Технологическая карта организованной учебной деятельности по художественной литературе "Ю.Тувим. Овощи". Конспект занятия на тему "Ю.Тувим «Овощи»" (для внеурочной деятельности "Здоровейка")
Приготовление овощного салата
Задачи: познакомить детей произведением Ю. Тувима «Овощи». Продолжать учить детей слушать произведение до конца, не перебивая воспитателя. Учить правильно и безопасно пользоваться ножом (резание овощей). Развивать у детей коммуникативные навыки общения со сверстниками.
Интеграция образовательных областей: «Художественная литература», «Познание», «Труд», «Коммуникация», «Социализация».
Ход непосредственно - образовательной деятельности:
(Воспитатель в роли Хозяюшки.)
Чтение стихотворения Ю. Тувима «Овощи»
«Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Петрушку и свеклу. Ох!...
Вот овощи спор завели на столе.
Кто лучше, вкусней и нужней на земле:
Картошка? Капуста? Морковка? Горох?
Петрушка иль свекла? Ох!..
Хозяйка тем временем ножик взяла.
И ножиком этим крошить начала:
Картошку, капусту, морковку, горох,
Петрушку и свеклу. Ох!..
И суп овощной оказался неплох».
Хозяюшка: - Здравствуйте, ребята! Осень самое красивое и трудолюбивое время года! Вы согласны со мной? Как вы думаете, почему? (Дети высказывают свои предположения.)
Вот и я пришла к вам с осенними подарками!
Ждут здесь овощи ребят, они загадки загадать хотят:
1. «На жарком солнышке подсох.
И рвется из стручков...горох».
2. «Прежде, чем его мы съели,
Все наплакаться успели». (Лук)
3. «И зелен, и густ. На грядке вырос куст.
Покапай немножко, под кустом …картошка».
4. «Как надела сто рубах, захрустела на зубах». (Капуста)
5. «Красный хвост в землю рос, а зеленый хвост наружи». (Морковь)
6. «Хоть я сахарной зовусь, но от дождя я не размокла,
Крупна, кругла, сладка на вкус. Узнали вы? Я … (Свекла)
Хозяюшка: Молодцы, ребята! (Дети рассматривают дары, принесенные Хозяюшкой)
Ребята, а что бы нам из этих замечательных овощей приготовить, чтобы мы с вами могли угостить друг друга? (Дети предлагают свои варианты блюд).
Хозяюшка: А я предлагаю приготовить из этих овощей вкуснейший витаминный салат, который поможет нам оздоровиться и набрать массу витаминов - это «Винегрет».
(Дети моют руки, вспоминают правила безопасного пользования ножом. Затем, совместно с Хозяюшкой, нарезают овощи мелкими кусочками, готовят салат «Винегрет».)
Хозяюшка: Ешьте больше овощей – будете вы здоровей!
(Дети угощают друг друга салатом, сделанным своими руками.)
Анна Кладова
«Поможем хозяйке сварить суп». Рассказывание стихотворения Ю. Тувима «Овощи»
Цель : понимать содержание текста
Задачи : познакомить детей с произведением Ю. Тувима « Овощи » , учить понимать его содержание, расширять представления о месте произрастания овощей и способах употребления в пищу (в сыром, вареном, засоленном и сушеном виде, активизировать словарь детей, создать условия для развития творческих способностей и связной речи через использование технологии критического мышления. Развивать восприятие, память, творческое воображение. Воспитывать умение слушать друг друга, работать по правилам и образцу.
Оборудование : конверт с письмом, сигнальные карточки на каждого ребенка, ноутбук с записью песни на слова данного стихотворения , д\и «Собери картинку» (карточки с изображением овощей , кухонной посуды из двух частей, таблица для синквейна, 6 шляп – белая, красная, черная, желтая, зеленая, синяя
Словарь : хозяйка , горшок, не плох
Билингвальный компонент : «картоп» - картофель, «орамжапыра» - капуста, «сбіз» - морковь,
«ызылша» - свекла
Предварительная работа : рассматривание овощей , д\и «Найди по описанию» , д\и «Что растет в саду, огороде?» , д\и «Узнай на ощупь, на вкус» , д\и «Вершки – корешки» , д\и «Что сначала, что потом» - этапы роста овощей , игра – хоровод «Кабачок» , п\и «Баба сеяла горох» , разучивание песни «Что нам осень принесла?»
Методические приемы : Игровой момент, д\и «Верно - неверно» , д\и «Собери картинку» , рассказывание стихотворения воспитателем , беседа по содержанию, физминутка (музыкальная, д\и «Составим пятистишие» (синквейн, д\и «Шесть шляп»
1. Игровой момент. (Стук в дверь)
Ребята, к нам сад пришло письмо от почтальона Печкина. Вот, что он пишет : «Дорогие ребята, не могли бы вы нам помочь . Дело в том, что Матроскин и Шарик собрали на своем огороде урожай овощей , а что с ним делать не знают. Заранее благодарю, Печкин». Давайте поможем нашим друзьям в этом разобраться! Оформим и отправим им письмо (в картинках) . Но, чтобы составить письмо, нам необходимо собрать информацию.
2. Д\и «Верно - неверно»
- Овощи растут в саду ? На грядке? (слайд №1)
(слайд №2)
2. Д\и «Верно - неверно»
(воспитатель задает вопросы, слайды показывает на мониторе)
- Овощи растут в саду ? На грядке? (слайд №1)
Урожай собирают зимой? Осенью? (слайд №2)
- Овощи можно купить на базаре? В магазине?
- Овощи можно варить ? Жарить? (слайд №3)
- Овощи варят в кастрюле ? А можно в горшке?
А если горшок керамический?
3. Д\и «Собери картинку»
Что нужно для того, чтобы сварить суп ?
Назовите, что у вас получилось?
Назовите овощи на казахском языке .
Какой сварится суп ?
Что еще можно приготовить из овощей ? (слайд №4)
4. Рассказывание стихотворения воспитателем .
Ю. Тувим « Овощи »
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла :
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу.
Ох.
Вот овощи спор завели на столе -
Кто лучше, вкусней и нужней на земле :
Картошка?
Капуста?
Морковка?
Горох?
Петрушка иль свекла?
Ох.
Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала :
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу.
Ох.
Накрытые крышкою, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке :
Картошка,
Капуста,
Морковка,
Горох,
Петрушка и свекла.
Ох.
И суп овощной оказался не плох !
5. Беседа по содержанию :
Для чего хозяйка ходила на базар ?
Легко ли было хозяйке нести овощи ? Как вы узнали?
Почему овощи стали спорит ?
Кто из них прав? Почему?
Зачем хозяйка крошила овощи ? Чем?
В каком горшке варились овощи ?
Почему он был душным?
Какой сварился суп ?
Замените слово «не плох» . Скажите по – другому какой получился суп?
6. Физминутка (музыкальная)
7. Д\и «Составим пятистишие» (синквейн)
Что? ( овощи )
Какие? (вкусные, полезные)
Что с ними можно делать? (варить, сушить, жарить)
Твое отношение к ним. (Я люблю овощной… салат )
Обобщающее слово (понятие) (Продукт питания)
8. Д\и «Шесть шляп»
«Белая шляпа» (информация) - Что мы знали?
«Красная шляпа» (эмоции) - Какое будет настроение когда съедите овощной суп ?
«Черная шляпа» (недостатки) - Когда может быть плохо от супа?
«Желтая шляпа» (позитив) - Чем полезен овощной суп ?
«Зеленая шляпа» (новые идеи, предложения) - Что можно еще приготовить из овощей ?
«Синяя шляпа» (обобщение) Какое письмо отправим в Простоквашено? «Прочитайте» (слайд №5)
(слайд №6)
Марина Самсонова
Конспект занятия «Чтение стихотворения Ю. Тувима «Овощи» с использованием куклы бибабо
Конспект Чтение детям стихотворения Ю . Тувима «Овощи » .
Задачи :
2. Развивать творческое воображение, память.
3. Воспитывать доброе, внимательное отношение к старшим, стремление помогать им.
Материалы : Бабушка (кукла би – ба – бо , корзинка; муляжи овощей : картошки, капусты, морковки, гороха, свёклы; игрушки : кастрюля, кухонная плита.
Методы и приёмы : игровая ситуация, игровой, показ, вхождение в образ, художественное слово, поощрение.
Предварительная работа :
- Чтение детям стихотворения Ю . Тувима «Овощи » .
Беседа с детьми о добром и внимательном отношении к старшим; «Что можно приготовить из овощей ?»
Описание овощей с помощью мнемотаблицы.
С\р игра «Варим суп» .
Д\и «Найди овощи » .
- Словарная работа : «хозяйка» , «базар» .
ХОД : За дверью кто – то громко произносит «Ох!» и двигает тяжёлый предмет.
Воспитатель : Ребята, вы слышите, к нам кто-то пришёл. Может быть, нужна наша помощь? Посмотрим?
Воспитатель вносит в группу бабушку с корзинкой в руках.
Воспитатель : Дети, поздоровайтесь с бабушкой!
Бабушка : Здравствуйте, ребята! Я бабушка – хозяюшка.
Воспитатель : Ребята, а вы хотите узнать, что произошло у бабушки? Ответы детей.
Присаживайтесь на стульчики, и бабушка с нами отдохнёт.
Воспитатель читает стихотворение , интонационно показывая, как тяжело было хозяйке нести овощи с базара и разрешить спор овощей о том , какой из них лучше и вкусней, а также удовольствие от аромата и вкуса овощного супа . В ходе чтения стихотворения воспитатель достаёт овощи в нужной последовательности.
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла :
Картошку, капусту, морковку,
Горох, петрушку и свеклу.
Вот овощи спор завели на столе -
Кто лучше, вкусней и нужней на земле :
Картошка? Капуста? Морковка?
Горох? Петрушка иль свекла?
Хозяйка тем временем ножик взяла,
И ножиком этим крошить начала :
Картошку, капусту, морковку,
Горох, петрушку и свеклу.
Накрытые крышкою, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке :
Картошка, капуста, морковка, горох,
Петрушка и свекла. Ох.
И суп овощной оказался не плох !
Так почему же хозяйка так часто произносила слово «Ох!» ?
Воспитатель подводит детей к выводу о том, что хозяйке тяжело нести в корзине так много овощей , затем долго резать их, а вот аромат и вкус супа ей нравятся.
Ребята, что нужно сделать для того, чтобы помочь бабушке?
Ответы детей.
А чтением стихотворения бабушку – хозяюшку порадуем?
Воспитатель читает стихотворение повторно . При этом достаёт овощи из корзинки в нужной последовательности, затем складывает их в кастрюлю.
Дети договаривают слова стихотворения .
Кто хочет помочь хозяйке сварить суп и прочитать стихотворение ? Алина, прочитай стихотворение так , чтобы мы поняли, что тяжело делать хозяйке, а что доставляет ей удовольствие. Дети индивидуально читают стихотворение .
Если дети затрудняются вспомнить какую – либо строчку, воспитатель читает соответствующий текст или показывает необходимую игрушку.
Бабушка : Какие вы добрые ребята! И суп помогли сварить, и стихотворение прочитали . А поиграть со мной вы хотите? Ответы детей.
Я приглашаю вас к себе на огород.
Дети встают свободно и выполняют комплекс гимнастических упражнений «Удивляемся природе» .
Мы стоим на огороде,
Удивляемся природе.
Вот салат, а здесь укроп.
Там морковь у нас растёт.
Поработаем с тобой,
Сорнякам объявим бой-
С корнем будем выдирать
Да пониже приседать.
У забора всем на диво
Пышно разрослась крапива.
Мы её не будем трогать
Обожглись уже немного.
Всё полили мы из лейки
И садимся на скамейке. Потягивания – руки в стороны.
Повороты туловища вправо и влево, руки на поясе.
Правой рукой касаются левой ступни, потом наоборот.
Приседания.
Потягивания – руки в стороны.
Потягивания – руки вперёд.
Приседания.
Игра проводится 2 раза.
Воспитатель : Ребята, бабушка мне сказала, что ей очень понравилось с вами играть. А сейчас ей пора отдыхать. А нам с вами возвращаться в группу.
Произнесите слова : «Раз, два, три, снова в группе мы!» Дети произносят слова и садятся на стулья.
Дети, кто сегодня к нам приходил? Ответы детей.
Какие овощи купила хозяйка ? Ответы детей.
О чём спорили овощи ? Ответы детей.
Как хозяйка помогла овощам разрешить спор ? Ответы детей.
А вы как помогли бабушке - хозяюшке? Ответы детей.
Воспитатель : Молодцы, ребята! Я рада, что вы помогаете взрослым, проявляете отзывчивость и доброту.
Публикации по теме:
Конспект занятия по развитию речи «Разучивание стихотворения Н. Нищевой «Снегири» с использованием мнемотехники Конспект к занятию по развитию речи «Разучивание стихотворения Н. Нищевой «Снегири» с использованием мнемотехники». Цель: помочь детям запомнить.
Цель: Совершенствовать навыки детей исполнения стихотворения по ролям. Задачи: развивать у детей выразительность речи при чтении стихотворения,.
Конспект НОД по развитию речи для детей первой младшей группе. Чтение стихотворения А. Барто «Мяч» Конспект НОД по развитию речи для детей 1 младшей группе. Чтение стихотворения А. Барто «Мяч» Цель: помочь детям запомнить стихотворение.
Конспект НОД по речевой деятельности в 1 младшей группе. Чтение стихотворения А. Барто «Грузовик». Программное содержание: помочь детям запомнить стихотворение А. Барто; учить рассказывать стихотворение с помощью воспитателя. Расширять.
Цель:развитие эмоционально-целостного восприятия произведений художественной литературы. Материалы и оборудование: лошадка игрушка, фигурки.
Конспект открытого занятия по ЧХЛ во второй младшей группе. Чтение стихотворения Агнии Барто «Кораблик» Конспект открытого занятия по ЧХЛ во 2-ой мл. группе. Юлия Афанасова Тема: Чтение стихотворения Агния Бар-то «Кораблик». Цели: познакомить.
Конспект занятия по разделу «Чтение художественной литературы». Заучивание стихотворения «Снеговик» Конспект занятия по разделу ЧХЛ по теме «Снеговик» Цель: помочь детям запомнить стихотворение «Снеговик» с помощью разнообразных методов.
"Мы во двор пошли гулять" Раз, два, три, четыре, пятьМы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили
Птичек крошками кормили.
С горки мы потом катались,
А еще в снегу валялись.
Все в снегу домой пришли.
Съели суп и спать легли.
"Первый снег"
Первый снег пушистыйВ воздухе кружится
И на землю тихо
Падает ложиться.
"Снежинки"
Снежинки пуховые,Веселые, живые!
Вы кружитесь, мерцаете
В молчании лесном
И землю устилаете
Блестящим серебром.
Январь
"Белочка"
Сидит белка на тележкеПродает она орешки
Лисичке - сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Кому в платок, кому в кузовок,
Кому в лапочку.
"Медведь"
Как на горке - снег, снег,И под горкой - снег, снег.
И на ёлке - снег, снег,
И под ёлкой - снег, снег.
А под снегом спит медведь.
Тише, тише... не шуметь!
"Загадки"
В густом лесу под ёлкой, Осыпанной листвой,
Лежит клубок с иголками,
Колючий и живой. (ёж)
"Кормушка"
Сколько птиц к кормушке нашейПрилетело? Мы расскажем.
Две синицы, воробей,
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых перышках,
Всем хватило зернышек.
"Синица"
Скачет шустрая синица, Ей на месте не сидится.
Прыг-скок, прыг-скок
Завертелась, как волчок.
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку
И с дорожки - на плетень,
Тили-тили, тень-тень-тень.
"Дятел"
Странный доктор есть на свете, Он деревья лечит, дети.
- Где болит? Тук-тук!
А, нашел! Тут-тут.