И я там был мед пиво пил. Аналитический сеттинг как сказочный мотив: «И я там был, мед-пиво пил - По усам текло, да в рот не попало…

Наивен тот, кто верит в изобретение водки Менделеевым. Еще более наивен человек, считающий истиной все, что говорят о его стране. Я сейчас имею в виду миф об извечном пьянстве русского народа. А знаете ли вы, что на Руси не было крепких спиртных напитков, и даже «заморские вина», поставляемые в большинстве своем из Византии, были редкостью и стоили слишком дорого для простого люда?

Русь пила пиво и мед, хмельной сбитень и брагу, но это все были слабоалкогольные напитки. Содержание алкоголя в той же браге составляло всего 3-8%. Предлагаю рассмотреть каждый из этих напитков по отдельности.

Пиво на Руси

Первое письменное упоминание о пиве историки обнаружили на одной из найденных в Новгороде берестяных грамот, датированной примерно XI веком. К этому времени пиво варили повсеместно, и напиток был очень популярным. Само название скорее всего образовалось от слова «пить», и первоначально «пивом» называли все слабоалкогольные напитки на основе пшеничного или ржаного солода. До XIV века варить его могли все желающие: в основном хороший запас делали для какого-то праздника, к тому же один из налогов взимался пивом и медами. Начиная с 14 века, производство пива закрепилось за государством: Иван III запретил подданным свободное изготовление этого напитка.

Второй расцвет пива произошел уже при Романовых. Отправной точкой можно считать 1715 год, когда решением Петра I в Львове построили первую крупную пивоварню. Объемы производства наращивались с каждым годом. 1795 год: строительство завода имени Александра Невского в Санкт-Петербурге, который ежегодно разливал 1,7 млн. литров пива. Число пивоварен увеличивалось до 1914 - с началом Первой Мировой ввели «сухой» закон, и возобновить работу заводов по производству пива удалось уже после революции, в 1930 году. Вторая Мировая снова закрыла все «лишние» заводы, вынудив страну переоборудовать их под военные нужды. И только после Великой Отечественной пивная промышленность снова возвращается на круги своя. В современной России небольшое количество частных пивоварен затерялось на фоне гигантов мирового рынка, скупивших и приватизировавших отечественное производство.

Брага на Руси не была полупродуктом, получавшимся в процессе изготовления алкоголя. Настоящая брага образована в результате брожения ржаного или ячменного солода; ее рецепт приготовления схож с пивным. Пили брагу по мере готовности напитка.

Хмельные напитки с использованием меда

"И послала Ольга к древлянам со словами: - Вот уже иду к Вам,

Приготовьте меды многие у того города, где убили мужа моего, да поплачусь

На могиле его и устрою тризну мужу своему. - Они же, услышав об этом,

Свезли множество медов и заварили их"


«Повесть временных лет» и Лаврентьевская летопись, в которой говорится о грандиозном пире князя Владимира после победы над печенегами, упоминают о медах. Название слышали многие, но что представляет из себя этот напиток? У меня он ассоциируется с густой янтарного цвета жидкостью, но вот представить вкус не могла до экскурсии по Золотому кольцу России - именно тогда мне удалось попробовать медовуху, которая, по утверждению производителя, очень похожа на традиционные хмельные меды.

Существовало две разновидности напитка: ставленый и вареный мед. Для первого брали мед в сотах и заливали теплой водой: будущая крепость зависела от пропорций смеси, 1:4 или 1:6. С полученного сусла удаляли остатки воска, процеживали, добавляли патоку и хмель, и варили полученную смесь, пока ее объем не уменьшится в два раза. В остывшую жидкость добавляли дрожжи и ставили на несколько дней в печь для заквашивания; после этого емкость с напитком спускали в ледник, чтобы остановить процесс брожения. Полученная кислая жидкость стала основой для последующего изготовления ягодных, зельевых (с пряностями) и прочих медов. Например, для ягодного меда нужно залить кислую основу в емкость с любыми ягодами, оставить до появления признаков брожения, проварить, отстоять и перелить в бочки для последующего хранения. Еще одним ингредиентом, который следовало добавить в готовый напиток, был рыбий клей. Он останавливал брожение и появление продуктов распада. Засмоленные бочки хранились в погребах от 10 до 40 лет, а ставленый мед был одним из самых дорогих напитков: на изготовление одной 500-литровой бочки уходило почти 1300 литров меда.

Второй вид - вареный мед, был гораздо дешевле и доступнее. 1 часть меда в сотах заливалась 7 частями теплой воды, туда же добавляли патоку или пивной солод. Сусло обваривали кипятком с хмелем, и варили в печи. В готовый напиток добавляли дрожжи, заполняли им бочки, и несколько раз переливали из одной емкости в другую для остановки брожения на определенном уровне, а после ставили на лед для той же цели. Употреблять вареный мед можно было через 2-3 недели. Хмельной сбитень готовился примерно по такой же технологии, но в него добавлялось больше приправ.

Так откуда тогда взялась водка, и почему именно она считается традиционным русским напитком?

Раньше водку получали не разведением спирта с водой, как сейчас, а в процессе дистилляции. А первые сведения об этом процессе относятся к I веку, но не на территории Руси, а в Египте! Считается, что напиток, состав и свойства которого близки к «водочным», был изготовлен в X веке Авиценной! XII век, Италия, Салерно: письменные свидетельства о дистилляции. XIV век: Римская империя, откуда сведения о процессе дистилляции плавно перетекли в Польшу. К этому же веку относится единственное упоминание о «твореном вине» на Руси.

И. Г. Пыжов, русский историк и этнограф, утверждает, что водка получила широкую известность на территории нашей страны только в XVI веке. «Традиционность» напитка просто зашкаливает! Имя Менделеева, приписываемое к рецепту водки, не более чем неудачный маркетинговый ход, так как ученый никогда не работал над созданием или улучшением рецептуры этого вида алкоголя. Его работа имела название «О соединении спирта с водой», и в ней он описал взаимодействие этилового спирта и воды, и результат этого взаимодействия.

Организация борьбы с алкоголизмом в разные исторические промежутки

С напитками немного разобрались, со временем их популярности - тоже. Еще один факт, свидетельствующий в защиту наших предков: Русь всегда была верующей. Неважно, в кого – в Перуна или во Христа, девиз «За веру, царя и Отечество!» красной нитью проходил через всю их жизнь.

Вера не была пустым звуком, к решению и словам Церкви прислушивались и почитали за еще один закон. А православная Церковь всегда (!) осуждала пьянство. Взять, к примеру, XIX век: пить можно было только в специально отстроенных для этого заведениях. Но вот ходить в них было стыдно, так как это автоматически отправляло человека под немилость Церкви! И о каком «вечном пьянстве» может идти речь?

Середина XIX века: в России появляются общества трезвости, которые за год (1858-1859) распространились на 32 губернии и привели к разорению 3000 кабатчиков. Но к лету 1859 года Трезвое движение перешло к кардинальным мерам, и начались погромы питейных заведений, в результате которых на каторгу отправились 11 тысяч человек. На начало 1911 года в Российской империи действовало около двух тысяч подобных обществ, в которых состояла практически вся интеллигенция страны. Ее действия привели к тому, что правительство вынуждено было их услышать: был введен «сухой» закон, с 19 июля 1914 года запрещающий производство и торговлю алкоголем, и наказание за самогоноварение в виде 5 лет лишения свободы и года бесправного существования.

В Советском Союзе тоже была развернута борьба за трезвость, но в 30-х она просуществовала всего 3 года, а возрождаться начала уже в 60-х.

В современной России тоже есть немало подобных организаций, но их эффективность оставляет желать лучшего: неутешительная статистика позволяет сделать именно такой вывод. А вот и сами цифры: если в 1914 году на душу населения приходилось 4,7 литра в год, и первый «сухой» закон снизил потребление до 0,2 л., то в 1960 - уже 9,8 л., а в 1984 - 12 л. По данным, предоставленным министерством здравоохранения, в 2010 году наметилось небольшое снижение. Для сравнения, в 2010 объем алкоголя составлял 18 литров, то в 2015 - чуть больше 13 л. Это значит, что все меньше людей добровольно отправляют себя в пьяную трясину.

Я никогда не поверю, что алкоголь может как-то помочь. Обычно самыми распространенными считаются следующие «доводы»: надо развлечься, или проблемы на работе, или в личной жизни. Допускаю даже серьезное горе. НО! Я могу привести тысячу доводов, что алкоголь может загнать еще глубже в болото, но никак не вытянуть на поверхность. Приглашаю к дискуссии в комментариях всех, кто придерживается обратного мнения.

Не желаете ли покутить?

Быть мёртвым до одури скучно. Ни повеселиться даже на самых задорных гуляньях, ни вкусить заморских деликатесов и напитков, ни помахать любимой саблей, рубя головы неугодным кметам. Такая незадачливая участь постигла и Витольда Фон Эверека, почти покинувшего этот бренный мир несколько лет назад. К счастью для Витольда, его старший брат Ольгерд никогда не забывал о нём, и когда на порог горящего поместья Гарин ступила нога седоволосого ведьмака школы Волка Геральта из Ривии, обязавшегося выполнить три желания дворянина-разбойника, одно из них требовало заставить Витольда повеселиться на славу. Как же Геральту это сделать? Узнаете из этого руководства по прохождению квеста "Я там был, мёд-пиво пил! "

Визит к Шани


Реданские солдаты в клинике Шани

В конце задания "Первые ростки зла ", Гюнтер О"Дим выдаст Геральту бутыль с кровью Фон Эвереков, необходимый для Ритуала Призыва, и посоветует обратиться к рыжеволосой медичке и верной подруге ведьмака Шани, которая может знать что-либо о местоположении останков Витольда. Девушку можно найти в её частной клинике в Оксенфурте, расположенной неподалёку от Западных ворот. Когда Геральт навестит клинику, то застанет Шани в компании реданских солдат, благодарящих медичку за создание антидота от яда Принца-жабы и обещающих достойную награду. В ответ Шани лишь отшутится, ожидая получить медаль в формы жабы. Девушка отойдёт за лекарством, оставляя ведьмака в компании подданных короля Радовида , главный из которых заметит, что Шани по-особенному смотрела на седоволосого, и спросит у ведьмака, нравится ли она ему? Хм, а кому же такая девушка не понравится-то?! Разве что слепому, что и отметит Геральт в случае выбора положительного ответа. Через мгновение Шани вернётся и спровадит реданцев, предлагая ведьмаку присесть и поговорить.


Как в старые-добрые времена

В разговоре Геральт может расспросить Шани о том, что с ней было после Вызимы? Шани вспомнит о эпидемии "Катрионы", в простонародье называемой "Красной смертью", бушующей в Вызиме на момент событий игры The Witcher . Примечательно, что виновницей заражения стала никто иная, как Цири, пусть даже и косвенно. В книге "Владычица Озера " описывается, как путешествуя между временем и пространством Цирилла случайно перенесла в мир Ведьмака заражённую блоху, которая поселилась в шерсти крысы. Эта "компания" пробралась на борт нильфгаардского корабля "Катриона", завёзшего заразу на Север. Среди жертв красной лихорадки оказался и наставник Шани, - низушек Мило Вандербек по прозвищу "Русти", - до последних своих дней старавшийся помочь другим заражённым. После Вызимы Шани вернулась в Оксенфурт, где закончила обучение и открыла собственную медицинскую практику. К сожалению, не успела медичка толком осесть, как была выдернута приказом Радовида на фронт, где спасала раненых солдат от верной смерти. Попросив Шани о помощи в поисках родового склепа Эвереков, ведьмак попадёт в "десятку", ведь на третьем курсе медичка изучала знаменитые династии Редании, среди которых затесалась и чета Эвереков. Достав пыльный учебник и найдя в нём сведения о искомом роде, Шани скажет, что все покойные члены семьи захоронены в фамильном склепе рядом с поместьем Эвереков. Девушка пообещает принести кадильницу, необходимую для Ритуала Призыва, и предложит Геральту встретиться у входа в склеп.

Фамильный склеп Эвереков


Шани у ворот поместья Эвереков

Родовое имение Эвереков - место мрачное и таинственное. К сожалению, на данном этапе сюжета можно лишь полюбоваться фасадом поместья, так как ворота будут закрыты, но волноваться не стоит - уже скоро появится возможность изучить и интерьер, а также познакомиться с некоторыми жителями. Не смотря на не располагающую к подобному обстановку, Шани будет коротать время в ожидании ведьмака плетением венка. Геральт отметит, что у девушки очень ловкие руки, а также расспросит о предназначении этого венка. Как окажется, подруга Шани пригласила её на свадьбу, что ещё скажется на дальнейшем прохождении задания, но сейчас же важнее отправиться в склеп и призвать Витольда. Подойдя ко входу в фамильную опочивальню Эвереков, Шани не захочет заходить внутрь и ведьмаку придётся отправиться туда самому. Там его уже будут ждать четыре призрака, которые попарно нападут на ведьмака. Сложность в бою с призраками состоит в том, что они могут принимать нематериальную форму, в которой любые атаки Геральта не нанесут никакого урона. Чтобы избежать этого, стоит использовать ведьмачий знак-ловушку Ирден или бомбу "Лунная пыль".


Гроб Витольда фон Эверека

Разобравшись с призраками, Геральт примется искать гроб Витольда. Сделать это легко - просто станьте спиной ко входу и первый же гроб справа и будет принадлежать младшему брату Ольгерда. Отличным ориентиром также послужит личная сабля Витольда, стоящая у его могилы. После этого придётся окурить все залы. Кадильница, взятая у Шани, автоматически экипируется в карманы Геральта. Достаньте её, используя соответствующую клавишу, и обойдите все залы склепа. При этом ведьмак будет произносить заклинание Ритуала Призыва.


Враждебно настроенные призраки Эвереков

Финальным штрихом в Ритуале Призыва станет добавление крови мертвеца, которого необходимо призвать, в горящую в центе большого зала лампадку. И действительно, появится призрак Эверека!.. Вот только совсем не Витольда. Ритуал призовёт сразу нескольких духов: Алексия, Онораты, Кейстута, Эрнеста и Эвлолии Фон Эвереков. Они будут очень недовольны тем, что у ведьмака оказалась кровь их наследника. Высказав своё негодование, все шестеро навалятся на Геральта, желая пролить уже его кровь. Формально, призраками они не являются и с точки зрения игровой механики ничем не отличаются от обычных людей. Однако, знак Аксий действует на них очень слабо, а также они устойчивы к возжиганию и отравлению. Эффективнее всего будет использовать всё тот же знак Ирден, позволяющий создавать импровизированную арену и убивать каждого из Эвереков по одному, замедляя спешащих на помощь своему родственнику противников. Не помешает использовать и такие знаки, как Аард и Квен, отталкивающий наступающих духов назад и защищающий от вражеских ударов соответственно. Последний будет особенно полезен против духа с тяжёлым двуручным молотом, атаки которым невозможно контратаковать.


Призрак Витольда фон Эверека

Когда души предков Витольда обретут вечный покой, объявится и он сам, благодарящий ведьмака за учинённое им действо. Как окажется, он хотел посмотреть на то, как седоволосый справится с его роднёй. Из разговора с Витольдом можно узнать причину его смерти. Когда-то Эверек-младший вместе с "кабанами" засели в одной деревушке, приказав местным крестьянам носить им самогон. Но однажды вместо бутылки ячменного пойла Витольд увидел в руках у крестьян оружие. Ему пришлось бежать в подвал, поскольку шансов отбиться от пятерых разгневанных верзил у него не было, но те всё равно настигли парня и разбили ему голову о дубовый стол. В ракурсах, показывающих призрак Витольда со спины, на его затылке можно заметить "свежую" рану, подтверждающую слова мертвеца. Если расспросить Витольда о Ольгерде, тот с неприкрытым восхищением начнёт расхваливать своего брата, акцентируя внимание на том, что рыжеволосый дворянин - не какой-то там разбойник; он любит читать, тяготеет к искусству, а его жена и вовсе настоящее чудо. Ведьмак раскроет Витольду причины своего визита в склеп, что второго очень порадует. Но вот незадача - чтобы повеселиться, Витольду потребуется тело... И одно стоит прямо перед ним.

В оригинале у брата Ольгерда совершенно другое имя - Влодимир (англ. Vlodimir ) или сокращённо Влод (англ. Vlod ). Однако, во время локализации на польский язык было принято решение изменить его на Витольд, созвучное с именем великого князя литовского Витольда (польск. Witold ). Примечательно, что Витольд был племянником другого владыки Литвы, и знаете как его звали? Правильно, Ольгерд (польск. Olgierd ). Также у Ольгерда был родной брат Кейстут (польск. Kiejstut ), тёзка которого в игре приходится Ольгерду и Витольду дедом.


Шани пытается привести Геральта в чувство

Вселение духа Геральт перенесёт не очень хорошо, потеряв сознание. В таком состоянии его найдёт Шани, обеспокоенная долгим отсутствием Геральта и пришедшая на спасение своему другу. Шани сильно удивиться, когда открывший глаза Геральт начнёт осыпать её комплиментами. Витольду придётся покинуть тело Геральта, чтобы тот смог объясниться перед своей подругой и предупредить, что когда Витольд будет находиться в теле ведьмака, то последний полностью потеряет контроль над действиями. Троица договорится, что если Шани понадобится поговорить в Геральтом, то она должна попросить Витольда выйти на минутку - настоящий джентльмен не сможет отказать очаровательной медичке. Фон Эверек вернётся в тело ведьмака, сразу же предлагая Шани уединиться в роще. Та ответит отказом и Витольд уже было соберётся отправиться в ближайший бордель, как Шани предложит альтернативу - составить ей компанию на свадьбе подруги. На самом деле, она надеялась, что Геральт и сам пригласит её, когда увидит венок, но ошибалась. Витольд незамедлительно согласится, и они согласятся встретиться уже на свадьбе.


Геральт и Витольд обсуждают Шани

Как только Шани покинет склеп, Витольд спросит у Геральта, было ли что-то между ними двумя? Появится возможность ответить одной из следующих реплик:

  • Шани мне очень дорога. Ведьмак признается, что для него Шани значит куда больше, чем просто друг. Витольд поймёт намёк и пообещает особо к ней не приставать.
  • Между нами ничего не было. Такой ответ чуть-ли не возмутит Витольда, резко засомневавшегося в ориентации ведьмака. С другой стороны, ему же лучше.


Кладбищенский шакал

Не спешите покидать склеп тем же путём, которым пришли. С помощью ведьмачьего чутья Геральт может обнаружить в одной из стен большого зала слабое место. Обруште его знаком Аард и осмотрите труп, лежащий на дне соседствующей с опочивальней Эвереков пещеры. Как окажется, мертвец - это кладбищенский шакал, дорого поплатившийся за попытку нажиться на захороненных здесь драгоценностях. Витольд прокомментирует это, выразив презрение к подобным падальщикам. Возьмите с трупа ржавый ключ от склепа и идите вглубь пещеры. Геральт обратит внимание на паутину, количество которой всё увеличивается и увеличивается, а потом найдёт и тех, кто эту паутину сплёл. Четыре арахноморфа нападут на ведьмака в пусть и просторной, но всё же замкнутой области. Старайтесь всегда находиться в движении, не позволяя паукообразным монстрам окружить или загнать в угол Геральта. Помните, что арахноморфы очень чувствительны к ведьмачьему знаку Аард, который может отбросить их на спину и сделать открытыми для решающего удара, а также легко поддаются внушению знаком Аксий. На высоком уровне сложности не помешает нанести на серебряный меч масло от инсектоидов. Отрубив лапки всем паучкам, ведьмак пройдёт дальше и окажется в недоступной ранее комнате с гробами Эвереков. Из каждого гроба можно достать по дорогостоящему кольцу, за которые очень хорошо заплатит любой скупщик предметов. Откройте дверь найденным ранее ключом и выходите из склепа.

Прибытие на свадьбу


Шани на свадьбе

Свадьба будет проходить в деревне Броновицы, к северу от резиденции Эвереков. По пути туда Витольд расспросит Геральта о ведьмачьем ремесле и заявит, что хотел бы применить один из знаков. Учтите, что если ведьмак развернётся и побежит в обратную от Броновиц сторону, то Витольд остановит его, обвиняя в том, что "старый бычара" никак не способствует веселью, лишь выматывая Витольда. Другими словами, отправиться по своим делам на этой стадии квеста не получится. Также временно недоступными станут точки быстрого перемещения, всё равно отправляющие Геральта на свадьбу. Добравшись до деревни, Витольд заметит, что не годится идти на праздник в грязной броне и, вселившись в ведьмака, "одолжит" висящий на просушке кунтуш и стоящие рядом сапоги, а также сбреет бороду Геральта, если таковая имеется, и изменит причёску на вариант с короткими висками и хвостом. Ну вот, в таком виде и к Шани идти не стыдно! После короткого диалога, в котором Витольд и Шани обсудят занудство седоволосого и желание Шани хоть иногда видеть Геральта весёлым, новоиспечённый дуэт составит компанию уже веселящимся во всю гостям.


Встречай меня, мир!

Само торжество будет проходить в центре деревни. Войдя в импровизированный двор, Шани заметит дерево с растущей на нём рябиной, говоря, что в детстве она делала из этих ягод бусы. Обратите на это внимание, позднее эти сведения обязательно пригодятся. Также присмотритесь к пустой будке, создающей впечатление, будто там живёт не пёс, а настоящий волколак. Это также сыграет свою роль по ходу выполнения задания. От безудержного веселья Витольда отделяет лишь разговор с молодожёнами, который произойдёт...


Шани представляет "Геральта" Явнуту и Альдоне

Прямо сейчас. Шани представит Витольда в личине Геральта Явнуту и Альдоне. Несмотря на просьбу вести себя прилично, Витольд начнёт задавать новобрачным совершенно неподходящие вопросы, которые заставят Явнута ревновать. С другой стороны, из расспросов можно узнать, что родители жениха, как и он сам, являются зажиточными владельцами ткацкой мастерской, в то время как Альдона родов из семьи крестьян. Из-за разницы в социальном положении, родня Явнута была против союза молодых, но парню всё-таки удалось их убедить пойти на "мезальянс". Также выясняется, что Альдона раньше училась с Шани в Оксенфуртской академии, обучаясь медицине, но спустя год у неё просто не было денег, чтобы продолжать обучение.

Интересный или не очень факт: Возвращаясь к теме родословной великого князя литовского Гедимина, нельзя не отметить, что Явнут и Альдона были его детьми и кровными родственниками Ольгерда. Слишком много совпадений, не думаете?

Пожиратель огня


Родители Альдоны

После разговора с Явнутом и Альдоной перед Геральтом открывается уйма возможностей, но предлагаю начать с поисков пожирателя огня. В центре двора будут стоять озадаченные родители Альдоны. Поговорите с ними и узнайте, что отец и мать невесты, желая доказать родне Явнута, что и они не бедствуют, устроили торжество за свой счёт. Кроме того, они пригласили знаменитого пожирателя огня из самого Новиграда, что обошлось родителям Альдоны в круглую сумму. К сожалению, в какой-то момент пёс Демон сорвался с цепи и погнался за пожирателем, заставив оного ретироваться. Родственники невесты попросят ведьмака найти и вернуть фокусника обратно, вспоминая о том, что мужчина не расставался со своей шапкой шута.


Следы Демона и шутовская шапка пожирателя огня

Подойдите к будке Демона, которая стоит возле ворот. С помощью ведьмачьего чутья осмотрите следующие предметы:

  • Будка. Как уже упоминалось ранее, будка покажется Геральту очень большой.
  • Большая обглоданная кость. Витольд прокомментирует это тем, что настолько чисто обглоданную кость он видел только после того, как несколько дней не ел.
  • Казан. На чугунном казане, исполняющим роль миски, ведьмак обнаружит следы от зубов Демона.

На самом деле, делать это не обязательно, но рекомендуется для полноты картины. А вот важным для прохождения задания "Я там был, мёд-пиво пил" окажутся следы, оставленные громадным псом. Проследуйте по ним в лес, осмотрите обвалившуюся ветку у дерева и поднимите с земли шапку шута - атрибут пожирателя огня, потерянный им во время погони. Чуть дальше Геральту придётся перейти через небольшой ручей, с противоположного берега которого будут отчётливо слышны чьи-то крики.


Хорошо ли я вижу? Дуралей залез на дерево, чтобы спрятаться от этой собачки?

Как окажется, кричал сам пожиратель огня, занявший оборону на высоком дереве. Но не таким страшным окажется Демон, как его малюют - фактически, это обычная дворняга с белой шерстью и чёрным пятном на левом ухе. Справедливости ради, лает он и впрямь угрожающе. Отогнать пса от бегуна на короткие дистанции с препятствиями можно двумя способами:

  • Использовать знак Аксий , если он прокачан хотя бы до второго уровня, и приказать Демону идти домой. Витольду такая власть над животиной покажется забавной и он попросит Геральта заставить пса перекатиться. Ведьмак откажет, но Витольда такой ответ не устроит. Он вселиться в тело Геральта и отдаст приказ сам, всё сильнее веселясь от процесса. Однако, когда Фон Эверек задумается о том, чтобы заставить Демона отгрызть себе хвост, Геральт прогонит пса и тот убежит домой.
  • Бросить Демону палку . Это отвлечёт пса и он побежит за ней в кусты. Акта живодёрства от Витольда не последует за неимением субъекта преступления.


Ах, славная медовуха! Неудивительно, что ты решил уединиться с ней на дереве

Когда опасность больше не будет угрожать пожирателю, он спрыгнет вниз и поблагодарит "Геральта" за помощь. Без всяких церемоний, Витольд в теле ведьмака предложит выпить, выхватывая бутылку из рук пожирателя огня и вливая в себя почти всё содержимое стеклотары. Отдайте спасённому шутовскую шапку, чему он также будет очень рад, так как для пожирателя огня этот головной убор счастливый. На лице пожирателя, кстати говоря, красуется шрам от ожога, явно обретённый во время одного из выступлений. Дальнейшие события зависят от выбора одной из представленных реплик:

  • По дороге протрезвеешь. Идём. Потехе час, а делу время. У Витольда не так уж и много времени, чтобы тратить его на бессмысленные разговоры, поэтому он предложит пожирателю огня вернуться на свадьбу и отработать свой гонорар.
  • А как глотать огонь? В случае такого выбора, Витольд начнёт расспрашивать пожирателя огня, в чём его секрет? Как окажется, перед выступлением фокусники выпивают особую жидкость, которая не позволяет им обжечься. Это удивит "Геральта", озвучившего свою мысль о том, что такое может сделать каждый, чем заденет чувства пожирателя. Артист решит, что работать с теми, кто его так оскорбляет, ниже его достоинства и начнёт демонстративно уходить. Его можно вернуть с помощью 50-ти новиградских крон, убеждения знаком Аксий, прокачанным хотя бы до второго уровня, либо же не пытаться удержать вовсе.


Медведь-медведь... [Цензура] тебе, а не медведь!

Если пожиратель огня не уйдёт, отправляйтесь вместе с ним обратно на свадьбу. Переходя через ручей, артист заметит, что на них несётся медведь! Но похоже, что бестиарии он никогда не читал, ведь это и не медведь вовсе, а дикий кабан. Витольд прикажет пожирателю спрятаться, пока он будет разделываться с грозным зверем. Проще всего это сделать, если применить на кабана ведьмачий знак Аард, который, как и в случае с арахноморфами, опрокинет животину на спину и оставит брюхо открытым для фатального удара. Но будьте осторожны: если кабан доберётся до пожирателя огня, то убьёт его с одного удара. Также иногда встречается баг, из-за которого животное появится не у ручья, а прямо возле дерева, и моментально убьёт артиста. "Лечится" такой неприятный баг обычной загрузкой сохранения. После победы над кабаном, Витольд и пожиратель огня немного поговорят. Во время разговора ещё раз спасённый фокусник представится - зовут его Давид Афтенсборо. Познакомившись наконец, Давид вместе с ведьмаком вернуться на торжество в честь женитьбы.

Интересный или не очень факт: В русской локализации, к сожалению, пришлось отказаться от игры слов из оригинальной английской версии. В ней путаница с определением противника ссылалась на схожесть слов Boar (рус. Кабан ) и Bear (рус. Медведь ). Когда Витольд укажет пожирателя огня на его ошибку, тот заявит, что он фокусник, а не натуралист. А ведь человек, у которого было позаимствовано имя, - Дэвид Аттенборо, - прославился именно своими исследованиями окружающей природы.


Вернувшийся Демон и выступление Давида Афренсборо

Гвинт с низушками


Низушки, играющие в гвинт

После прогулки по лесу, можно и партийку в гвинт сыграть. Подойдите к столу, за которым три низушка будут перекидываться в карты. Один из них особенно выделится надетыми на голову оленьими ушками. Витольд небрежно обратиться к одному из них как к "мелкому", из-за чего возникнет конфликт и два других низушка потребуют извинений от "Геральта". Можно извиниться, а можно этого и не делать - это совершенно ни на что не повлияет. Будучи уверенным в своём мастерстве, Витольд поставит на кон всё, что у него есть, и игра начнётся. Противник будет играть неплохо укомплектованной колодой Королевств Севера , выбрав в качестве лидера карту "Фольтест Железный Владыка", уничтожающий самую сильную карту/-ы осадного ряда на стороне ведьмака, если суммарная сила ряда равна или больше десяти. Советуется играть колодой Монстров или Скоя"таэлей , если они достаточно сильные, а если этими колодами играть не умеете, то выбирайте предпочитаемую колоду, но старайтесь не налегать на карты осадного ряда.


Геральт из Ривии - легендарный убийца чудовищ и обладатель милых оленьих ушек

В случае победы, кроме морального удовлетворения и небольшого кошеля монет ни Витольд, ни Геральт ничего не получат. А вот в случае проигрыша начнётся забавная сценка, в которой возмущённый поражением Витольд выйдет из тела ведьмака, уговаривая Геральта что-то сделать. Низушки, наблюдая за диалогом седоволосого с пустотой, примут его за умалишённого и предложат отдать им пять процентов от имеющегося золота, а также надеть на себя оленьи уши. Даже если вы не готовы принять поражение в гвинте, настоятельно рекомендуется всё-таки проиграть. Всё же, когда ещё выпадет возможность посмотреть на сурового убийцу чудовищ в таком образе, который покажется Шани забавным?

Состязание свинопасов


Учредитель состязания на фоне убегающего от свирепой свинки участника

Хоть и негоже дворянину вроде Витольда Фон Эверека валяться в грязи, но в такой день можно сделать исключение, тем более, что другой возможности уже не будет. Подойдите к загону, в котором крестьянин будет убегать от свиньи. Мужчина, стоящий у калитки, расскажет Витольду, что таким образом проводится состязание свинопасов, и предложит ведьмаку принять участие. Ну а он что? А он всегда рад! Чтобы победить в конкурсе, необходимо загнать двоих свинок, обозначенных жёлтым кругом на спине, в специальные загончики. Механика этой мини-игры проста: Если хотите, чтобы свинья повернула влево, то подойдите вплотную справа; если хотите,чтобы хрюша повернула направо, то наоборот. Держаться сзади не стоит, так как с такой позиции очень сложно контролировать передвижения свиней. При этом учтите, что хоть по загону и бегает несколько обычных свиней, они ни в коем случае не зайдут в загончики, так что даже не тратьте силы зря. Если процесс займёт у Витольда слишком много времени, то он устанет и задумается о использовании ведьмачьего знака, подразумевая уже известный ему Аксий. Ни в коем случае не поддавайтесь на провокации и старайтесь загнать свинок своими силами, иначе награду ведьмаку выдавать откажутся.


Награды за победу в состязании свинопасов

Если у Витольда всё получится и он не станет использовать ведьмачий знак, то крестьяне поздравят его с победой и вручат два приза: плюшевую свинку для Шани и Лавр Свинопаса, который даёт прирост в пятнадцать процентов к золоту, будучи экипированным на Плотву в слот трофея.


Ты встретила своё предназначение

Присев вместе Шани у телеги, Витольд спросит у девушки, почему она никак не поддаётся его очарованию? Шани ответит, что Витольд, пусть даже и в теле Геральта, просто не её типаж. Фон Эверека это возмутит, ведь он считает, что способен влюбить в себя любую девушку. Тогда рыжеволосая медичка поспорит с Витольдом, что он не сможет произвести хорошее впечатление на темноволосую девушку в венке, одиноко сидящую на скамье напротив. Эверек-младший подойдёт к ней и начнёт осыпать комплиментами, после чего пообещает одарить её самыми дорогими подарками и отвести в самые дорогие салоны красоты, лишь бы девушка согласилась провести с ним ночь. Перспектива оказаться в "высшем обществе" сыграет свою роль и темноволосая девушка уже будет готова согласиться, однако её кто-то окликнет, обращаясь к ней как к "Аське".


Тебе, вредина, меня уговаривать не придётся!

Этим "кем-то" окажется один из троих братьев Аськи, недовольных неподобающей компании в лице седоволосого, который к тому же предлагал их сестрёнке такие непристойности. Даже если Витольд попытается извиниться и сделать вид, что он тут не причём и его неправильно поняли, троицу богатырей придётся проучить с помощью вырванного из забора дрына. Братцы тоже вооружаться таким же оружием и завяжется драка в том самом загоне, где недавно Геральт загонял свиней. На время боя запрещено использование ведьмачьих знаков, но не употребление восстанавливающих здоровье эликсиров и пищи. В целом, братья - слабые противники, не наносящие большого урона даже не высоком уровне сложности, но всё равно не позволяйте им окружить Витольда, ведь тогда его просто запинают со всех сторон за неимением Аарда и Квена. Пространства для манёвров будет достаточно, поэтому победа над противниками станет вопросом нескольких секунд. Когда все три брата искупаются в грязи, они поспешат убежать куда подальше. Их примеру последует и испугавшаяся ведьмака Аська, разрушая надежды Витольда на приятное времяпровождение на ближайшем сеновале. Ну, зато подрался на славу!

Поймай башмачок


Народ наблюдает за попытками кавалера выловить башмачок своей возлюбленной

Последним полноценным развлечением на свадьбе станет забава, в простонародье получившая название "Поймай башмачок". Суть игры заключается в том, что девушка забрасывает свою туфельку в пруд, а её суженный должен нырнуть на дно и вернуть обувку дамы сердца. Разумеется, Витольду захочется принять в этом участие, и Шани бросит свой сапог в воду. Нырните на самое дно и активируйте ведьмачье чутьё - с его помощью можно быстро определить местоположение башмачка, и не только принадлежащего Шани. Соберите все три и выныривайте наружу.


Геральт после купания в пруду

Выбравшись на берег, Витольд похвастается "уловом" и предложит лично вставить ножку каждой из владелиц в их элемент гардероба. Подобное заявление не очень понравится Шани, которая чуть-ли не ревновать начнёт после таких слов. Витольд поспешит её успокоить, заверяя, что просто шутит, а потом наденет сапог Шани на её босую ножку. На этом данное развлечение подойдёт к концу.

Незначительные развлечения во дворе


Три "точки интереса", доступные для взаимодействия во дворе

Помимо полноценных забав, Витольд также может сделать следующие действия на улице:

  • Поприставать к пожилой даме , стоящей возле амбара. Сначала та не поймёт, что от неё хочет Витольд, но сообразив назовёт "дураком" и убежит от него.
  • Выпить водки . Две молодые девушки будут стоять у столика и предлагать Витольду выпить с ними за здоровье молодых. Тот, не в состоянии отказать дамам, быстро осушит чарку.
  • Поприставать к другой пожилой даме , сидящей у большого дерева между прудом и загоном для свиней. Реакция бабульки будет точно такой же, как и в первом случае.

Танцы в амбаре


Гюнтер О"Дим решил лично проконтролировать процесс выполнения второго желания

После выполнения любых двух забав (не учитывая незначительных), подойдите к центру двора и Витольд услышит музыку, доносящуюся из амбара. Он незамедлительно схватит Шани и потащит внутрь чтобы потанцевать. При этом он будет постоянно хвастаться тем, что лучшего танцора чем Витольд Фон Эверек не сыщешь во всей Редании, и танцует он действительно хорошо. Веселья не испортит даже появившийся на свадьбе Гюнтер О"Дим, объявивший со сцены о том, что музыканты сыграют для ведьмака Геральта из Ривии и его очаровательной подруги Шани нечто более... Романтичное.


Витольд "благодарит" Шани за прекрасный танец

Так как единственный человек, который мог бы узнать Гюнтера, сейчас не управляет своим телом, Витольд и Шани сойдутся для медленного танца. Попутно они будут вести диалог, в котором Шани поинтересуется у Витольда, как много девушек у него было? Тот не станет скрывать - порядочно; но также добавит, что все они и в подмётки не годятся Шани. Музыка начнёт стихать и Витольд спросит Шани, знает-ли она о том, как партнёр должен отблагодарить свою партнёршу? Не успеет она ответить, как Витольд поцелует девушку, к чему Шани будет не готова, но не рассердится. Она попросит Витольда выйти и позволить поговорить с Геральтом. Вернувшийся в форму духа Витольд намекнёт ведьмаку, что сделал это специально, чтобы дать Геральту шанс на сближение. После непродолжительного разговора седоволосый расскажет Шани о том, что тот мужчина, который объявил для них танец, это и есть Гюнтер О"Дим. Очевидно, что он появился тут неслучайно и с ним стоит поговорить.

Незначительные развлечения в амбаре


"Точки интереса" в амбаре

Также как и на улице, внутри амбара можно выполнить несколько мелких действий, в том числе:

  • Выпить водки с краснолюдами. Пожелав сидящим за столом краснолюдам, чтобы у них под ногами борода не путалась, Витольд опустошит ещё одну чарку ячменного пойла.
  • Потанцевать. Витольд начнёт танцевать возле сцены, пытаясь удивить Шани своими навыками. Да ещё и как! Чуть-ли не пламенное фламенко выплясывая!
  • Найти нейтральную карту для гвинта "Корова". Выйдите из амбара и посмотрите направо. Там будет стоять лестница, ведущая на чердак амбара и по которой стоит взобраться наверх. С помощью ведьмачьего чутья очень легко обнаружить лежащую на полу карту, при поднятии которой колода Геральта пополнится нейтральной картой "Корова ".
  • Посидеть на подушках. На всё том же втором этаже, рядом с лежащей картой, расположены несколько подушек. Подойдя к ним, Витольд предложит Шани присесть и немного поговорить, но так и не найдя подходящей темы, будет быстро поднят на ноги.

Разговор с О"Димом


В пряниках самый главный ингредиент - это время

После медленного танца с Шани появится возможность поговорить с О"Димом. Тот будет общаться с гостями на свадьбе, рассказывая двум дамам о своём личном рецепте коржиков, главным ингредиентом в которых является время. Именно оно делает сладость хрустящей снаружи и нежной внутри, но точное время для достижения такого результата придётся узнавать методом проб и ошибок, экспериментируя и начиная по новой. Завидев Витольда, он встанет из-за стола и поприветствует его. При чём именно Витольда, а не Геральта, что сильно удивит покойного дворянина. Он начнёт спрашивать О"Дима, о чём ещё он знает? Наверное, если бы Витольд знал, какой ответ его ждёт, то не стал бы и спрашивать. "Господин Зеркало", не скрывая презрения к самому младшему представителю рода Эвереков, расскажет, что Витольд всегда завидовал своему старшему брату Ольгерду, ведь тот всегда и во всём был лучше Витольда. Тот будет всячески отрицать это и обвинять Гюнтера во лжи, и поверить ему не сложно. Слова О"Дима плохо сопоставляются с поведением Витольда в фамильном склепе, когда впервые показавшись Геральту Витольд признается, что недолюбливал свою родню и не собирался помогать им в бою с ведьмаком. В то же время, Ольгерда он всячески нахваливал, демонстрируя исключительно положительное мнение о человеке, которому якобы завидовал. Напомнив о том, что у Витольда осталось не так много времени до полночи, О"Дим удалится.

Полночь


Речь Витольда

Как только все основные развлечения будут пройдены и состоится разговор с О"Димом, наступит полночь - самое время для обряда надевания чепца. Шани, как подруга невесты, примет участие в обряде. Витольд воспользуется моментом и выйдет на сцену, желая произнести речь в честь молодожёнов. Шани попросит его не делать этого, но если Витольд всё же решится, то гостей будет ждать рассказ дворянина о его отношении к обычным крестьянам. Раньше он даже не считал их за людей и совершенно не желал иметь с простолюдинами хоть что-то общее. У него было несколько хороших конюхов, но на этом любые контакты с этим слоем общества заканчивались. Но сегодня, после увиденного на свадьбе, он кардинально изменил свои взгляды: пусть ничего общего с чернью он всё так же не желает, но теперь это уже не мешает ему получать веселье в их компании.


Витольд пишет письмо Ольгерду

Пока взгляды присутствующих будут прикованы к обряду надевания чепца на Альдону, с неподдельной улыбкой на лице Витольд усядется за стол и, разрезав ладонь и используя кровь в качестве чернил, напишет письмо Ольгерду. Позднее оно послужит доказательством того, что Геральт выполнил второе желание атамана "кабанов".


Гюнтер О"Дим наказывает Витольда за неподчинение

Витольд выйдет из амбара и покинет тело Геральта. Однако, хоть уже полночь и дух повеселился на славу, покидать этот мир он не желает. Слишком уж ему понравилось снова почувствовать себя живым, да и ведьмак вряд-ли сможет как-то помешать Витольду... Но вот Гюнтер О"Дим сможет. Надкусив яблоко, чтобы выглядеть по-злодейски, он причинит призраку невыносимою боль, и тот будет буквально молить О"Дима о пощаде. Вновь проявляя презрение к роду Фон Эвереков и Витольду в частности, он прикажет Эвереку-младшему возвращаться туда, откуда он пришёл, и Витольду не останется ничего другого, кроме как подчиниться "Господину Зеркало". После неординарного обряда экзорцизма, Геральт и О"Дим обсудят дальнейшие действия, а Шани поинтересуется, не хочет ли ведьмак побыть на свадьбе ещё немного? Если Геральт согласится, то параллельно с заданием "Я там был, мёд-пиво пил" начнётся связанный квест "Ясная ночь", разбор которого обязательно вскоре появится на сайте.

Возвращение к Ольгерду Фон Эвереку


Ольгерд читает письмо Витольда

Как и в случае с заданием "Сезам, откройся! ", Ольгерд Фон Эверек будет ждать ведьмака в оксенфуртской таверне "Алхимия". Когда Геральт скажет, что и вторая прихоть дворянина-разбойника удовлетворена, Ольгерд в это не поверит. Ну где же это видано, чтобы изначально задуманное как невыполнимое желание кому-то удалось исполнить? Однако, то самое письмо, написанное Витольдом, послужит весомым доказательством "маленького подвига", совершённого убийцей чудовищ. Ольгерд выпьет за здоровье своего покойного брата, похвалит ведьмака за старания и согласится озвучить своё последнее желание. Но это уже совсем другая история, а вот задание "Я там был, мёд-пиво пил" будет считаться полностью завершённым.

Надеюсь, что прохождение квеста "Я там был, мёд-пиво пил" из игры The Witcher 3: Wild Hunt окажется полезным для вас, уважаемые читатели. Приятной игры и удачи на Пути, ведьмаки и ведьмачки!

Давно, задолго до нашей эры человек обнаружил, что пчёлы умеют не только жалить; тогда же он научился готовить сладкий веселящий напиток из пчелиного мёда. У кельтов он назывался "medd" или "mid", у скандинавов "mjod", у древних германцев "miduz", а у нынешних англичан он зовётся "mead". Мы же знаем этот напиток как "мёд"; помните, в сказках: "я там был, мёд-пиво пил..."?

Все эти названия восходят к общему индоевропейскому корню, обозначавшему опьянение, веселье. Примечательно, что "мёдом" прежде стали звать питьё, и только позже распространили название на исходное сырьё - пчелиный мёд.

На Руси мёд пили на пирах и на свадьбах (кстати: "медовый месяц"), пили его и просто так, без повода, потому как вкусно и весело было пить. А вот известно ли вам, что на Руси "мёдом" называли два весьма непохожих напитка?

Меды ставленные, меды сытные

Древнейшим медовым питьём, который знали наши предки, был так называемый "ставленный" мёд, в летописях он впервые упомянут в IX веке. Дорогой и долгий в приготовлении, ставленный мёд считался лучшим из напитков, его вкушали князья и бояре, его подносили важным гостям, им угощали на пирах.

Ставленный мёд готовили так: сначала чистый пчелиный мёд сбраживали с кислыми ягодами, не добавляя воды, потом разливали по бочонкам и закапывали в землю на 15-20 (иногда до 40) лет - на "медостав", дозревать. Если в мёд добавляли заморские пряности - корицу, гвоздику, имбирный корень - тогда его называли "поддельным" (впрочем, поддельный мёд не считался хуже простого ставленного). Незколько позже стали делать мёд "хмельным" - потому как хмель ускорял вызревание до 5-10 лет.

С XI века стал известен сытный (или вареный) мёд. Если ставленный мёд был своеобразным медовым вином, то сытный по способу приготовления походил на пиво: мёд разводили водой, мешали с ягодами, фруктами, пряности, добавляли хмель и кипятили, а потом в смесь (она называлась "сытом") кидали закваску - и оставляли бродить. Через две-три недели, как сыто отбродит - тут и мёд готов, пожалуйте пробовать да хвалить.

Очень быстро сытный мёд, более доступный и простой в приготовлении, стал распространён повсеместно. Его варили и в боярском терему, и в чёрной избе, и если в доме не было мёда - это считалось признаком крайней бедности хозяина.

Ставленный мёд стал роскошью уже к XV веку, сытный же мёд оставался самым популярным народным напитком вплоть до петровских времён.

Упадок и возрождение медоварения

С XVII века мёд уступил место дешёвой водке и привозным виноградным винам. При этом и сам мёд год от года становился хуже: экономя на сырье, сыто мешали с сахаром и патокой, доливали крепкими спиртными напитками, "укрепляли" табаком и бузиной.

Передаваемые изустно, традиции медостава и медоварения безвозвратно терялись. Большинство медов и медовух, производившхся в XVIII-XIX веках, имели мало общего со старинными медами; в основном, это были различные браги либо на медовой основе, либо просто подслащённые мёдом.

В советскую эпоху спиртные напитки на основе мёда практически не производились.

Только в конце XX века на волне интереса к забытым народным традициям снова вспомнили о медах. На прилавках стали появляться бутылки с изображениями пчёл и сот... но вот вопрос: что в тех бутылках?

Не всё то мёд, что "мёдом" назвали

Большинство современных медов и медовух - это всё те же браги, что делались в царской России, то есть сброженный плодово-ягодный сок, укреплённый спиртом и с мёдом "по вкусу", 16-20 градусов крепости, 8-10% сахара. Или, тоже бывает, - банальный алкогольный коктейль со вкусом мёда, этакий longdrink с ноткой "а-ля рюсс". О технологии приготовления "медовых" напитков низкой ценовой категории вообще лучше не знать.

На Украине под торговой маркой "Медовуха" продают водку нескольких сортов. Говорят, что "Медовуха" очень неплоха - для водки, однако ни к старинным питным медам, ни к настоящей медовухе, как вы понимаете, она не имеет никакого отношения.

Итак, что же пить?..

Если вы любитель старины и традиций, или если моя статья разожгла ваш интерес - то я вас обрадую: не всё плохо, мёд есть. Настоящий питный мёд, такой же, как пили наши далёкие предки, и вы можете его попробовать.

Во-первых, это меды Суздальского медоваренного завода. Владимирская губерния была славна своими традициями медоварения, Суздаль же по праву можно назвать медовой столицей России. У завода давняя история, и на сегодня он, пожалуй, самый крупный производитель медов в стране.

Во-вторых, в Санкт-Петербурге широко распространены хмельные меды марки "Medovarus" царскосельского ООО "Хлебное". Радует серьёзный подход наших с вами земляков: в 2002-ом году для проведения научных разработок было создано научно-исследовательское объединение "Институт медоварения"; помимо хмельных медов институт работает над восстановлением старинных рецептов сидра, сбитня и других напитков. Меды марки "Medovarus" не содержат искусственных добавок и стимуляторов, только естественные компоненты. Сегодня в продаже можно встретить три сорта царскосельского мёда: "Традиционный", "Лёгкий" (с пониженным содержанием алкоголя) и "Яблочный" (сброженный с добавлением яблочного сока).

Наконец, в ближайшее время на медовом рынке северной столицы может появиться третий серьёзный производитель: Коломенский комбинат с несколькими сортами медовухи.

Увы, но все качественные напитки из мёда, производящиеся сегодня в России, - это либо сытные меды, адаптированные под вкус современного потребителя, либо приближенные к ним по технологии медовухи. Ставленных медов - настоящих медовых вин - нам не удастся попробовать, как бы ни хотелось. Кто бы взялся, ведь медостав - это очень медленный бизнес.

...и как пить?

Итак, мёд есть - но как его пить? Как употребляли мёд в старину?

На Руси пиры длились по нескольку дней, и люди пили не переставая - безо всякого вреда для себя. Это объясняется не столько крепостью здоровья наших предков, сколько качеством медов, которые они варили: правильно приготовленный мёд не содержит ни тяжёлых спиртов, ни сивушных масел, ни кислот, никакой прочей дряни.

Зная меру, мёд можно пить очень долго - не упиваясь до неподъёмного состояния. Специфика медового опьянения: после первого алкогольного "удара" состояние перестаёт прогрессировать, долго оставаясь на уровне "лёгкой весёлости"; мысли пребывают в ясности, настроение заметно улучшается. Голова по утрам не болит.

Традиционно хмельной мёд не закусывают и не запивают. Впрочем, можно подать к мёду обычные для русского застолья солёные огурчики, квашеную капусту, мочёные яблоки.

И последнее: пейте мёд охлаждённым.

Ср. И там я был, и мед я пил... и Кот ученый Свои мне сказки говорил. А.С. Пушкин. Руслан и Людмила. См. по усам текло, в рот не попало …

Муж. густоватое, липкое и сладкое вещество, выделываемое пчелой медуницей, в виде сотов, в восковых ячейках. Мед самотек, самоток, паточный, подсед, светлый, чистый, стекающий сам в посудину из сотов; мед цельный, сотовый, печатный, не вытекший;… … Толковый словарь Даля

Я сам там был, мед и пиво пил, по усам текло, в рот не попало, на душе пьяно и сытно стало. См. ПРИСКАЗКИ … В.И. Даль. Пословицы русского народа

- (1799 1837) Российский поэт, писатель. Афоризмы, цитаты Пушкин Александр Сергеевич. Биография Презирать суд людей нетрудно, презирать суд собственный невозможно. Злословие даже без доказательств оставляет поти вечные следы. Критики… …

Наст. нет (кроме 3 л. ед. ч. есть и устар. 3 л. мн. ч. суть); буд. буду, будешь; прош. был, ла, было (с отрицанием: не был, не была, не было, не были); повел. будь; прич. прош. бывший; деепр. будучи; несов. I. Как самостоятельный глагол означает … Малый академический словарь

ученый - учёный ая, ое; учён, учёна 1) О человеке: получивший специальные знания в какой л. области, выученный, наученный чему л. В это время мне предложили место ученого лесничего в Лисинском учебном лесничестве (Шелгунов). 2) О животном:… … Популярный словарь русского языка

Гостеприимство * Бал * Вино * Еда * Подарок * Праздник * Рождество Бал (Маскарад, Карнавал, Вечер, Раут, Банкет, Пир) Дюма Александр (Dumas), отец Граф Монте Кристо, роман, 1845 1846 Перевод с французского Л.Олавской, В.Строева Приближалось… … Сводная энциклопедия афоризмов

Ср. Были деньги, да взять не успели: по усам текло, да в рот не попало... Островский. Лес. 4, 1. Ср. Тут... не удалось, дом не такой, нельзя было настаивать очень... только что... нам по усам текло, а в рот не попало. Даль. Хлебные дельцы.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

МЁД - 1) Сладкое густое сиропообразное вещество, вырабатываемое пчелами из соков (нектара) цветов. Мёд широко используется в русской кухне и как самостоятельное лакомство, и как сладкая добавка при приготовлении пряников (см. пряник*), пирогов (см.… … Лингвострановедческий словарь

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВРЕМЯ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО - ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВРЕМЯ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО, важнейшие характеристики образа художественного, обеспечивающие целостное восприятие художественной действительности и организующие композицию произведения. Искусство слова принадлежит к группе… … Литературный энциклопедический словарь

Часто в конце сказки можно увидеть выражение «и я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало». Многие писатели пользовались этой фразой для завершения своих произведений. Эти фразы можно встретить у Н. Островский, в произведении В. Даля "Хлебные дельцы. Картины русского быта". Этот прием часто попадается в произведениях А.С. Пушкина, например, в "Сказке о Кузьме Остолопе" - "Я там был; мед, пиво пил - и усы лишь обмочил". Не отстает от вышеупомянутых писателей и П.П. Ершов. Так в конце знаменитой сказки «Конек-горбунок" он использует подобную фразу. Данная фраза в чем-то перекликается с греческим выражением которое означает "Губы обмачивает, но не небо ".

Что же это за концовка такая – что она означает, и почему ее придумали именно такой?

Эта фраза –как дверь из сказочного мира в реальность. В сказках все по-другому, все не так как в суровой действительности. Здесь добро всегда побеждает зло, здесь всегда все заканчивается хорошо и все счастливы, зло всегда наказано и в конце бывает свадьба, после которой супруги живут долго и счастливо и умирают в один день. Сказка без счастливого конца не может считаться сказкой, ведь главной особенностью этого жанра и является счастливый конец. Таким образом, сказка очень сильно отличается от суровой действительности, поэтому вначале нас как-бы вводят в сказочный мир («В некотором царстве, в тридесятом государстве...», «Жили-были…»), а потом отпускают в реальность («Я там был, мед-пиво пил; по усам текло, а в рот не попало»). «Я там был…» выступает в качестве связующего звена между двумя мирами – сказочным и не сказочным.

Однако не понятно, почему конец сказки связан с пьянством. Здесь все очень просто: во время того, как разворачивается действие сказки, мы находимся как будто в мечтательном пьянстве и сладких мечтах, сказка уводит нас в волшебные миры, где все всегда заканчивается хорошо. Когда же в конце сказки нам рассказывают о пире, на котором был автор, нам сообщают о том, что сказка закончилась и нужно скинуть с себя это мечтательное пьянство и вернуться в реальность. А если заглянуть в суть этого выражения еще глубже, то оно сообщит нам о том, что нужно отнестись ко всему сказанному в сказке серьезно и примерить это на реальную жизнь.

Кроме того, не стоит забывать и о том, что употребление алкоголя в России насчитывает тысячелетнюю историю. Конечно же, представление иностранцев о русском народе как о беспросветных пьяницах, это не более чем миф, но все-же обычно русские праздники не обходятся без алкоголя. Сначала в качестве алкоголя на Руси использовали березовый сок, позже появился питейный мед и пиво. До прихода христианства в нашу страну, алкоголь в России чаще всего присутствовал на пирах и прочих развлечениях. Мед был главным сырьем, которое использовалось для производства алкоголя. Из него делали пиво, брагу, медовуху. Эти напитки относились к слабоалкогольным, именно поэтому пьянящее действие сказки на сознание читающего, можно сравнить с влиянием питейного меда и пива на состояние человека, присутствующего на пиршестве. Существует также фраза, в которой говорится «на душе пьяно и сыто стало», которая означает, что человек чувствует себя хорошо и его ничто не тревожит. Именно в такое состояние мы погружаемся, когда читаем добрую сказку и видим, что все так хорошо заканчивается.

В этом выражении также показано, что сказка – это не более чем вымысел. Это можно проследить в выражении «по усам текло, в рот не попало». Так, нам вроде бы и рассказали интересную и поучительную историю, но в то же время, она не так сильно связана с реальность, а для того, чтобы извлечь уроки из сказки, нужно применить сделанные выводы на нашу повседневную жизнь.

Сказка заканчивается, приходит реальная жизнь и выгоняет нас с праздника, на котором мы только что оказались. Мы не были пьяными на самом деле и не оказывались в сказочной стране, которой вообще нет, пора возвращаться в суровую действительность, но, при этом, усвоить уроки, вынесенные из сказки. Именно об этом говорит нам выражение «Я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало». Поэтому относитесь к сказкам серьезно, воспринимайте уроки, которые в ней скрыты и не забывайте вовремя переключаться на реальность.

Статьи по теме