Молодежные тусовки. Молодежные "тусовки" и субкультуры. мест, в которые стоит сходить

Само понятие «вписка» появилось давно, и означало оно — «возможность переночевать в чужом городе у незнакомых людей». Вписаться в дом или квартиру на одну ночь. Но теперь, если услышите в разговоре подростков это слово, то знайте, что речь идет совсем о другом. «Вписка — вечеринка, устраиваемая абсолютно незнакомыми людьми, найденными чаще всего по группам ВКонтакте. В одиночку ехать на такое не рекомендуется».

Проще говоря, пьянка на квартире или даче, где нет взрослых. Летние каникулы — самое горячее время вписок. Школьники и студенты смело едут на свободную квартиру к незнакомым людям. И это стало типичным времяпрепровождением. В каждом городе есть своя интернет-группа: «Вписки — Москва», «Вписки — Екатеринбург», «Вписки — Саратов» ... Чем заканчиваются подобные вечеринки, мы теперь часто узнаем из сводок новостей в рубрике «изнасилование». Недавно депутаты Госдумы обратились в прокуратуру с просьбой проверить эти сообщества и, возможно, запретить их.

Найти, где и во сколько проходят такие вечеринки, не составляет труда — достаточно залезть в интернет. Бдительный модератор никогда не добавит в это закрытое интернет-сообщество взрослого человека. Вот и мне, чтобы туда попасть, пришлось завести левый аккаунт.

В интернет-сообществе «Вписки — Москва» состоит 150 000 человек!

Вот парочка типичных сообщений (орфографию сохраняем):

«Ждем девушек,в течении часа заберем на ОГРОМНОМ джипе с любого района», «Кто хочет сегодня на вписку на Рублёвке? желающие пишем в лс (личное сообщение. — Ред.)!», «Кто хочет поехать в коттедж, территория 600 кв. м (бассейны с горками, сауна, танцпол, джакузи), море алкоголя и лучшее настроение. Всех желающих встретим у м. Новокосино. Вход — парням 1500 рублей, девушкам — бесплатно».

«В сей добрый час Зову я Вас На открытую Пати у Батата на Хате м. Октябрьское поле несите с собой алкоголя (и Олю)». «С нас — 2ух комнатная квартира (размер комнат позволяет сделать танцпол, но есть где уединиться) и огромная кухня с баром, кальян. С Вас — офигеннское настроение, алкашка и желание тусить всю ночь».

Тусовки на квартирах и дачах происходят практически каждый день. Вписался в такую группку — и досуг обеспечен каждый вечер. Но если в Москве на вписки ездят в основном студенты, то в регионах участники сомнительных вечеринок — старшеклассники. 15-летняя Света К. из Тамбова с энтузиазмом взялась посвящать меня по переписке в мир «алкашки и тусовки».

Ой, тебе 16 и ты еще ни разу не бывала на вписках? — удивляется подросток. — Я не могу ни одного моего одноклассника найти, кто бы на них ни бывал, если только он не лузер и не ботан. А что еще делать-то? В городе три бара и два клуба, и вход туда до 18 заказан. Вот все и тусуются или по торговым центрам, или по квартирам.

Света просвещает меня, что у вписок есть свои заповеди. Самое главное — не вырубиться первым. Иначе все будут над тобой глумиться. Поэтому опытные тусовщики пьют аккуратно и стараются воздерживаться от употребления неизвестного зелья. Еще одно незыблемое правило — никогда не открывать дверь ментам. За такие промахи тебя забанят везде, больше ни на одну тусовку не попадешь.

Что именно происходит с теми, кто вырубился первым, узнать несложно. Ведь после каждой вечеринки принято выкладывать фото и видеоотчет. Некоторые видео кроме как порнографией назвать нельзя: один спит, другие тут же предаются любовным утехам. Сделать селфи на фоне такой парочки — удача. В 99 из 100 случаев эти кадры попадают в Сеть. «Запилить крутое видео» — это вообще отдельный аттракцион участников вписок. Молодежь старается, как может.

Ой, ребята, а что вы делаете? — взвизгивает пьяным голосом девушка, на вид ей точно меньше 18. Она лежит на диване в лифчике и джинсах. Не знаю, на что именно ее уговорили друзья по вписке, но явно не на то, что сейчас на ней будут резать одежду огромным кухонным ножом. — Ребята, не надо! Мы так не договаривались. Не надо!

За кадром громкий смех, а на переднем плане подросток самозабвенно режет на подруге джинсы. На этом запись обрывается...

Парень-подросток спит мертвым сном. Друзья начинают пихать ему в рот фаллоимитатор. Глубже, еще глубже, пока подросток не начинает давиться. Все ржут…

Видеороликов пьяных драк, валяний на полу, фото убитых после тусовок квартир вообще не счесть.

Последняя громкая история произошла в Санкт-Петербурге в марте 2017-го. Видео, которое тут же окрестили «Вписка удалась», в мгновенье ока облетело весь интернет и набрало несколько миллионов просмотров. На кадрах двое подростков занимаются сексом. Другие позируют и фотографируются на их фоне, один из них комментирует: «Вписка удалась».

Как выяснилось позже, девушке, которая предавалась любовным играм у всех на глазах, всего 15 лет. Про ее похождения благодаря интернету тут же узнала вся школа. Товарищи по вписке не поленились даже отправить видео ее родителям. В пьяном угаре, под одобрительные возгласы случайных знакомых может быть ей было и весело. Но похмелье оказалось ужасным.

А историю 16-летней Дианы Шурыгиной из Ульяновска знает теперь вся страна. Диану изнасиловали на такой же вписке. И подобных историй не одна и не две, просто не у всех хватает смелости обратиться в полицию, а тем более придать дело огласке.

И эти вечеринки проходят не только с алкоголем.

Ваня с друзьями-одноклассниками поехал в гости к приятелю в Энгельс, — рассказала мне Ирина В. из Саратова. — Позвонил мне около 23 вечера, попросил остаться. Я хотела поехать за ним, но почему-то подумала, что он уже взрослый, всех его друзей я знала — отличные ребята. Как-то вот ни о чем я даже не заволновалась.

Утром мать разбудили сотрудники полиции, они сообщили, что ее сын умер от передозировки наркотиками. Оказалось, в ту ночь на квартире была вечеринка, кто-то принес наркотик, предложил попробовать.

Позже выяснилось, что это был какой-то жутко токсичный синтетический наркотик кустарного производства, — продолжает Ирина. — От него в ту ночь в городе погибли еще 4 человека. Когда на этой вечеринке моему сыну стало плохо (судороги, спутанность сознания, конвульсии и пена изо рта), все испугались дико. Даже «Скорую» вызвали не сразу. Врачи приехали, когда Ванечка еще был жив, но не успели ему помочь. Его друзья потом мне рассказали, что Ваня долго отказывался от такого «угощения», но все же попробовали, вот и он тоже. Как оказалось, многие школьники принимали в ту ночь наркотики не в первый раз. Но для моего сына он-то как раз был первым — и последним...

ПОСЛЕДНИЙ ЗВОНОК

Самые массовые вечеринки намечаются на последние звонки и выпускные вечера.

«Ребзя, кто готов скинуться на коттедж, а не тухнуть весь вечер после последнего звонка дома? У меня уже есть подставное лицо, готовое оформить аренду на себя. Кто в теме?»

Группы пестрят такими записями — молодежь уже готовится к важным событиям в своей жизни.

«Так, давайте все сразу договоримся, все приходят без мобильников. А то опять наснимаете, а потом в интернет не зайдешь. И превратится наша вписка в Паблик-пати».

Паблик-пати — еще один вид такого рода тусовок. Например, волжская вписка на последний звонок. История эта в мае 2016 г. прогремела на всю Россию. После торжественных мероприятий в школе 11-классники поехали отмечать событие на турбазу, где заранее было арендовано несколько номеров. Одна из девочек — тихоня, отличница — перебрала с алкоголем и быстро отключилась. Ее состоянием воспользовались — раздели практически догола и все тело разрисовали неприличными картинками. Позже фото попали в Сеть. Расследованием произошедшего занимались полицейские.

Еще одна знаменитая вписка с групповым изнасилованием произошла в Тюмени. В обоих случаях родители приложили все усилия, чтобы истории замять, ни одна из девушек так и не написала заявления в полицию.

К слову, многие заядлые вписчики — устроители закрытых вечеринок на съемных квартирах — даже мечтают о такой всенародной славе. Один из них, скандально-известный в узких кругах, регулярно выкладывает видео в Сеть в открытый доступ.

Я слышал, что моими фильмами интересуется полиция, а учителя показывают их на классных часах в рубрике «как не надо делать», — начинает очередное видео парень. — Ну что ж, отлично. Пусть тогда тоже ставят лайки и подписываются на мой канал.

СЛОВАРИК «КП»

Вписки делятся на несколько категорий.

Шаффл — скучная безалкогольная тусовка ботанов с очень маленьким количеством людей, как правило, любителей поиграть в компьютерные игры.

Флэт — (от англ. flat — квартира) — небольшая компания днем собирается на одной квартире и занимаются одним делом — например, играют в комп или слушают музыку.

Легион — один из самых безопасных видов вписки, так как собираются исключительно хорошие друзья и знакомые. Как правило, подбирается точное число парней и девушек в соотношении 50 на 50. Многие считают легион скучным мероприятием и ищут что-нибудь повеселее.

Хастл — это когда собирается такое количество незнакомого друг с другом народу, что в буквальном смысле яблоку некуда упасть. Устроить хастл в квартире маловероятно, чаще такие проходят на дачах или в арендованных коттеджах.

Подводная лодка — серьезное мероприятие, к которому готовятся заранее. Хозяин хаты закупает кубометры алкоголя и тонны нямки (еды) и собирает компанию единомышленников. Смысл в том, что с территории проведения «подводной лодки» нельзя уходить до окончания вечеринки. Длятся такие обычно от суток до трех.

Вписка — сосиска — тусовка, на которой не оказалось ни одной девушки.

Эссе

на тему: Молодежные «тусовки» и субкультуры

Выполнил:

Москва 2010 год

Очень часто, когда мы идем по улице, едем в метро или элементарно «сидим» в Интернете, мы слышим и видим фразу «субкультура». Само понятие возникло еще в 1950-ом году. Американский социолог Дэвид Райзмен вывел такое понятие термина «субкультура»: «…- это группа людей, преднамеренно избирающих стиль и ценности, предпочитаемые меньшинством». В свою очередь Дик Хербидж провел более глубокий анализ явления субкультуры. В своей книге «Субкультура: значение стиля» он предполагает, что субкультуры - это группы людей со схожими вкусами, которых не привлекают общепринятые ценности и стандарты. Социолог М. Брейк, в свое время, считал, что субкультура - это нормы, которые способствуют сохранению некоего образа и стиля жизни в обществе.

Лично я нахожу свое определение термина «субкультуры» в наши дни - это группа людей, объединившихся из-за схожих увлечений в музыке, которая в последствии из-за своего влияния, или влияния образа жизни артистов, дает (и то лишь в редких случаях) своеобразное мировоззрение. Как недавний участник феномена «субкультуры», хотел бы сказать, что в последнее время субкультуры все больше и больше теряют свое значение, каково было им дано первоисточниками. Мое личное мнение, основанное на личном опыте, что субкультура в наши дни - это, в некоторых случаях, лишь способ избавиться от личных комплексов.

Остается все меньше людей, которые поддерживают и признают изначальную идею возникновения различных субкультур. В 60 - 80-ые годы, основной период времени возникновения субкультур, в любой молодежной «тусовке», как субкультуры иногда называют, обязательно присутствовала своя идеология, и люди «вступали в ряды» тех или иных субкультур, как идеологи, а сейчас идеология субкультуры либо извращается до неузнаваемости, либо вообще перестает существовать. Простой пример извращения или отсутствия идеологии субкультуры - это скинхеды-нацисты.

Изначально эта субкультура образовалась из группы простых людей рабочих районов, одевающих грубые ботинки, дешевые куртки, защитного цвета, и клетчатые рубахи. Они не признавали различий по расовому признаку или какому-либо иному. Как только движение стало массовым (к тому моменту оно уже дошло до России) оно разбилось на несколько группировок, одна из них - скинхеды-нацисты. Эта группировка самая широкоформатная, их кумир Адольф Гитлер, из музыки они слушают уже не Ска (довольно спокойный жанр в музыке, пришедший в Америку и Европу с Ямайки), как родоначальники движения «skinhead», а музыку жанра Oi-панк - самый агрессивный жанр в панк-музыке. Скинхеды-нацисты поддерживают различия по расовому признаку, не выносят представителей сексуальных меньшинств и всячески пытаются ликвидировать вышеуказанных, в том числе и тех немногочисленных скинхедов, поддерживающих первоначальную идею движения. Это один из самых ярких примеров постепенного искоренения изначальной идеологии.

Прежде чем переходить к дифференциации субкультур по различным признакам и факторам, я считаю нужным ввести в курс дела, дав краткие характеристики каждой из основных субкультур: скинхеды, панки, эмо, готы, байкеры и металлисты, хиппи. Про движение, довольно радикальное, «скинхед» я вкратце уже рассказал чуть выше, поэтому начну я, пожалуй, с субкультуры «панк», ибо это движение обобщает очень многие последующие.

Итак, панки - субкультура, которая возникла в начале 70-х годов в США, Англии и ряде других стран. Люди, причастные к этой субкультуре, очень критично относятся к обществу. К тенденции политики панков относят анархию, антиавторитарность, антимилитаризм, антикапитализм, антирасизм, антисексизм, антинационализм, защита прав животных (последнее прослеживается довольно редко). Музыкальные предпочтения панков обширны - панк-рок, анархический панк, и другие ответвления жанра «панк».

Следующей в очереди на описание будет молодежное движение «эмо». Есть ошибочное мнение, последствия которого были крайне неприятными для людей, поддерживающих эту «тусовку», или людей, которые в следствии стечения обстоятельств или по наивной случайности были каким-либо образом похожи на поспещников вышеуказанной субкультуры. Так вот, то самое, ошибочное, мнение, было таковым, что эмо - плаксивые мальчики и девочки, склонные к суициду, или всевозможным телесным повреждениям. Я хотел бы сказать, кто есть эмо, на самом деле, дабы не складывалось неправильное стереотипное представление. Эмо - субкультура, название которой произошло от прилагательного эмоциональный. Юношей и девушек этой субультуры называют, соответственно, эмо-бой (от английского, emo-boy) и эмо-герл (от англ., emo-girl), или, если обобщить, эмо-кид (emo-kid). Действительно, эмо-киды довольно эмоциональны, и возможно излишне восприимчивы, но это совершенно не дает право людям говорить, что они «суицидники и самоубийцы». Их прически довольно странны - косая, оборванная челка, как правило черного цвета, свисающая прямо на глаза. Очень часто присутствует макияж, причем, как на лицах девушек, так и юношей. Предпочтительные цвета - черный (все плохое, отрицательное, грустное, несправедливое) и розовый (отражает радостные моменты личной жизни эмо-кида). Основная идеология эмо: сосредоточение вокруг внутренних эмоций и ощущений человека. Грусть, тоска, любовь и прочие эмоции часто выражаются в музыкальных композициях, подчеркиваемые некоторыми специфическими приемами пения, вроде «скрима», что в переводе с английского языка означает «крик». Несмотря на все это, если человек идет с косой челкой, слушает альтернативный рок (основной музыкальный жанр, предпочитаемый эмо-кидами), и носит обтягивающие джинсы с кедами, то это не означает, что человек - эмо-кид. Очень многие компоненты повседневной жизни эмо-кида схожи, например, с компонентами повседневой жизни скейтбордиста (рваные челки, обтягивающие штаны, порой, альтернативный рок).

Готическая субкультура сейчас не похожа ни на грамм на первоисточник. Готическое молодежное движение впервые появилось в Великобритании. Оно напрямую связано с готическим стилем в литературе, музыке, архитектуре. Стилем одежды готов (именно так называются люди, идущие бок-о-бок с этой субкультурой) является сочетание панковского стиля, средневекового, такде встречаются порой одежды викторианской эпохи или ренессанса. Все это оформлено, как правило, в черных тонах, включая грим и волосы. Общая тенденция - печальные, иногда даже скорбные мотивы в музыке и внешнем виде, почитание литературы девятнадцатого века. Нынешние готы считают обязательным приходить ночью на кладбища, употреблять там алкоголь, и порой устраивать какие-то мистические обряды, напоминающие обряды сатанистов, только связанные, как правило, с вампирами и оборотнями. Почитают готы «нашего времени» теперь уже не литературу 19-ого века, а режиссера Тима Бертона, известного за его печальные мультипликационные фильмы, в которых фигурирует вечная грусть, «серость». Старую готическую музыку теперь не воспринимают, а слушают жалкое подобие этого жанра - готический рок.

Впрочем, байкеры и металлисты есть довольно схожие движения, которые последнее время уже нельзя назвать молодежными (очень часто, особенно в США встречаются байкерские группировки, состоящие из людей, чей возраст, свыше 50-ти лет). И та и другая субкультура появилиь на заре 60-ых годов. Байкеры обожают мотоцикли и все, что с ними связано. Профессор-социолог С.А.Сергеев, назвал это движение романтико-эскапистским, что подчеркивает их неистовую любовь к дорогам, путешествиям на мотоциклах. Элементы одежды не очень разнообразные или креативные - кожаные куртки, либо джинсовые жилетки (на спине, как правило, нашивают символ той или иной группировки, к которой принадлежит байкер, если таковая имеется), на ногах оборванные джинсы пепельного цвета и тяжелые ботинки.

Металлисты, как и байкеры предпочитают хард рок, металл, в качестве любимой музыки. В отличие от панков и эмо, у металлистов нет особой идеологии, весь образ жизни сконцентрирован вокруг музыки, но вот особенность текстов песен - прославление независимости и уверенности в себе. Стиль одежды - длинные волосы, кожаная куртка или жилет, джинсы или кожаные штаны, на голове бандана, и все это сопровождается, металлическими вставками повсюду.

И, наконец, хиппи. Их культура - одна из наиболее древних и прочных из всех движений. Хиппи славятся мягкостью. Первое появление хиппи - 60-е годы. Они призывали человечество не воевать, любить друг друга. Они первыми принялись расширять сознание всеми способами: от медитации до ЛСД. Именно из-за последнего, их появление было сопровождено серьезными скандалами. Элементами одежды может быть абсолютно, что угодно, но все элементы, чаще всего должны «давать свободу действиям», часто фигурируют повязки на головах, сандалии. Музыка, сопровождающая их по жизни - самая разная: от The Doors (панк-группа) и The Beatles до Алена Гинзберга и Боба Марли.

Теперь можно перейти к следующему моменту, относящемуся к теме «субкультуры» - классификациям. Что касается классификаций молодежных «тусовок», то здесь мнения расходятся. Существует всего 4 главных типологизации субкультур. Одна из них принадлежит русскому социологу Михаилу Топалову, который дифференцировал субкультуры по следующим признакам:

1) увлечение современной молодежной музыкой;

2) устремление к правопорядковой деятельности;

3) люди активно, занимающиеся определенными видами спорта;

4) околоспортивная деятельность (фанаты);

5) философско-мистические;

6) защитники окружающей среды.

Однако, я считаю его классификацию не совсем точной, ведь одним из пунктов у него стоит «околоспортивная деятельность», и он приводит в пример фанатов. Это не может быть типом субкультур, ведь, если мы говорим о «субкультуре», как о первоначальном назначении феномена, значит мы указываем на определенную идеологию, а у фанатов ее нет, если не считать того, что все они поддерживают своих кумиров и любимые команды.

С еще одной известной типологизацией хочет нас ознакомить профессор З.В. Сикевич. Он предполагает, что группы людей, объединяющиеся в субкультуры, могут быть разделены по качеству связи с тем или иным аспектом:

1) связь со способом времяпрепровождения (музыкальные и спортивные фанаты, металлисты, люберы, возможно нацисты);

2) связь с социальной позицией (экокультурные молодежные «тусовки»);

3) связь с образом жизни ("системники");

4) связь с альтернативным творчеством (не признанные живописцы, скульпторы, музыканты, актеры, писатели и др.). Их также называют деятелями «андеграунда».

По моему мнению подобную типологизацию нельзя даже преподносить к рассмотрению, ибо здесь профессор Сикевич, чуть ли не объединяет все существующие субкультуры в один аспект, указывает на то, что их деятельность связана со способом времяпрепровождения, а всех остальных людей, которых нельзя назвать субкультурами по сути своей (хотя музыкальные и спортивные фанаты, приведенные в пример к первому аспекту, тоже в сущности субкультурами не являются).

Следующая классификация принадлежит профессору С.А.Сергееву. Он утверждает, что все субкультуры можно разделить на романтико-эскапистские субкультуры (хиппи, индианисты, толкинисты, байкеры); гедонистическо-развлекательные (так называемые, мажоры, рэйверы, рэпперы и т.п.); криминальные ("гопники", "люберы"); анархо-нигилистические (панки, экстремистские субкультуры) или радикально-деструктивными. Я бы назвал его типологизацию наиболее приближенной к нашему времени.

И, наконец, последняя типологизация, с которой я бы хотел в своей работе ознакомить - это общепризнанная классификация по социально-правовому признаку. Эта классификация выделяет три основных типа:

1) просоциальный, или социально-активный тип, деятельность этого типа направлена на пользу государства.(группы экологической защиты и др.)

2) социально-пассивный тип, вся деятельность этого типа не пересекается ни коим образом с деятельностью государства.(футбольный и музыкальные фанаты)

3) асоциальный тип.(хиппи, панки, наркоманы и т.д.)

Эта типологизация по-моему не имеет ничего общего с разделением субкультур. Если закрыть глаза на то, что наркоманы - это уж точно не субкультура, как и группы экологической защиты, и музыкальные или футбольные фанаты, то, в принципе, я бы сказал, что классификация может иметь место быть, но только лишь, как дифференция определенных слоев населения по роду деятельности в отношении к государству. И, отходя несколько от темы, если рассматривать эту классификацию вообще, то футбольных фанатов совершенно точно нужно отнести к асоциальным признакам, ибо в связи с современным подходом к футбольному «фанатству» (использую этот термин в связи с тем, что именно так в наши дни называют занятие, в котором участвуют футбольные фанаты), действия фанатов можно назвать лишь асоциальными.

На этом известные классификации субкультур заканчиваются, и я бы предпочел, как лидирующую, классификацию профессора С.А.Сергеева. Он удивительно точно подобрал понятия для описания тех или иных молодежных «тусовок».

Хотелось бы сказать, что термин «субкультура» уже настолько глубоко вошел в наш обиход, как и сам феномен, что мы уже не замечаем каких-либо нововведений со стороны участников той или иной молодежной «тусовки», мы только видим и говорим: «Вчера видел скинхеда, бритоголовый, в огромных ботинках и с подвернутыми штанами» или «У нас около дома катаются панки-скейтеры, мне их доски надоели». Все подобные вещи кажутся нас совершенно обыденными. Из этого я делаю вывод, что в наши дни участники субкультур, или неформалы, как их называют еще со времен СССР («Неформальные объединения молодежи»), уже не блещут оригинальностью, и уже практически не выделяются из толпы. Если человек зайдет в автобус, полный людей преклонного возраста, и среди них будет стоять человек в кожаной куртке и с поднятыми волосами зеленого цвета, мы, безусловно, моментально обратим на него внимание, но в общей массе людей, если представить ее себе, то, будь то панк, будь то эмо, будь то скинхед, ни одна субкультура уже не выделяется. Но для себя мы все равно определяем термин «субкультура», как нечто «отличное от обычного».

И, в заключение, хочу сказать, что человек, парень или девушка, является «неформалом» до тех пор, пока он не уяснит для себя, что этим он ничего не добьется, что человека правит его социальный статус, а «субкультура», как феномен совершенно человека не мобилизует по социальной лестнице. Только развиваясь, человек может переступить через свои принадлежности к той или иной субкультуре. И вот когда человек для себя осознает это, когда он морально подрастает, ему перестает быть интересна всяческая субкультурная атрибутика, всяческие занятия, связанные именно с его молодежным движением, останется только любовь к музыкальному жанру, как минимум на ближайшие несколько лет. Однако, повзрослев, человек уже не так восприимчив к музыке, его мировоззрение не меняется кардинальным образом, как это было, когда он был неформалом. Музыка - это, пожалуй, единственное, что остается от бывшего приверженности человека к той или иной молодежной «тусовке».

Список литературы.

1) Brake M. The Sociology of youth cultures and youth subcultures in America, Braitain and Canada. London: 1995, P. 8.

2) С.Н. Майорова-Щеглова. «Своя» комната как артефакт молодежной субкультуры // Социологические исследования. - 2003. - №3. - С. 119-120.

3) Сергеев С.А. Молодежные субкультуры в республике // Социальные исследования. - 1998. - №11. - С. 95-102.

4) Сергеев С.А. К вопросу о классификации и некоторых особенностях молодежных субкультур России // Социальное знание: формации и интерпретации. Материалы международной научной конференции. Казань: Форт-Диалог. - 1996.- С. 43-50.

5) Сикевич З.В. Молодежная культура: «за» и «против». Заметки социолога. - СПб.: 1990. - С.6

6) Молодежная культура: молодежь и проблемы современной художественной культуры: Сб. научных трудов. - СПб.: 1990. - С. 8-9.

7) Красавцева И.Н. НЭС «Национальная социологическая энциклопедия»: [Электронный документ]. -(http://voluntary.ru/dictionary/568/word/%D1%D3%C1%CA%D3%CB%DC%D2%D3%D0%C0).

8) Слюсаревский Н.Н. Культурология. Субкультура как объект исследования: [Электронный документ]. - (http://www.countries.ru/library/typology/subkultura.htm).

9) Долинина Ирина. УГ «Учительская газета». Стиль жизни в обществе: [Электронный документ]. - (http://www.ug.ru/issue/?action=topic&toid=6568).

10) Шепитько М., Рылина С. Центр образования «Юниор»: [Электронный документ]. - (http://www.junior.ru/students/rylina/otvet.htm).

11) Шепитько М., Рылина С. Центр образования «Юниор»: [Электронный документ]. - (http://www.junior.ru/students/rylina/hippy.htm).

12) Шепитько М., Рылина С. Центр образования «Юниор»: [Электронный документ]. - (

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Молодежные «тусовки» и субкультуры

Багирова Сабина

Современный мир даёт нам множество разнообразных проявлений социальной активности человека. Одними из них являются молодежные субкультуры и «тусовки», изучение которых важно с социологической позиции.

Как отмечает американский социолог Нейл Смелзер: «Субкультура - это система норм и ценностей, отличающих культуру определенной группы от культуры большинства общества» (1). Можно сказать, что для субкультуры характерно мировоззрение, обусловленное своими «специфическими» социальными ценностями, нормами, правилами поведения. Одной из наиболее активных социальных групп в обществе является молодежь, которую можно охарактеризовать, как социально-демографическую группу людей в возрасте от 15-16 до 29-30 лет, обладающую своими специфическими социальными и психологическими чертами, обусловленными возрастными особенностями молодых людей, процессом становления личности, спецификой социального положения общества. Для молодежи, в силу её определенный социально-психологических свойств, связанных и с каким-то юношеским максимализмом и со стремлением выделиться среди остальнох, характерно участие в различных субкультурах. Кроме того, молодежная субкультура отражает перемены, происшедшие во второй половине ХХ века, вытекающие из таких социальных процессов, как индустриализация и из социально-политических событий середины XX века, вызвавших, например, появление таких субкультур в молодежной среде, как битники, хиппи и т.д. В целом, молодежную субкультуру можно назвать показателем, отражающим жизнь и перемены, происходящие в обществе.

Исследователи говорят нам о том, что оформление молодежной субкультуры пришлось на 50-е годы ХХ века. Например, Омельченко Е. в работе «Краткий обзор отечественных и зарубежных теорий молодёжи» пишет, что «история изучения молодежных культур XX века знает несколько как бы молодежно-поколенческих ярлыков: «потерянное» поколение - поствоенное, «беби-бумеры» в США 1950-х годов; «поколение X» - непонятные молодые и так дальше вплоть «Дженерейшн Пи» - поклонников Пепси у Виктора Пелевина» (3). И, прежде чем, перейти к более подробному рассмотрению особенностей молодежной субкультуры и «тусовки», хочу отметить основные характерные черты данного социального явления. Итак, «согласно выводам специалиста по молодежной культуре Левиковой С.И., молодежная субкультура характеризуется следующим:

Молодежная субкультура представляет собой социальную общность, каждый представитель которой сам причисляет себя к ней; члены такой общности могут формировать как группы непосредственного контакта (компании, объединения, тусовки), так и виртуального общения;

Вхождение молодого человека в ту или иную молодежную субкультуру означает принятие им и разделение её норм, ценностей, мировосприятия, манер, стиля жизни, а также внешних атрибутов принадлежности к данной субкультуре (прическа, одежда, украшения, жаргон);

Как правило, молодежные субкультуры возникают вокруг какого-либо «центра», выразителя тех или иных пристрастий к музыкальным стилям, образу жизни, отношения к определенным социальным явлениям;

Значимые для той или иной молодежной субкультуры идеи и ценности получают внешнее выражение в обязательной для ее членов символике и атрибутике группы» (4).

Левикова С.И. также отмечает: «Молодежная субкультура - это урбанистическая культура, созданная молодыми людьми для себя; это культура, нацеленная на включение молодых людей в общество; это - частичная культурная подсистема внутри системы «официальной», базовой культуры общества, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет ее носителей» (5).

Определившись с тем, что же есть такое эта молодежная субкультура, думаю стоит рассмотреть некоторых её представителей. Мне кажется, что одной из первых субкультур, положившей начало этому явлению, было бит-поколение (битники), появившееся в 50-е годы ХХ века - the Beat Generation, что можно перевести, как «разбитое поколение». Зародилось оно в среде писателей и поэтов того времени и отражало новые веяния в литературе, которые впоследствии перешли в некий образ жизни - разбитной, богемный, аполитичный, в некоторой степени романтичный, связанный с революцией американских нравов. Почему американских? - потому что битники зародились именно в богемной среде Нью-Йорка. В 1948 году американский писатель, поэт Джек Керуак впервые употребил термин «бит-поколение», «охарактеризовав так социальный пласт, возникший после практически исчезнувшего к 1948 году «потерянного поколения» участников Первой мировой войны» (6). Неким учебником по бит-поколению является книга Керука «В дороге», раскрывающая образ жизни и социально-значимые черты битников. В конце 1960-х большая часть данной группы претерпела трансформацию в всем известное движение хиппи, так же являющуюся одной из старейших молодежных субкультур. Как можно прочитать в различной литературе и в Интернете, «движение сформировалось в Сан-Франциско в середине 60-х гг. XX в. как протест против обывательщины, против войны во Вьетнаме, против политики американского государства. В основу хиппистской идеологии было положено философское учение, связанное с «движением Иисуса». Они придерживаются пацифистских взглядов, исповедуют идею «непротивления злу насилием», склонны к творчеству» (7). Хиппи - «дети цветов», субкультура с приставкой «контр-», контр - против, некий социальный протест, протест существующим основам общества, нормам и ценностям капитализма, протест против популистской политики государства. В 1960-е - 1970-е - популярное среди молодежи движение, пропагандирующее свободную любовь, творческую деятельность, тусовки и путешествия в разрисованных фургончиках или маленьких автобусах. Хиппи были выразителями социальных перемен в американском обществе в то время, когда во Франции происходили студенческие бунты - первые выступления молодежи общества потребления (яркий пример - волнения 1968 года). Но, возвращаясь к субкультурам: в конце 1980-х гг. в одном из ванкуверских журналов опубликована статья канадского скульптора и дизайнера Дугласа Коупленда о «Поколении Х» (Generation X). А в 1991 году вышла в свет книга Коупленда «Generation X: Сказки для ускоренного времени» - в некоторой степени социологический путеводитель, только в художественном обрамлении, по молодежным субкультурам и тусовкам . Создатель термина «Поколение Х» отмечает в своей книге, что представители Generation X - это дети хиппи, которые выросли, превратились в обычных американцев, представляющих из себя воплощение «американской мечты». Представители «Поколения Х» не довольны тем, что их родители предали идеалы своей юности и поэтому определяют для себя новый образ жизни, стиль и ценности, отказываясь от материализма общества. На мой взгляд, без «Поколения Х» не сформировались бы многие современные молодежные субкультуры. И, в целом, поколение, описанное Дугласом Коуплендом в его произведениях («Generation X», «Рабы Майкрософта», «Планета шампуня», «Мисс Вайоминг», «Нормальных семей не бывает», «Эй, Нострадамус!», «Жизнь после Бога», «Пока подружка в коме», «Похитители жвачки» и др.) является носителем социальных перемен современного мира, отражает те социальные, экономические, политические процессы, происходящие в обществе, показывает многообразие субкультур и тусовок среди молодежи - поколения, которое всегда является двигателем общественного прогресса.

Молодежная субкультура, как и любая культура, в процессе своего развития реагирует на меняющиеся внутренние и внешние условия своего существования. Она тесно связана с политикой государства, с экономической составляющей общества, с социальной, культурной, духовной сферами жизни общества. Отсюда можно выделить субкультуры по музыкальным предпочтениям, спортивные субкультуры, ролевые, реконструкторские субкультуры, криминальные, развлекательные, политизированные и т.д. Поэтому хочу обратиться вновь к источникам: «Существует целый ряд типологий молодежных субкультур. Обстановку в России в конце ХХ в. достаточно точно отражает типология, предложенная казанским исследователем С.А. Сергеевым:

Романтико-эскапистские субкультуры (хиппи, ролевики, толкиенисты, с известными оговорками байкеры);

Гедонистическо-развлекательные («мажоры», рейверы, рэперы);

Криминальные («гопники», люберы);

Анархо-нигилистические (панки, экстремистские политизированные субкультуры «левого» и «правого» толка, которые можно также называть радикально-деструктивными).

Заслуживает внимания и типология, предложенная А. Тарасовым в начале XXI века: «золотая молодежь» в столицах; наркоманская субкультура; уголовная среда; «голубая» тусовка; неофашисты и скинхеды; «нацболы» (национал-большевики); футбольные фанаты; «попсовики»; «старая контркультура» (субкультура, развивающая традиции хиппи 60-х годов.); сатанисты; «новая контркультура» (оппозиционная молодежная субкультура, соединившая традиции старых хиппи, национал-большевизма и левацкого революционизма).

Наконец, типология, разработанная С.И. Левиковой и В.А. Бабахо в 1996 г.:

Группы, объединяющие приверженцев музыкальных вкусов и стилей (металлисты, роллинги, брейкеры, битломаны);

Группы, ценностные ориентации которых имеют некоторый политический и идеологический оттенок (ностальгисты, анархисты, пацифисты, отклонисты, «зеленые»);

Группы аполитичного, эскапистского характера (хиппи, панки, люди «системы»);

Эстетствующие группы («митьки»);

Группировки, исповедующие «культ мускулов» («качки»);

Криминогенные группировки, объединяющиеся по признакам агрессивности, жесткой организованности и противоправной деятельности («теляги», гопники, люберы)» (8).

Хочется подчеркнуть, что многие субкультуры пришли в нашу страну с Запада. В Советское время (50-е годы ХХ века) были стиляги - представители «эпатажной и контркультурной группы городской молодежи, ставшей своеобразным символом «первой волны» «неформалов». Одевались и танцевали они «cтильно», за что и получили презрительную кличку «cтиляги.Основное обвинение, которое предъявлялось им, - «преклонение перед Западом». Музыкальные пристрастия «стиляг» - джаз, а затем рок-н-ролл» (9). После стиляг (1960-е - 80-е гг.) стала зарождаться субкультура рок, которая «подарила» нам неформалов - панки, металлисты, альтернативные субкультуры. Как отмечают исследователи, для них было характерно: «аполитичность, интернационализм, ориентированность на внутренние проблемы. Российские «неформалы» стремились копировать характер течений западной молодежной субкультуры» (10).

Сегодня - в России ХХI века, на улицах города можно увидеть представителей различных субкультур. Это - и хиппи, и растаманы, и эмо, готы, панки, стрейт-эдж (Straight edge - философское ответвление панк-движения), ролевики-реконструкторы, мобберы (любители флэш-мобов), представители хип-хоп-субкультуры, рейверы, роллеры, паркурщики, турникмены, хакеры, футбольные хулиганы (фанаты), гопники и т.д.

Сегодня появилось новая субкультура или, скорее даже молодежная «тусовка » - хипстеры (to be hip - быть в теме). Опять же пришедшая к нам из США, появившаяся в 1940-е годы и принимающая в свои ряды поклонников джазовой музыки. В наше время хипстеры - это «обеспеченная городская молодёжь, интересующаяся элитарной зарубежной культурой и искусством, модой, альтернативной музыкой и инди-роком, артхаусным кино, современной литературой и т.п.» (11). На мой взгляд, хипстер - реальный представитель постмодернового общества.

С молодежными субкультурами тесно сплетены молодежные «тусовки» (одно вытекает из другого). Что же такое «тусовка»? «Тусовка » - это некое начало субкультуры, или по другому сообщество по интересам, это то, что потом перерастет в субкультуру, обретет свои ценности, правила и структуру. Но иногда большое количество разнообразных субкультур смешивается и превращается в разноцветную и разношерстную «тусовку ». Исходя из собственного опыта и из наблюдений за сверстниками, хочу отметить, что сегодня мы как раз и можем наблюдать именно «тусовочный» тип организации в молодежной среде, когда стираются границы между различными субкультурами, и уже имеют главное значение не нормы и ценности той или иной субкультуры, а только какие-то визуальные аспекты - определенный внешний вид, манеры, художественные образы, то есть внешняя оболочка, без определённого внутреннего содержания. Хипстер - представитель молодежной «тусовки » конца первого десятилетия ХХI века - молодой человек, собравший свой внешний образ, как мозаику, из различных субкультурных элементов.

«Тусовка» - как социальное явление, как место встречи представителей различных субкультур. Мне кажется, что такая трансформация молодежной субкультуры в «тусовку» связана, в первую очередь, с процессами глобализации, которые происходят в современном мире. Стирание субкультурных границ, интеграция - всё это отражает современные социальные процессы.

В заключение хочется добавить, что «тусовки» и субкультуры играют важную роль в процессе социализации молодого человека, становлении его личности, приобщении к нормам и ценностям общества, поэтому актуальны для изучения именно с социологической точки зрения.

Список литерптуры

молодежная субкультура тусовка

1. Смелзер Н. Социология / Н. Смелзер. - М. : Феникс, 1994. - С. 660.

2. Учебно-методическое пособие по изучению курса «Социология» / А.И. Верецкая, А.П. Дьяков, Ю.Б. Матюшина. - Воронеж: ВГУ, 2007. - С. 44.

3. Омельченко Е. Краткий обзор отечественных и зарубежных теорий молодёжи / Е. Омельченко / Центр изучения молодежи «ПОКОЛЕНИЯ.NET». - (http://www.regioncentre.ru/generation/scienceaboutyouth/scienceaboutyouth1/ )

4. Свечников С.К. Методическое пособие «Молодежь и рок-культура» / С.К. Свечников. - Йошкар-Ола: ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2007. - (http://piorme.narod.ru/subkult.htm )

5. См. : там же.

6. Бит-поколение / Материал из Википедии - свободной энциклопедии. - (http://ru.wikipedia.org/wiki/Бит-поколение )

7. Молодежные субкультуры / Муниципальное учреждение культуры «Централизованная библиотечная система Озерского городского округа». - (http://www.libozersk.ru/pages/index/343?cont=1 )

8. Свечников С.К. Указ. соч.

10. Там же.

11. Хипстер (современная субкультура) / Материал из Википедии - свободной энциклопедии. - (http://ru.wikipedia.org/wiki/Хипстер_(современная_субкультура))

11. Коупленд Д. Generation X / Д. Коупленд. - М. : АСТ: АСТ МОСКВА, 2009. - 357 с.

Размещено на Allbest

Подобные документы

    Эстетика, этика и идеология молодежных сообществ. Характеристика формальных компонентов юношеской субкультуры. Исследование молодежных движений. Анализ типологии современных молодежных субкультур в российском обществе. Радикальные молодежные субкультуры.

    контрольная работа , добавлен 17.01.2015

    Понятие субкультуры и молодежной субкультуры. Типология молодежных субкультур. Характеристика отдельных субкультур. Самореализация, самоактуализация, непонимания со стороны взрослых, вхождения во взрослую жизнь, выбора правильного пути.

    реферат , добавлен 22.02.2007

    Основные понятия и история возникновения субкультур. Деятельность, мировоззрение, внешняя атрибутика наиболее популярных молодежных субкультур. Причины вступления молодых людей в неформальные объединения. Эмпирическое исследование молодежных субкультур.

    курсовая работа , добавлен 05.08.2010

    Понятие "молодежной субкультуры" и ее появление в России. Проблемы неформальных молодежных движений. Характеристика молодежных субкультур. Работа социального педагога с подростками, вовлеченными в неформальные молодежные движения в условиях детского дома.

    дипломная работа , добавлен 12.02.2012

    Понятие субкультуры, ее содержание и место в современном обществе. Классификация и разводимости молодежных субкультур, факторы и история их развития. Стили поведения и одежда представителей различных движений, направления их деятельности и популяризация.

    презентация , добавлен 22.11.2012

    Понятие и причины возникновения субкультуры. Внешняя атрибутика, символика, особенности мировоззрения. Цели и намерения музыкальных, имиджевых, политических, хулиганских молодежных неформальных объединений, субкультур по хобби и другим увлечениям.

    реферат , добавлен 30.11.2010

    Изучение понятия субкультуры - части культуры общества, отличающейся от преобладающей, а также социальных групп носителей этой культуры. Возникновение и виды основных молодежных субкультур: байкеры, толкиенисты, металлисты, скауты, фанаты, скинхеды, эмо.

    презентация , добавлен 18.05.2011

    Основные понятия молодежных субкультур. Характеристика молодёжных движений, связанных с определенными жанрами музыки. Описание направлений и специфических черт арт-субкультуры. Отдельно существующие субкультуры (Коммерческие, индустриальные и т.д.)

    курсовая работа , добавлен 18.02.2014

    Субкультура как система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей, которая присуща обособленной социальной общности. Субкультурные атрибуты, ритуалы и ценности. Разновидности молодежных неформальных субкультур, их проблемы и решения.

    курсовая работа , добавлен 20.10.2009

    Сущность субкультуры как проявление потребности в самовыражении, её элементы. История и причины появления молодёжных субкультур, их особенности и классификация. Социальные условия и социальные последствия формирования современных молодежных субкультур.

Статьи по теме