Подростковые оргии на «вписке»:как развлекается современная молодежь. Молодежные "тусовки" и субкультуры Где вечеринка

Законодательница отечественной клубной моды открывает новый сезон весна-лето. Гуру столичных тусовок дают советы: куда уместно пойти в бриллиантах, где находится «Крыша мира» и как попасть в «Rай».

Андрей Бартенев
Художник
Дизайнер проектов-трансформеров, инсталляций, выставок, последние из которых – «Светомузыка», «Люби кутюр». Его перформансы – гвоздь многих вечеринок и презентаций.

Можно сказать, что в Москве есть несколько клубов, которые отвечают интересам молодежи. Это «Кризис жанра» (ул. Покровка, 16/16, стр. 1), «Пропаганда» (Б. Златоустинский пер., 7) и «Мио» (Калужская пл., 1). Чтобы разогреть тело, в пятницу нужно идти в «Пропаганду» и «Кризис жанра», а по вторникам в «Мио». Если любите концерты, то надо следить за тем, что творится в В1 Maximum (ул. Орджоникидзе, 11). Также любителям концертов можно обратить свое внимание на клуб IKRA (пр. Казакова, 8). Если хотите показать свои стеклянные бриллианты и длину своей юбки, то идите в Dяgilev (Каретный ряд, 3, сад «Эрмитаж»). Недавно открылся GQ Bar (ул. Балчуг, 5), он типа Vogue Cafe (ул. Кузнецкий Мост, 7/9), где собирается публика на пафосе. В будние вечера можно сходить на сырники и моцареллу с помидорами в кафе «Республика» (1-я Тверская-Ямская ул., 10), там можно посидеть поработать с компьютером, послушать CD, приобрести
книги и альбомы. Лучшим рестораном как был Pushkin (Тверской бульвар, 26а), так он им и остался. Там всегда хорошо кормят, хотя для большого количества людей дорого. Если хотите удивить своего иностранного гостя качеством русской еды, то идите туда. Он работает круглосуточно. Еще отличная кухня в ресторане Центрального дома литераторов (Поварская ул., 50), правда, туда попасть можно, только если у вас или ваших друзей есть клубная карточка. А комфортно поскучать можно в «Крыше мира» (наб. Тараса Шевченко, Бадаевский завод).

Ульяна Цейтлина
Светская дива
Москвичка с петербуржскими корнями. Она в guest-листах всех светских мероприятий, от презентаций в «Барвиха Luxury Village» до миллионерских вечеринок в Сан-Тропе.

Москва – это столица ночной жизни мира. Невероятное разнообразие, все работает круглосуточно. Думаю, что ни один город мира не может себе позволить держать рестораны открытыми ночью. У нас возможно все. С понедельника до воскресенья. Абсолютно уникальная ситуация. Если модно и гламурно, то на сегодняшний момент это GQ Bar (ул. Балчуг, 5). Это ключевое место, где в пятницу невозможно заказать стол. Неважно, кто ты, – олигарх, звезда или простой бизнесмен, шансы у всех одинаковые. Сюда можно просто прийти посидеть, побеседовать с друзьями, потанцевать под французского диджея, познакомиться и поужинать. Здесь собираются после мероприятий, частных вечеринок. Рекомендую. Там сумасшедше вкусные устрицы. Пока это место номер раз. Сходить поесть рекомендую в ресторан The Most (ул. Кузнецкий Мост, 6/3). Интерьер французский-французский. Там больше тишины, уюта, эксклюзива, не для широкой публики. Идеальное место для романтического вечера. Очень красивый дизайн Филиппа Старка в ресторане Bon (Якиманская наб., 4/4, стр. 1). Bon, к
сожалению, потерялся в общей массе всего яркого и нового. Хотя это, безусловно, очень интересный проект, который, когда все устаканится, займет свою нишу. Танцевать надо в клубе Dяgilev (ул. Каретный ряд, 3, сад «Эрмитаж»), он держит первое место среди танцевальных клубов уже несколько сезонов. Правда, если у вас нет забронированной ложи, то придется быть внизу, в общем потоке. Невероятно популярным остается клуб «Газгольдер» (Нижний Сусальный пер., 5), теперь он стал более демократичным. Там можно встретить и представителей бизнес-элиты, и творческих личностей. По-прежнему в моде ресторан «Марио» (ул. Климашкина, 17), куда приходят женщины с целью продемонстрировать новую сумку, бриллианты и прочее. А вот если есть желание отведать классических стейков, то надо идти в Goodman (ул. Тверская, 23). Очень доступное, очень западное, хорошее место.

Диджей Коля
Диджейством занимается уже тринадцать лет, начинал играть в легендарном московском клубе «Эрмитаж», несколько лет вел передачу «Танцпол» на MTV. Сейчас его миксы можно услышать на радио DFM и в самых модных заведениях столицы.

Один из моих любимых клубов – это «Гараж» (ул. Тверская, 16/2). Удивительное само по себе заведение, которое работает без сбоев и перерыва на обед уже лет восемь. Рядом существуют два очень неплохих бара: «30/7» и «Тундра» (оба – ул. Петровка, 30/7). Первый, может, немного потерял свою актуальность, но вот недавно открывшаяся «Тундра» становится популярным местом. Отличное заведение «Галерея» (ул. Петровка, 27). Туда просто приятно прийти посидеть и выпить хорошего дорогого кофе. Еще мне нравится «Крыша мира» (наб. Тараса Шевченко, Бадаевский завод). Для меня это наиболее оптимальное и приятное место для отдыха, там костяк нашей московской тусовки. Если хотите увидеть действительно интересных людей, которые тусуют в одном месте в одно время, то отправляйтесь в «Крышу». Правда, туда тяжело пробиться, потому что на данный момент это место номер один в Москве. Еще есть «Пропаганда» (Б. Златоустинский пер., 7), там хорошо по четвергам (в уикенд – ну слишком много народу), да и по воскресеньям на гей-вечеринках тоже прикольно. Могу даже посоветовать, где продолжить гей-party, потому что сам там недавно побывал. Ну, как вы понимаете, совершенно случайно. Местоназывается «Цирлих Манирлих» (ул. Мясницкая, 24, стр. 1). Я обалдел, когда туда попал. Все завуалировано, но очень интересно. Поэтому, ребята нетрадиционной ориентации, приезжающие в гости из Питера, смело идите в «Цирлих». Там и продолжение, и предложение после «Пропаганды» найдется.
Одно из любимых заведений, где можно просто вкусно поесть, – это «Кофемания» (Б. Никитская ул., 13) прямо рядом с Консерваторией. Когда тепло, это самая популярная веранда в городе – всегда забита. Чуть не забыл про «Газгольдер» (Нижний Сусальный пер., 5) сказать. Вообще, я понял, что подсвеченный красный кирпич – самый уютный интерьер в клубе. Все наконецто ушли от этого жуткого хай-тека.
Клуб «XIII» (ул. Мясницкая, 13) лично для меня уже история. Мне кажется, он свое отжил. Публика там средняя, откуда они все туда сползаются и куда едут дальше, мне неведомо. Но зайти и посмотреть на стены этого клуба и на большую красивую лестницу можно.

Андреас
Промоутер
Организовывал вечеринки в известных московских клубах First, Penthouse, Jet Set, «Шамбала», в настоящее время промоутер клуба «Rай».

В клубном пространстве Москвы выделились яркие лидеры и появились новые разноплановые места. Вечером можно пойти в караоке попеть, потом в клуб, потом – на after-party. В данный момент
наблюдается пора ресторанов. Они, по большому счету, отобрали у клубов публику в будние дни. Потрясающее место – GQ Bar: неплохая кухня, новиковская качественная аудитория, и заведение сделано по клубному принципу. Налево – спокойный зал, прямо – домашняя атмосфера с живой музыкой, направо – диджей-бар. Девушки выбирают такие клубы, как «Rай» (Болотная наб., 9а). «Rай» как раз то место, в которое мы вложили свою энергию, силы и те знания, которыми обладали до этого. Играет веселый хаус. Планируются и Эрик Морилло, и Боб Синклер, и Мика. А ветераны старой гвардии, которые тусовались еще со времен «Титаника», проводят много времени в «Крыше мира» (наб. Тараса Шевченко, Бадаевский завод). Вот только с after-party-местами в Москве большая проблема. After-party есть в старом «Гараже» (ул.Тверская, 16/2), который вот-вот закроется, в «Миксе» (Новинский бульвар, 11, стр. 1) и в «Крыше мира». Мы (клуб «Rай») планируем немножко захватить эту нишу – проводить вечеринки до восьми-девяти утра. Попробуем создать «гаражевскую» атмосферу. Отправиться позавтракать можно в «Санрайз-кафе» (ул. Новый Арбат, 22), «Огни» (М. Сухаревская пл., 8) и «Галерею» (ул. Петровка, 27). В «Санрайз-кафе», кстати,
отличные кальяны.

17 мест, в которые стоит сходить

1. «XIII» . Фейсконтроль.
Клуб находится в огромном особняке. Публика: в возрастной категории от 17 до 24 лет.
628-4747, Мясницкая ул., 13

2. Бар «30/7» . Фейсконтроль. Preparty.
Облюбовано иностранцами и русскими невестами. Весело, пьяно и до утра.
650-5951, ул. Петровка, 30/7

3. «Газгольдер» . Фейсконтроль.
Некогда «закрытый» клуб с претензией на творческое наполнение. По средам показывают кино, по пятницам танцы. Иногда по субботам – мероприятия в Gazgallery (новое пространство клуба).
710-7316(17), Нижний Сусальный пер., 5

4. Dяgilev . Дресс-код. Фейсконтроль.
Много места, много красивых девушек, много огней, цирковых выступлений и алкоголя. Но за все вышеперечисленное надо платить больше чем много.
790-7400, ул. Каретный ряд, 3, сад «Эрмитаж»

5. «Кокос» . Pre-party.
Для молодежи, которая со временем мечтает перебраться чуть выше по улице, в «Дягилев». Неплохая кухня.
609-0210/0193, ул. Петровка, 34, стр.1

6. «Кризис жанра ».
Незатейливый по обстановке клуб со всевозможными концертами, freak-party по пятницам и отменной едой.
623-2594, ул. Покровка, 16/16, стр. 1

7. «Крик ». Караоке. Один из самых известных караоке-клубов в
Москве.
694-1316/1392, Страстной бульвар, 16

8. «Крыша мира ». Фейсконтроль. Дресс-код.
Одно из самых приятных мест в городе с лучшими диджеями, шикарным видом и шампанским.
Наб. Тараса Шевченко, Бадаевский завод

9. «Микс» . Фейсконтроль.
Клуб, где вот уже семь лет проводятся самые посещаемые after-party в городе.
255-4333, Новинский бульвар, 11, стр. 1

10. Pushkin .
Два уютных зала вместимостью 60 и 20 человек. Идеальное место для семейных выходов, романтических свиданий, ужина и завтрака после бессонной ночи. Всегда в ассортименте традиционные русские
и славянские блюда из рыбы, мяса, птицы, а также богатый выбор блинов с различными начинками.
Тверской бульвар, 26а

11. «Пропаганда» . Совершенно мистическое место, которое работает вот уже девять лет и не только не теряет посетителей, но их становится все больше. По пятницам очереди у входа на вечеринки Idle Conversation, по воскресеньям гей-party. Говорят, там
лучший в городе салат «Цезарь».
624-5732, Б. Златоустинский пер., 7

12. Sorry, babushka . Pre-party.
Разношерстная публика, объединенная одним желанием – напиться и потанцевать. Pre-party в последнее время растягиваются на всю ночь.
788-0615, Славянская пл., 2/1

13. GQ Bar . Новый бар, уже снискавший огромную популярность. Если вам есть что показать и что потратить, если вы хотите кого-то увидеть, если уверены в себе и в своем положении в обществе, то непременно надо идти туда.
956-7775, ул. Балчуг, 5

14. В1 Maximum .
Концертная площадка для всех. Там выступали с концертами Грейс Джонс и Брета Андерсон. Советуем почаще заглядывать на www.b1club.ru. Вдруг ваша мечта сбудется и вы услышите то, о чем мечтали, и за вполне вменяемые деньги.
648-6777, ул. Орджоникидзе, 11

15. «Rай ». Фейсконтроль.
Новый клуб с впечатляющим интерьером, тематическими вечеринками и далеко идущими планами. После проведенной там ночи можете смело говорить, что побывали в раю.
230-0035, Болотная наб., 9а

16. Infiniti .
Самый большой R&B клуб в Москве. Толпы девиц и юношей, одетых в аляповатые бренды, слушающих соответствующую музыку.
255-9056, Дружинниковская ул., 15/1

17. Sky Lounge .
Ресторан в здании Академии наук. С двадцать второго этажа смотришь на подсвеченную Москву и продумываешь план ночных передвижений по клубам.
938-5775, Ленинский пр., 32а

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Молодежные «тусовки» и субкультуры

Багирова Сабина

Современный мир даёт нам множество разнообразных проявлений социальной активности человека. Одними из них являются молодежные субкультуры и «тусовки», изучение которых важно с социологической позиции.

Как отмечает американский социолог Нейл Смелзер: «Субкультура - это система норм и ценностей, отличающих культуру определенной группы от культуры большинства общества» (1). Можно сказать, что для субкультуры характерно мировоззрение, обусловленное своими «специфическими» социальными ценностями, нормами, правилами поведения. Одной из наиболее активных социальных групп в обществе является молодежь, которую можно охарактеризовать, как социально-демографическую группу людей в возрасте от 15-16 до 29-30 лет, обладающую своими специфическими социальными и психологическими чертами, обусловленными возрастными особенностями молодых людей, процессом становления личности, спецификой социального положения общества. Для молодежи, в силу её определенный социально-психологических свойств, связанных и с каким-то юношеским максимализмом и со стремлением выделиться среди остальнох, характерно участие в различных субкультурах. Кроме того, молодежная субкультура отражает перемены, происшедшие во второй половине ХХ века, вытекающие из таких социальных процессов, как индустриализация и из социально-политических событий середины XX века, вызвавших, например, появление таких субкультур в молодежной среде, как битники, хиппи и т.д. В целом, молодежную субкультуру можно назвать показателем, отражающим жизнь и перемены, происходящие в обществе.

Исследователи говорят нам о том, что оформление молодежной субкультуры пришлось на 50-е годы ХХ века. Например, Омельченко Е. в работе «Краткий обзор отечественных и зарубежных теорий молодёжи» пишет, что «история изучения молодежных культур XX века знает несколько как бы молодежно-поколенческих ярлыков: «потерянное» поколение - поствоенное, «беби-бумеры» в США 1950-х годов; «поколение X» - непонятные молодые и так дальше вплоть «Дженерейшн Пи» - поклонников Пепси у Виктора Пелевина» (3). И, прежде чем, перейти к более подробному рассмотрению особенностей молодежной субкультуры и «тусовки», хочу отметить основные характерные черты данного социального явления. Итак, «согласно выводам специалиста по молодежной культуре Левиковой С.И., молодежная субкультура характеризуется следующим:

Молодежная субкультура представляет собой социальную общность, каждый представитель которой сам причисляет себя к ней; члены такой общности могут формировать как группы непосредственного контакта (компании, объединения, тусовки), так и виртуального общения;

Вхождение молодого человека в ту или иную молодежную субкультуру означает принятие им и разделение её норм, ценностей, мировосприятия, манер, стиля жизни, а также внешних атрибутов принадлежности к данной субкультуре (прическа, одежда, украшения, жаргон);

Как правило, молодежные субкультуры возникают вокруг какого-либо «центра», выразителя тех или иных пристрастий к музыкальным стилям, образу жизни, отношения к определенным социальным явлениям;

Значимые для той или иной молодежной субкультуры идеи и ценности получают внешнее выражение в обязательной для ее членов символике и атрибутике группы» (4).

Левикова С.И. также отмечает: «Молодежная субкультура - это урбанистическая культура, созданная молодыми людьми для себя; это культура, нацеленная на включение молодых людей в общество; это - частичная культурная подсистема внутри системы «официальной», базовой культуры общества, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет ее носителей» (5).

Определившись с тем, что же есть такое эта молодежная субкультура, думаю стоит рассмотреть некоторых её представителей. Мне кажется, что одной из первых субкультур, положившей начало этому явлению, было бит-поколение (битники), появившееся в 50-е годы ХХ века - the Beat Generation, что можно перевести, как «разбитое поколение». Зародилось оно в среде писателей и поэтов того времени и отражало новые веяния в литературе, которые впоследствии перешли в некий образ жизни - разбитной, богемный, аполитичный, в некоторой степени романтичный, связанный с революцией американских нравов. Почему американских? - потому что битники зародились именно в богемной среде Нью-Йорка. В 1948 году американский писатель, поэт Джек Керуак впервые употребил термин «бит-поколение», «охарактеризовав так социальный пласт, возникший после практически исчезнувшего к 1948 году «потерянного поколения» участников Первой мировой войны» (6). Неким учебником по бит-поколению является книга Керука «В дороге», раскрывающая образ жизни и социально-значимые черты битников. В конце 1960-х большая часть данной группы претерпела трансформацию в всем известное движение хиппи, так же являющуюся одной из старейших молодежных субкультур. Как можно прочитать в различной литературе и в Интернете, «движение сформировалось в Сан-Франциско в середине 60-х гг. XX в. как протест против обывательщины, против войны во Вьетнаме, против политики американского государства. В основу хиппистской идеологии было положено философское учение, связанное с «движением Иисуса». Они придерживаются пацифистских взглядов, исповедуют идею «непротивления злу насилием», склонны к творчеству» (7). Хиппи - «дети цветов», субкультура с приставкой «контр-», контр - против, некий социальный протест, протест существующим основам общества, нормам и ценностям капитализма, протест против популистской политики государства. В 1960-е - 1970-е - популярное среди молодежи движение, пропагандирующее свободную любовь, творческую деятельность, тусовки и путешествия в разрисованных фургончиках или маленьких автобусах. Хиппи были выразителями социальных перемен в американском обществе в то время, когда во Франции происходили студенческие бунты - первые выступления молодежи общества потребления (яркий пример - волнения 1968 года). Но, возвращаясь к субкультурам: в конце 1980-х гг. в одном из ванкуверских журналов опубликована статья канадского скульптора и дизайнера Дугласа Коупленда о «Поколении Х» (Generation X). А в 1991 году вышла в свет книга Коупленда «Generation X: Сказки для ускоренного времени» - в некоторой степени социологический путеводитель, только в художественном обрамлении, по молодежным субкультурам и тусовкам . Создатель термина «Поколение Х» отмечает в своей книге, что представители Generation X - это дети хиппи, которые выросли, превратились в обычных американцев, представляющих из себя воплощение «американской мечты». Представители «Поколения Х» не довольны тем, что их родители предали идеалы своей юности и поэтому определяют для себя новый образ жизни, стиль и ценности, отказываясь от материализма общества. На мой взгляд, без «Поколения Х» не сформировались бы многие современные молодежные субкультуры. И, в целом, поколение, описанное Дугласом Коуплендом в его произведениях («Generation X», «Рабы Майкрософта», «Планета шампуня», «Мисс Вайоминг», «Нормальных семей не бывает», «Эй, Нострадамус!», «Жизнь после Бога», «Пока подружка в коме», «Похитители жвачки» и др.) является носителем социальных перемен современного мира, отражает те социальные, экономические, политические процессы, происходящие в обществе, показывает многообразие субкультур и тусовок среди молодежи - поколения, которое всегда является двигателем общественного прогресса.

Молодежная субкультура, как и любая культура, в процессе своего развития реагирует на меняющиеся внутренние и внешние условия своего существования. Она тесно связана с политикой государства, с экономической составляющей общества, с социальной, культурной, духовной сферами жизни общества. Отсюда можно выделить субкультуры по музыкальным предпочтениям, спортивные субкультуры, ролевые, реконструкторские субкультуры, криминальные, развлекательные, политизированные и т.д. Поэтому хочу обратиться вновь к источникам: «Существует целый ряд типологий молодежных субкультур. Обстановку в России в конце ХХ в. достаточно точно отражает типология, предложенная казанским исследователем С.А. Сергеевым:

Романтико-эскапистские субкультуры (хиппи, ролевики, толкиенисты, с известными оговорками байкеры);

Гедонистическо-развлекательные («мажоры», рейверы, рэперы);

Криминальные («гопники», люберы);

Анархо-нигилистические (панки, экстремистские политизированные субкультуры «левого» и «правого» толка, которые можно также называть радикально-деструктивными).

Заслуживает внимания и типология, предложенная А. Тарасовым в начале XXI века: «золотая молодежь» в столицах; наркоманская субкультура; уголовная среда; «голубая» тусовка; неофашисты и скинхеды; «нацболы» (национал-большевики); футбольные фанаты; «попсовики»; «старая контркультура» (субкультура, развивающая традиции хиппи 60-х годов.); сатанисты; «новая контркультура» (оппозиционная молодежная субкультура, соединившая традиции старых хиппи, национал-большевизма и левацкого революционизма).

Наконец, типология, разработанная С.И. Левиковой и В.А. Бабахо в 1996 г.:

Группы, объединяющие приверженцев музыкальных вкусов и стилей (металлисты, роллинги, брейкеры, битломаны);

Группы, ценностные ориентации которых имеют некоторый политический и идеологический оттенок (ностальгисты, анархисты, пацифисты, отклонисты, «зеленые»);

Группы аполитичного, эскапистского характера (хиппи, панки, люди «системы»);

Эстетствующие группы («митьки»);

Группировки, исповедующие «культ мускулов» («качки»);

Криминогенные группировки, объединяющиеся по признакам агрессивности, жесткой организованности и противоправной деятельности («теляги», гопники, люберы)» (8).

Хочется подчеркнуть, что многие субкультуры пришли в нашу страну с Запада. В Советское время (50-е годы ХХ века) были стиляги - представители «эпатажной и контркультурной группы городской молодежи, ставшей своеобразным символом «первой волны» «неформалов». Одевались и танцевали они «cтильно», за что и получили презрительную кличку «cтиляги.Основное обвинение, которое предъявлялось им, - «преклонение перед Западом». Музыкальные пристрастия «стиляг» - джаз, а затем рок-н-ролл» (9). После стиляг (1960-е - 80-е гг.) стала зарождаться субкультура рок, которая «подарила» нам неформалов - панки, металлисты, альтернативные субкультуры. Как отмечают исследователи, для них было характерно: «аполитичность, интернационализм, ориентированность на внутренние проблемы. Российские «неформалы» стремились копировать характер течений западной молодежной субкультуры» (10).

Сегодня - в России ХХI века, на улицах города можно увидеть представителей различных субкультур. Это - и хиппи, и растаманы, и эмо, готы, панки, стрейт-эдж (Straight edge - философское ответвление панк-движения), ролевики-реконструкторы, мобберы (любители флэш-мобов), представители хип-хоп-субкультуры, рейверы, роллеры, паркурщики, турникмены, хакеры, футбольные хулиганы (фанаты), гопники и т.д.

Сегодня появилось новая субкультура или, скорее даже молодежная «тусовка » - хипстеры (to be hip - быть в теме). Опять же пришедшая к нам из США, появившаяся в 1940-е годы и принимающая в свои ряды поклонников джазовой музыки. В наше время хипстеры - это «обеспеченная городская молодёжь, интересующаяся элитарной зарубежной культурой и искусством, модой, альтернативной музыкой и инди-роком, артхаусным кино, современной литературой и т.п.» (11). На мой взгляд, хипстер - реальный представитель постмодернового общества.

С молодежными субкультурами тесно сплетены молодежные «тусовки» (одно вытекает из другого). Что же такое «тусовка»? «Тусовка » - это некое начало субкультуры, или по другому сообщество по интересам, это то, что потом перерастет в субкультуру, обретет свои ценности, правила и структуру. Но иногда большое количество разнообразных субкультур смешивается и превращается в разноцветную и разношерстную «тусовку ». Исходя из собственного опыта и из наблюдений за сверстниками, хочу отметить, что сегодня мы как раз и можем наблюдать именно «тусовочный» тип организации в молодежной среде, когда стираются границы между различными субкультурами, и уже имеют главное значение не нормы и ценности той или иной субкультуры, а только какие-то визуальные аспекты - определенный внешний вид, манеры, художественные образы, то есть внешняя оболочка, без определённого внутреннего содержания. Хипстер - представитель молодежной «тусовки » конца первого десятилетия ХХI века - молодой человек, собравший свой внешний образ, как мозаику, из различных субкультурных элементов.

«Тусовка» - как социальное явление, как место встречи представителей различных субкультур. Мне кажется, что такая трансформация молодежной субкультуры в «тусовку» связана, в первую очередь, с процессами глобализации, которые происходят в современном мире. Стирание субкультурных границ, интеграция - всё это отражает современные социальные процессы.

В заключение хочется добавить, что «тусовки» и субкультуры играют важную роль в процессе социализации молодого человека, становлении его личности, приобщении к нормам и ценностям общества, поэтому актуальны для изучения именно с социологической точки зрения.

Список литерптуры

молодежная субкультура тусовка

1. Смелзер Н. Социология / Н. Смелзер. - М. : Феникс, 1994. - С. 660.

2. Учебно-методическое пособие по изучению курса «Социология» / А.И. Верецкая, А.П. Дьяков, Ю.Б. Матюшина. - Воронеж: ВГУ, 2007. - С. 44.

3. Омельченко Е. Краткий обзор отечественных и зарубежных теорий молодёжи / Е. Омельченко / Центр изучения молодежи «ПОКОЛЕНИЯ.NET». - (http://www.regioncentre.ru/generation/scienceaboutyouth/scienceaboutyouth1/ )

4. Свечников С.К. Методическое пособие «Молодежь и рок-культура» / С.К. Свечников. - Йошкар-Ола: ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2007. - (http://piorme.narod.ru/subkult.htm )

5. См. : там же.

6. Бит-поколение / Материал из Википедии - свободной энциклопедии. - (http://ru.wikipedia.org/wiki/Бит-поколение )

7. Молодежные субкультуры / Муниципальное учреждение культуры «Централизованная библиотечная система Озерского городского округа». - (http://www.libozersk.ru/pages/index/343?cont=1 )

8. Свечников С.К. Указ. соч.

10. Там же.

11. Хипстер (современная субкультура) / Материал из Википедии - свободной энциклопедии. - (http://ru.wikipedia.org/wiki/Хипстер_(современная_субкультура))

11. Коупленд Д. Generation X / Д. Коупленд. - М. : АСТ: АСТ МОСКВА, 2009. - 357 с.

Размещено на Allbest

Подобные документы

    Эстетика, этика и идеология молодежных сообществ. Характеристика формальных компонентов юношеской субкультуры. Исследование молодежных движений. Анализ типологии современных молодежных субкультур в российском обществе. Радикальные молодежные субкультуры.

    контрольная работа , добавлен 17.01.2015

    Понятие субкультуры и молодежной субкультуры. Типология молодежных субкультур. Характеристика отдельных субкультур. Самореализация, самоактуализация, непонимания со стороны взрослых, вхождения во взрослую жизнь, выбора правильного пути.

    реферат , добавлен 22.02.2007

    Основные понятия и история возникновения субкультур. Деятельность, мировоззрение, внешняя атрибутика наиболее популярных молодежных субкультур. Причины вступления молодых людей в неформальные объединения. Эмпирическое исследование молодежных субкультур.

    курсовая работа , добавлен 05.08.2010

    Понятие "молодежной субкультуры" и ее появление в России. Проблемы неформальных молодежных движений. Характеристика молодежных субкультур. Работа социального педагога с подростками, вовлеченными в неформальные молодежные движения в условиях детского дома.

    дипломная работа , добавлен 12.02.2012

    Понятие субкультуры, ее содержание и место в современном обществе. Классификация и разводимости молодежных субкультур, факторы и история их развития. Стили поведения и одежда представителей различных движений, направления их деятельности и популяризация.

    презентация , добавлен 22.11.2012

    Понятие и причины возникновения субкультуры. Внешняя атрибутика, символика, особенности мировоззрения. Цели и намерения музыкальных, имиджевых, политических, хулиганских молодежных неформальных объединений, субкультур по хобби и другим увлечениям.

    реферат , добавлен 30.11.2010

    Изучение понятия субкультуры - части культуры общества, отличающейся от преобладающей, а также социальных групп носителей этой культуры. Возникновение и виды основных молодежных субкультур: байкеры, толкиенисты, металлисты, скауты, фанаты, скинхеды, эмо.

    презентация , добавлен 18.05.2011

    Основные понятия молодежных субкультур. Характеристика молодёжных движений, связанных с определенными жанрами музыки. Описание направлений и специфических черт арт-субкультуры. Отдельно существующие субкультуры (Коммерческие, индустриальные и т.д.)

    курсовая работа , добавлен 18.02.2014

    Субкультура как система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей, которая присуща обособленной социальной общности. Субкультурные атрибуты, ритуалы и ценности. Разновидности молодежных неформальных субкультур, их проблемы и решения.

    курсовая работа , добавлен 20.10.2009

    Сущность субкультуры как проявление потребности в самовыражении, её элементы. История и причины появления молодёжных субкультур, их особенности и классификация. Социальные условия и социальные последствия формирования современных молодежных субкультур.

Лежать днём на пляже в позе морской звезды с томиком Мопассана, а вечером – свидание с телеком в номере и спать – такой отдых не про Вас? Хотите безудержного веселья с друзьями и танцами до утра, пенных вечеринок, улыбающихся глаз, музыки и радости? Ура-а-а-а! Срочно выбираем, на какой из тусовочных курортов мира отправимся! Не в снежной же холодрыге прозябать… Рассказываем, где по-настоящему классно и в каких отелях точно понравится;-)

200-метровая Bar S treet… Мармарис !

туры с перелетом из Москвы от 22 100 руб/чел

Улочка Bar Street в турецком солнечном Мармарисе — небольшая, всего 200 метров в длину, но какая! Дико зажигательная! По обе стороны бары и клубы – на любой вкус. Можно перемещаться из одного места в другое большой дружной компанией, благо вход повсюду свободный. Веселись, пока ноги несут! Напитки – от 10 турецких лир, коктейли дороже. Текила льётся рекой под грохочущие сеты ди-джеев, звучат техно и рок, латино и диско. Русские хиты – в баре «СССР» ;-)

Мармарис, окруженный сосновым лесом, находится практически в закрытой бухте и омывается сразу двумя, Эгейским и Средиземным, морями. Пляжи – песчаные, с пологим входом в море. Около 50 дайв-сетов для желающих полюбоваться подводным миром.

P eace & love … Ибица!

туры с перелетом из Москвы от 37 000 руб/чел

Вы в душе хиппи? Айда на Ибицу, в убежище для вольнодумцев, артистов и художников. Эпицентр тусовочной жизни мира с самыми модными европейскими клубами, легендарными Café del Mar, Mambo, Pacha пропитан атмосферой позитива. А, например, на опен-эйрах клуба The Zoo Project, которые проходят каждую субботу, можно не только наслаждаться сетами именитых ди-джеев, но и нырять рыбкой в бассейн, висеть, как ленивец, на шеях друзей, лакомиться барбекю с аппетитом льва… Полная свобода самовыражения:)

Ибица — солнечный остров в Средиземном море, заросший сосновыми лесами. Здесь 18 км пляжей с узкой полоской песка и скалистыми берегами. Сюда стоит наведаться и ради вкуснейшей испанской кухни.

Пенные ночи… Айя-Напа!

Туры с перелетом из Москвы от 26000 руб/чел

В центре кипрского города Айя-Напа, у-у-у-ух, по ночам ну очень жарко! Девушек до 00:30 одаривают бесплатными коктейлями в барах. Танцевальные клубы открываются около двух. Буйная английская, немецкая и кипрская молодёжь зажигает, как в своё последнее лето на планете Земля. Бесконечные пенные вечеринки, танцы на столах, конкурсы мокрых маек – всё это под будоражащие сеты знаменитых британских ди-джеев, хип-хоп, R’n’B, соул… Самые модные клубы – Castle Club, Bedrock. Русские тусуются в Red Square.

Днём в Айя-Напе тоже жарко! Например, на самом популярном пляже Nissi Beach, где такая тёплая лазурная водичка, мягкий песок, конкурсы и танцы с рассвета до заката.

Go go -бары… Безбашенная Паттайя!

туры с перелетом из Москвы от 26 200 руб/чел

Самая тусовочная и горячая улица баров на тайском курорте Паттайя Walking Street предлагает развлечения «только для взрослых». Если Вы не прочь пройтись по стрип-барам, посмотреть на заклинателей змей и огня, красочные травести-шоу, попасть на сеанс массажа, эпатажный курорт Тайланда ждёт с распростёртыми объятиями!

Море здесь не самое чистое, но всё же есть отличные песчаные пляжи. Также Паттайя расположена недалеко от маленьких островов. От пирса Бали-Хай можно добраться до острова Ко Лан с белоснежными пляжами и прозрачной бирюзовой водой, где настоящий рай…

Купаемся и пляшем… Лоррет-де-Мар!

туры с перелетом из Москвы от 24 100 руб/чел

Элегантный европейский городок на скалистом побережье Коста-Бравы, Ллорет де Мар, с чудесными золотыми пляжами вечером превращается в поток безумного веселья. Открываются британские, мексиканские, ирландские бары, дискотеки и ночные клубы. Молодёжь (основной контингент до 25 лет) уходит в отрыв до самого рассвета. Дико популярные заведения в городе: клубы Tropics, Londoners. В Colossos играли Tiesto и Goldie.

Ночью в Ллорет-де-Мар — тусовки, днём — пляжи, кафешки и шопинг. А ещё можно сгонять в Барселону, она совсем рядом!

«Второй Амстердам» — Херсониссос

туры с вылетом из Москвы от 11 400 руб/чел

Херсониссос – неугомонный город греческого острова Крит. «Второй Амстердам», т.к. молодые тусовщики приезжают сюда из Голландии. Облюбовали его и немцы, и ирландцы. Вдоль побережья проходит полоса из баров и таверн. Здесь веселье и начинается. Подкрепившись рыбкой на гриле, мезе и разгоревшись узо, ближе к полуночи все перемещаются на Main Street, полную небольших клубов. Главные «must see» — Status со светящимися барными стойками, Bio Bio с музыкой 80-х, New York на пляже.

Алексей, 21 год, креативный директор агентства Hallowww

Я пришел в бар «ЭМА», потому что мне грустно, хочу развеяться. Я закончил университет, в стране кризис, это все очень печально. Я тусуюсь пару раз в месяц. Стараюсь посещать все вечеринки «Армы», потому что они делают много крутого — инсталляции, например. Сюда хожу с открытия, потому что здесь свежо. Я люблю музыку, бываю на всяких интересных привозах вне зависимости от вечеринки. Сегодня здесь играет Даша Редькина, она как раз резидент «Армы». Но сегодня я не собирался сюда идти, просто работал неподалеку, встретил знакомую, решили напиться, не мелочимся и пьем шоты. На самом деле я хожу по клубам, потому что до сих пор ищу «Подвал», который был в 2007-м на Солянке. Ищу его и не могу найти, теперь все серьезные и концептуальные. Все носят черные вещи и делают умные лица, и это меня отталкивает. Но привлекает девушек, как я понимаю. По клубам ходят модники, которые постоянно жалуются, как все плохо в России, ноют, и никто не хочет ничего делать. Не нравятся мне люди в Москве в последнее время. Было бы круто, если бы у нас было концептуальное место, но с открытыми людьми.

Все вдруг стали такие: «Я веган», начали коллекционировать ссаные кассеты, не для того, чтобы их слушать, а чтобы думать: «*****, я концептуальный», и ходить с задранным носом. Быть закрытым и загадочным стало модно.

Лиза, 19 лет, актриса


Мы пришли в бар «ЭМА», потому что больше некуда идти. В городе еще что-то происходит? Я не в курсе. Я не знаю, кто здесь сегодня играет, здесь просто интересно. Кстати, я вчера впервые пришла сюда, и мне сразу понравилось. Обычно я хожу на Брюсов, в «Родню», вроде все. Я переехала в Москву из Америки два месяца назад. Контраст, конечно, огромный, там совершенно другая жизнь. Тут очень культурный город, и мне очень нравятся москвичи. Я выросла в Америке, три года прожила в Москве, вернулась, а сейчас буду выбирать, где оставаться. Мне здесь комфортнее, тут какая-то душа есть. Я живу в Лас-Вегасе, и это очень специфический город, азартный, много людей приезжает туда именно потусить, и мне неинтересно там, в клубах одни туристы, все разбрасываются деньгами. Это все как-то некультурно и некрасиво. А тут музыка красивая, люди танцуют, они более раскрепощенные, живые.

Я тусуюсь с 16-ти лет, потому что у меня родители тусовочные. Мы много путешествовали — родители актеры цирка Du Soleil, и они меня брали во все клубы. Мне никогда ничего не запрещали, у меня всегда был выбор, я могла при них пить. Сейчас я хожу на вечеринки каждые выходные. Я экстраверт, не просто хожу потанцевать или выпить, для меня главное - общаться. Я прошлым летом приехала в Москву, и за три месяца познакомилась со всей техно-тусовкой. Было очень круто, люди все искренние и хорошие, занимаются какими-то очень интересными вещами: они фотографы, писатели, сценаристы, продюсеры, актеры.

Саша, 22 года, архитектор


Я пришла в бар «ЭМА» показать друзьям из Питера московские тусовки. Часто бываю в этом месте, считаю его очень милым, атмосферным. Я посмотрела в фейсбуке, кто сегодня играет, но для меня это не принципиально. Я бываю на «Стрелке», в «Редакции», тусуюсь каждые выходные. В пятницу отдыхаю после работы: захожу чуть-чуть выпить, расслабиться и уехать спать домой. А в субботу вечеринка может затянуться надолго. Для меня это определенная культурная жизнь — есть целый ряд людей, с которыми я могу увидеться только на вечеринке. Ты не будешь с ними общаться в реальной жизни, но 5-10 минут на вечеринке — можно. Я называю это «круг почета». Мне кажется, что московская ночная жизнь очень разнообразная, на одной и той же вечеринке ты можешь встретить очень разных людей из разных тусовок, классов, и это здорово, потому что люди объединяются для того, чтобы в будущем создать что-то новое. Я считаю, что такие вечеринки — это возможность для знакомства людей из различных сфер. Здесь ты реально можешь познакомиться с людьми, которые тебе нравятся, и потом сможешь с ними работать. Я, например, своих работодателей находила примерно в таких условиях. Сегодня это тенденция — если у тебя творческая профессия, то искать работу имеет смысл именно так. Я тусуюсь последние лет пять-шесть. Сейчас действительно начинают тусоваться гораздо раньше, но сейчас люди вообще быстрее взрослеют.

Павел, 21 год, бармен


Пришел в «ЭМА», чтобы услышать хорошую музыку — в Москве очень мало мест с хорошим звуком. Я даже не знаю, что это за место, пришел в первый раз, но пока мне все нравится. Я посмотрел, кто сегодня играет, но не запомнил имен. В последнее время хожу на «Все свои», бываю в Gipsy, «НИИ», «Гараже», пытаюсь находить андеграундную музыку, малоизвестных диджеев. Самое главное для меня — звук. В Москве нет стабильно хорошего клуба: в том же Gipsy раньше была превосходная музыка, а потом они сдали, сейчас ищу новые места. Летом я очень много тусовался, до пяти дней подряд. А сейчас уже гораздо реже: раз в неделю. Я сам немного пишу музыку, поэтому мне интересно. Плюс это очень много общения, я вижу на тусовках кучу знакомых, которых я бы не стал приглашать погулять в парке. Но с ними можно встретиться в клубе, послушать музыку, разделить наши интересы.

Музыки в Москве мало. Люди почему-то выбирают все время одно и то же: какое-то минимал-техно, что-то очень унылое. Я бы очень хотел услышать в клубах Москвы драм-н-бэйс, например, или транс, псай-транс. Зациклились на одном техно. Я его люблю, но слишком много одного и того же. Мы же постоянно смотрим на Запад, и вот кто-то решил, что если в Берлине популярно техно, то и мы будем его крутить все время. Я начал тусоваться лет в 16, но тогда делал это редко, раз в месяц от силы, был занят. А сейчас я повзрослел, появились определенные вкусы, да и дел меньше.

Мне все говорят, что, если я бармен, я должен уставать от музыки. Но, к счастью, я медиаголик, я только и хочу, что слушать музыку, и совсем от нее не устаю. Это даже какой-то дар, наверное.

Ксения, 20 лет, студентка школы Родченко


Я здесь, потому что сюда, в клуб «НИИ» пришли все мои друзья, и я хочу услышать аргентинского диджея. Я его раньше не слушала, но, мне кажется, музыкант из Аргентины — это забавно. Я хожу сюда каждые выходные. Ну, и в будни иногда бываю. Я хожу в «НИИ», «ЭМУ», «Дич», иногда на «Стрелку». Вечеринки дают мне общение с друзьями и визуальный ряд: я смотрю на людей, знакомлюсь, что-то для себя познаю. Это не профессиональный интерес, а исключительно человеческий. Я тусуюсь лет с 18-ти, но сейчас мне кажется, что это началось уже очень давно.

Аня, 21 год, студентка факультета журналистики


Я часто здесь бываю в «НИИ», здесь круто, отличная атмосфера. Именно по пятницам здесь хорошая музыка. Я не знаю, кто сегодня играет, но вроде и так неплохо. Вы знаете, мне кажется, что последние три недели моя жизнь состоит из сплошных баров и клубов. Пора уже домой, на самом деле, но что-то не выходит. Сюда мы ходим в основном по пятницам, в остальное время ходим по барам или на вписки. Мне очень нравятся крафтовые пивные типа «Ваня нальет» на «Красном октябре». Ходим в «ЭМУ», вечеринки «Армы». Мы здесь отдыхаем по-интровертному, ни с кем особо не общаемся.

Сергей, 23 года, редактор Look At Me


Я пришел сюда, потому что сегодня выходной, а я провожу в «НИИ» каждые выходные. Мне нравится, здесь всегда такой приятный дружелюбный vibe. Это место отличается от остальных тем, что здесь такая современная архитектура, приятная, человечная, очень простое пространство, которое отлично взаимодействует с любой музыкой и людьми. Я тусуюсь с 18-ти лет. Эти вечеринки дают необходимую мне социализацию, у меня с ней есть проблемы. Сюда обычно хожу со знакомыми поговорить. Тусуюсь только по выходным, я занятой человек.

Антон, 20 лет, системный администратор


Я пришел в «НИИ» с друзьями, они мне говорили, что здесь сегодня будет диджей из Аргентины. Я хожу на вечеринки по пятницам каждую неделю уже около года. До этого я не тусовался, а потом познакомился с нынешними друзьями, и они меня затащили. Мы ходим в «Эму», «Стрелку», «Редакцию». Я хожу сюда общаться, всю неделю я очень занят, и нормально поговорить с людьми могу только так.

Статьи по теме