Что такое паспарту и зачем оно в багетной мастерской. Что такое паспарту и как его правильно подобрать

Мы часто вешаем свои особенно удачные рисунки и другие творческие работы на стену. Они напоминают нам о наших успехах и вдохновляют. Со временем на стене их накапливается всё больше, и интерьер приобретает неряшливый вид. При этом работы «сваливаются» в кучу и не производят впечатления. Но есть проверенный способ, как разместить на стене работы в любых стилях и разных размеров так, чтобы каждая их них выглядела выигрышно. И при этом интерьер стал очень стильным. Надо сделать паспарту из ткани для ваших картин. Одинаковые паспарту, подобранные в цветовой гамме комнаты, отлично объединят самые разномастные работы в единую композицию.

Примечание. Автор этого мастер-класса Меган Пфлюга использует специализированные клеи. И, соответственно, их предлагает использовать и нам. В основной массе клеёв присутствуют некоторые вещества и кислоты, которые постепенно вступают во взаимодействие с бумагой, вызывая её пожелтение и разрушение. Этот негативный эффект проявляется с годами. Все вы наверняка видели такие пятна в старых, ещё чёрно-белых, фотоальбомах. Если ваши паспарту не являются шедеврами, которые вы будете передавать внукам по наследству, то их совершенно спокойно можно склеивать любым удобным клеем.


Итак, как сделать паспарту из ткани для ваших картин

Первое, что нам понадобится сделать, это вырезать заготовку из листа плотной бумаги. Если у вас нет картона, то в нашем случае, даже для паспарту такого большого размера, подойдёт ватман. В конце работы он приобретёт добавочную плотность. Примеряем, какой ширины паспарту мы хотим сделать. И такой величины вырезаем лист. Потом измеряем размер того изображения, которое планируется вставлять в рамку (или это будет картина, вышивка и т.п.). Аккуратно вырезаем макетным ножом посередине ватмана дырку соответствующего размера. Мы получили основу нашего паспарту.


Теперь вырезаем из выбранной ткани прямоугольник, размером на несколько сантиметров больше с каждой стороны, чем ваша заготовка.

Совет: предварительно накрахмальте выбранный кусок ткани. Отутюжьте его и тщательно выровняйте. После этого с ним будет очень легко работать.

Сборка


Теперь надо оклеить заготовку тканью. Для этого очень удобно использовать специальный клей в спрее, как на фотографии. Его надо распылить равномерно тонким слоем на бумагу. Если такого клея у вас нет, то используйте другой. Обычно принято для работы с такими материалами использовать клей ПВА. Но из моей практики могу посоветовать клей «Момент-Кристалл». ПВА всё-таки увлажняет бумагу, и её ведёт волнами. Приложите ткань, переверните, и аккуратно разровняйте, выгоняя пузыри. Тщательно приклейте всю поверхность.


Теперь надо приклеить на изнанку подгибку. Для этого удобнее использовать двусторонний скотч. Автор рекомендует использовать бескислотный скотч. Не спешите снимать защитную плёнку!


Отделка

Чтобы удобнее и аккуратнее завернуть уголки, есть специальный приём: предварительно обрежьте углы ткани, как на фотографии.

Чтобы профессионально оформить подгибку окошка паспарту, сделайте крестообразный надрез на ткани, ровно до внутренних углов. Лишнюю ткань обрезайте. И обязательно отставьте 3-4 сантиметра на подгибку.


Теперь настало время снять защитную плёнку со скотча на внутреннем прямоугольнике. Подогните и приклейте подгибку.


Тщательно разглаживаем и прижимаем к клею подгибку. Повторите этот процесс по внешнему краю.



Паспарту готово, можно вставлять его в рамку.

Паспарту для оформителя что то вроде гарнира для кулинара. Без паспарту не обходится примерно каждая 3-4 картинка, которую приносят в багетную мастерскую на оформление. Но так же, Паспарту помогает жуликоватым приемщикам раскручивать клиентов на более дорогой чек. Часто паспарту вообще не нужно, но его предлагают.Технически. Паспарту, это оформительский цветной картон, в котором вырезаются на очень точных станках отверстия.



Паспарту
происходит от французского pass pour tout , то есть «подходящий для всего, волшебный ключ», «Wikipédia en Français. Passe partout — Passe par tout , n. », почти как паспорт. И в чем то паспарту, это действительно волшебный материал, который позволяет оформителю создавать поле вокруг изображения, для большей концентрации взгляда. На графические работы, фотографии, особенно до 30х40, использование паспарту многими художниками и фотографами, по их мнению считается совершенно необходимым. По моему мнению, Паспарту - дело сугубо добровольное. Некоторые люди утверждают, что ненавидят паспарту и настаивают на его отсутствии. Обычно это происходит не по эстетическим, а по экономическим причинам. Потому что рамка с паспарту, естественно будет несколько выше по стоимости, чем рамка без паспарту из такого же багета. При использовании паспарту размер рамы увеличивается, поэтому многие приемщики заказов часто разводят заказчиков на паспарту даже в тех случаях, когда можно обойтись и без него. Паспарту , хоть и понятный, но так же и ответственный материал. Поскольку неуместным цветом паспарту, неправильно выбранными полями паспарту вполне возможно не подчеркнуть красоту изображения, а банально его испортить. Цвет паспарту по идее должен выбирать сам заказчик, так как вариантов может быть несколько сотен, а платить за заказ и смотреть на результат будет не приемщик, а заказчик.

Нежелательно применение излишне ярких цветов, от которых устают глаза. Все таки предполагается, что картинку оформляют надолго и о зрении и настроении, которое создает оформление изображения следует помнить при подборе багета и паспарту к оформлению.

Многие декораторы-оформители страдают манией к излишним играм с двойными, тройными и.т.п. полями паспарту, иногда совсем не думая о том, что пускай оформление и будет дорогим и выгодным для багетчика, заказчик-владелец картинки через некоторое время или даже сразу будет испытывать не самые приятные чувства.


Некоторые умельцы-багетчики, подражая американским оформителям и желая «блеснуть» мастерством делают на паспарту милые мещанскому глазу вырезы, орнаменты. Но практика показывает, что людям любо простое лаконичное, но подобранное со вкусом обрамление с паспарту, а эксперименты багетчика только задавливают само изображение.

Иногда делаются «разрисовки, дорисовки рисунка» на полях паспарту. Редко когда в итоге из этого получается что то, кроме вмешательства в первоначальный замысел художника.

Если конечно это не сам художник задумал и дорисовал.

Поля паспарту 5 см. шириной являются ЗОЛОТЫМ СЕЧЕНИЕМ профессиональных оформителей и такие размеры применяются в подавляющем большинстве случаев.

Но некоторые заказчики настаивают на собственных размерах полей паспарту, например меньше 5 см шириной, увеличением, «утяжелением» нижних полей паспарту. Но выдавая такие заказы оформители крайне часто видят вытянутые от удивления и очень разочарованные лица.

Просьбы переделать паспарту из за ошибочных пожеланий заказчика явление постоянное. При переделке паспарту переделывается так же и вся рама, потому что размеры ее естественно изменяются.

А происходит это потому, что заказчики без ежедневного опыта работы с оформительскими материалами могут, к сожалению, судить о результатах будущего обрамления только по образцам, являющим собой демо-куски материалов. (Это, кстати касается и багета.)

Иногда не видящему постоянно результаты работы с паспарту и багетом может показаться. Что тот или иной цвет или размер полей может подойти и все будет хорошо.

Но декоратор-оформитель не должен предполагать ничего. Он делает обрамление за чужой счет, и обязан понимать, что на его эксперименты должны потом смотреть другие, причем смотреть с удовольствием, а не с постоянным вопросом «А нельзя ли было сделать это как либо иначе?»

Небольшой совет: не доверяйте оформление важного для Вас изображения декораторам. Подберите все сами, а приемщика попросите проверить материалы и просчитав заказ дать вам скидку за самостоятельный подбор.

Лучше не слушать и не верить нелепым разговорам про многолетний опыт приемщика и мастерский вкус, помните, чем больше приемщик занимается подбором вашего заказа, тем яснее что вас просто разводят на более дорогое оформление. Ведь если "вежливая женщина столько времени провела с вашим бриллиатном, нуждающимся в хорошей оправе..", то и отказаться от заказа даже когда сумма кусается будет сложно. И приемщики, зная об этом начинают "окучивать" заказчиков, якобы "помогая". На самом деле в 99% случаях происходит процесс развода на более дорогое оформление.

Лучше всегда помнить, что порядочный приемщик в первые же 5 минут может понять, как оформить вашу работу экономно и хорошо. Но если приемщик начинает с вами некую игру в подбор "оправы для бриллианта", лучше его отодвинуть в сторону и подбирать самостоятельно.

Максимальное время оформления картинки у порядочного приемщика займет не более 15-20 мин. вместе с заполнением бланка. Остальное можно смело отнести к способам развода.

Поиграть в демо-версию «САМ СЕБЕ ОФОРМИТЕЛЬ» вы можете пройдя по ссылке http://baget.info/автообрамление . В программе предусмотрена возможность применения как одинарного, так и двойного паспарту и багета самых разных цветов и размеров. Просим учесть, что эта демо-версия была написана в 2004 году и в ней лишь небольшой процент багета из того, что есть у нас на студии.

Паспарту - это плотный цветной картон (или аналогичный материал), c помощью которого обрамляются рисунки, картины, фотографии или другие произведения изобразительного искусства. Другими словами - это поле или несколько полей между изображением и рамой.. При этом используется особый картон – спрессованный ватман, сверху покрытый цветной бумагой.



Рамка с паспарту облегчает восприятие произведения искусства, помогая зрителю сконцентрироваться непосредственно на изображении;

Оформление картин в паспарту защищает от всевозможных неблагоприятных факторов, которые могут нанести вред, а также они являются элементами согласования картины, как с поверхностью стен, так и с другими расположенными рядом объектами;

Хорошо подобранная рамка с паспарту могут сделать нужный акцент, тем самым значительно усилить эстетическое воздействие.


Паспарту необходимый элемент оформления, и без него не обходится, согласно статистике, каждая четвертая картина, которую оформили профессионально. Дизайнеры-оформители считают элемент паспарту действительно волшебным, рамка с паспарту позволяет специалисту создать вокруг картины поле, которое приблизит взгляды к самому изображению.

К примеру, при оформлении в багетной мастерской с помощью рамки с паспарту в черно-белом формате, можно отлично подчеркнуть глубину и загадочность произведения. Пейзаж, обрамленный с помощью паспарту теплых оттенков, будет смотреться более ярким, веселым, а в темных наоборот, более пасмурным, грусным. С помощью паспарту обрамление произведения можно приглушить или наоборот подчеркнуть детали.

Широкое обрамление делает художественную работу более величественной, впечатляющей. Связано это с тем, что такое оформление картин в паспарту усиливает ее драматизм, придавая ей некий профессиональный облик – подобно картинам, которые находятся в художественных галереях. Маленьким работам широкое рамка с паспарту придаст ощущение значимости и ценности. При оформлении больших работ, они позволяют поддерживать сбалансированность между выбранной рамой и самой работой, а также соблюсти общую пропорциональность произведения.

Паспарту для вышивки

Сегодня стали очень популярными вышивки, оформленные при помощи рамок с паспарту. Ширина паспарту для вышивки является самым важным элементом в оформлении работ. Выбор оптимальной ширины зависит от размера фокусной точки, стиля вышивания и размера вышивки.

Абстрактные картины, являющиеся произведениями современного искусства, а также эмблемы обрамляются только одинарным паспарту, это придает элегантность и чистоту оформлению. Классические произведения искусства оформляют в основном двойным обрамлением, выбирая оттенки одного цвета. Реже в оформление картин в паспарту используются контрастные тона, данный прием используют, когда необходимо добиться стилизации оформления.



Для оформления музейных произведений используют нейтральных классических цветов - это белый цвет со сливочным оттенком или чисто белый. Цветные паспарту создают декоративный эффект, но особенно хорошо смотрится многослойность, она позволяет добиться интересных декоративных и цветовых эффектов. Но при этом нужно обязательно соблюдать главное правило – обрамление (рамка с паспарту) не должна быть ярче самого изображения, чтобы не отвлекать внимание от произведения.

Этот вид декора обладает богатой палитрой цветов и оттенков. Разнообразны и фактуры паспарту: бархат, ткань, имитация драгоценных металлов, плетенки. Помимо картона стандартного качества, используется паспарту музейного качества и рамки с паспарту из дерева.



Декор необходимо делать в правильном стиле, исходя из особенностей картины. Желательно, чтобы обрамление было лаконичным, подобранным со вкусом. Так что наш совет - довериться профессионалам, в специализированном багетном салоне. Профессиональные дизайнеры-оформители « АРТ –КРИСТИ» подчеркнут красоту изображения, превратят обычную картинку в произведение искусства.

, ламинацию или тиснение .

Фотографии, картины, репродукции, гравюры, акварель, детские рисунки и вышивки. Наша мастерская оформляет в багет и паспарту рисунки, акварель, картины, фотографии, постеры и плакаты. У нас вы можете заказать оформление в багет и паспарту вышивки, объемных предметов, гобеленов, батика. В нашей мастерской при оформлении изделий применяется декоративный кантик, который крепится либо к багетной рамке, либо к паспарту.

В багетной мастерской можно прикладывать образцы багета и паспарту к изображениям , чтобы посмотреть, как они сочетаются.

Рисунков, вышивки, картин - это фон для оформляемого изображения, создающий пространство до рамы и позволяющий воспринимать изображение "как оно есть" и рама уже играет завершающую, но не главную роль. При правильном подборе цвета и ширины полей (расстояний сверху, снизу, справа и слева от изображения до рамки) паспарту играет не менее значимую роль, чем багетная рамка , а иногда и более значимую.

Также как картине на стене необходимо свободное пространство вокруг, "чтобы ничто не мешало", также и самому изображению требуется такое пространство. Иногда такое пространство ("воздух") присутствует в самом изображении, например:

  • домик в окружении деревьев
  • одинокое дерево на фоне большого неба
  • человеческая фигура на фоне однотонной стены
  • небольшой рисунок на белом фоне

В таких случаях паспарту не только не обязательно, но даже может мешать (пространство вокруг пространства - как "масло масляное")

Обычно паспарту используется в сочетании со стеклом, поэтому идеально подходит при оформлении фотографий, постеров, дипломов, графики а также объектного оформления - часов, орденов и медалей, старинного оружия, коллекций и других предметов, имеющих объём. Паспарту имеет обширную цветовую гамму и отличается по фактуре или покрытию: лен, бархат, шелк, декоративные пленки. Множество оттенков, фактур, различные цвета среза позволяют идеально подобрать паспарту к фотографии, рисунку, гравюре, акварели.

Изготовление паспарту

Картон для паспарту

Как правило, из цветного картона толщиной от 0,5 до 3мм. Картон бывает однотонным (цвет лицевой стороны и среза одинаковы) и цветным (срез отличается по цвету от верхнего слоя).

Сам картон различается не только по цвету, но и по составу. Наиболее используемым является картон с нейтральным уровнем кислотности (рН=7). Он изготавливается с использованием целлюлозы содержащей легнин. Это вещество в конечном итоге подвержено окислению и отрицательно влияет на прилегающую к нему бумагу, особенно если бумага уже подвергалась воздействию грибка (плесени). Следующим по качеству является картон для паспарту музейного качества. Его срок службы без воздействия грибка намного больше (более 20 лет), но все же так же ограничен. Существует также картон консервационного качества. Из его названия понятно, что он служит для консервации изображений на бумаге. В его состав входит только натуральный хлопок, без использования целлюлозы, и, соответственно, он абсолютно не подвержен действию грибка. Плесень в данном случае может образоваться только от применения некачественного материала при прикреплении работы к паспарту (скотч). Мы применяем скотч со специальным бактерицидным клеящим слоем.

Как сделать вырез окна в паспарту

Чтобы сделать паспарту сначала надо из большого листа картона определенного цвета вырезать кусок заданных размеров. Размеры фрагмента вычисляются исходя из размеров изображения и ширины полей паспарту. Затем в этом куске картона нужно вырезать окно, соответствующее размерам изображения. Рисунок прикрепляется к тыльной стороне паспарту - поэтому размеры окна должны быть чуть меньше, чем размеры изображения.

При вырезании "окна" в паспарту надо стараться соблюдать чистоту и точность реза. Чтобы сделать качественный вырез окна в багетных мастерских используется настольный станок для резки паспарту. Срез окна идет под углом 45 градусов, что обеспечивает дополнительную глубину восприятия. Причем чем больше толщина картона, тем более эффективно смотрится срез, он становится глубже. Обратный наклон среза паспарту позволяет скрыть цвет среза картона. Обратный фацет убирает одну лишнюю линию, в результате вместо среза появляется тень, что придаёт оформлению дополнительную привлекательность. Обратный срез часто нужен, когда используются декоративные вставки под паспарту. Вырезать окно можно и подручными средствами (ножом с выдвижным тонким лезвием), только необходимо следить за ровностью линии среза и особенно за хорошим стыком углов среза. Отсутствие перереза или недореза в углах является основным критерием качества изготовления паспарту. Не даром говорится, что дело мастера боится.

Цветовая гамма паспарту

Галеон располагает обширной коллекцией паспарту различных оттенков и фактур. Палитра цветов паспарту достаточно разнообразна: от ярких и основных цветов до мягких полутонов.

Однотонные паспарту производятся в широкой цветовой гамме (от снежного белого до глубокого черного). Коллекция цветного картона "Nielsen & Bainbridge" - более ста видов высококачественного картона толщиной 1.4 мм, размером 81х101 см, 60 самых популярных цветов – размером 81х120 см и 101х152 см.

Имея богатую палитру цветов и оттенков, паспарту служит инструментом для достижения цветового баланса между рамой и картиной.

Фактура паспарту

Паспарту с различным фактурным рисунком под мрамор используется в основном для небольших вставок при изготовлении музейного паспарту, при оформлении модных течений изобразительного искусства. Так же оно используется для сложного оформления изображений. Изысканность фактуры мраморного паспарту придает оформлению оригинальный и современный вид.

Двойное, тройное паспарту

Паспарту можно сделать одинарным (состоящим из одного слоя картона паспарту) или многослойным. Подобрать простое одинарное паспарту к любой работе не сложно, учитывая широкий выбор цветов и оттенков картона. Можно оформить работу в двойное или тройное паспарту - когда друг на друга накладывается два (три) вида паспарту разных оттенков. Цвет внутреннего паспарту выбирается из соответствия конкретному цвету на изображении.

Внутреннее паспарту можно сделать как светлее так и темнее наружного. Как и в случае одинарного паспарту, следует выбирать цвета и оттенки, повторяющие или дополняющие цвета в картине, и сочетающиеся с цветом рамы и декором помещения. Очень часто в качестве нижнего слоя используется паспарту золотого цвета, который идеально сочетается с рамами из золотого багета.

Двойное паспарту, составленное из близких оттенков одного цвета, создает эффект глубокого "фацета" - внутренней кромки окна паспарту. Эффект "фацета" можно усилить, если использовать картон для паспарту большей толщины.

Канты для паспарту

Деревянная или пластиковая планка (гладкая, резная, тонированная, крашенная, состаренная) - перегородка, отделяющая паспарту от самой работы. Кант как один из элементов декорирования паспарту применяется для создания дополнительного эффекта. Кант должен сочетаться по цвету и отделке с паспарту и рамкой.

Выбор оформления с помощью образцов багета и паспарту

В нашей багетной мастерской вы можете выбрать подходящий вариант художественного оформления Вашей работы из представленных образцов багета и паспарту.

В зависимости от масштаба работы наш дизайнер-оформитель может предложить для оформления узкое или широкое паспарту. Дело в том, что если поля паспарту очень узкие, работа будет выглядеть зажатой. В такой ситуации дизайнер-оформитель предлагает для оформления работы использовать более широкие поля для паспарту, предварительно продемонстрировав образец паспарту. Не имея возможности приложить к работе образец паспарту нужной ширины, клиенту будет затруднительно представить насколько интереснее для оформления работы более широкое паспарту. Производители картона, например, NielsenBainBridge обеспечивают багетные мастерские образцами цветного картона для паспарту шириной 10 см.

Процесс оформления работы начинается с подбора паспарту, и уже к этой композиции подбирается багет для подходящей рамки.

Первое правило, которому необходимо следовать - оставлять в фокусе внимания не более трех образцов паспарту. В такой ситуации, когда для выбора цвета паспарту оставлено больше трех образцов паспарту и внимание будет рассеиваться, легко растеряться. Сначала надо сконцентрироваться на выборе цвета основного паспарту.

Выбор цвета паспарту

Цвет основного паспарту может быть:

  • Нейтральным;
  • Светлым;
  • Тёмным;
  • Превалирующим цветом изображения. Для выбора этого цвета нужно определить те цвета, которые больше всего использованы в работе. Цвет деталей и дополнительные акценты лучше игнорировать. Лучше всего, если этот цвет будет близким соответствием цвету фона (фон - это всё, что не относится к деталям изображения).
  • Цветом деталей. В этом случае цвет основных элементов не влияет на выбор цвета паспарту.

Правильный подбор цвета и фактуры паспарту практически невозможен без уверенного ориентирования в ассортименте багета мастерской.

Подбирается в соответствии с тоновой шкалой изображения. При оформлении работы шкала контрастности не должна быть нарушена. Не следует создавать большой контраст между изображением и паспарту. В некоторых работах лучше всего использовать нейтральные цвета. Существует только три настоящих нейтральных цвета - это белый, черный и серый. Бежевый, кремовый и светло-серый часто относятся к нейтральным и используются при подборе паспарту в качестве нейтральных нюансов. Природные цвета, такие как кремовый, бежевый и медовый образуют сдержанный фон и подчеркивают более яркие детали изображения.

Статьи по теме