Как попасть на "фабрику звезд". Что будет отличать эту "фабрику" от предыдущих? Индейцы и «Аленка»

Реалити-шоу по производству звезд шоу-бизнеса "Фабрика звезд" снова стартует на Первом канале. Это будет последний, шестой сезон "Фабрики", первая программа которого по планам выйдет в эфир уже 10 марта.

Стало известно, что продюсировать шестую "Фабрику" будет известный композитор и продюсер Виктор Дробыш. С его продюсерским центром уже работают бывшие "фабриканты" Юлия Михальчик, Стас Пьеха, Наталья Подольская, группы "К.Г.Б." и "Тутси". Виктор Дробыш и рассказал корреспонденту Дней.Ру о том, что ждет телезрителей на новой "Фабрике".

Вы будете участвовать в кастинге?

Конечно! Я и есть тот человек, который должен отсматривать будущих "фабрикантов". Это же материал, с которым мы работаем, самое важное. Если кастинг пройдет плохо, считайте, что можно не делать и саму программу.

Когда и где будет проходить кастинг?

Кастинг будет в четырех городах: Санкт-Петербург, Екатеринбург, Киев и Москва. В Москве – 25, 26, 27, 28 – состоится уже финальный этап.

Каких ребят вы будете набирать на "Фабрику"? Что самое главное?

Что будет отличать эту "фабрику" от предыдущих?

Например, я хочу немножко перестроить "звездный дом", сделать живые звездные концерты: не пожалеть денег и пригласить таких звезд, как Брайн Адамс, группа "Скорпионс". Чтоб они приехали на "Фабрику", включили аппарат и играли минут сорок, дали настоящий мастер-класс. И не только западные артисты, но и наши тоже будут участвовать.

Имеет ли смысл вообще затевать эту "Фабрику"? Ведь "фабричных" артистов и так больше некуда…

Понимаете, "Фабрика" сделана для того, чтобы она прошла с большим успехом на телеканале, а потом вся страна посмотрела на "фабрикантов" вживую, как "Санта-Барбара". А дальше у артистов уже идет естественный отбор: если ты действительно добился того, чего от тебя ожидали, ты становишься звездой, как Стас Пьеха. Я вот еще на "Фабрике" почувствовал, что он настоящий артист. А слово "фабрикант" после "Фабрики" должно пропадать. Если через три года после "Фабрики" тебя называют "фабрикантом", значит, ты лох. "Фабрикант" должен стать артистом, это самая главная задача. Тянуть всех на артистов нельзя. Каждый должен тянуться сам, заслужил - получи – проходи.

Кстати, всего за два года работы предыдущих пяти "Фабрик" было подготовлено и выпущено на рынок около 80, часть из них достаточно прочно осела в шоу-бизнесе.

Реалити-шоу по производству звезд шоу-бизнеса "Фабрика звезд" снова стартует на Первом канале. Это будет последний, шестой сезон "Фабрики", первая программа которого по планам выйдет в эфир уже 10 марта.

Стало известно, что продюсировать шестую "Фабрику" будет известный композитор и продюсер Виктор Дробыш. С его продюсерским центром уже работают бывшие "фабриканты" Юлия Михальчик, Стас Пьеха, Наталья Подольская, группы "К.Г.Б." и "Тутси". Виктор Дробыш и рассказал корреспонденту Дней.Ру о том, что ждет телезрителей на новой "Фабрике".

- Вы будете участвовать в кастинге?

Конечно! Я и есть тот человек, который должен отсматривать будущих "фабрикантов". Это же материал, с которым мы работаем, самое важное. Если кастинг пройдет плохо, считайте, что можно не делать и саму программу.

- Когда и где будет проходить кастинг?

Кастинг будет в четырех городах: Санкт-Петербург, Екатеринбург, Киев и Москва. В Москве - 25, 26, 27, 28 - состоится уже финальный этап.

- Каких ребят вы будете набирать на "Фабрику"? Что самое главное?

-Что будет отличать эту "фабрику" от предыдущих?

Например, я хочу немножко перестроить "звездный дом", сделать живые звездные концерты: не пожалеть денег и пригласить таких звезд, как Брайн Адамс, группа "Скорпионс". Чтоб они приехали на "Фабрику", включили аппарат и играли минут сорок, дали настоящий мастер-класс. И не только западные артисты, но и наши тоже будут участвовать.

- Имеет ли смысл вообще затевать эту "Фабрику"? Ведь "фабричных" артистов и так больше некуда…

Понимаете, "Фабрика" сделана для того, чтобы она прошла с большим успехом на телеканале, а потом вся страна посмотрела на "фабрикантов" вживую, как "Санта-Барбара". А дальше у артистов уже идет естественный отбор: если ты действительно добился того, чего от тебя ожидали, ты становишься звездой, как Стас Пьеха. Я вот еще на "Фабрике" почувствовал, что он настоящий артист. А слово "фабрикант" после "Фабрики" должно пропадать. Если через три года после "Фабрики" тебя называют "фабрикантом", значит, ты лох. "Фабрикант" должен стать артистом, это самая главная задача. Тянуть всех на артистов нельзя. Каждый должен тянуться сам, заслужил - получи - проходи.

Кстати, всего за два года работы предыдущих пяти "Фабрик" было подготовлено и выпущено на рынок около 80, часть из них достаточно прочно осела в шоу-бизнесе.

«Ваш досуг» сходил на экскурсию на шоколадную фабрику «Красный Октябрь», объелся конфет, испытал эйфорию и узнал, для чего был нужен шоколад императору Монтесуме.

Когда в редакцию пришло приглашение на экскурсию по шоколадной фабрике, все заволновались - кому идти. Специалист по операм поведала, что это ее давняя мечта - увидеть, как делаются конфеты. Редактор рубрики Wellness даже готова была пожертвовать презентацией гламурного массажа. Такого ажиотажа редакция не видела со времен первых московских гастролей Cirque du Soleil. Да и то, с цирком все было более-менее понятно - костюмы, трюки... А тут фантазии рисовали некую сладостную картинку из фильма « » - шоколадные реки, клубничная помадка, водопады из суфле, танцы племени умпа-лумпов и Джонни Депп в роли зловещего конфеточного божества. Умпа-лумпов и Джонни Деппа на экскурсии не оказалось, зато шоколадные реки и водопады из суфле, пусть и в несколько футуристическом виде, присутствовали. Но - по порядку.

Ориентируемся по запаху

Просто так, с улицы, на фабрику не попасть. Здесь жесткая система охраны и масса кордонов. Пищевое производство - вещь серьезная, почти как военный объект. Единственная лазейка - записаться на экскурсию в (сокращенно «МИШКа»), который как раз и располагается на территории фабрики «Красный Октябрь». Не той, где сегодня происходит вся модная арт-жизнь (), а настоящей фабрики - с корпусами, цехами, конвейерами и производством. Она находится близ метро «Красносельская». О том, что где-то здесь делают шоколад, прохожий догадается сразу, по запаху. Ориентируясь по нему, он выйдет к гигантскому зданию из темно-красного кирпича - кажется, что сами стены сладкие на вкус. Экскурсия в «МИШКу» включает знакомство с музейной экспозицией (один час), посещение реальных производственных цехов (пн-чт) или занятие в творческой мастерской «Я - кондитер» (пт, сб). О том, какой именно бонус (цеха или мастерскую) вы получите, нужно заранее договариваться по телефону.

Подарок бога

Сам музей - на пятом этаже главного корпуса фабрики (вход через проходную, с ул. Лобачика, 1) - представляет собой два зала, заполненных раритетными предметами, связанными с историей шоколада. Сначала мы попадаем в комнату индейцев майя. Экскурсовод рассказывает о том, что какао-плоды (похожие на кокосовые орехи) первыми распробовали именно майя. В каждом какао-плоде содержится по несколько какао-бобов. Из них индейцы готовили особый напиток - шоколаки. Надо полагать, напиток был ядреный - туда входили странные ингредиенты: мед, сок агавы, перец чили и ваниль. Мало того что шоколаки обладал наркотическим эффектом (его давали раненым), так еще и действовал наподобие виагры. Император Монтесума за ночь выпивал по 15 (!) порций. Индейцы были уверены, что этот волшебный плод подарил им бог Кукулькан - похожее на дракона верховное божество майя (к слову, именно ему приносят человеческие жертвы в фильме « »). В экспозиции музея есть множество реальных древних экспонатов из Южной Америки: кувшины, статуэтки, камни для растирания какао-бобов, чаши.

Путешествие на шо. Источник: Путешествие на шо.

Индейцы и «Аленка»

Музейная экспозиция устроена максимально интерактивно - некоторые экспонаты можно трогать руками, нюхать и даже пробовать на вкус (для нетерпеливых). Множество модных экранов, которые «перелистываются», как страницы в iPad, - пальцем. Показывают 3D-мультики. Есть даже маленькая комнатка, имитирующая средневековый корабль, - здесь вам расскажут, как испанцы везли какао-бобы в Европу. Мониторы на стенах изображают бушующее море: если напрячь воображение, можно почувствовать качку.

Второй зал гораздо больше первого. Здесь представлена «жизнь» шоколада в Европе. После того как жестокий Кортес фактически истребил майя, он наводнил Испанию какао-бобами. Благодаря ему мы и знаем шоколад. Как сказал один журналист: «Теперь, покупая «Аленку», мы должны думать о геноциде индейцев». Это единственная грустная мысль, которая посетит вас во время экскурсии.

4 какао-боба = 1 кролик

Гуляя с экскурсоводом по залу, мы узнаем, к примеру, что Испания долгое время считала рецепт шоколада государственной тайной (за попытку вывезти его за пределы страны людей казнили). Что кардинал Ришелье лечился шоколадом от усталости. Что в Россию шоколад в середине XVIII века привезла Анна Иоанновна. Что за 4 какао-боба продавали кролика. Потом вам детально объяснят (и покажут), как из какао-бобов получается плитка шоколада (процесс длится десятки часов). Наконец-то выяснится, из чего делают белый шоколад! Не из сгущенки, как мы все думали, а из масла какао, которое почему-то при сжатии меняет цвет. Отдельная тема - первые шоколадные фабрики России: товарищества Абрикосова (из него вырос «Бабаевский») и Эйнема (нынешний «Красный Октябрь»).

Очарование экспозиции придают старинные коробочки из-под шоколада и печенья, рекламные открытки, конфетные фантики, молочницы и шоколадницы, из которых угощались сластями царицы. Заканчивается экспозиция музея советским временем: рекламой Моссельпрома, стихами Маяковского о шоколаде (экскурсовод читает их очень темпераментно), плитками шоколада, которые изготавливали специально для солдат, гигантскими коробками конфет, которые Брежнев брал с собой в капстраны - хвастаться, и так далее. Ну а дальше начинается самое интересное.

Путешествие на шо. Источник: Путешествие на шо.

В цеха, в цеха!

Представьте себе - целый час вы слушали разные истории про шоколад, конфеты, желе, суфле, цукаты и марципаны. Воображение растревожено не на шутку (сладкоежки поймут)... Посещение музея закончено. Впереди - святая святых, место, где делаются шоколадки. Даже видавшие виды журналисты в этот момент притихли и внутренне собрались. Глаза у всех заблестели, дыхание участилось (как заметили потом в редакции, автор этих строк после похода на фабрику целый день пребывал в состоянии эй фории: видимо, про Монтесуму - это правда).

Прогулка по производственным цехам - самая вкусная во всех смыслах часть экскурсии. Сначала у вас отбирают личные вещи и запирают их в специальной комнате. Затем выдают медицинский халат, шапочку и бахилы. Долго везут куда-то на лифте. Инструктируют: «Ничего не трогать, есть только из моих рук!» Дегустация (пробовать можно сколько угодно) обязательно входит в программу экскурсии. Перед самыми дверями в цеха запах становится одуряющим. Ощущение, что ты попал в ванильно-молочно-шоколадное облако и теперь будешь в нем жить. В общем, кайф.

Наконец заветные двери открываются, и мы оказываемся внутри. Первое ощущение - ты в поликлинике. Кафельные стены, металлические шкафы, люди в белых халатах (смотрят очень строго). И бесконечные конвейеры с конфетами в глазури и без. Шоколад льется из гигантских чанов под потолком (так и тянет подставить ладони). Суфле к будущему «Птичьему молоку» катится аппетитным полотном. Формочки для «Аленки» вибрируют, чтобы шоколадная масса легла равномерно. Похожие на добрых терминаторов роботы молниеносно оборачивают конфеты «Коровка» оберткой. 300 штук в минуту.

Ешьте еще

«Пожалуйста, ешьте», - просит экскурсовод, загребая с конвейеров пригоршни суфле. Начинается буквально оргия. Журналисты набрасываются на экскурсовода, как оголодавшие собачки. Хватают конфеты из ее рук (в перчатках), просят еще, смотрят друг на друга безумными глазами. «Ешьте еще!» - призывает добрая фея. Это действительно похоже на осуществившуюся мечту (оперный критик была права). Минут пятнадцать мы просто ходим и едим. Нуга, «Мишка косолапый», «Буревестник». Без глазури даже вкуснее. Каким-то образом экскурсовод умудряется параллельно что-то рассказывать: про то, как фотокорреспондент Александр Геринас сфотографировал свою дочь, и эта фотография потом стала «Аленкой». Про то, из чего делаются недорогие конфеты (из обломков элитных сортов). Про то, что частица шоколадной массы должна быть в диапазоне от 5 до 25 микрон. Если крупнее, во рту будет как бы песок. Если мельче - глина.

Как только на Первом канале появился проект "Фабрика звезд", мы сразу же обнаружили, что некоторые участники, якобы отобранные из многих тысяч претендентов, явно попали туда не случайно ("ЭГ - Москва" № 40, 2002). Постепенно всплыли не менее любопытные подробности и про других участников проекта.

Напомним, что в рокерше Ане Куликовой мы узнали дочь Анатолия Куликова - бас-гитариста Аллы Пугачевой. Даже директор ее группы "Stub" Борис Цейтлин не отрицал, что организаторам проекта было прекрасно известно, кто папа Ани. Катя Шемякина , долгое время работавшая бэк-вокалисткой у Алсу, на прошлогоднем "Евровидении" подпевала группе "Премьер-министр". Экс-продюсер Алсу Валерий Белоцерковский поведал нам, что еще года три назад к нему приходила на прослушивание киевлянка Юля Бужилова , после чего ее захотел раскручивать Игорь Матвиенко. Что он, собственно говоря, в итоге и сделал, устроив Бужиловой за счет Первого канала три месяца непрерывных телеэфиров. А под конец торжественно вручил ей от своего продюсерского центра миллион на запись альбома и съемку клипа. Но оказалось, что это была лишь надводная часть айсберга.

Дудоладов любит дураков

Особенно изумило нас кратковременное появление в "Фабрике звезд" Константина Дудоладова , которым заменили сбежавшую Жанну Черухину. Дело в том, что еще три года назад "Экспресс газета" делала об этом выходце из Находки большой материал как о достаточно известном столичном стилисте, работавшем с Шурой, группой "Лицей" и многими другими звездами. А с Машей Распутиной он даже снялся в ее эротическом клипе "Одену я платье из роз".

Пять лет назад я волею случая оказался в Москве без гроша, - рассказывал тогда Константин. - Я занимался иконами - вывозил их из России в Польшу. Но внезапно выяснилось, что у женщины, с которой я жил, есть законный муж, сидевший в тюрьме. Выйдя на свободу, он подкараулил меня по дороге из Варшавы на Белорусском вокзале, избил и отнял все деньги и документы.

Чтобы как-то заработать на пропитание, я стал работать стриптизером в "Русской Тройке", "Жар-птице" и других московских ночных клубах. Это был просто ужас: всю ночь трясешь мудями перед жирными тетками, а под утро тебе дают жалких 20 долларов. Однажды в клубе "Манхэттен-экспресс" я познакомился с девушкой, она пригласила меня на следующий день к себе на работу в салон красоты, и я там задержался. До этого всякие конкурсы типа "Интершарма", мастер-классы, которые проводят Зверев и другие стилисты, меня ужасно раздражали. Это же чистой воды обман, халтура! Но потом я обнаружил, что за это платят деньги, и подумал: "А почему бы этим не пользоваться?" В нашей стране армия дураков настолько велика, что деньги можно делать из воздуха. Я не умею красиво стричь, я неправильно крашу. Но есть клиенты, которым как раз это и нравится. Даже такой человек, как Владимир Жечков, почему-то находит мой телефон и просит, чтобы я стал стилистом его группы "Белый орел". Мне предлагали стать лицом "Белого орла" и ездить вместо Жечкова на гастроли по периферии. Но, зная Жечкова, я не стал туда лезть.

Бурлак не захотел быть холопом у Гурцкой

Кое-какие "завязки на верху" при внимательном рассмотрении нашлись практически у каждого полуфабриката. Так, 21-летний Александр Асташонок , успевший в родном Оренбурге поработать телеведущим и создать аж три группы - "Ореол", "Питер Пен" и "Девушки с характером", упоминал в интервью о перебравшемся в Москву брате-танцоре Дмитрии. А про рэпера Мишу Гребенщикова из Воронежа среди поклонников "Фабрики звезд" и вовсе ходили разговоры, будто он приходится дальним родственником не то Валерию Сюткину, не то Виктору Рыбину. Хотя его земляки это и категорически отрицают.

Был известен в своем родном городе и пермяк Николай Бурлак . Созданная им танцевальная группа "Крэзи" выступала не только с местными исполнителями, но и с заезжими столичными гастролерами. А два года назад, заведя необходимые знакомства, Бурлак бросил свою группу и отправился покорять Москву.

Николая пригласили в популярный столичный стриптиз-клуб "Красная шапочка, - сообщала с его слов пермская "Комсомолка" от 23.11.2001г. - Организаторы стрип-шоу обещали $4000 в месяц. Позже выяснилось: "стриптиз" включает в себя "работу" в зале (артист вертится у столиков), консумацию (болтовню с клиенткой за рюмкой), приват-танец (в отдельной "кабинке" и с массажно-эротическим продолжением). Выпускник института культуры "баксы из плавок" доставать не захотел. Бурлак стал предлагать московским продюсерам свое участие в "подтанцовке" у знаменитостей. Побывал у Никиты. Покинул репетиции из-за плохой организации. Пригласили выступать с Дианой Гурцкой. Оказалось, что ее брат и продюсер Роберт обращался с коллективом артистки, как с холопами. Когда в труппе один из танцоров сломал ногу, от Николая потребовали за один (!) час выучить сложный хореографический номер. Процветала атмосфера стукачества. А незрячая артистка оказалась слишком зависима от своего менеджера. Работа в подтанцовке за 1000 долларов в месяц "плакала"...

Сотрудники "Красной шапочки", несмотря на все старания, вспомнить Бурлака так и не смогли. Зато у Роберта Гурцкая амбициозный пермяк отложился в памяти очень хорошо: - Да, года полтора или два назад Коля Бурлак работал у нас в балете. Он оказался хорошим профессионалом. Но коллектив его как-то не воспринял. И, видимо, почувствовав это, он сам ушел. Коля может говорить про нас, что угодно. Это его право. Но если он перейдет какие-то нормы, увижу - набью ему морду.

Артемьев снимался у Земфиры

Весьма далекой от пения была до "Фабрики звезд" и деятельность 19-летней москвички Маши Алалыкиной . Будучи студенткой переводческого факультета университета имени Мориса Тореза, девушка явно сама не знала, чем хочет заниматься. Так, в марте 2002 года она засветилась на интернет-конференции с президентом 7ТВ г-ном Беспутиным и просила взять ее на канал ведущей. Увы, не получилось. Зато Маша стала победительницей интернет-конкурса "Краса России-2001", который проводил издательский дом "Провинция". Получила в качестве приза "Жигули". И даже успешно начала делать карьеру фотомодели, снявшись в полуобнаженном виде для журнала "FHM".

Победительницей нашего конкурса Маша стала совершенно случайно, без всяких знакомств, - заверила помощник председателя совета директоров ИД "Провинция" Екатерина Романова. - Она просто загрузила на наш сайт свои фотографии, и жюри их отобрало. Потом Маша устроилась в нашу фирму менеджером по рекламе. И работала у нас вплоть до начала "Фабрики звезд". Безусловно, победа на нашем конкурсе повлияла на ее дальнейшую карьеру. Хотя она и сама такая девочка боевая, везде участвует… Несмотря на наличие отчима-пианиста и незаконченное консерваторское образование по классу тромбона в Италии, 19-летний москвич Паша Артемьев начинал карьеру в шоу-бизнесе в качестве модели. До "Фабрики звезд" его можно было лицезреть на страницах модных молодежных журналов и в клипе Земфиры на песню "Траффик".

Насколько я помню, его привел на съемки мой друг Федя Павлов-Андреевич (сын писательницы Людмилы Петрушевской, главный редактор малотиражного молодежного журнала. - М.Ф., А.Б .), - поведала директор съемочной группы "Траффика" Кристина. Для этого клипа нам были нужны необычные типажи. И Федя вызвался нам помочь. В частности, он привел жену театрального художника Павла Каплевича - такую черненькую девушку, которая в клипе стоит на месте Земфиры. И этого Пашу тоже Федя где-то нашел. А вот партнерше Артемьева по дуэту "Понимаешь" 25-летней Ирине Тоневой из подмосковного Краснознаменска недостаток музыкального образования не помешал задолго до "Фабрики" профессионально работать певицей. И не где-нибудь, а в концертном оркестре Главного центра управления космическими аппаратами под руководством заслуженного артиста России Романа Гуцалюка. Кстати, одним из солистов этого оркестра является известный композитор Олег Иванов.

Ирина с 17 лет занималась у меня в вокально-эстрадной студии при доме детского и юношеского творчества, - поделился воспоминаниями Роман Гуцалюк. - Параллельно она училась в химико-технологическом, работала на фабрике, где делали красители для волос - хну и басму. Но ей никогда не нравилась эта работа. Она всегда связывала свое будущее с музыкой. И со временем я подтянул ее на полставочки в оркестр. Не скажу, что она так уж хорошо пела.

Но она стремилась развиваться как певица. Занималась частным образом с педагогом, которого ей нашли наши солисты. Потом пошла в Гнесинку. И хотя в "Фабрике звезд" Ирина ни разу не упомянула про наш оркестр, у меня нет на нее никакой обиды. Наоборот, я очень рад за свою ученицу. Другой вопрос - даст ли ей что-то участие в этом проекте. На мой взгляд, он культивирует серость. Всем его участникам еще надо учиться и учиться. В группе "Другие правила" из аналогичного проекта "Стань звездой" ребята хотя бы умеют петь. А взять девичью группу "Фабрика", в которую сейчас входит Ирина… Маша Алалыкина у них вообще не певица. А у Саши Савельевой и Сати Казановой явные проблемы с интонированием. И Саша Бердников из мальчишеской группы "Корни", которого судя по всему продвигает какая-то цыганская мафия, тоже совершенно непоющий. Как они смогут работать?!

Матвиенко положил глаз на Бердникова

Про 20-летнюю Сатаней Казанову из Нальчика, известную публике под именем Сати, еще в прошлой публикации про "Фабрику" вскользь упоминал Валерий Белоцерковский. Она, мол, пробовалась в его новый проект "Любовные истории". Но, как выяснилось, до "Фабрики" Казанова также вовсю зарабатывала пением.

Учебу в Российской академии музыки им. Гнесиных Сатаней совмещает с выступлениями в культурно-развлекательном комплексе "Кристалл", - с нескрываемой гордостью за землячку рассказывала "Газета Юга" №42 (451) от 17 октября 2002 г. - По словам ее мамы, Сатаней очень любит свое имя. Но для русскоязычной аудитории это имя созвучно со словом "сатана", и режиссер шоу порекомендовал ей взять псевдоним Сати. На "Фабрику звезд" ее пригласили по рекомендации главного режиссера "Кристалла" Александра Ковалева. И попросили выйти на сцену в танце. Для этого она за свой счет привезла в Москву гармониста Аслана Дударова, с которым училась в музыкальном училище в Нальчике, и своего двоюродного дядю Ислама Мазашокова, артиста государственного ансамбля народного танца "Кабардинка".

Если покровителей Сати Казановой невольно выдали простодушные земляки, то 19-летнюю москвичку Сашу Савельеву вывела на чистую воду одна из посетительниц интернет-сайта "Анализ вокала" по имени Алина:

Савельеву я впервые увидела в феврале прошлого года на презентации диска группы "Динамит" в ночном клубе "Метелица". Саша появилась там вместе с новым подопечным Айзеншписа - Димой Биланом. А вскоре, на презентации альбома Шуры, Савельева появилась уже в обществе самого Айзеншписа и домой уехала вместе с ним. Потом мы еще несколько раз видели их вместе в разных клубах. На финальном концерте "Фабрики звезд" в "Олимпийском" мы прямо спросили у Саши, с кем же она встречалась - с Биланом или с Айзеншписом. Она промолчала. Но всем и так было понятно, благодаря кому она попала на "Фабрику звезд". Что касается Айзеншписа, могу сказать одно, он принуждает спать с собой не только ребят из "Динамита", но и девушку одного из "динамитчиков" Ильи Зудина - Надю из группы "Party". Так, после концерте в столичном "Голден Пэлэсе" 12 января Илья Зудин и Леня Нерушенко повезли нас домой, а Юрий Шмильевич уехал с девушкой Зудина. Мы спросили у Ильи: "Как так можно?" На что он ответил: "А что я могу поделать? Или вы хотите, чтобы я ушел из "Динамита"?"

Сашу Савельеву я знаю постольку поскольку, - замялся Юрий Шмильевич. - Кажется, когда я собирал девичью группу, она приходила ко мне на кастинг. Ко мне многие приходили. В том числе из тех, кто потом попал в "Фабрику звезд". Например, Саша Бердников просился ко мне в группу "Динамит", когда стоял вопрос о замене Лени Нерушенко. Поет Саша вроде нормально. Но он не подходил нам по имиджу. До этого Матвиенко хотел взять его в "Иванушки" вместо Сорина. Но, как рассказывал Саша, тогда он тоже по каким-то причинам не подошел. А теперь вот нашел свое место.

Вот тебе раз! Выходит, Матвиенко давным-давно положил глаз не только на Бужилову, но и на Бердникова. Уж не потому ли первое место в "Фабрике звезд" и прилагающийся к нему контракт на запись альбома получила именно группа "Корни", одним из участников которой он является?

Действительно, насчет приглашения Бердникова в "Иванушки" что-то рассказывала его бабушка, - подтвердила пресс-атташе продюсерского центра Матвиенко Екатерина Быкова. - Но у меня никакой информации по этому поводу нет. Прояснить ситуацию может только сам Игорь Игоревич. Но он сейчас очень занят. 19 февраля выходит диск с песнями всех участников "Фабрики". Уже снят клип на песню "Я теряю корни" мальчикам из группы "Корни". 18 февраля будет сниматься клип на песню "Про любовь" девочкам из группы "Фабрика". 20 февраля - клип Мише Гребенщикову. А с 24 февраля ребята всем скопом отправятся на три месяца в гастрольный тур по 70 городам…

Кстати

Недавно на официальном сайте Первого канала появилось едва заметное сообщение: "8 февраля был объявлен конкурс для желающих принять участие в проекте "Фабрика звезд-2". Первое шоу будет показано 7 марта. Продюсером новой "Фабрики" стал Макс Фадеев. Итак, друзья, если вы хотите принять участие в отборе, до 23 февраля вам необходимо прислать видео- или аудиозапись в музыкальную дирекцию Первого канала по адресу: 127000, Москва, ул. Академика Королева, д.12".

Статьи по теме