Кто и когда может покупать алкоголь в России? Можно ли в России купить алкоголь по водительским правам

Несколько лет назад законодатели утвердили запрет на продажу алкоголя в ночное время. Сделано это было с целью снижения потребления спиртных напитков гражданами России. Со скольки и до скольки продают алкоголь в России?

Правила продажи алкоголя в РФ

Алкоголем в России считаются напитки, в которых содержится более 0,5% спирта. Это и пиво, и сидр, и другие слабоалкогольные напитки. Время их продажи регламентируется Федеральным законом от 22. 11. 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления алкогольной продукции», а также региональными законами.



Есть ли единое время продажи алкоголя в 2017 году? Каждый субъект РФ в рамках федеральных норм имеет право самостоятельно решать, с какого времени разрешать продавать алкоголь, а с какого запрещать. Например, в Москве и Московской области разрешена продажа алкоголя – с 8 утра и до 23 часов вечера. Со скольки продают алкоголь в других регионах РФ?

В Санкт-Петербурге действует запрет на продажу с 22 часов вечера до 11 утра. Часы продажи алкогольной продукции в Краснодарском крае такие же. При этом законодатели региона не могут смягчить общефедеральную норму – с 23 вечера и до 8 утра запрет на торговлю алкоголем действует по всей России. Начинать продавать спиртосодержащую продукцию можно не раньше, чем с 8 утра!

Также регионы имеют право вводить дополнительные ограничения продажи такой продукции в праздничные дни, а также по выходным – в субботу и в воскресенье. Когда не продают алкоголь в 2017 году в России? В некоторых регионах (Саратовская, Тамбовская область и др.) существуют ограничения на продажу алкоголя:

  • 1 июня – День защиты детей;
  • 1 сентября – День знаний;
  • 25 мая – у школьников последний звонок;
  • 27 июня – День молодёжи;
  • 11 сентября – День трезвости;
  • в дни проведения выпускных балов у школьников 9-х и 11-х классов.

Таким образом, чтобы точно знать, в какое время можно продавать спиртосодержащую продукцию в том или ином регионе, необходимо изучить местное законодательство.

Важно! Правила действуют на все магазины, включая гипермаркеты и супермаркеты, а также на любые торговые точки, которые имеют разрешение на продажу такой продукции.

Ночью алкоголь могут продавать только магазины беспошлинной торговли («дьюти-фри»), а также организации и ИП, оказывающие услуги общественного питания.



Какие еще ограничения действуют?

Алкоголь в России может купить только совершеннолетний. Покупателю должно быть не меньше 18 лет, продавец имеет право потребовать от покупателя предъявления паспорта или иного документа, который подтверждает возраст. Например, водительское удостоверение или заграничный паспорт.

Торговая организация, осуществляющая продажу спиртосодержащей продукцией, должна иметь соответствующее разрешение на осуществление такой деятельности.

За нарушение норм законодательства - за продажу алкоголя в ночные часы - магазин и его руководители несут ответственность в соответствии со ст. 14.16 КоАП РФ.


Штраф за нарушение правил

Подать жалобу на магазин за нарушение правил продажи алкогольной продукции имеет право любой гражданин. Обратиться можно в отдел полиции или территориальное отделение Роспотребнадзора.

За торговлю алкоголем в неположенное время или в неположенном месте (ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ) предусмотрен:

  • штраф на должностных лиц в размере от 20 тысяч до 40 тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой;
  • штраф на юридических лиц - от 100 тысяч до 300 тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.

За розничную торговлю этиловым спиртом (ч. 1 ст. 14.16 КоАП РФ):

Если у торговой точки будет отсутствовать соответствующее разрешение на продажу (ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ), то также грозит штраф:

  • должностное лицо обязано будет уплатить штраф в размере от 10 до 15 тысяч рублей;
  • а юридическое лицо – от 200 до 300 тысяч рублей.

По частям 1 и 2 данной статьи административного кодекса штраф сопровождается конфискацией спиртосодержащей продукции.

Если будет установлен факт продажи алкоголя лицам, которые ещё не достигли возраста совершеннолетия (ч. 2.1 ст. 14.16 КоАП РФ), то штрафы будут следующие:

  • на физлиц будет возложен штраф от 30 до 50 тысяч рублей;
  • на должностное лицо – от 100 до 200 тысяч рублей;
  • а на юридическое лицо – от 300 до 500 тысяч рублей.

За незаконное производство, оборот и продажу алкогольной продукции и этилового спирта в крупном и особо крупном размере с 27 июля 2017 года предусмотрена уголовная ответственности по ст. 171.3 УК РФ. А по ст. 171.4 УК РФ уголовная ответственность накладывается за повторное нарушение запрета на незаконную торговлю алкоголем.

Свернуть

Ответы юристов (4)

    Юрист, г. Омск

    Общаться в чате

    здравствуйте. нельзя продавать алкоголь лицам, не достигшим 18 лет. если у продавца возникнут сомнения что вам есть 18 лет он может попросить показать удостоверение личности, чтобы убедиться что вы совершеннолетний, а при его отсутствии отказать продавать спиртные напитки.

    при этом вы можете предъявить любое удостоверение личности - паспорт, водительское удостоверение, другой документ, лишь бы по нему можно было безусловно установить вашу личность а так же возраст.

    так что действия работников магазина незаконны.

    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

    Свернуть

    Юрист

    Общаться в чате
    • 7,7 рейтинг

    Добрый день! Водительское удостоверение не входит в перечень документов, с помощью которых продавец может установить возраст покупателя алкогольной продукции. В этой части справедливо отказали в покупке. Что касается некорректного поведения продавца, то Вы вполне обоснованно потребовали «Книгу жалоб» и ее должны были предоставить, попробуйте подать жалобу администратору магазина.

    Согласно Приказу Министерства промышленности и торговли РФ от 15 апреля 2011 г. N 524«Об утверждении Перечня документов, удостоверяющих личность и позволяющих установить возраст покупателя алкогольной продукции, которые продавец вправе потребовать в случае возникновения у него сомнения в достижении этим покупателем совершеннолетия»
    Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2011 г. N 243 «О перечне документов, удостоверяющих личность и позволяющих установить возраст покупателя алкогольной продукции, которые продавец вправе потребовать в случае возникновения у него сомнения в достижении этим покупателем совершеннолетия»* приказываю:
    Утвердить прилагаемый Перечень документов, удостоверяющих личность и позволяющих установить возраст покупателя алкогольной продукции, которые продавец вправе потребовать в случае возникновения у него сомнения в достижении этим покупателем совершеннолетия.



    5. Дипломатический паспорт
    6. Служебный паспорт


    11. Удостоверение беженца

    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

    Свернуть

    Юрист, г. Самара

    Общаться в чате

    Добрый день.

    Вообще, есть утвержденный приказом Минпромторга России от 15.04.11 № 524 «перечень документов, удостоверяющих личность и позволяющий установить возраст покупателя алкогольной продукции, которые продавец вправе потребовать в случае возникновения у него сомнения в достижении этим покупателем совершеннолетия»

    В этот перечень входит:

    1. Паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации
    2. Общегражданский заграничный паспорт
    3. Временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации
    4. Паспорт моряка (удостоверение личности моряка)
    5. Дипломатический паспорт
    6. Служебный паспорт
    7. Удостоверение личности военнослужащего или военный билет гражданина Российской Федерации
    8. Паспорт иностранного гражданина
    9. Вид на жительство в Российской Федерации
    10. Разрешение на временное проживание в Российской Федерации
    11. Удостоверение беженца
    12. Свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации

    Водительское удостоверение в данный перечень не входит.

    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

    Свернуть

    Юрист, г. Калининград

    Общаться в чате
    • 8,7 рейтинг
    • эксперт

    Федеральным законом от 21.07.2011 N 253-ФЗ предусмотрено:

    В случае возникновения у лица, непосредственно осуществляющего отпуск алкогольной продукции несовершеннолетним (продавца), сомнения в достижении этим покупателем совершеннолетия продавец вправе потребовать у этого покупателя документ, удостоверяющий личность (в том числе документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации) и позволяющий установить возраст этого покупателя. Перечень соответствующих документов устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти ; (в ред. Федерального закона от 21.07.2011 N 253-ФЗ)
    Приказом Минпромторга России от 15 апреля 2011 г. N 524 утвержден ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ, УДОСТОВЕРЯЮЩИХ ЛИЧНОСТЬ И ПОЗВОЛЯЮЩИХ УСТАНОВИТЬ ВОЗРАСТ ПОКУПАТЕЛЯ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ, КОТОРЫЕ ПРОДАВЕЦ ВПРАВЕ ПОТРЕБОВАТЬ В СЛУЧАЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ У НЕГО СОМНЕНИЯ В ДОСТИЖЕНИИ ЭТИМ ПОКУПАТЕЛЕМ СОВЕРШЕННОЛЕТИЯ
    1. Паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации
    2. Общегражданский заграничный паспорт
    3. Временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации
    4. Паспорт моряка (удостоверение личности моряка)
    5. Дипломатический паспорт
    6. Служебный паспорт
    7. Удостоверение личности военнослужащего или военный билет гражданина Российской Федерации
    8. Паспорт иностранного гражданина
    9. Вид на жительство в Российской Федерации
    10. Разрешение на временное проживание в Российской Федерации
    11. Удостоверение беженца
    12. Свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации

    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

    Федеральный закон номер 171-ФЗ о регулировании рынка спиртных напитков в РФ установил определённые требования к продаже алкогольной и слабоалкогольной продукции. Одним из таких требований является строгий запрет на реализацию спиртного несовершеннолетним лицам. В связи с этим продавец вправе требовать паспорт у человека, который должен подтвердить своё совершеннолетие. С этого года в закон внесены поправки, и теперь в качестве подтверждающего документа можно предъявлять не паспорт, а водительское удостоверение. Однако некоторые граждане столкнулись с ситуацией, когда продавцы не продают алкоголь по правам. Правомерен ли такой отказ, мы рассмотрим в нашей статье.

    Действующие ограничения на продажу спиртного

    Продажа спиртного считается особым видом деятельности, поэтому к этой сфере бизнеса наблюдается повышенное внимание контролирующих органов. Для продажи спиртного необходимо не только получить лицензию, но и каждый квартал сдавать декларацию в Единый информационный центр. Но самый главный запрет, который связан с реализацией алкоголя, – это запрещение его продажи несовершеннолетним гражданам РФ. Это указано в ФЗ номер 171 о регулировании рынка алкоголя.

    Таким образом, становится понятно, что продажа спиртного лицам, которым нет 18 лет, запрещена. Если при покупке алкоголя у продавца возникнет сомнение в том, достигло ли данное лицо совершеннолетия, он имеет право потребовать у него документ, подтверждающий его личность и факт совершеннолетия. Особым приказом номер 524 Министерства торговли и промышленности РФ, который издан в апреле 2011 г, перечислен список документов, которые можно использовать для подтверждения совершеннолетия:

    • паспорт гражданина нашего государства;
    • загранпаспорт;
    • удостоверение личности;
    • служебный и дипломатический паспорт;
    • также можно предъявить военный билет или паспорт моряка.

    Кроме перечисленных документов, в магазине можно предъявить удостоверение военнослужащего, паспорт гражданина другой страны, вид на жительство в нашей стране, удостоверение беженца, разрешение на временное жильё в РФ и свидетельство о предоставлении убежища на территории нашей страны.

    Последние нововведения


    В марте 2017 года, а именно 31 числа, должен вступить в силу указ Минпромторга РФ, согласно которому для покупки спиртного и подтверждения факта совершеннолетия можно будет предъявлять продавцу водительские права.

    Данным приказом был обновлён список документов, которые разрешено требовать продавцу по продаже алкогольных напитков для уточнения возраста покупателя. Если говорить конкретно, то перечень остался тот же, только к нему добавилось водительское удостоверение.

    Главной причиной внесения такой поправки в ранее существующий указ стал тот факт, что табачные изделия разрешено покупать по водительским правам уже давно, на алкогольные напитки это правило ранее не распространялось, хотя возрастные ограничения на реализацию этих двух видов продукции одинаковые.

    Интересный факт: данное нововведение позволит немного увеличить реализацию алкоголя, поскольку около 1 % отмены продажи спиртного приходится на случаи отсутствия у человека паспорта в качестве документа, подтверждающего факт достижения совершеннолетия.

    Ответственность продавца


    Для начала уточним, какая продукция попадает под запрет продажи несовершеннолетним, поскольку у некоторых продавцов возникал вопрос относительно слабоалкогольных напитков. То есть, необходимо уточнить: лицам, не достигшим восемнадцатилетия, нельзя продавать только крепкие спиртные напитки (водка, вино и т.п.) или слабоалкогольную продукцию тоже (пиво, коктейли)?

    В пункте номер 7 статья № 2 ФЗ 171 говорится, что данный запрет распространяется на алкогольную продукцию, в которой концентрация этилового спирта составляет 0,5 % и более. Отсюда следует, что слабоалкогольные напитки, в частности пиво, продавать несовершеннолетним тоже запрещено.

    Кодексом РФ об административных правонарушениях и УК РФ предусмотрено наказание за несоблюдение запрета на продажу спиртного лицам, которые не достигли совершеннолетия. При этом если при проверке будут обнаружены продавцы, которые продавали спиртное несовершеннолетним, их ждёт одно из следующих наказаний:

    1. На продавца может быть наложен штраф в объёме 30-50 тыс. рублей.
    2. Также предусмотрен штраф для генерального директора заведения, продавец которого не соблюдает ограничения на продажу спиртного. Директор может быть оштрафован на сумму от 100 000 до 200 000 рублей.
    3. На торговую точку, как юридическое лицо, может быть наложен штраф равный 300-500 тысячам рублей.

    Стоит знать: административная ответственность продавца предусматривается, если в его действиях нет состава уголовного преступления.

    К категории уголовного преступления относится факт продажи спиртного малолетним, который повторялся многократно. Согласно ст. 151.1 УК при многократной продаже спиртного несовершеннолетним предусмотрены следующие меры наказания:

    • На продавца может быть наложен штраф в объёме 50-80 000 руб.
    • Его могут оштрафовать в размере его дохода за последние 3-6 месяцев.
    • Могут быть назначены исправительные работы на период до одного года.

    Более того, осуждённого могут отстранить от работы и запретить ему заниматься любой деятельностью на протяжении максимум трёх лет. Выбор формы наказания за такое правонарушение остаётся за судебными представителями.

    Не менее важно уточнить, что считается фактом многократной продажи спиртного малолетним. В этом же законе РФ оговаривается, что под фактом неоднократной продажи спиртосодержащих напитков лицам, не достигшим момента совершеннолетия, подразумевается ситуация, когда продавец в течение 6 месяцев после подобного правонарушения снова нарушил запрет на продажу спиртного с возрастными ограничениями.

    Правомерен ли отказ?


    Рассмотрим ситуацию, когда вам не продали спиртное после того, как вы предъявили в качестве документа, подтверждающего ваше совершеннолетие, водительское удостоверение. Сразу скажем, что если эта ситуация произошла до апреля 2017 года, то продавец поступил правильно и отказ является правомерным, поскольку до этого момента действовал приказ Минпромторга Российской Федерации номер 524 от 15.04.11 г, в котором в перечне документов, которые удостоверяют личность человека и его возраст как покупателя алкогольной продукции, нет водительских прав. Именно, ссылаясь на этот документ, продавцы до апреля 2017 года отказывали в продаже спиртного лицам, в достижении совершеннолетия которым у продавца возникали сомнения.

    После введения в действие поправки к ранее изданному приказу отказ продавца продавать алкогольную продукцию лицу, у которого факт достижения им 18-летия подтверждается водительским удостоверением, является неправомерным.

    Некоторые нюансы

    Несмотря на сообщения в прессе о возможности вступления в силу этого указа с марта 2017 года, нет подтверждённой информации, что этот законопроект всё-таки принят. Любые попытки журналистов уточнить информацию относительно этого указа у управляющих и регулирующих органов закончились безрезультатно.

    Таким образом, фактически в нашей стране продолжает действовать запрет на продажу спиртного несовершеннолетним с тем перечнем документов, удостоверяющих вашу личность и возраст, который был оговорен в 2011 году. То есть до окончательного вступления нововведения от 31.03.17 г. в силу для подтверждения вашего возраста и личности лучше использовать паспорт.

    Как известно, при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции, в том числе в рамках оказания услуг общественного питания, необходимо учитывать запреты и ограничения, установленные Федеральным законом от 22.11.1995 № 171‑ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции». О них мы писали в статьях «Запретный алкоголь при оказании услуг общепита» (№ 7, 2015), «Особые требования к стационарному торговому объекту при продаже алкоголя» (№ 8, 2015). В то же время в нагрузку к запретам и ограничениям, предусмотренным непосредственно на федеральном уровне, органы государственной власти субъектов РФ наделены правом устанавливать дополнительные ограничения в отношении розничной продажи алкоголя. Выясним, любые ли ограничения и запреты вправе вводить региональные власти и могут ли они затрагивать лиц, реализующих алкогольную продукцию при оказании услуг общепита.

    Норма, развязывающая руки региональным властям, дословно звучит так (это абз. 2 п. 5 ст. 16 Федерального закона № 171‑ФЗ).

    Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции.

    Дополнение должно быть введено соответствующим органом

    Как разъяснил Пленум ВАС в п. 12 Постановления от 11.07.2014 № 47, соответствующие акты о введении дополнительного ограничения по алкоголю могут приниматься только законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ, так как тем самым устанавливаются ограничения гражданских прав в сфере экономического оборота. ФАС, в свою очередь, добавила, что дополнительные «алкогольные» ограничения зачастую вводятся органами местного самоуправления, что не соответствует действующему законодательству (Письмо от 31.12.2014 № АК/55277/14). В связи с этим ограничения, налагаемые не тем органом, судьями во внимание не принимаются. Приведем примеры.

    ÷>

    Установление дополнительного ограничения времени розничной продажи алкогольной продукции Постановлением Правительства Республики Тыва от 21.02.2012 № 96, являющегося исполнительным органом государственной власти, не соответствует положениям федерального законодательства. Доводы заявителя кассационной жалобы о делегировании Правительству Республики Тыва полномочий в отношении ограничения времени реализации алкогольной продукции не могут быть приняты во внимание, поскольку вступают в противоречие с разъяснениями, содержащимися в п. 12 Постановления Пленума ВАС РФ № 47 (Постановление АС ВСО от 22.06.2015 № Ф02-2621/2015 по делу № А69-3106/2014).

    Установление дополнительного ограничения времени розничной продажи алкогольной продукции Указом Президента Республики Саха (Якутия), то есть подзаконным нормативным правовым актом, противоречит положениям федерального законодательства (Постановление ФАС ВСО от 29.07.2014 № Ф02-2465/2014 по делу № А58-7168/2013).

    Ограничение по возрасту

    Пунктом 2 ст. 16 Федерального закона № 171‑ФЗ запрещена розничная продажа алкогольной продукции несовершеннолетним (то есть лицам, не достигшим 18-летнего возраста, - п. 1 ст. 21 ГК РФ). Могут ли региональные власти поднять возрастную планку для лиц, которым разрешено продавать алкоголь? Именно такая норма содержится в пп. 1 п. 1 ст. 7 Закона Республики Мордовия от 16.04.2015 № 18-З «О государственном регулировании розничного оборота алкогольной продукции на территории Республики Мордовия»: на территории Республики Мордовия не допускается розничная продажа алкогольной продукции лицам моложе 21 года. Верховый суд РФ поддержал судей, которые приняли решение о признании указанной нормы недействительной как не соответствующей федеральному закону. Установление возрастного ценза для покупателя алкогольной продукции является прерогативой федерального законодателя и не относится к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ.

    Высший арбитр подчеркнул: оспариваемым положением вводится ограничение гражданских прав в сфере экономического оборота, что противоречит абз. 2 п. 2 ст. 1 ГК РФ, согласно которому основные начала гражданского законодательства, гражданские права могут быть ограничены только на основании федерального закона. В настоящее время возрастные ограничения, подлежащие применению в области розничной продажи алкогольной продукции, установлены федеральным законом и могут быть изменены, вопреки доводам апелляционной жалобы, только на основании федерального закона (Апелляционное определение ВС РФ от 09.12.2015 № 15-АПГ15-4).

    Ограничение по времени

    На федеральном уровне (абз. 1 п. 5 ст. 16 Федерального закона № 171‑ФЗ) действует запрет на розничную продажу алкогольной продукции с 23.00 до 8.00 по местному времени, но распространяется он не на всех. Так, в группу исключений попали организации и индивидуальные предприниматели, реализующие алкоголь при оказании услуг общественного питания (напомним, ИП вправе заниматься розничной продажей только пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи).

    Региональные органы власти вправе указанный временной запрет расширить. Но могут ли они такое ограничение распространить на лиц, оказывающих услуги общепита? Высший арбитр разделяет точку зрения о том, что положения п. 5 ст. 16 Федерального закона № 171‑ФЗ предоставляют субъекту РФ право устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе при оказании услуг общественного питания (определения от 22.07.2015 № 59-АПГ15‑4, от 28.05.2014 № 31-АПГ14-2). Причем ВС РФ находит правомерным введение дополнительного ограничения в отношении только определенных типов предприятий общепита.

    Так, Законом Республики Саха (Якутия) от 05.12.2013 1248-З № 51-V «Об установлении дополнительных ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции в Республике Саха (Якутия)» закреплен запрет на розничную продажу алкогольной продукции с 20.00 до 14.00 по местному времени. Соблюдать данный запрет не нужно организациям и индивидуальным предпринимателям при оказании услуг общественного питания, но при условии, что заведение общепита относится к типу «ресторан» в соответствии с ГОСТ Р 50762‑2007 «Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги общественного питания. Классификация предприятий общественного питания» (изменение про рестораны действует с 01.08.2015).

    Судьи расценили, что установление дополнительных ограничений по продаже алкоголя в зависимости от типа предприятия общественного питания не может быть квалифицировано как создание дискриминационных условий для хозяйствующих субъектов в сфере общепита, в том числе закусочных. Ресторан и закусочная относятся к разным типам предприятий общественного питания. Запрет продажи алкоголя в закусочной в период с 20.00 до 14.00 по местному времени и отсутствие такого запрета в отношении ресторана, как реализация полномочий субъекта РФ в сфере правового регулирования оборота алкоголя, не нарушают положений Федерального закона от 26.07.2007 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции» (Определение ВС РФ от 25.11.2015 № 74-АПГ15-33).

    Под запретом алкоголь на вынос

    На практике также достаточно часто встречаются ситуации, когда региональные власти запрещают организациям, оказывающим услуги общественного питания, осуществлять розничную продажу алкогольной продукции на вынос (не для потребления на месте покупки). Пример - п. 4 ч. 2 ст. 3 Закона Забайкальского края от 26.12.2011 № 616-ззк (введенный Законом Забайкальского края от 25.09.2014 № 1050-ззк), согласно которому организациям и ИП при оказании услуг общепита запрещена розничная продажа алкогольной продукции, если не обеспечено недопущение выноса алкоголя с 20.00 до 11.00 по местному времени. Здесь же пояснено: под выносом алкогольной продукции понимается ее перемещение за пределы помещения для обслуживания потребителей на предприятии общественного питания.

    Данная норма стала предметом рассмотрения в суде, который посчитал, что противоречия между ней и федеральным законодательством отсутствуют. В свою очередь, Судебная коллегия по административным делам ВС РФ не нашла причин не согласиться с выводом суда первой инстанции. При этом доводы подателя апелляционной жалобы о том, что оспариваемые положения невыполнимы без нарушения конституционных прав третьих лиц, что перемещение клиентом приобретенной алкогольной продукции может быть пресечено либо воспрепятствованием покупателю выхода из помещения, либо ее изъятием, расценены как надуманные. Ни один закон не может рассматриваться в качестве средства, направленного на нарушение конституционных прав граждан, если того не требует федеральный закон и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Напротив, установленная оспариваемым законом обязанность организации, ИП при оказании услуг общественного питания обеспечить недопущение выноса алкогольной продукции в течение времени запрета ее розничной продажи подразумевает возможность ее исполнения любыми не запрещенными законом мерами (допустим, путем отпуска алкогольной продукции в розлив, предупреждением покупателей о запрете ее выноса за пределы помещения предприятия общепита) (Определение ВС РФ от 24.06.2015 № 72-АПГ15-4).

    Еще один пример - Закон Краснодарского края от 04.06.2012 № 2497-КЗ «Об установлении ограничений в сфере розничной продажи алкогольной продукции и безалкогольных тонизирующих напитков», п. 4 ст. 4.1 которого закреплен запрет розничной продажи алкогольной продукции на вынос (не для потребления на месте покупки), осуществляемой организациями при оказании ими услуг общественного питания. Решением Краснодарского краевого суда от 22.07.2015 № 3-141/2015 данная норма была признана не противоречащей Федеральному закону № 171‑ФЗ, а ВС РФ счел такой вывод правильным (Апелляционное определение от 18.11.2015 № 18-АПГ15-34). Закон Краснодарского края № 2497-КЗ принят в целях защиты здоровья и нравственности населения Краснодарского края в пределах полномочий, предоставленных субъекту РФ, во исполнение предписаний Федерального закона № 171‑ФЗ. Ссылки в апелляционной жалобе на национальный стандарт РФ ГОСТ Р 50762‑2007 не могут быть приняты во внимание, поскольку содержащиеся в нем положения не относятся к сфере общественных отношений, являющихся предметом регулирования указанного федерального закона.

    Продажа алкоголя зависит от количества столов и посадочных мест

    Уже попавший на «зубок» судьям Закон Забайкальского края № 616-ззк содержит среди прочего требование о том, что на территории Забайкальского края организации и ИП при оказании услуг общепита могут заниматься розничной продажей алкоголя при условии наличия в помещении для обслуживания потребителей не менее 8 столов и 32 посадочных мест. Аналогичную норму можно найти в Законе Амурской области от 25.09.2014 № 403-ОЗ «О некоторых вопросах регулирования розничной продажи алкогольной продукции на территории Амурской области»: в зале обслуживания должно быть не менее 6 столов и 24 мест для обслуживания посетителей с потреблением на месте (п. 2 ч. 1 ст. 1). Два ИП и ООО посчитали, что данная норма нарушает их права в сфере предпринимательской деятельности, поскольку вводит дополнительные, не предусмотренные законом ограничения для организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги общественного питания, ставит в неравное положение с другими хозяйствующими субъектами. Однако судьи (и их поддержал ВС РФ) не усмотрели оснований для признания оспариваемой нормы противоречащей федеральному законодательству. В ней содержится не требование (обязательное предписание) к предприятию общественного питания, а дополнительное ограничение условий (обстоятельств, от которых зависит наступление конкретного события) розничной продажи алкогольной продукции заведениями общепита (Определение ВС РФ от 10.06.2015 № 59-АПГ15-2).

    Запрет на продажу отдельного вида алкоголя

    К примеру, такой запрет имеется в Законе Республики Мордовия № 18-З. На территории Республики Мордовия запрещена розничная продажа слабоалкогольных тонизирующих напитков, а именно алкогольной продукции с содержанием этилового спирта от 1,2 до 9% объема готовой продукции и одновременно кофеина или других тонизирующих веществ в количестве не менее 15,1 мг в 100 мл данной продукции (п. 3 ст. 7).

    Подобная норма была включена и в Закон Брянской области от 29.02.2012 № 8-З «О регулировании отдельных вопросов в сфере розничной продажи алкогольной продукции на территории Брянской области» (п. 2 ст. 6.2) Законом Брянской области от 05.02.2015 № 1-З. Однако судьи посчитали, что запрет на розничную продажу одного вида алкогольной продукции на всей территории Брянской области введен неправомерно (п. 5 ст. 16 Федерального закона № 171‑ФЗ такого права субъекту РФ не предоставляет) (Апелляционное определение ВС РФ от 16.09.2015 № 83-АПГ15-6). В итоге Законом Брянской области от 28.12.2015 № 140-З п. 2 ст. 6.2 Закона Брянской области № 8-З признан утратившим силу.

    Федеральным законом № 171‑ФЗ законодательным (представительным) (не исполнительным) органам государственной власти субъектов РФ (не органам местного самоуправления) предоставлено право вводить дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе при оказании услуг общественного питания. В связи с этим региональные власти могут увеличить период времени, установленный указанным законом (с 23.00 до 8.00), когда розничная продажа алкоголя недопустима (например, с 20.00 до 11.00). Это дополнительное ограничение может не распространяться на лиц, оказывающих услуги общепита (как и по федеральному закону), или только на часть из них (например, на заведения общепита, относящиеся к типу «ресторан», либо при условии обеспечения недопущения выноса алкоголя). Еще одно возможное дополнительное ограничение по алкоголю, которое субъекты РФ могут ввести для предприятий общепита, - это определенное количество столов и посадочных мест в зале обслуживания. В то же время на уровне региона не может быть установлен запрет на розничную продажу алкоголя лицам моложе 21 года или отдельного вида алкогольной продукции. Утвержден и введен в действие с 01.01.2009 Приказом Ростехрегулирования от 27.12.2007 № 475-ст. Утратил силу 01.01.2016 в связи с изданием Приказа Росстандарта от 22.11.2013 № 1676-ст.

    Название закона: «Об отдельных вопросах реализации Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» на территории Забайкальского края».

Статьи по теме