Маркировка акцизными марками. Оформление подакцизных товаров

ФТС России утвердила образец, перечень реквизитов и элементов защиты акцизной марки для маркировки алкогольной продукции с содержанием этилового спирта до 9 процентов объема готовой продукции включительно. Напомним, что до 1 января 2012 г. обязательной маркировке специальными федеральными или акцизными марками подлежала алкогольная продукция с содержанием спирта более 9 процентов. С начала года необходимо маркировать всю алкогольную продукцию, которая производится в России или ввозится на ее территорию, кроме пива и пивных напитков.

ФТС России издала Приказ от 20.01.2012 N 75 (далее - Приказ) . Данным документом утвержден образец, перечень реквизитов и элементов защиты акцизной марки для маркировки алкогольной продукции с содержанием этилового спирта до 9 процентов объема готовой продукции включительно.

Дело в том, что с 1 января 2012 г. вступили в силу изменения к Федеральному закону от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон). В частности, поправки коснулись положений п. 2 ст. 12 Закона, которые регулируют маркировку алкогольной продукции. Отметим, что до 1 января 2012 г. обязательной маркировке подлежала алкогольная продукция с содержанием спирта более 9 процентов. С вступлением в силу указанных изменений следует маркировать весь "алкоголь", кроме пива и пивных напитков.

Напомним, что алкогольная продукция, производимая в России (за исключением экспортируемой), маркируется федеральными специальными марками. Организации, которые производят алкогольную продукцию, приобретают указанные марки в территориальном органе Росалкогольрегулирования. На ввозимую в РФ алкогольную продукцию наносятся акцизные марки, которые приобретаются импортерами в таможенных органах. С целью реализации последнего положения и был издан Приказ.

В Приложении N 1 к Приказу можно ознакомиться с образцом новой акцизной марки, которая должна наноситься на алкогольную продукцию с содержанием спирта до 9 процентов объема готовой продукции (кроме пива и пивных напитков), а в Приложении N 2 - с перечнем реквизитов и элементов защиты такой марки.

Для приобретения акцизных марок необходимо представить в таможенные органы документы, перечисленные в п. 2 ст. 12 Закона.

Ответственность за нарушения в сфере маркировки алкогольной продукции

Выпуск или продажа товаров и продукции, в отношении которых установлены требования по маркировке и (или) нанесению информации, необходимой для осуществления налогового контроля, без соответствующей маркировки и (или) информации образует состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 15.12 КоАП РФ. Кроме того, к административной ответственности могут привлечь, если нарушен порядок нанесения такой маркировки и (или) информации. В качестве максимальной меры наказания для юридических лиц санкция ч. 1 и 2 ст. 15.12 КоАП РФ предусматривает штраф в размере 50 тыс. руб. с конфискацией предметов административного правонарушения.

Документы:

Приказ ФТС России от 20.01.2012 N 75 "Об утверждении образца, перечня реквизитов и элементов защиты акцизной марки для маркировки алкогольной продукции с содержанием этилового спирта до 9 процентов объема готовой продукции включительно".

С 1 января 2006 года вступило в действие Постановление Правительства Российской Федерации №785 от 21.12.2005 года "О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками". В п. 9 постановления №785 от 21.12.2005 года "О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками" указано, что с 1 января 2006 года прекращается изготовление федеральных специальных марок, указанных в подп. "а" п. 6 данного постановления, и региональных специальных марок.
В ст. 12 Федерального закона №171-ФЗ установлено, что алкогольная продукция с содержанием этилового спирта более 9% объема готовой продукции подлежит обязательной маркировке в следующем порядке:
1. Алкогольная продукция, производимая на территории Российской Федерации, за исключением алкогольной продукции, поставляемой на экспорт, маркируется федеральными специальными марками.
Федеральные специальные марки приобретаются организациями, осуществляющими производство алкогольной продукции на территории Российской Федерации в территориальном органе Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка на условиях их предварительной оплаты (п.2 Постановлениея Правительства РФ от 21.12.2005 №785).
Постановлением Правительства РФ от 21.12.2005 №785 утверждены:
1. Правила маркировки алкогольной продукции федеральными специальными марками;
2. Правила нанесения на федеральные специальные марки сведений о маркируемой ими алкогольной продукции;
3. Требования к образцам федеральных специальных марок;
4. Форма отчета об использовании выданных федеральных специальных марок.

2. Алкогольная продукция, ввозимая (импортируемая)на таможенную территорию Российской Федерации, маркируется акцизными марками. Указанные марки приобретаются в таможенных органах организациями, осуществляющими импорт алкогольной продукции.
Требования к образцам акцизных марок для маркировки алкогольной продукции утверждены постановлением Правительства РФ от 21.12.2005 №786.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2005 №866 утверждены:
1. Правила нанесения на акцизные марки сведений о маркируемой ими алкогольной продукции;
2. Правила маркировки алкогольной продукции акцизными марками;
3. Форма отчета об использовании выданных акцизных марок.
Акцизная марка должна иметь элементы защиты. Перечень реквизитов и элементов защиты акцизных марок для маркировки алкогольной продукции, а так же образцы акцизных марок для маркировки алкогольной продукции приведены в Приказе Минэкономразвития России от 25.01.2006 №12.
Правила приобретения акцизных марок для маркировки алкогольной продукции и контроля за их использованием утверждены приказом Минэкономразвития России от 02.02.2006 №22.

Также см. постановление Правительства РФ от 04.09.1999 №1008 "Об акцизных марках" и распоряжение ФТС России от 10.04.2006 №130-р "О перечне кодов в соответствии с ТН ВЭД России алкогольной продукции, подлежащей маркировке акцизными марками, ввозимой (импортируемой) на таможенную территорию Российской Федерации".
Маркировка иной алкогольной продукции, а также маркировка иными не предусмотренными Федеральным законом №171-ФЗ марками не допускается.

Для приобретения федеральных специальных марок или акцизных марок организация должна представить в государственный орган, уполномоченный Правительством Российской Федерации, или в таможенный орган следующие документы:
- заявление о выдаче марок с указанием вида алкогольной продукции в соответствии со ст. 2 Федерального закона №171-ФЗ, содержания этилового спирта в ней, объема маркируемой алкогольной продукции, емкости подлежащей маркировке потребительской тары алкогольной продукции, количества испрашиваемых марок;
- справку налогового органа об отсутствии у организации задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах или справка таможенного органа об отсутствии у организации задолженности по уплате таможенных платежей;
- отчет об использовании ранее выданных марок в установленной постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2005 г. №866 форме;
- копию лицензии, предусмотренной Федеральным законом №171-ФЗ;
- копии сертификатов соответствия технических средств фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота алкогольной продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему;
- копию договора (контракта) поставки алкогольной продукции (для организации, осуществляющей импорт алкогольной продукции)
- подтверждение в порядке, установленном Правительством РФ, правомерности использования на алкогольной продукции охраняемого в Российской Федерации товарного знака;
- обязательство об использовании приобретаемых марок в соответствии с их назначением, а также документ, подтверждающий обеспечение исполнения этого обязательства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Требовать от организации при выдаче марок иные документы не допускается.
Федеральная специальная марка и акцизная марка являются документами государственной отчетности, удостоверяющими:
- законность (легальность) производства и (или) оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции;
- осуществление контроля за уплатой налогов;
- носителями информации единой государственной автоматизированной информационной системы и подтверждением фиксации информации о реализуемой на территории Российской Федерации алкогольной продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе.

Перечень сведений, которые должна содержать акцизная и федеральная специальная марка приводится в п. 3_1 ст.12 закона №171-ФЗ и включает:
1. Наименование алкогольной продукции;
2. Вид алкогольной продукции;
3. Содержание этилового спирта;
4. Объем алкогольной продукции в потребительской таре;
5. Наименование производителя алкогольной продукции;
6. Местонахождение производителя алкогольной продукции;
7. Страна происхождения алкогольной продукции;
8. Подтверждение соответствия установленным требованиям качества и безопасности;
9. Подтверждение правомерности использования на алкогольной продукции охраняемого в Российской Федерации товарного знака;
10. Иные определяемые Правительством Российской Федерации сведения.
При этом первые пять пунктов, из вышеперечисленных, указываются на русском языке.
Технология изготовления и нанесения федеральных специальных марок и акцизных марок должна исключать возможность их подделки и повторного использования, обеспечивать возможность нанесения на них и считывания сведений о маркируемой ими алкогольной продукции с использованием технических средств единой государственной автоматизированной информационной системы.
Алкогольная продукция, упаковка которой не позволяет осуществлять маркировку федеральными специальными марками и акцизными марками, освобождается от их нанесения в порядке, установленном Правительством РФ, при условии полной уплаты акциза.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.03.1999 №320 от маркировки специальными марками, освобождается сувенирная алкогольная продукция в нестандартной таре, упаковка которой не позволяет нанести специальную марку.
За правильность нанесения и за подлинность федеральных специальных марок и акцизных марок несут ответственность собственники (владельцы) алкогольной продукции, осуществляющие ее производство, импорт, поставки, розничную продажу, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Маркировка потребительской тары продукции винодельческой промышленности должна осуществляться по ГОСТ Р 51074-2003, транспортной тары - по ГОСТ 14192-96 и ГОСТ Р 51474-99.


Федеральные специальные марки

В соответствии с п. 3 постановления Правительства РФ от 21 декабря 2005 г. №785 цена федеральной специальной марки составляет 1300 руб. за 1000 шт. без учета налога на добавленную стоимость. Цена федеральной специальной марки включает в себя расходы, связанные с ее изготовлением, хранением у изготовителя, доставкой в территориальный орган и фиксацией сведений о маркируемой ею алкогольной продукции в ЕГАИС учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (не включает в себя расходы, связанные с нанесением на нее сведений о маркируемой ею алкогольной продукции, передачей сведений о маркируемой ею алкогольной продукции в единую информационную систему и маркировкой ею алкогольной продукции).
В соответствии с п. 4 постановления Правительства РФ от 21 декабря 2005 г. №785 изготовление федеральных специальных марок осуществляется федеральным государственным унитарным предприятием "Гознак" в соответствии с образцами, перечнем реквизитов и элементов защиты, утвержденными Министерством финансов Российской Федерации, по технологии, исключающей возможность их подделки и повторного использования, а также обеспечивающей возможность нанесения на них и считывания с них сведений о маркируемой ими алкогольной продукции с использованием технических средств единой информационной системы, в течение 19 рабочих дней со дня поступления от Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка решения об изготовлении таких марок.
Федеральные специальные марки изготавливаются за счет денежных средств организации, перечисленных ею на условиях предварительной оплаты исходя из цены марки, установленной п. 3 постановления Правительства РФ от 21 декабря 2005 г. №785, и в размере, кратном запрашиваемому количеству марок, на счет территориального органа Федерального казначейства с отражением на лицевых счетах получателей бюджетных средств, открытых территориальным органам в территориальных органах Федерального казначейства.
Для изготовления федеральных специальных марок денежные средства на основании заявления организации о выдаче федеральных специальных марок перечисляются в установленном порядке с лицевого счета территориального органа на расчетный счет организации-изготовителя, открытый в кредитной организации, в течение 5 рабочих дней со дня зачисления денежных средств организации на соответствующий лицевой счет территориального органа.
В день поступления федеральных специальных марок от организации-изготовителя территориальный орган сообщает организации об их изготовлении путем направления соответствующего уведомления любым доступным способом, позволяющим достоверно установить, что уведомление исходит от территориального органа.
В случае выявления после получения федеральных специальных марок их недостачи, различия реквизитов, указанных на марках, или их видов с данными, указанными на упаковках с марками, несоответствия полученных марок видам марок, испрашиваемым на основании соответствующего заявления, организация в 2-недельный срок направляет соответствующее письменное уведомление в территориальный орган Росалкогольрегулирования.
После получения уведомления организации руководитель (заместитель руководителя) соответствующего территориального органа в 10-дневный срок назначает комиссию из числа должностных лиц этого территориального органа. В состав комиссии включаются представители организации и организации-изготовителя. Комиссия проверяет факты, изложенные в уведомлении организации, и по результатам проверки в 10-дневный срок составляет в 3 экземплярах акт, который подписывается членами комиссии. В акте указываются количество и виды федеральных специальных марок, которые должны быть выданы территориальным органом организации без оплаты, в том числе количество и виды федеральных специальных марок, подлежащих возврату организации-изготовителю. К акту прилагаются копии накладных, счетов-фактур, федеральные специальные марки, подлежащие возврату, и иные документы, имеющие отношение к фактам, проверяемым комиссией. Первый экземпляр акта с прилагаемыми документами остается в территориальном органе, второй экземпляр акта направляется организации-изготовителю, а третий - организации. Марки изготавливаются организацией-изготовителем без оплаты в течение 5 рабочих дней со дня поступления акта комиссии.
При приобретении федеральных специальных марок организация представляет документы, указанные в статье 12 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". При этом предварительная оплата федеральных специальных марок производится до подачи в территориальный орган заявления об их выдаче.
Обязательство об использовании приобретаемых федеральных специальных марок в соответствии с их назначением должно предусматривать выполнение организацией в срок, не превышающий 6 месяцев, следующих действий:
- нанесение на алкогольную продукцию федеральных специальных марок в соответствии с Правилами маркировки алкогольной продукции федеральными специальными марками, утвержденными настоящим постановлением;
- уничтожение неиспользованных и (или) поврежденных федеральных специальных марок;
- представление отчета об использовании ранее выданных федеральных специальных марок в сроки, указанные в обязательстве;
- подтверждение правомерности использования на алкогольной продукции охраняемого в Российской Федерации товарного знака документами, предусмотренными гражданским законодательством;
- обеспечение исполнения обязательства, осуществляемое перечислением денежных средств на счет для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение территориального органа, открытый в территориальном органе Федерального казначейства (денежный залог), банковской гарантией, выданной банком, иным кредитным учреждением или страховой организаций, поручительством или иными способами, предусмотренными гражданским законодательством.
Порядок учета и уничтожения неиспользованных, поврежденных и несоответствующих установленным требованиям федеральных специальных марок организацией, осуществляющей производство алкогольной продукции на территории РФ определён Приказом Минфина России от 17.01.2006 №9н.
Учет приобретенных федеральных специальных марок в организации ведется материально ответственным лицом, за которым закреплено право получения, хранения, учета и выдачи марок, для нанесения их на алкогольную продукцию.
Информация о полученном количестве марок заносится в журнал учета поступивших в организацию, осуществляющую производство алкогольной продукции на территории Российской Федерации, федеральных специальных марок. Форма журнала учета приведена в приложении №3 к Порядку №9н.
Полученные, но не использованные организацией марки возврату не подлежат. Марки уничтожаются организацией в присутствии должностного лица территориального органа. Марки, поврежденные во время транспортировки, хранения организацией, также подлежат уничтожению в присутствии должностного лица территориального органа.
Уничтожение марок осуществляется на основании акта. Акт составляется в двух экземплярах и подписывается должностным лицом территориального органа и материально ответственным лицом организации. Первый экземпляр акта остается в организации, второй экземпляр акта направляется в территориальный орган вместе с отчетом об использовании выданных федеральных специальных марок.
Учет марок, подлежащих уничтожению, ведется организацией, осуществляющей производство алкогольной продукции на территории Российской Федерации, в журнале учета уничтожения неиспользованных, поврежденных и не соответствующим установленным требованиям федеральных специальных марок. (Приложение 5 Порядка №9н).
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 28.02.2010 N 106 "О федеральных специальных марках и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2005 года N 785" организации, осуществляющие производство алкогольной продукции на территории РФ, представляют в территориальные органы Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по месту нахождения организации или ее обособленного подразделения, указанного в лицензии на производство и оборот алкогольной продукции, до 20 марта 2010 года:
а) отчет об использовании ранее выданных федеральных специальных марок по состоянию на 28 февраля 2010 года;
б) обязательство об использовании приобретенных федеральных специальных марок в соответствии с их назначением в отношении не использованных по состоянию на 28 февраля 2010 года федеральных специальных марок;
в) документ, подтверждающий обеспечение исполнения обязательства.


Акцизные марки

Алкогольная продукция, ввозимая (импортируемая) на таможенную территорию Российской Федерации согласно п. 2 ст. 12 Федерального закона №171-ФЗ маркируется акцизными марками. Данные марки приобретаются в таможенных органах, организациями, осуществляющими ввоз (импорт) алкогольной продукции.
С 1 января 2006 г. алкогольная продукция, ввозимая (импортируемая) на таможенную территорию Российской Федерации, маркируется акцизными марками в соответствии с требованиями к образцам, утвержденными постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2005 г. №786.
Приказом Минэкономразвития РФ от 2 февраля 2006 г. № 22 утверждены Правила приобретения акцизных марок для маркировки алкогольной продукции и контроля за их использованием.
Согласно п.2 Правил № 22 таможенным органам РФ запрещается допускать ввоз на таможенную территорию Российской Федерации алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 9% объема готовой продукции, не маркированной акцизными марками, за исключением случаев ввоза алкогольной продукции:
- перемещаемой в соответствии с таможенным режимом международного транзита;
- помещаемой под таможенный режим беспошлинной торговли при наличии на каждой единице алкогольной продукции и ее упаковке, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной торговли, обозначения на русском языке "только для продажи в магазине беспошлинной торговли" или текста аналогичного содержания на английском языке;
- находящихся на бортах морских (речных), воздушных судов и в поездах, помещаемой под таможенный режим перемещения припасов;
- ввозимой дипломатическими, консульскими и иными официальными представительствами иностранных государств, международными организациями, персоналом этих представительств и организаций, а также предназначенной для личного и семейного пользования отдельных категорий иностранных лиц, пользующихся преимуществом, привилегиями и (или) иммунитетами на таможенной территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации;
- ввозимой физическими лицами, предназначенной для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд физических лиц в пределах квот, установленных в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации;
- предназначенной для использования в качестве вставочных образцов и образцов для проведения сертификационных испытаний в количестве не более пяти единиц каждого наименования (бутылок или потребительской тары).
Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2005 г. №866 определено, что при получении акцизных марок организация берет на себя обязательство об использовании приобретаемых акцизных марок в соответствии с их назначением, предусматривающее:
- нанесение на алкогольную продукцию акцизных марок в установленном порядке;
- возврат поврежденных и/или неиспользованных акцизных марок выдавшему их таможенному органу;
- представление отчета об использований выданных акцизных марок.
В соответствии с п.2 постановления Правительства РФ от 21.12.2005 №786, цена акцизной марки включает расходы, связанные с ее изготовлением, хранением у изготовителя, доставкой в таможенный орган и фиксацией сведений о маркируемой ею алкогольной продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и составляет 1300 рублей за 1000 штук без учета налога на добавленную стоимость. Не включаются в цену акцизной марки расходы, связанные с нанесением на нее сведений о маркируемой ею алкогольной продукции, передачей сведений о маркируемой ею алкогольной продукции в единую информационную систему и маркировкой ею алкогольной продукции.
Неиспользованные и (или) поврежденные акцизные марки подлежат возврату организацией в таможенные органы. Организация, возвращающая неиспользованные и (или) поврежденные акцизные марки, представляет на имя начальника уполномоченного таможенного органа или лица, его замещающего, письменное обращение с указанием причин возврата указанных марок, их количества, надписей на акцизных марках о виде алкогольной продукции и объеме алкогольной продукции в потребительской таре, серий и номеров акцизных марок. Уполномоченный таможенный орган прием акцизных марок осуществляет в течение трех рабочих дней после дня обращения организации в уполномоченный таможенный орган.
При этом организация должна представить следующие документы:
- оригинал квитанции о получении акцизных марок;
- акцизные марки, указанные в обращении организации о возврате акцизных марок.
Передача акцизных марок, полученных одной организацией, другой организации, а также использование акцизных марок для маркировки алкогольной продукции, полученных во исполнение одного внешнеторгового договора организации для исполнения другого внешнеторгового договора организации, не допускается.
Возвращаемые неиспользованные и (или) поврежденные акцизные марки в уполномоченный таможенный орган должны соответствовать сериям и надписям на марках, выданных организации, а также должны быть наклеены на отдельные листы бумага (за исключением неиспользованных марок, возвращаемых импортером в фабричных упаковках) с соблюдением следующих правил:
- номер, серия акцизной марки и надписи в виде алкогольной продукции в объеме алкогольной продукции в потребительской таре на ней должны четко просматриваться;
- отдельные части акцизной марки должны быть соединены;
- площадь каждой возвращаемой импортером поврежденной акцизной марки (в том числе и собранной из отдельных частей) должна составлять не менее 50% от ее первоначальной площади.
Кроме того, акцизные марки должны быть возвращены в выдавший их уполномоченный таможенный орган в случае, когда:
- сведения об алкогольной продукции, нанесенные на акцизные марки, не соответствуют сведениям, содержащимся в единой государственной автоматизированной информационной системе;
- акцизные марки нанесены на алкогольную продукцию способом, не позволяющим считывать сведения о маркируемой ими алкогольной продукции с использованием средств единой государственной автоматизированной информационной системы;
- в иных случаях, когда маркировка алкогольной продукции акцизными марками произведена с нарушением правил маркировки алкогольной продукции акцизными марками, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 года №866 "О маркировке алкогольной продукции акцизными марками".
Денежные средства, уплаченные за акцизные марки, не возвращаются (п. 30 Правил приобретения акцизных марок для маркировки алкогольной продукции и контроля за их использованием).
Контроль использования организацией полученных акцизных марок, осуществляется должностными лицами уполномоченного таможенного органа.
Организация отчитывается перед уполномоченным таможенным органом об использовании акцизных марок путем представления отчета на имя начальника уполномоченного таможенного органа либо лица, его замещающего, составленного по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 года №866 "О маркировке алкогольной продукции акцизными марками".
При принятии уполномоченным таможенным органом отчета об использовании акцизных марок или при нарушении порядка представления организацией указанного отчета таможенный орган информирует Федеральную таможенную службу об использовании организацией акцизных марок.

1 октября 2016 года стало очередной вехой в работе ЕГАИС в розничном сегменте. С этого момента процесс постановки на баланс неучтенных остатков алкоголя стал обязательным для всех. Как это изменит работу предприятий и что ждет отрасль в будущем? Как разобраться в тех крупицах информации, которая есть на эту тему в официальных источниках? Ответы на эти вопросы больше напоминает гадание. Давайте попробуем погадать вместе.

Можно ли ставить на баланс остатки алкогольной продукции после 01.10.16?

Методология ведения остатков продукции организациями розничной торговли в системе ЕГАИС (с правками от 25.04.2016) , которая сейчас является единственным официальным документом, опубликованным ФСРАР по этой тематике требует, чтобы остатки продукции, полученные до 01.01.2016 и не реализованные до 01.10.2016, должны быть зафиксированы в системе ЕГАИС после 01.10.2016 перед розничной продажей . А с учетом создания нового регистра «Торговый зал» для учета в ЕГАИС это означает, что ставить на баланс такие остатки можно по факту их продажи. В самой методологии нет никаких ограничений на количество продукции, которую можно таким образом поставить на баланс. Однако 19.07.16 на сайте ФСРАР было опубликовано информационное сообщение , в котором сказано, что начиная с 01.10.2016 в отношении электронных документов постановки на баланс продукции будут введены количественные ограничения, которые не позволят ставить на баланс большие объемы продукции, приобретенные до момента введения ЕГАИС. В некоторых источниках, близких к ФСРАР сказано, что ограничение будет на единовременную постановку на баланс более 100 позиций. В этом случае для постановки на баланс такого количества неучтенной в ЕГАИС алкогольной продукции придется написать обращение в территориальные отделения ФСРАР, которые рассмотрят такое заявление и после проверки легальности продукции примут решение о постановке ее на баланс. Но в официальных источниках пока ничего подобного не опубликовано.

Нужно ли общепиту ставить на баланс остатки алкогольной продукции?


Этот вопрос также рассмотрен в методологии ведения остатков продукции организациями розничной торговли в системе ЕГАИС (с правками от 25.04.2016). В этом документе в части постановки на баланс алкогольной продукции перед ее продажей с 01.10.16 не делается никаких различий между видами деятельности организаций. Это означает, что ставить на баланс алкогольную продукцию обязаны все, и розница и общепит и ИП с пивом. Однако общепит и ИП с пивом не обязаны регистрировать в ЕГАИС розничные продажи. Для них это остается рекомендацией. И проверить точность выполнения методики ведения остатков ФСРАР сможет только сверив постановку на баланс в ЕГАИС и закупки с журналом учета объема розничных продаж, а сделать это будет очень проблематично, т.к. почти все ведут его в бумажном виде.

Для розницы такая проверка может быть осуществлена простым контролем остатков, т.к. магазины обязаны фиксировать свои продажи в ЕГАИС с 01.07.16. И если розница не будет ставить на баланс остатки, то при их продаже по регистрам ЕГАИС будет формироваться отрицательный остаток.

Маркированный и не маркированный алкоголь. Учет пива.

С недавних пор ФСРАР был переведен в подчинение Министерства Финансов. И теперь часть регламентирующих ЕГАИС документов принимаются и утверждаются напрямую этим ведомством. Так 15 июня 2016 года был выпущен приказ N 84н с «простым» и «понятным» названием «Об утверждении форм и сроков представления в электронном виде заявок о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации об организации, осуществляющей розничную продажу алкогольной продукции, и индивидуальном предпринимателе, осуществляющем закупку пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в целях их последующей розничной продажи, об алкогольной продукции, объеме розничной продажи алкогольной продукции, а также о документах, разрешающих и сопровождающих розничную продажу алкогольной продукции, а также форм и сроков представления подтверждения фиксации информации и уведомлений об отказе в фиксации информации в указанной информационной системе » (ссылка). В данном приказе закреплены формы документов, которые нужно направлять в уполномоченные органы при различных операциях с алкогольной продукцией для фиксации этих операций в ЕГАИС, а также сроки, в которые данные документы должны быть оформлены.

Важно отметить, что этот приказ не выделяет продажу алкоголя при оказании услуг общественного питания из прочей розничной торговли алкоголем. Также в данном документе выделена «маркированная» и «не маркированная» алкогольная продукция.

«Заявка о фиксации в ЕГАИС информации о розничной продаже (возврате) маркированной алкогольной продукции, представляемая организациями с каждого фактического места осуществления деятельности (торговой точки), направляется в момент оформления кассового чека, содержащего в качестве товара маркированную алкогольную продукцию »

Про «не маркированную алкогольную продукцию» (разливное пиво, сидры и т.д.) в приказе нет никаких упоминаний. Можно предположить, что дальнейшее развитие ЕГАИС будет идти именно в направлении тотальной регистрации продаж маркированной алкогольной продукции, в том числе и для общепита и ИП с пивом.

Правила закупки алкоголя для общепита

3 июня 2016 года ФСРАР опубликовало «Информационное сообщение об особенностях реализации алкогольной продукции отелями, барами и ресторанами », в котором разъяснило что алкогольная продукция, реализованная в розницу, не может использоваться для целей предпринимательской деятельности. В соответствии с положениями Федерального закона №171-ФЗ розничный магазин, либо предприятие общественного питания имеет право закупать алкогольную продукцию только у оптовика, или непосредственно у производителя, имеющего соответствующие лицензии.

Таким образом, предприятие общепита не имеет права покупать алкоголь в розничном магазине для последующей продажи в целях оказания услуг общественного питания.

В этом же письме ФСРАР еще раз подтвердило, что в соответствии с положениями Федерального закона №171-ФЗ, с 1 января текущего года, организации, оказывающие услуги общественного питания, в том числе в минибарах, обязаны передавать в ЕГАИС информацию только о закупках алкогольной продукции и освобождены от передачи сведений в ЕГАИС о розничной продаже алкогольной продукции.

Когда отменят декларирование для тех, кто ведет учет в ЕГАИС


26 сентября 2016 года должно было завершиться обсуждение проекта федерального закона «О внесении изменений в федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции». В текущей версии законопроекта предлагается:

  • для видов производства и оборота, в отношении которых информация в ЕГАИС передается – декларирование объемов отменяется, производится только учет и фиксация сведений в ЕГАИС;
  • для видов производства и оборота, в отношении которых ЕГАИС не применяется, остается и учет и декларирование.

Речь идет не о конкретных предприятиях, работающих или не работающих с ЕГАИС, а о видах деятельности , которые обязаны или не обязаны передавать данные в ЕГАИС. «Общественное питание» данные о продажах в ЕГАИС передавать не обязано, а значит, для всех предприятий этого вида деятельности останется и декларирование и учет в ЕГАИС. Это же касается и ИП с пивом. А вот розница уже скоро может быть освобождена от декларирования алкоголя.

Текущая ситуация с учетом алкоголя показывает, что Министерство Финансов и ФСРАР пытаются всячески обойти №171-ФЗ и ввести тотальный учет алкоголя через ЕГАИС. Как быстро они это сделают и каким образом пока не понятно. Скорее всего, этот процесс будет происходить поэтапно и начнется с учета маркированной алкогольной продукции. Кроме того большим вопросом остается введение с 01.01.17 обещанного контроля остатков. Чтобы эта норма не застопорила всю розничную продажу алкоголя в стране ФСРАР нужно как-то радикально упрощать механизмы наведения порядке в учете в ЕГАИС. А пока этого не происходит.


Акциз — косвенный общегосударственный налог, устанавливаемый преимущественно на предметы массового потребления, взимается как на товары, произведенные на территории РФ, так и импортные товары. Акциз на товары, ввозимые на территорию РФ, взимаются таможенными органами.


В соответствии с Налоговым кодексом РФ (ст. 181) подакцизными товарами признаются:

  1. Спирт этиловый *
  2. Алкогольная продукция *
  3. Спиртосодержащая парфюмерно-косметическая продукция *
  4. Спиртосодержащая продукция бытовой химии *
  5. Табак и табачная продукция
  6. Транспортные средства
  7. Бензин и дизельное топливо
  8. Моторные масла

* Ввоз данной продукции регулируется Федеральным Законом РФ № 171-ФЗ от 22.11.1995 «О госрегулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».


Этот список можно разделить на три основные группы:


I. Товары, подлежащие обязательной маркировке


К данное группе относятся алкогольные напитки (за исключением пива) в емкостях от 50 миллилитров до 100 литров объёма и табачные изделия, упакованные специальным образом для розничной продажи.


II. Товары, подлежащие необязательной маркировке


Подлежат маркировке, но не маркируются по причине особого предназначения или особого типа тары следующие группы товаров:

  • предназначенные для пользования дипломатических и приравненных к ним представительств;
  • товары, ввозимые физическими лицами для личного потребления, в пределах установленных норм;
  • спирт пищевой и винно-водочные изделия, расфасованные в тару емкостью до 0,05 литра включительно, либо в ёмкости, объемом превышающие 100 литров;
  • товары, оформляемые в качестве припасов и с использованием процедуры магазин беспошлинной торговли (при этом они должны иметь соответствующую маркировку).


III. Не маркируемые товары


Не маркируются:

  • Бензин и дизельное топливо;
  • Пиво и алкогольная продукция с содержанием этилового спирта более 1,5 объемных процентов;
  • Транспортные средства;
  • Спиртосодержащая парфюмерно-косметическая продукция и спиртосодержащая продукция бытовой химии.

Особенности таможенного оформления подакцизных товаров.


Оформление подакцизных товаров осуществляется на основание Таможенного кодекса Таможенного Союза и Федерального Закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации».


В соответствии со статьей 10 Федерального Закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» в целях упорядочения деятельности таможенных органов и совершенствования системы специализированных таможенных органов, таможенного оформления подакцизных товаров, осуществляют ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО таможенные посты Центральной акцизной таможни (далее ЦАТ)**, чья компетенция ограничивается исключительно совершением таможенных операций в отношении подакцизных товаров.


** Списки постов устанавливаются приказами ФТС, на сегодняшний день - это Приказ ФТС России от 1 июня 2011 г. N 1144 «О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении подакцизных и других определенных видов товаров».


Следует отметить специфику некоторых видов товаров, не являющихся подакцизными, но также оформляемых на постах ЦАТ. Это транспортные средства и самоходные машины, акциз с которых не взимается, но, согласно законодательству, выдается ПТС и ПСМ, и парфюмерно-косметическая продукция, не подпадающая под уплату акцизов.


Важно заметить, что в подчинении ЦАТ находится Специализированный таможенный пост (125493 Москва, ул. Смольная, д.12), в компетенцию которого входит совершение таможенных операций в отношении драгоценных металлов и драгоценных камней, а также изделий из них, перечень которых перечислен в Приказе ФТС России от 12 мая 2011 г. N 971. Формально не являясь подакцизными, эти товары также подпадают под компетенцию ЦАТ.


Согласно Приказа ФТС России от 12 мая 2011 г. N 971, приложение № 1, на постах Центральной акцизной таможни оформляется, также и бижутерия, за исключением неметаллической и (или) не имеющей металлических элементов, а также брелоков и значков, не имеющих деталей или гальванического покрытия из драгоценных металлов. Термин "бижутерия" означает любые мелкие предметы личного украшения (например, кольца, браслеты, ожерелья, брошки, серьги, цепочки для часов, брелоки, кулоны, булавки для галстука, запонки, религиозные или другие медали и знаки), без природного или культивированного жемчуга, драгоценных или полудрагоценных камней (природных, искусственных или реконструированных), без драгоценных металлов или металлов, плакированных драгоценными металлами (не считая гальванических покрытий или второстепенных деталей из драгоценных металлов или из металлов, плакированных драгоценными металлами).


Кроме Специализированного таможенного поста ЦАТ, компетенцией по совершению таможенных операций в отношении товаров, перечисленных в приложении №1 приказа №971, обладает еще и Смоленский акцизный таможенный пост ЦАТ (214550, Смоленская обл., Смоленский р-н, д.Стабна, ул. Заозерная, д.35).


Маркировка подакцизных товаров.


В соответствии с законодательством РФ маркировке акцизными марками подлежит табачная и алкогольная продукция. На основании п. 2 ст. 4 Федерального закона от 22.12.2008 N 268-ФЗ "Технический регламент на табачную продукцию" табачная продукция подлежит маркировке специальными (акцизными) марками, исключающими возможность их подделки и повторного использования. При этом табачная продукция иностранного производства, ввозимая на территорию РФ с целью ее реализации, подлежит обязательной маркировке акцизными марками, изготовление которых осуществляется в соответствии с образцами, утвержденными ФТС по согласованию с Минфином с учетом Требований, установленных Постановлением Правительства РФ от 20.02.2010 N 76. Акцизные марки приобретаются импортерами в таможенных органах, уполномоченных на обеспечение ими импортеров, по месту государственной регистрации.


Обязательной маркировке акцизными марками при ввозе на территорию РФ подлежит также алкогольная продукция с содержанием этилового спирта более 9% объема готовой продукции. Маркировка иной алкогольной продукции, а также маркировка иными марками, не предусмотренными Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", не допускается (п. 2 ст. 12 указанного Закона). Требования к образцам акцизных марок для маркировки импортируемой алкогольной продукции установлены Постановлением Правительства РФ от 21.12.2005 N 786. Как и в случае с табачными акцизными марками, марки на алкоголь приобретаются в таможенных органах организациями, осуществляющими импорт алкогольной продукции.


Наша компания обладает большими возможностями и опытом по оформлению акцизных товаров: алкоголя, парфюмерии, табака, транспортных средств, ювелирных изделий и бижютерии.


Заказать услугу, а также получить бесплатную консультацию Вы можете у наших специалистов по телефону +7 495 798 90 27 или отправить запрос на электронную почту .

Статьи по теме