как отправить в мусорное ведро, положите в пакетик и крепко завяжите.

А теперь сам эксперимент с соком краснокочанной капусты

Разлили сок по стаканчикам. Цвет очаровательно сиреневый, даже прозрачно фиолетовый... Очень красивый.

Необходимо заранее приготовить следующие ингредиенты:

Это то что мы брали. Вы же можете разнообразить этот перечень. Например, взять лимонную кислоту, или уксусную эссенцию. Но под присмотром взрослых!!!

А теперь остается только сдерживать детей. Ведь им хочется скорее все насыпать, и перемешать.

Посмотрим слева на право какие ингредиенты в наших коктейлях изменили цвет:

  • Голубой — мыльный раствор
  • Розовый — уксус
  • Малахитовый — нашатырь
  • Синий — сода
  • Зеленый — стиральный порошок

Очень яркие цвета получились.

Конечно, Макар не мог успокоиться, и в розовый стаканчик добавил соду. И в итоге получился маленький шипящий вулканчик. А Макарчик очень их любит))

В данном опыте сок капусты выступает индикатором, то есть меняет цвет при взаимодействии с разными веществами.

Экспериментируйте и обязательно присылайте ваши фотографии в фотогалерею «Мой любимы опыт ». А там каждый месяц новые подарки для участников.

ИНДИКАТОРЫ (от лат. indicator – указатель) – вещества, позволяющие следить за составом среды или за протеканием химической реакции. Одни из самых распространенных – кислотно-основные индикаторы, которые изменяют цвет в зависимости от кислотности раствора. Происходит это потому, что в кислой и щелочной среде молекулы индикатора имеют разное строение.

Вероятно, самый старый кислотно-основной индикатор – лакмус.

В лабораториях нередко используются универсальные индикаторы – смесь нескольких индивидуальных индикаторов, подобранных так, что их раствор поочередно меняет окраску, проходя все цвета радуги при изменении кислотности раствора в широком диапазоне рН (например, от 1 до 11). Раствором универсального индикатора часто пропитывают полоски бумаги, которые позволяют быстро (хотя и с не очень высокой точностью) определить рН анализируемого раствора, сравнивая окраску полоски, смоченной раствором, с эталонной цветовой шкалой.

Существуют множество растительных индикаторов.

Некоторые ягоды могут служить индикаторами Мало кто знает, что чай – это тоже индикатор (но не лучший).

Краснокочанная капуста - тоже индикатор. Это разновидность капусты белокочанной. Красно-фиолетовую окраску придает ей пигмент антоциан. Краснокочанная капуста была выведена селекционерами в XVI веке в Западной Европе. При добавлении кислоты (например, уксуса) эта капуста приобретает малиновый цвет, а щелочи (соды) зеленеет. Такое изменение окраски в старину считали колдовским, поэтому краснокочанную капусту называли «волшебным растением» или «синей капустой». В Древнем Риме ее сок использовали при туберкулезе легких, кашле, осиплости голоса. В Россию она была завезена в XVII веке и тогда появляется первое упоминание о ней как о целебном растении. В уже называемом нами русском травнике

Ботаническое описание.

Капуста краснокочанная - двулетнее растение. В первый год жизни образует укороченный стебель (кочерыгу) с крупными, простыми, цельными, сидячими или черешковыми листьями. Форма листа округлая, овальная или почковидная. Кочаны плотные, в основном округлые, овальные, плоскоокруглые, реже - конусовидные, массой 1,0-3,2 кг (в зависимости от сорта). Стебель и междоузлия очень укорочены, корень мощный, разветвленный. Семена формирует на второй год жизни. Плод - стручок, достигающий 8-12 см в длину. Семена округлые, коричневато-бурой окраски. Окраска как наружных (кроющих), так и внутренних листьев светло-, темно-фиолетовая или красно-фиолетовая.

Биологические особенности.

Вегетационный период у краснокочанной капусты длится 105-200 дней (в зависимости от сорта). Это холодостойкая культура. Оптимальная температура для роста и развития растений 15-17 °С. Закаленная рассада выдерживает кратковременные заморозки -5. -8 °С; взрослые растения -7. -8 °С. Растение очень светолюбивое. Культура требовательна к влажности почвы. Почвы любит легкие, окультуренные, плодородные, водопроницаемые, рН не ниже 5,5 и не выше 7,0- Кислые почвы не пригодны для выращивания этой капусты

Агротехника и размножение.

Выращивают краснокочанную капусту рассадным способом или непосредственным посевом семян в грунт по той же технологии, что средне- и позднеспелые сорта белокочанной капусты. В период роста и развития листьев (пока они не сомкнутся в междурядьях) следят, чтобы не пересыхала почва. Она должна быть влажной, но не мокрой. Поливают растения по мере надобности - один раз в неделю или в две недели. Уход заключается в своевременном удалении сорняков и рыхлении почвы. При третьем рыхлении почвы растения окучивают. Уборку начинают, когда кочаны достигают характерных для сорта окраски и размера. Созревшие кочаны краснокочанной капусты хорошо хранятся в подвале или сарае 3-5 месяцев.

Состав краснокочанной капусты.

В кочанах краснокочанной капусты содержится 3,7-4,0% Сахаров, 0,7% крахмала, 0,5% клетчатки, 2,0% протеина, много ценных минеральных веществ (280-302 мг калия, 50 мг кальция, 4 мг натрия, 0,5 мг железа), а также богатый набор витаминов: С, B1, В2, В6, В9, PP. Особенно ценно то, что в ней повышенное содержание белка, витаминов: С (40-60 мг%), РР (20,0 мг%), Вэ (80,0 мг%).

Проведение исследований

Подготовка

1) Необходимо мелко нарезать часть кочана и прокипятить в течение 5-7 минут.

2) Процедить полученный отвар.

3) Дать отвару остыть.

Затем, есть выбор: использовать индикатор в жидком виде (например, для проверки кислотности почвы), или взять промокательную бумагу и, вымочить её в отваре.

Если был выбран 2-ой способ, то надо просушить промокательную бумагу.

Если был выбран 1-ый способ, то можно либо добавлять индикатор в водные растворы проверяемых веществ, либо добавлять в индикатор водные растворы проверяемых веществ.

Создание универсальной цветовой таблицы капустного рН а) Создание универсальной цветовой таблицы капустного рН для кислот:

Готовим сильноконцентрированный раствор лимонной кислоты.

б) Создание универсальной цветовой таблицы капустного рН для щелочей:

Готовим сильноконцентрированный раствор с гидроксидом натрия.

С помощью пипетки по капле добавляем его к 50 мл. отвара капусты

Определяем рН соединения с помощью универсальной индикаторной бумаги

Цвет раствора фиксируем, подбирая цветные карандаши.

в) Соединяем всю цветовую гамму рН капустного индикатора от 1 до 14 с шагом 1 и получаем универсальную таблицу рН для веществ.

Использование созданной таблицы для определения pH веществ

Для начала я выбрал самые распространенные стиральные порошки.

По очереди добавлял их в капустный индикатор (1 чайную ложку на 50 мл. раствора)

Наблюдал изменения цвета и сравнивал его с таблицей цветов рН капустного индикатора. (Приложение 2. Фотография « определение рН с помощью созданной таблицы»)

Результаты я поместил в таблицу:

Название стирального порошка Его pH

Детский гель для стирки 7

Вывод: Учитывая, что pH кожи человека - 5,4 - 5,9, наиболее безопасен для рук детский гель для стирки.

2) Таким же способом я проверил мыло.

Название мыла

Душистое облако 8

Вывод: Учитывая, что pH кожи человека - 5,4 - 5,9, наиболее подходит для рук мыло Dove.

3) зубные пасты.

Результаты я поместил в таблицу.

Название зубной пасты

SPLAT professional 6

Вывод: Учитывая, что слюна обладает pH от 5,6 до 7,6, можно сделать вывод, что все пасты неплохие, но, все же ближе к pH ротовой полости SPLAT professional.

4) средства для мытья посуды.

Результаты я поместил в таблицу.

Название средства для мытья посуды Его pH

Пемолюкс 8

Вывод: Учитывая, что pH кожи человека - 5,4 - 5,9, наиболее близко подходит к этому показателю Pril. Хотя все показатели очень близкие.

А затем я приступил к проверке грунта для определения кислотности.

Кислотность почвы значительно влияет на произрастающие плодово-ягодные, овощные и цветочные культуры. Поэтому, чтобы обеспечить хороший рост и развитие этих культур, необходимо знать кислотность почвы. От этого зависит урожай. Все почвы делят на сильнокислые, среднекислые, слабокислые, близкие к нейтральным, нейтральные, слабощелочные, щелочные и сильнощелочные. Приведенная классификация характеризуется величиной рН. Так при сильнокислой почве рН равен 4,5 и менее, при среднекислой - 4,6-5,0, при слабокислой - 5,1-5,5, при близкой к нейтральной - 5,6-6,4, при нейтральной - 6,5-7,3, при слабощелочной - 7,4-8,0, при щелочной - 8,1-8,5, при сильнощелочной - 8,6-9,5 и более.

Такие растения, как рододендроны, успешно произрастают на сильнокислых почвах; картофель, подсолнечник, щавель, дыня, кукуруза, земляника, гортензия метельчатая, крыжовник, вишня, яблоня предпочитают от среднекислой до близкой к нейтральной; большинство сортов роз - от слабокислой до нейтральной; лилии - от слабокислой до нейтральной; огурцы, томаты, редис, кабачки, капуста брюссельская и листовая, чеснок, лук, свекла, фасоль, репа, баклажаны, арония, цикорий, абрикос, виноград, черная смородина, сирень, хризантемы - от близкой к нейтральной до нейтральной; крокусы - нейтральную; свекла кормовая, морковь, лук репчатый, капуста кочанная и цветная, петрушка, спаржа, сельдерей, артишок, тюльпан - от близкой к нейтральной до слабощелочной.

Мы брали пробу грунта из этих мест:

Проба № 1.

Братиславский парк (холм)

Проба № 2.

ЦО №1458 (школьный двор).

Проба № 3.

Дюссельдорфский парк (клумба)

Проба № 4.

Ул. Марьинский парк (ближе к промзоне завода МНПЗ)

Проба № 5.

Парк 850-летия Москвы (Марьинский парк)

Проба № 6.

Улица Новомарьинская (возле дома 11)

Анализ почвы можно проводить так.

1. В разных местах участка берем образцы почвы. Образцы не смешиваем, помещаем в целлофановые конверты, или баночки.

2. Надписываем.

3. Почву (1 ст. ложку) заворачиваем в марлевый мешочек и опускаем в 50 мл. капустного отвара.

4. Сравниваем полученный цвет с созданной шкалой.

5. Находим такую же окраску и определяем величину рН.

Место, где взяты пробы грунта pH

Братиславский парк 7

Парк 850-летия Москвы (Марьинский) 7

Ул. Новомарьинская 6

Дюссельдорфский парк 7

Школа (ЦО №1458) 6

Ул. Марьинский парк (вблизи завода) 7

Заключение.

Проведенные исследования показали:

1. Краснокочанную капусту можно использовать как индикатор.

2. Кислотность почв не зависит от их места расположения.

3. Индикатор из краснокочанной капусты удобно и безопасно использовать в домашних условиях для определения рН бытовой химии с помощью составленной таблицы.

Я считаю, что моя работа имеет большое практическое значение. Подтвердив, что раствор индикатора из краснокочанной капусты вполне может заменить универсальную индикаторную бумагу - в домашних условиях можно использовать раствор краснокочанной капусты для:

1) определения кислотности почв, чтобы правильно сажать растения на даче и дома для успешного развития культур;

2) определение наиболее безопасных для организма человека веществ, используемых в повседневной жизни.

Дальнейшие исследования

В дальнейшем я собираюсь продолжить свои исследования. Их целью будет более подробное изучение других растительных индикаторов, для определения рН среды с помощью подручных средств.

Капуста - двулетнее растение из семейства крестоцветных. В первый год она развивает небольшой стебель с розеткой мясистых листьев и, дает в зависимости от разновидности кочан, соцветие или стеблеплод с большими запасами в них питательных веществ. На второй год у нее вырастает высокий, сильно ветвистый стебель с мелкими листьями и бледно-желтыми цветками и образуются семена.

Возделывают следующие разновидности капусты: белокочанную, краснокочанную, савойскую, цветную, брюссельскую и кольраби. Из них наиболее распространена белокочанная капуста. По площади возделывания она стоит на первом месте среди всех овощных культур и как продукт питания имеет большое народнохозяйственное значение. В капусте содержится от 9 до 13% сухих веществ, имеются углеводы, белки, сахара, важные для человека минеральные соли и различные витамины.

Капуста требует много света. При излишней загущенности рассада вытягивается, а взрослые растения не образуют кочана. Она дает хороший урожай только после внесения значительного количества удобрений и проведения глубокой вспашки.

Краснокочанная капуста отличается от белокочанной красновато-фиолетовым цветом листьев. Она более холодостойка и устойчива против вредителей.

Савойская капуста образует, кочан с морщинистыми листьями, имеет очень хороший вкус, идет в пищу только в свежем виде. Биологические особенности ее те же, что и белокочанной.

Цветная капуста характеризуется богатством питательных веществ, хорошим вкусом и усвояемостью.

В пищу употребляют нераспустившиеся соцветия (цветочная головка). Нуждается в хорошей почве и влаге.

Брокколи - отпрысковая разновидность цветной капусты. В отличие от последней, проще в культуре, намного урожайнее, плодоносит все лето до глубокой осени (сначала дает основное соцветие - головку, а затем много мелких пасынковых). Очень питательна и целебна. Нуждается в тех же условиях роста, что и другие виды.

Брюссельская капуста имеет высокую кочерыгу, на которой в пазухах листьев образуются маленькие (величиной с грецкий орех) кочанчики нежного вкуса.

У брюссельской капусты длинный вегетационный период. Высаживать ее желательно на третий год после внесения органического удобрения, которое способствует усиленному росту листьев в ущерб образованию кочанчиков.

Для ускорения образования кочанчиков в момент их завязывания и прекращения роста стеблей удаляют верхушечные почки.

Кольраби, в отличие от других разновидностей капусты, образует утолщенный стебель, который используют в пищу. По вкусу стеблеплод напоминает капустную кочерыгу, но более нежен. Содержит большое количество витамина С.

План опыта с белокочанной капустой



Тема опыта. Изучение сортов белокочанной капусты.

Цель опыта. Применяя передовую агротехнику, добиться с 50 м 2 урожая ранних сортов 225 кг, средних и поздних сортов- 260 кг. В переводе на гектар соответственно 450 и 520 ц.

Посев семян для выращивания рассады. Высеять семена в ящики с перегнойной почвой. Расстояние между бороздками 3 см, глубина 1-2 см. Ящики поставить в теплое помещение с температурой 20-25°С. С появлением всходов температуру в помещении понизить до 6-10°С и дать рассаде больше света. Через 4-5 суток, температуру поддерживать днем 14-16°С, ночью 8-10°С. (Для ранних сортов (Р.) - 15-20 марта. Для поздних сортов (П.) - 1-10 апреля.)

Пикировка рассады. С появлением первого настоящего листа рассаду пересадить (распикировать), в торфоперегнойные горшочки. При пересадке прищипнуть точку роста главного корня на треть длины. (Р. - 30 марта - 10 апреля, П. - 8-20 апреля.)

Поливка рассады. Поливать по вечерам через 4-5 суток.

Подкормка рассады. Рассаду капусты подкормить 2-3 раза раствором минеральных удобрений следующей концентрации: в ведре воды растворить 20 г аммиачной селитры, 40 г суперфосфата, 10 г калийной соли. Ведром этого раствора подкормить рассаду под одной парниковой рамой. После этого обильно полить растения чистой водой. Первый раз подкормить рассаду при наличии двух настоящих листьев. Второй раз - при появлении 3-4 листьев. Концентрация раствора та же. (Р. - 14 апреля, П. - 25 апреля, Р. - 25 апреля, П. - 5-10 мая.) Третью подкормку произвести перед высадкой рассады в грунт раствором удвоенной концентрации. Нормы минеральных удобрений следует изменять в зависимости от состояния рассады. Если рассада имеет бледно-зеленый цвет, то в подкормке надо увеличить дозу аммиачной селитры. Когда растения развиваются очень буйно, требуется увеличить норму суперфосфата. Если перед высадкой рассады стоит холодная погода, то в последней предпосадочной подкормке следует уменьшить дозу аммиачной селитры и увеличить дозу калийной соли, которая способствует устойчивости растений против пониженных температур. (Р.- 3-10 мая, П. - 15-20 мая.)



Подготовка почвы. Осенью на делянку в 50 м 2 внести 3-4 ц навоза или совместно 2-3 ц навоза и 5-6 ведер фекалия. Вспахать. Весной забороновать в два следа. (20-22 апреля.) Перепахать и забороновать. (1-5 мая.)

Закалка рассады. За 5-10 суток до высадки рассады в грунт парники усиленно вентилировать и оставить открытыми в течение суток. (25 апреля - 1 мая.)

Высадка рассады в грунт. Наметить место посадки. Расстояние для ранней капусты 50´50 см, для поздней - 70´70 см. Мотыгой сделать лунки, высадить в них горшечную рассаду с 6-7 листьями на глубину до первого настоящего листа. Обжать, полить и засыпать сухой землей. (Р. - 3-10 мая, П.- 15-20 мая.)

Подсадка рассады. Через 5 суток после посадки погибшие растения удалить и вместо них рядом подсадить хорошую рассаду из запаса.

Поливка. Поливать вечером через 1-2 суток по 2 л воды на растение в зависимости от его возраста. После каждой поливки почву разрыхлить.

Рыхление почвы. На 3-5-е сутки после посадки произвести рыхление почвы. По мере роста сорняков и появления корки рыхление повторить.

Первая подкормка. Раствор минеральных или местных удобрений внести в кольцевые канавки глубиной 6-8 см, сделанные на расстоянии 10-12 см от стеблей растений. Раствор минеральных удобрений взять такой концентрации: на ведро воды 50 г сульфата аммония, 80 г суперфосфата, 30 г калийной соли. Раствор местных удобрений приготовить так: за 5-6 суток до подкормки наполнить ведро или кадку на одну треть птичьим пометом или коровяком и налить доверху воды; по окончании брожения раствор птичьего помета разбавить водой в 8-10 раз, коровяка - в 3-5 раз, навозной жижи - в 2-3 раза. Ведром раствора полить 30 растений. (Р. 20-28 мая, П. - 30 мая - 10 июня.)

Первое окучивание. Мотыгами подсыпать к стеблям влажную землю. (Р. - 25-31 мая, П. - 10-20 июня.)

Вторая подкормка. Раствор внести в середину междурядий в бороздку глубиной 8-15 см. Концентрация: на ведро воды - 80 г сульфата аммония, 70 г суперфосфата, 50 г. калийной соли. При сухой погоде перед подкормкой усиленно полить почву водой. (Р. - 10-15 июня, П. - 25 июня - 5 июля.)

Второе окучивание с прополкой. Мотыгами подсыпать к стеблям влажную почву. Одновременно произвести ручную прополку сорняков. (Р. - 15-20 июня, П. - 1-10 июля.)

Уборка. Ранние сорта убирать выборочно, по мере созревания, в 3-4 приема. Уборку поздних сортов производить в один прием. (Р. - 25 июля, П. - 5-20 октября.)

Ведение дневника. Записывать сроки выполнения всех работ, вести наблюдения за развитием растений, появлением всходов, первого настоящего листа, началом завивания кочана, наступлением технической спелости капусты. Учесть урожай. Сделать пересчет на 1 га. Выявить различие сортов.

План опыта по семеноводству белокочанной капусты

Тема опыта. Влияние удаления нижних веток и прищипки семенных побегов на урожай семян капусты.

Цель опыта. Применяя своевременное удаление неплодоносных веток и прищипку кончиков семенных побегов и соблюдая все остальные приемы агротехники, вырастить высокий урожай семян капусты хорошего качества.

Осветление семенников. За 2-3 недели до высадки в грунт из кочанов семенников капусты вырезают длинным острым ножом кочерыги (рис. 10). Вырезать осторожно, стараясь не повредить почки в пазухах листьев и верхушечную почку. Листовые черешки оставить длиной 3-4 см. Кочаны использовать на продовольствие, а кочерыги прикопать в парник, присыпать влажным перегноем, закрыть рамами и матами. (10-15 апреля).

Высадка семенников в грунт. Посадку произвести под лопату квадратно-гнездовым способом по два растения в гнездо на расстоянии 20 см одно от другого, при расстоянии в междурядье в обоих направлениях 70 см. При посадке кочерыгу целиком погрузить в землю, обжать и окучить. При своевременной высадке и влажной почве поливку не применять. Для предохранения высаженных семенников от заморозков, солнечных ожогов и излишнего испарения укрыть их соломистым навозом. (1-5 мая.)

Рыхление. В течение лета рыхление мотыгами в двух направлениях проводить 3-4 раза. Рыхлить в междурядьях и непосредственно около растений с одновременным удалением сорняков. Первое рыхление произвести возможно раньше, как только появятся зеленые побеги. Рыхление повторить через 10-15 суток. (15-20 мая.)

Подкормки. В течение лета семенники подкормить 2-3 раза. Первую подкормку дать в период отрастания побегов перед первым рыхлением (15-20 мая). Внести раствор полного минерального или местного удобрения. Вторую и третью подкормки провести перед цветением и во время цветения, только суперфосфатом и калийной солью. (15-30 июня.)

Подвязка растений. Для устранения поломок семенных побегов произвести подвязку их к кольям. Колья должны быть не ниже 1 -1,5 м. Первый раз подвязать, когда побеги достигнут 30-40 см высоты. (25-30 мая.) Вторую - при массовом цветении. (20-25 июня.) Третью - после образования семян. (15-30 июля.)

Удаление нижних веток и прищипка семенных побегов. С опытных семенников, появляющихся из нижних почек, побеги с серыми листьями сразу же удалять острым ножом или секатором. Кончики семенных побегов обрезать секатором. (15-30 июня.)

На контрольных растениях удаление нижних веточек и прищипку семенных побегов не производить.

Уборка. Начиная с нижних стручков, уборку производить выборочно в 2-3 приема по мере созревания (пожелтения) стручков и побурения семян. Стебли семенников срезать секатором низко, связать их в пучки, хорошо просушить и обмолотить. Провеянные семена рассыпать тонким слоем для просушки. (5-25 августа.)

Ведение дневника. Отмечать сроки выполнения всех работ и наблюдения за развитием семенников (начало отрастания побегов, бутонизация, цветение, созревание семян). Выяснить, какие насекомые посещают цветки капусты и что их привлекает. Учесть урожай семян с одного растения, с опытной и контрольной делянок. Сделать пересчет на 1 га.

Данные опыта использовать на уроках ботаники в VI классе при изучении семейства крестоцветных.

Запаслись ли вы красной капустой? Сегодня, феечки будут раскрывать ее секреты.



Часть 2. Изучение антоцианов краснокочанной капусты

А теперь перейдем к изучению вкусной и полезной краснокочанной капусты. Чтобы эффективно извлечь антоцианы из капустного листа, простого растворения, через растирание, недостаточно. Все дело в том, что в краснокочанной капусте антоцианы располагаются необычно.


Кожица краснокачанной капусты под микроскопом

Перед Вами фотография листа краснокочанной капусты под микроскопом. Если присмотреться, то можно увидеть в некоторых клетках небольшие вкрапления кристаллов - это кристаллизованные антоцианы. Довольно необычная форма упаковки для них. Чаще, антоцианы содержаться в вакуолях или клеточных стенках, в растворе. Чтобы эффективно извлечь антоцианы краснокочанной капусты, нужна высокая температура.

ХОД РАБОТЫ:

1. Мелко измельчите капустный лист ножом или ножницами.


2. Далее я предложу классический способ выделения антоцианов из краснокочанной капусты, для ознакомления. Поместим немного измельченной капусты в огнеупорную пробирку и добавим воды.



3. Зажжем горелку и будем осторожно прогревать пробирку, зажимая ее пинцетом. Понемногу добиваясь кипения раствора.
Однако способ этот долгий, и раствора получается немного. К тому же он несколько опасен, и не для детей. Поэтому я его забраковала.

Хочу предложить более простую альтернативу, которую я эмпирически опробовала.


4. Поместите измельченную капусту в фарфоровую чашку, залейте небольшим количеством воды, чтобы она покрывала капусту и поставьте в микроволновку на 30 секунд или на 1 минуту. Быстро и безопасно.



ВНИМАНИЕ! Если нет микроволновки, то можно прокипятить капусту и на плите. Либо использовать третий способ - размять пестиком измельченную капусту с промытым песком, и добавить кипяток. А затем процедить. Таким способом антоцианы тоже извлекаются, но раствор будет не очень насыщенным.


5. Раствор антоцианов красной капусты будет удивительного сине-голубого цвета! Затем, полученный раствор, нужно разделить на три сосуда (пробирки), примерно в одинаковых пропорциях.

6. Теперь мы повторяем опыт, точно так же, как мы делали с антоцианами оксалиса. В пробирку №1 добавим лимонную кислоту, а в пробирку № 3 - пищевую соду.


Реакция раствора антоцианов красной капусты более эффектная. Раствор из сине-голубого цвета, при добавлении лимонной кислоты, переходит в малиновый, а если внести немного соды - в цвет морской волны.


7. А как изменится цвет в растворе антоцианов краснокочанной капусты, если добавить к пробирке №1, в которой содержится лимонная кислота немного соды, а в пробирку №3, в которой содержится сода, добавить лимонной кислоты? Будет ли он таким же, как в случае с оксалисом?
Проверим?


Снова получился сиреневый цвет! Здорово, правда?

8. Зафиксируем наш опыт в дневник наблюдений. Отмечайте в дневнике, что произошло с раствором при добавлении соды, а что произошло при добавлении лимонной кислоты.


Изменился ли цвет? Выделялись ли пузырьки газа? Зарисуйте опыт, используйте цветные карандаши для цветопередачи.

Сравните записи. Есть ли отличия в опыте с растворами антоцианов из кислицы и краснокочанной капусты?





САЛАТ ИЗ КРАСНОКОЧАННОЙ КАПУСТЫ "СЕЗАМ"

Ингредиенты:
краснокочанная капуста (небольшой вилок)
зелень сельдерея (я использую замороженную)
3 столовых ложки кунжута

Для соуса: масло растительное 2-3 столовых ложки,
немного сока лимона, соль, немного сахара (1/2 чайной ложки), перец красный.

1.Капусту измельчить и помять в чашке с небольшим количеством соли. Добавить измельченную зелень сельдерея.

2. Сделать соус, смешав ингредиенты. Заправить им капусту.

3. На сухой сковороде обжарить кунжут (сезам) до золотистого цвета и посыпать сверху на капусту. Перед подачей салат перемешать.
Приятного аппетита!

Говорят, что исследование тогда удалось, когда у исследователя появляются новые вопросы. Интересно, а что будет, если в морс из малинового варенья добавить лимонной кислоты и пищевой соды? Какой получится цвет у этой домашней шипучки? К сожалению, у меня нет малинового варенья, чтобы проверить, но оно наверняка найдется в вашем холодильнике.

Я желаю Вам цветного антоцианового волшебства! Потому что оно не перестает быть таковым, даже если ты знаешь как оно работает.

Лариса Колотовкина

Дети дошкольного возраста по природе своей - пытливые исследователи окружающего мира. Очень полезно не сообщать им готовые знания, а помочь получить их самостоятельно. "Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай мне сделать - и я пойму" - гласит китайская мудрость, придерживаясь которой стараюсь давать детям самостоятельно проводить эксперименты, учу выдвигать гипотезу, делать вывод, сравнивать его с предположением. Объясняю, что отрицательный результат, тоже результат.

Прежде чем проводить опыт с пекинской капустой , выяснила у детей, что они знают о том, как растения пьют ? Что хотят узнать? И как это можно сделать? Ребята, сказали, что растения пьют воду при помощи корня, а вот как вода движется по растению от корня к листьям , дети не знают, поэтому было предложено провести эксперимент и узнать, как это происходит.

Для проведения эксперимента нам понадобятся 4 баночки, красители, листья пекинской капусты , вода.





Оставили их на ночь. Утром мы увидели, что они окрасились в разные цвета.



Жилки листа служат трубопроводами для воды и растворенных в ней веществ . Всасывая подкрашенную воду, листья поменяли свой цвет.

Вывод : Листья пекинской капусты окрасились в цвета пищевого красителя, значит, вода движется по растениям

Но мы не остановились на этом и решили проверить, сможет ли лист окраситься сразу в два цвета и вот что получилось




Публикации по теме:

Конспект Познание – ознакомление с окружающим миром в средней группе по теме: «Как узнать растение» Цель: обобщать представления о типичной.

Любовь к матери как первый опыт межличностных отношений В современном обществе строго стоит вопрос связи поколений, поэтому в ДОУ стало необходимо «обучать» взаимопониманию родителей и детей.

В нашей группе планировалась работа над экологическим проектом «Вторая жизнь ненужных вещей». Необходимо было собрать бросовый материал.

Опыт: «Как растения пьют воду» В процессе полива растений, у детей возник вопрос «Как растения пьют воду?». Я, как педагог решила показать детям наглядно, как это происходит.

Тема: «Как растения воду пьют» Цель: Показать, как вода питает растения, поднимаясь по прожилкам. Задачи: - воспитывать нравственные и духовные.

Цель исследования: определить различия в замерзании различных жидких веществ и продуктов Проблема: Почему вода в океане не замерзает? Материалы:.

Опыт работы «Музыка как средство патриотического воспитания» В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим.

Статьи по теме